Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 9 класс ФГОС (Т.А.Ладыженская)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему
В пояснительной записке указаны цели и задачи премета, УУД, место предмета в учебном плане, содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl_fgos_poyas.zap_._russkii.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной Программы основного общего образования по русскому языку и рабочей П рограммы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской , Н.М. Шанского и др. (М.:Просвещение, 2012).
Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка
в основной школе
- Воспитание духовно – богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания , человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально – этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей , формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 9 классе в разделе «Повторение изученного в 5 – 8 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 9 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно – урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно – коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются входной контроль в начале и в конце триместра; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных(«Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Содержание программы
«Международное значение русского языка»
Повторение изученного в 5 – 8 классах
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Развитие речи (далее Р.Р.). Устное сообщение. Написание письма. Изложение с продолжением.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.
Сложное предложение. Культура речи
Понятие о СП. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями СП. Интонация СП.
Р.Р. анализ интонационного рисунка предложения. Прямая речь. Диалог. Сочинение.
К.Р. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием.
ССП
Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с разделительными союзами. СПП с соединительными союзами. СПП с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями СПП. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП. Повторение (контрольные вопросы и задания).
Р.Р. Устное сочинение на заданную тему. Сочинение по картине. Комплексный анализ текста.
СПП
Понятие о СПП. Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП.
Р.Р. Редактирование текста. Подробный пересказ текста. Отзыв о картине.
К.Р. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием.
Основные виды СПП
СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. Повторение.
Р.Р. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Сочинение- рассуждение. Связный текст по данному началу.
К.Р. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 1 по теме «СПП».
БСП
Понятие о БСП. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. БСП со значением противоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение.
Р.Р. Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).
К.Р. Контрольное тестирование №2 по теме «БСП».
СП с различными видами связи
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. Знаки препинания в СП с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное выступление.
К.Р. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика и словообразование. Синтаксис и морфология.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
К.Р. Итоговое тестирование.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
Международное значение русского языка– 1ч.
Повторение изученного в 5-8 классах – 13ч (в т.ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).
СП, Культура речи – 13ч. (в т.ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).
ССП – 7ч. (в т.ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).
СПП – 7ч (в т.ч. 1 К.Р.).
Основные группы СПП – 30ч (в т.ч. 2 К.Р., 2 Р.Р.).
БСП – 13ч (в т.ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).
СП с различными видами связи – 12ч (в т.ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах – 6ч (в т.ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами диалога и монолога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой – либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основных научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики; лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Используемый учебно – методический комплекс
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Обучение русскому языку в 9 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2015
Описание материально – технической базы
- Дополнительная литература:
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
2.Интернет – ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http:// school – collection.edu.ru
2. Сайт «Сеть творческих учителей». – Режим доступа : http://www. it-n. ru
3. Сайт Министерства образования и науки РФ. – Режим доступа : http:// mon .gov. ru
3.Информационно – коммуникативные средства:
Слайды; презентации
4.Наглядные пособия:
Индивидуальные карточки; раздаточный материал; схемы; таблицы
5.Технические средства обучения:
1.Видеоплеер, DVD – плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Мультимедийный компьютер.
4. Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CD – R).
6.Учебно – практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Штатив для таблиц.
3. Ящики для хранения таблиц.
4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.)
7.Специализированная мебель:
Компьютерный стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Пояснительная записка к рабочей программе по ФК 5 класс ФГОС 2 часа в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Рабочая программа основного общего образования по физической культуре для 5 класса составле...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 7 класс. ФГОС.
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 7 класс ФГОС....
пояснительная записка к рабочей программе по ЛИТЕРАТУРЕ 5 класс (ФГОС ООО); тематическое планирование
Рабочая программа по программе Коровиной....
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 9 класс ФГОС (В.Я.Коровина)
В пояснительной записке указано количество часов, место предмета в учебном плане, содержание курса....
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 8 класс ФГОС (В.Я.Коровина)
В пояснительной записке указано место предмета в учебном плане, дана общая характеристика программы....
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 5 класс ФГОС
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012); требований ФГОС основного общего образования втор...