Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 9 класс ФГОС (Т.А.Ладыженская)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

В пояснительной записке указаны цели и задачи премета, УУД, место предмета в учебном плане, содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_fgos_poyas.zap_._russkii.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной Программы основного общего образования по русскому языку  и рабочей П рограммы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской , Н.М. Шанского и др. (М.:Просвещение, 2012).

Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка

в основной школе

  • Воспитание духовно – богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания , человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально – этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей , формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки  спланированы  с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание  коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

         Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.  

        Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

        В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 9 классе в разделе «Повторение изученного в 5 – 8 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

        Разделы учебника «Русский язык. 9 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)

        В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

        В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Форма организации образовательного процесса: классно – урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно – коммуникационные, здоровьесбережения и т.д. 

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются  входной контроль в начале и в конце триместра; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных(«Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста. 

Содержание программы

«Международное значение русского языка»

Повторение изученного в 5 – 8 классах

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Развитие речи (далее Р.Р.). Устное сообщение. Написание письма. Изложение с продолжением.

Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.

Сложное предложение. Культура речи

Понятие о СП. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями СП. Интонация СП.

Р.Р. анализ интонационного рисунка предложения. Прямая речь. Диалог. Сочинение.

К.Р. Контрольный диктант №2  с грамматическим заданием.

ССП

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с разделительными союзами. СПП с соединительными союзами. СПП с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями СПП. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП. Повторение (контрольные вопросы и задания).

Р.Р.  Устное сочинение на заданную тему. Сочинение по картине. Комплексный анализ текста.

СПП

Понятие о СПП. Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП.

Р.Р. Редактирование текста. Подробный пересказ текста. Отзыв о картине.

 К.Р. Контрольный диктант №3  с грамматическим заданием.

Основные виды СПП

СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. Повторение.

Р.Р. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Сочинение- рассуждение. Связный текст по данному началу.

 К.Р. Контрольный диктант №4  с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 1 по теме «СПП».

БСП

Понятие о БСП. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. БСП со значением противоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение.

Р.Р.  Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).

К.Р. Контрольное тестирование №2 по теме «БСП».

СП с различными видами связи

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. Знаки препинания в СП с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.

Р.Р. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное выступление.

К.Р. Контрольный диктант №5  с грамматическим заданием.

Повторение и систематизация изученного в 5-9  классах

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология.  Морфемика и словообразование. Синтаксис и морфология.

Р.Р. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

К.Р. Итоговое тестирование.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Международное значение русского языка– 1ч.

Повторение изученного в 5-8 классах – 13ч (в т.ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).

СП, Культура речи – 13ч. (в т.ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).

ССП – 7ч. (в т.ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).

СПП – 7ч (в т.ч. 1 К.Р.).

Основные группы СПП – 30ч (в т.ч. 2 К.Р., 2 Р.Р.).

БСП – 13ч (в т.ч. 1 К.Р.,  2 Р.Р.).

СП с различными видами связи – 12ч (в т.ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).

Повторение и систематизация изученного в 5-9  классах – 6ч (в т.ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение разными видами диалога и монолога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  2. коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой – либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основных научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики; лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  8. понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Используемый учебно – методический комплекс

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык.  9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Обучение русскому языку в 9 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2015

Описание материально – технической базы

  1. Дополнительная литература:
  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

       2.Интернет – ресурсы:

           1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http:// school – collection.edu.ru

           2. Сайт «Сеть творческих учителей». – Режим доступа : http://www. it-n. ru

3. Сайт Министерства образования и науки РФ. – Режим доступа : http:// mon .gov. ru

     3.Информационно – коммуникативные средства:

      Слайды; презентации

     4.Наглядные пособия:

           Индивидуальные карточки; раздаточный материал; схемы; таблицы

     5.Технические средства обучения:

           1.Видеоплеер, DVD – плеер (видеомагнитофон).

           2. Телевизор.

           3. Мультимедийный компьютер.

           4. Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CD – R).

     6.Учебно – практическое оборудование:

          1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором  приспособлений для крепления таблиц, схем.

          2. Штатив для таблиц.

          3. Ящики для хранения таблиц.

          4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.)

     7.Специализированная мебель:

          Компьютерный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к рабочей программе по ФК 5 класс ФГОС 2 часа в неделю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Рабочая программа основного общего образования по физической культуре для 5 класса составле...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 7 класс. ФГОС.

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 7 класс ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 9 класс ФГОС (В.Я.Коровина)

В пояснительной записке указано количество часов, место предмета в учебном плане, содержание курса....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 8 класс ФГОС (В.Я.Коровина)

В пояснительной записке указано место предмета в учебном плане, дана общая характеристика программы....

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 5 класс ФГОС

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012); требований ФГОС основного общего образования втор...