Технологическая карта урока по учебному курсу «Как задать вопрос» в 5б классе «Кто-кто в алфавите живет? Занимательные игры с буквами и словами» (ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Смотрова Эльвира Владимировна

Тема  урока:  «Кто-кто в алфавите живет? Занимательные игры с буквами и словами»

 Класс: 5 класс Б

Тип урока:   урок-игра 

Технология: развитие критического мышления через чтение и выполнение заданий

Цель урока:   практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени, развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств.

Предметные результаты:

Научатся: осмысляя поставленную перед ними задачу  выполнять задания в игровой форме, логически мыслить.

Получат возможность научиться:  выполнять задания нестандартной формы, задавая к ним правильные вопросы. 

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.   

Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса  и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

УУД личностные:  Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: П1 – проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 -   определяют основную и второстепенную информацию; П3 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

УУД коммуникативные: К1 – приобретают  опыт  работы в группе; К2 - практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhn.karta_-_kto-kto_v_alfavite_zhivet.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»

Технологическая карта урока по учебному курсу «Как задать вопрос» в 5б классе
«Кто-кто в алфавите живет?

Занимательные игры с буквами и словами»

(ФГОС)

                                                                                                      Подготовила:

учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                           Смотрова Эльвира Владимировна

п.Пангоды

 2014

Тема  урока:  «Кто-кто в алфавите живет? Занимательные игры с буквами и словами»

 Класс: 5 класс Б

Тип урока:   урок-игра  

Технология: развитие критического мышления через чтение и выполнение заданий

Цель урока:   практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени, развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств.

Предметные результаты:

Научатся: осмысляя поставленную перед ними задачу  выполнять задания в игровой форме, логически мыслить.

Получат возможность научиться:  выполнять задания нестандартной формы, задавая к ним правильные вопросы.  

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.    

Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса  и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

УУД личностные:  Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: П1 – проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 -   определяют основную и второстепенную информацию; П3 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

УУД коммуникативные: К1 – приобретают  опыт  работы в группе; К2 - практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.  

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.     

                                                                                                                                                                   

 

п/п

Этап урока

        Деятельность

             учителя

      Деятельность

           учащихся

          Результат

          Оценка

1.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Итак, дорогие ребята, сегодня мы определим знатоков русского языка и литературы. В ходе нашего мероприятия вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества.

 Я бы хотела начать урок  с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне?

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

    Я буду этому очень рада!                           Предлагаю сегодня поработать в командах. Сигналом  о выполнении вами задания  будут смайлики разного цвета и регулятор команды.

Состязание будет состоять из 7 раундов, в которых команда получает очки за правильные ответы. В результате компетентное жюри из учителей – определит, кто же станет победителем!

Объясняют смысл приветствия.

Волевая саморегуляция

Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощрение учителя

2.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Объясняет правила игры:

•        В игре участвуют 2 команды по 10 человек.

•        Учитель читает вопрос, играющие внимательно слушают его до конца. В течение 1-5 минут команды советуются и принимают решение, кто будет отвечать.

•        Капитан команды поднимает сигнал и называет имя игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос.

•        Выигрывает та команда, которая даст правильный ответ раньше всех, не сделав при этом фальстарта.

•        Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается соперникам.

•        Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

Обучающиеся внимательно слушаю правила игры, находят свой модуль быстрого и успешного выполнения поставленной перед ними задачи

Планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция  (Р). Поиск и выделение необходимой информации (П).

Умение оформлять свои мысли в устной форме (К).

Словесная оценка учителя работы команд, уч-ся.

Самооценка в оценочном листе листе.

3.

Актуализация знаний.

Учитель предлагает вспомнить :

  • Что такое крылатое выражение?
  • Пословицы и поговорки.
  • Орфографические, фонетические приемы.

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

 Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К).

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П).

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Словесная оценка учителя

4.

Обобщение и систематизация знаний.

I. Объясните значение следующих крылатых выражений.

Какие способности позволяет у учащегося развить это задание? (слайд 2).

II. Любопытный (слайд 3,4).

III. Запиши окончание пословиц и поговорок .

Что заключено в пословицах и поговорках? (Народная мудрость), Чем важны для нас пословицы и поговорки? (Передает знания, накопленные многими поколениями, эмоционально развивает и совершенствует речь). (слайд 5).

IV. Найдите на рисунке слова с Ь в конце и в середине (слайд 6).

Сформулируйте ваши вопросы команде-сопернице, чтобы можно было вспомнить правописание мягкого знака в разных частях речи (слайд 7).

V. Отгадай загадки (слайд 8-11).

Продолжите фразу: «Ребусы - …». Оцениваются остроумные ответы (слайд 12).

VI. Назовите как можно больше предметов со звуком «С», изображённых на картинке (слайд 13).

Загадайте любое слово из картинки, команда соперников может задать три наводящих вопроса, чтобы отгадать слово (слайд 14).

VII. Поиграем со словами (слайд 15,16,17).

Что позволило вам успешно выполнить задания? (слайд 18).

Объясняют значение крылатых выражений.

Отвечают на проблемные вопросы, поставленные перед ними учителем.

Подбирают слова на одну и ту же букву, чтобы ответить на заданные вопросы.

Восстанавливает пословицы по началу.

Находит слова на картинке с заданной орфограммой.

Отгадывают загадки, ребусы.

По заданным схемам воспроизводит написанное.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П).

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в оценочном листе.

5.

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценивает работу на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Поднимают руку.

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).

Умение выражать свои мысли (К).

Волевая само-регуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р).

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в оценочном листе.

6.

Домашнее задание.

Повторить орфограмму «Правописание мягкого знака в разных частях речи».

Записывают ДЗ в дневниках.

Оценка учителя


Приложение №1

Оценочный лист

Команда №1

ФИ

Задания

Доп. балл

Общий балл

1

2

3

4

5

6

7

Оценочный лист

Команда №2

ФИ

Задания

Доп. балл

Общий балл

1

2

3

4

5

6

7

Приложение №2

Список используемых источников

1.        Гилева А.А., Иванова Л.К. Дидактические игры и игровые занятия на уроках русского языка. – Тбилиси, 1987.

2.        Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.

3.        Маршак С. Весёлая азбука. – М., 1986.

4.        Минскин А.М. От игры к знаниям. – М., 1987

5.        Сборник загадок/сост. М.Т.Карпенко. – М., 1988.

6.        Генике,  Е. А., Трифонова,  Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифоова . – М.: БОНФИ, 2002

7.        Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

8.        Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Механические колебания. Периоды математического и пружинного маятников". 9 класс. ФГОС

Урок физики в 9 классе в форме ФГОС.Класс разбит на группы, каждая группа составляет мини-проект....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...

Технологическая карта урока по теме: "Дом. Употребление оборота thereis\ are". 4 класс. По ФГОС.

Тема: «Дом. Употребление оборота thereis\ are» Класс: 4 Тип урока:«открытия» нового знания Оборудование:УМК. М.З. Биболетова, Н. Н. Трубанёва «Программа курса английского языка. Английс...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....

Технологическая карта урока. О.В.Афанасьева, Д.Дули. Английский язык. 10 класс. ФГОС. Тема урока: Teen activities.

Цели: Практическая: формирование у учащихся умений в изучающем чтении, изучение и активизация новой лексики по теме  “ Teens activities ”, практика диалогического общения.Развива...

Технологическая карта урока по учебному предмету «английский язык» в 7-ом классе на тему «Что ты знаешь о школьной жизни в Англо-говорящих странах»

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): Личностные: -развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; -формирование ответственно...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....