Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Фомина Татьяна Михайловна

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 7 класса составлена на основе УМК под ред. Баранова, Ладыженской, Тростенцовой. Она содержит информацию об испольуемом учебно-методическом комлекте, цели преподаваемого курса, умения и навыки, содержание и требования к ЗУНам учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska-rus.yaz_.-7kl.odt31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М.: Просвещение — 2009, сборника нормативных документов и федерального компонента государственного образовательного стандарта. По учебному плану на изучение русского языка в 7 классе выделено 5 часов в неделю  или 170 ч. в год, из них на уроки развития речи- 28 ч.

       Для преподавания данной дисциплины используется учебно-методический комплект:

  • Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. - М., Просвещение.- 2006.
  • Богданов Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: кн. для учителя / Г.А.Богданова. - 3-е изд. - М.-: Просвещение.-2006.
  • Обучение русскому языку в 7 классе. Метод.рекомендации к учебнику для 7 кл. общеобразовательн. учрежд. / Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов. - М.: Просвещение.-2006.
  • Дидактический материал по русскому языку: 7 кл. кн. для учителя / ТА. Тростенцова, М.Т. Баранов. М.: Просвещение.-2008.
  • Тесты по русскому языку: 7класс/ Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов. - М.: Просвещение.-2008.
  • Рабочая тетрадь по русскому языку: 7класс/ Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов. - М.: Просвещение.-2012.
  • Интернет-ресурсы
  • Мультимедийные и технические средства

          Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

- познакомить учащихся с самостоятельными (причастие, деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;

  • формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
  • совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
  • воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явление культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

            К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:

  • по фонетике и орфоэпии: проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые служебные части речи; анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
  • по морфемике и словообразованию: по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов различных частей речи; анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
  • по лексикологии и фразеологии: соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических словарей; находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре.
  • по морфологии: различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения
  • .по орфографии:    владеть правильным способом применения    изученных    правил орфографии;    учитывать    значение,    морфемное         строение     и    грамматическую характеристику  слов  при  выборе  правильного  написания;  аргументировать тезис  о системном характере русской орфографии.
  • по синтаксису и пунктуации: составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций , использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса:

-диктанты (с грамматическим заданием: объяснительный, предупредительный, выборочный и тд.);

-сочинения (по картине, по воображению,  по данному сюжету, на материале жизненного опыта);

-изложения (выборочное, подробное, сжатое);

-тесты;

-комплексный анализ текста;

-публичные выступления.

Содержание обучения русскому языку в 7 классе:

  1. Русский язык как развивающееся явление (1  ч)
  2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (12 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

  1. Причастие (25 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства  прилагательных и глаголов у причас тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы я в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

    II.  Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе ния с причастным оборотом.

    III.  Описание внешности человека: структура текста, языко вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы борочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

  1. Деепричастие (10 ч + 2 ч)

I.  Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер шенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

II.  Умение правильно строить предложение с деепричастным обо ротом.

III.  Рассказ по картине.

  1. Наречие (28 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль   наречий.   Словообразование   наречий.Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя щих на конце наречий.

II.  Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III.  Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

 6. Категория состояния (4 ч + 2 ч)

I.  Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II.  Выборочное изложение текста с описанием состояния че ловека или природы.

7. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

8. Предлог (11 ч + 2 ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

П. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас сказ на основе увиденного на картине.

9. Союз (16 ч + 2 ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; упо требление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек-стообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же.

II.  Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III.  Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко вые особенности.

10. Частица (18 ч + 4 ч)

I.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые части цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.  Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.  Рассказ по данному сюжету.

11. Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)

I.Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо метий в предложении. Звукоподражательные слова  и  их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.  Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

12. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (12 ч + 2 ч) Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА

I.  Учащиеся должны знать определения основных изучен ных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, ор фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от веты, приводя нужные примеры.

II.  К. концу VII класса учащиеся должны овладеть сле дующими умениями   и   навыками:

—  производить морфологический разбор частей речи, изучен ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

—  составлять предложения с причастными и деепричастны ми оборотами;

—  соблюдать нормы литературного языка в пределах изу ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче ские ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя емыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные оборо ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.