Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс В.В. Бабайцева
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Воронкевич Елена Николаевна

Программа и тематическое планирование курса «Русский язык 8 класс»  базируются на следующих нормативных документах и программно-методических материалах:

 

Ø  Закон РФ «Об образовании» (ст.7)

 

Ø  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый приказом  Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

Ø  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312)

 

Ø  Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

 

Ø  Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./ сост. Е.И. Харитонова.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа №12

утверждена       ______   2014

директор           Бубнова С.Н.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»

Параллель – 8 классы

Разработчик:

Воронкевич Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

Мурманск

2014

Пояснительная записка

Цель Рабочей программы по курсу «Русский язык. 8 класс»:

определение содержания учебного материала, объёма знаний, умений, навыков, подлежащих  обязательному усвоению по учебному курсу.

Программа и тематическое планирование курса «Русского языка 8 класс»  базируются на следующих нормативных документах и программно-методических материалах:

  • Закон РФ «Об образовании» (ст.7)

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый приказом  Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  • Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./ сост. Е.И. Харитонова.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2009.

В структуру Рабочей программы  входят:  

  1. Введение (пояснительная записка)
  2. Содержание учебного материала (основные блоки, модули) .Учебный план.
  3. Учебно-методическое обеспечение. Список основной и дополнительной учебной литературы для обучающихся и педагогов
  4. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
  5. Требования к уровню подготовки обучающихся.
  6. Учебно-тематическое планирование

Основная цель изучения русского языка:

 Формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, орфоэпии, лексики, морфемики,  морфологии, орфографии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

- формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

- формировать умение анализировать и составлять тексты различных жанров и стилей.

Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы. Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа.

Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека во всех областях жизни.

 В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Сопоставление Примерной и авторской программ выявило следующие различия. В содержании, обеспечивающим формирование коммуникативной компетенции, Примерная программа, в отличие от авторской, выделяет следующие дидактические единицы: речевое общение, речевая деятельность – чтение, аудирование, говорение, письмо; текст как продукт речевой деятельности; нормативность, уместность, эффективность речевого поведения. В содержании, обеспечивающем формирование языковой и лингвистической компетенции, в отличии от авторской программы, выделены следующие дидактические единицы:

Раздел науки о языке

Дидактические единицы, которые были введены в авторскую программу

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Предложение

Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Предложения утвердительные и отрицательные.

Простое предложение

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи согласования с определяемым словом. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Нормы сочетания однородных членов. Особенности употребления вводных конструкций.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч)

Русский язык – родной язык

Повторение изученного в 5-7 классах (3ч)

 Синтаксис и пунктуация

Понятие о синтаксисе (3ч). Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.

Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования (2ч). Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные препинания. Сочетания знаков препинания.

Словосочетание (3ч). Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания.

Предложение (5ч). Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Простое предложение (13ч). Основные виды простого предложения, Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Главные члены предложения. 

Подлежащие. Способы его выражения.

Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения.

Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как вид определения. Дефис при приложении.

Дополнение. Его основные значения и способы выражения.

Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.

Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения. Синтаксические функции инфинитива.

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

Односоставные предложения (8ч).

Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений по строению.

Особенности использования односоставных предложений в речи.

Синонимика двусоставных и односоставных предложений.

Знаки препинания в конце назывных предложений.

Полные и неполные предложения (2ч).

Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в

неполном предложении.

Осложнённое предложение

Предложения с однородными членами (8ч).

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами (15ч).

Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения.

Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения.

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительным с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями (9ч).

Вводные слова(словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности. Разряды вводных слов. Вводные предложения.

Синонимия вводных конструкций.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями.

Выделение на письме вводных предложений.

Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.

Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращений в речевом общении. Этические нормы использования обращений. Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи. Знаки препинания при обращении.

Слова-предложения (1ч). Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.

Повторение (15ч).

Развитие речи.

Речь устная и письменная. Словесное рисование.

Текст. Микротема. Микротекст.

Основные способы и средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Порядок предложений в тексте. Обращение как средство связи предложений в тексте.

Композиционные формы сочинений. Рассуждение на литературную тему. Психологический портрет.

Учебно – тематическое планирование

п/

Тема

Кол-во часов

В том числе уроки на:

К. Р.

Р.К.

п

Развитие речи

Уроки

Сочинения

Изложения

1

Введение. Русский язык как государственный язык РФ.

2

2

Повторение изученного в 5-7 классах

9

1

1- сочинение-повествование, домашнее

1

3

3

Понятие о синтаксисе и пунктуации

7

3

1- изложение, близкое к тексту

4

Словосочетание

7

2

1- сочинение-описание, аудиторное

1

5

Простое предложение

5

1

6

Главные члены предложения

9

1

1

7

Второстепенные члены предложения

11

2

1 – изложение с элементами сочинения

1

1

8

Односоставные предложения

12

1

1- сочинение – рассуждение, домашнее

1

1

9

Предложения с однородными членами

17

5

1- сочинение – повествование, аудиторное

1 – изложение, близкое к тексту с грамматическим заданием

1

10

Предложения с обособленными членами

33

6

1 – сочинение-описание по картине, аудиторное;

1 – сочинение – рассуждение, аудиторное;

1 – сочинение – рассуждение, домашнее

1- сжатое изложение

2

4

11

Повторение изученного в 8 классе

24

4

1 – сочинение-описание по картине, аудиторное;

1 – выборочное изложение;

1

Итого

136

20

Сочинений 8: 3- сочинения – описания, аудиторные;

 2- сочинения – повествования, из них 1-домашнее,1- аудиторное;

 3- сочинения – рассуждение, из них 1- аудиторное, 2- домашние.

