Урок-путешествие в 6 классе по теме "Фразеология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок представляет собой занятие по закреплению изученного материала по теме "Фразеология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Астрахановская основная общеобразовательная школа»
Урок – путешествие в 6 классе по теме «Фразеология»
Разработал: учитель русского языка и литературы
1квалификационной категории
Ерманова Татьяна Тимофеевна
Цель урока: повторить понятие о лексике, как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;
продолжить формировать умение определять лексическое значение слова; совершенствовать навыки работы со словарями;
воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.
- Организационный момент.
- Введение в тему урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в трудное, но очень увлекательное путешествие.
Задача нашего путешествия – побывать в стране, о которой мы говорили на предыдущих уроках. Это страна Лексика. Компасом будут служить ваши знания. Перед вами лежат листы контроля. В них вы будете выполнять некоторые задания.
- Эвристическая беседа.
Учитель: Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой?
- выслушиваются ответы детей.
Вывод: Лексика ( от греческого «лексикус») – слова, выражения, оборот.
- Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый» по словарю.
- дети зачитывают ответы.
1. Обладающий большим имуществом.
2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
3. Имеющий что-либо в большим количестве, с избытком.
4.перен. Содержащий много качеств.
- Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку
- Ответы учащихся.
- Чем еще богат язык? ( Язык богат словами, грамматическими формами для выражения мыслей и их оттенков.)
- Кто может сказать, сколько слов в русском языке? (Количество слов постоянно изменяется, поэтому назвать точное число слов невозможно.)
- Где собраны все слова? ( В словарях.)
- Какие словари вы знаете? ( Дети называют словари, которые они принесли и называют авторов.)
Выставка словарей
1. Толковый словарь. 2. Орфографический словарь. 3. Словарь антонимов. 4. Словарь синонимов. 5. Фразеологический словарь. 6. Словарь иностранных слов.
Учитель: Мы с вами не раз бывали в библиотеке, где нам рассказывали о словарях. Мы знаем, что в них отражается богатство русского языка, но оно создается не только большим количеством слов, а еще и тем, что в русском языке есть многозначные слова, слова с переносным значением, слова, близкие по значению.
- Создание проблемной ситуации.
Учитель: Чем отличаются слова друг от друга? ( Слова отличаются лексическим значением, о нем мы узнаем в толковом словаре.)
Поскольку мы сегодня с вами путешествуем, попробуем определить значение слова «путешественник» по толковому словарю. ( Человек, который путешествует.)
- Всем словам русского языка находится свое место в огромной стране, название которой Лексика. Рассмотрим карту. Как и на любой другой карте, здесь есть территориальное деление, сегодня мы исследуем лишь некоторые из этих территорий.
5. Игра с учащимися.
Учитель: Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Мы приближаемся к бухте Однозначные и Многозначные Слова.
Задание №1.
Учитель: Как называется произведение и кто его автор?
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
( «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина)
- Как называются слова «судно – корабль»? (Синонимы.)
- Дайте определение синонимам.
Задание №2.
Учитель : И вот перед нами земля. Прочитайте предложения, определите, значений у слова «земля» ?
- После второго удара богатырь ушел в землю по пояс. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. Земля совершает вращение вокруг Солнца. За землю родную сложил буйную голову.
(1. Почва. 2. Суша. 3. Планета. 4. Страна.)
- Как называются такие слова? (Многозначные.)
Задание №3.
Учитель Вот и побывали мы с вами в бухте Многозначной. А теперь новое испытание. Совершим путешествие по одному из островов. Посмотрите на эти фотографии. Каких животных вы видите? ( Тигр, лев, жираф, слон.)
- Какие из этих слов однозначные? Многозначные? ( ответы учащихся)
- Так какие же слова называются многозначными?
Задание №4.
Мы приплыли в следующую бухту. Записываем в тетрадь:
1. Языку учиться – всегда пригодится.
2. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык.
4. Я больно прикусил язык.
- В каком значении употребляется слово «язык» в 4 предложении? А в 1,2, 3-ем? Дети делают вывод: это слово многозначное, в 4 предложении оно в прямом значении, в остальных – в переносном.
Смотрим на карту, где мы находимся? ( В бухте Прямое и Переносное Значение. Что такое прямое значение? А переносное?
- Что дает нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения? ( Употребляя слова в различных значениях, мы делаем нашу речь выразительной.)
- Какое определение существует для таких слов в литературе? Приведите примеры. ( Примеры метафор.)
6. Физкультминутка.
7. Продолжение игры.
Учитель: Вы устали путешествовать? Давайте немного передохнем и отгадаем шуточные загадки.
- Из какого крана нельзя напиться? ( Из подъемного)
- Какое ушко ничего не слышит? (Игольное)
- Какой косой нельзя косить? (Песчаной, девичьей)
- На каком явлении русского языка построены эти вопросы? ( На явлении омонимии)
- Какие слова называются омонимами?
- Мы сделали привал у стен какого-то города. Но попадем мы в него, если скажем, о каких ключах говорится в следующих строчкахи как называются эти слова.
Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Не откроешь эту дверь. ( Ответы: 1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. 2. Музыкальный термин. 3. Родник.)
- Так у какого же города мы находимся? (Город Омонимы.)
Задание № 5.
- Учитель: Возьмите листы контроля и выпишите из толкового словаря слова-омонимы , по 2 примера. Что такое омонимы? (Слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.)
Пора двигаться дальше. Впереди нас ждет новая бухта. Ее название вы назовете после выполнения задания.
Задание №6.
Учитель: Закончите предложения.
В театре за актом следует акт,
А между ними нужен (антракт).
На время дело прекратив,
Вдруг объявили (перерыв).
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать (передышку).
После уроков непременно
Нужна ребятам ( перемена
- Как называются такие слова? (Синонимы.) Для чего служат синонимы в речи? ( Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной, яркой и выразительной и чтобы не было повторов.)
Задание №7.
Учитель ; В листах контроля выполним задание: подберите к данным словам синонимы
Дом, красивый, ребенок, жизнерадостный, путь.
- Так что же называется синонимами? (Слова, близкие по лексическому значению)
Задание №8.
Учитель: Впереди последняя бухта – Антонимы. Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова. Как называется эта басня? Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов. Выполните это задание в листах контроля. ( Басня «Слон и Моська». После выполнения этого задания листы контроля сдаются.)
- Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположным значением.)
8. Итоги урока.
Учитель: Наше путешествие закончилось. Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали?
- Какие понятия повторили?
- Нам карте осталось еще несколько неисследованных территорий. Об этих территориях мы будем говорить на следующих уроках.
9. Рефлексия. Оценивание.
10. Домашнее задание. Повторить теоретический материал. Привести примеры на 2 выбранных определения:
- 5 диалектизмов,
- 5 архаизмов,
- 5 неологизмов,
- 5 фразеологизмов,
-5 заимствованных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-путешествие в 6 классе
В данном материале содержится разработка урока- путешествия по теме «Сокращение дробей» в 6 класс...
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок-путешествие в 5 классе по теме "Действия с обыкновенными дроби"
Тип урока:-по дидактическим целям: урок комплексного применения знаний, умений и навыков;- по способу проведения: урок с применением ИКТ.Форма урока: урок-путешествие....
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Урок-путешествие в 7 классе по теме "Движение и взаимодействие тел"
В седьмом классе трудно за один урок повторить и обобщить большую тему "Движение и взаимодействие тел". Нетрадиционная игровая форма дает возможность за ...
"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе
Урок-путешествие в 6 классе при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...
Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"
Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в прошлом и почему не используютс...