Изложений 5: 2- близких к тексту, 1 сжатое, 1- выборочное, 1 – изложение с элементами сочинения.

9

9

      Количество часов

За I четверть

36

За II четверть

28

За III четверть

36

За IV четверть

36

Всего за год.

136

Организация учебного процесса - классно-урочная.

Рабочая программа составлена  на 136 часов (4 часа в неделю) и  рассчитана на 34 учебные недели. Из них  116 часов - русский язык, 20- развитие речи.

Межпредметные  связи с литературой – художественные тексты, с искусством -  описание произведений искусства, с историей – культурно-исторический аспект.

Преемственность (обоснование логики структуры программы) – изучение раздела «Синтаксис», «Пунктуация» идет после изучения разделов «Причастие», «Деепричастие», «Служебные части речи» 7 классе  перед усвоением таких разделов, как «Сложное предложение», «Пунктуация»  в 9 классе.

Технологии, методы и формы работы – игровая (интеллектуальные игры); проблемно-исследовательская технологии, объяснительно-иллюстративные технологии, ИКТ. Формы работы фронтальные, групповые, индивидуальные.

I.Методы организации учебной деятельности

II. Методы организации познавательной деятельности

Словесный (монолог, беседа)

Репродуктивный (пересказ, заучивание правил, терминов)

Словесно-печатный (слово, учебник, рабочая тетрадь,  словарь и другие средства обучения)

Объяснительно-иллюстративный (рассказ с опорой на иллюстрацию, план, схему, повторение действий учителя)

Наглядный (применение ТСО, схем, таблиц, учебных картин и т.д.)

Продуктивные: Частично-поисковый (заполнение сравнительной таблицы и др.)

Практический (отработка навыков применения правил)

Эвристический (поиск ответа на задачу, вопрос без готового ответа в тексте);  Проблемный (постановка проблемы, выдвижение гипотез, аргументация, выводы);  Исследовательский (постановка проблемы, цели исследования, изучение круга источников и литературы, реферативное исследование, защита рефератов,

Учебно-методическое обеспечение.

В учебно-методическое обеспечение входят: 1)  список основной литературы - учебники, учебные пособия, обеспечивающие усвоение учебного материала.

 2) список дополнительной учебной литературы - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации (не более 10 наименований).

Список основной литературы:

1.  Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /  В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 20-е изд. – М.: Дрофа, 2011. – 319 с.

2.  Русский язык. Практика.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.С. Пичугов, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией Ю.С.Пичугова. М.: Дрофа, 2013. – 252 с.

3. Русская речь. Развитие речи. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. М.: Дрофа, 2012. – 160 с.

4. Русский язык. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углубленное изучение/ В.В. Бабайцева, М.И. Сергиенко.- М.: Дрофа, 2013.- 110с.

Список дополнительной учебной литературы:

1.  Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Русский язык: Сборник заданий. 8– 9 классы: Пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы». – М.: Дрофа, 2007. – 316 с.

2. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

3.  Никитина Е.И. Уроки развития речи : к учебнику «Русская речь. Развитие речи». 8 кл. – М.: Дрофа, 2008. – 224 с.

4.  Тестовые задания по русскому языку. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2012. – 184 с.

5.  Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение, 2004.

6.  Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995. – 495 с.

7.  Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 240 с.

8.  Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2001.

9.  Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА Секреты орфографии.- М, 1994. – 222 с

10.  Обучение русскому языку в 8 классе: метод. указания к учебнику: пособие для учителя/ В.В. Бабайцева, Г. К. Лидман-Орлова, Ю.С. Пичугов. – М.: Просвещение, 1998. – 159 с.

11. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2002.

12.  В.В. Бабайцева, Л.Д.Беднарская Русский язык. Сборник заданий 8-9 классы к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория 5-9 классы.

13.  Постникова И.И. Это непростое простое предложение. – М.,1985.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение образовательные ресурсы сети Интернет, презентации, видеофильмы, иллюстрированные материалы – репродукции картин. Использование видеомагнитофона и телевизора, компьютера, проектора и интерактивной доски

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса.

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.

Уметь: речевая деятельность:

аудирование:

• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

• фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

• определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

• рецензировать устный ответ учащегося;

• задавать вопросы по прослушанному тексту;

• отвечать на вопросы по содержанию текста;

• слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

•прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

• используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;

• при необходимости переходить на изучающее чтение;

• читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

• пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

• вести репортаж о школьной жизни;

• строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

• создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства,

текста-описания;

• составлять инструкции по применению того или иного правила;

• принимать участие в диалогах различных видов;

• адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и.т.п.

письмо:

• пересказывать фрагмент прослушанного текста;

• пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

• создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

• писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

• составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

• находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

• распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

• правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

• разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

• разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

• пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

• разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

• пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);

• оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

• находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

• распознавать части речи и их формы;

• соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

• опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

•применять орфографические правила, объяснять правописания трудно проверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

• опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

• различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

• правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;

• правильно строить предложения с обособленными членами;

• проводить интонационный анализ простого предложения;

• выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

• проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

• использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

• владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых

предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 5-9 классов

Основа: федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Примерная программа по русскому языку (5 – 9 классы): Сборник нормативных документов. Русский язык в образователь...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 7 класса

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 7 класса составлена на основе УМК под ред. Баранова, Ладыженской, Тростенцовой. Она содержит информацию об испольуемом учебно-методическ...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....