Урок-путешествие в 6 классе по теме "Фразеология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок представляет собой занятие по закреплению изученного материала по теме "Фразеология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Астрахановская основная общеобразовательная школа»

Урок – путешествие в 6 классе по теме «Фразеология»

                      Разработал:                учитель русского языка и литературы            

                                                           1квалификационной категории

                                                           Ерманова Татьяна Тимофеевна

Цель урока:  повторить понятие о лексике, как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;

продолжить формировать умение определять лексическое значение слова; совершенствовать навыки работы со словарями;

воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.

  1. Организационный момент.  
  2. Введение в тему урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в трудное, но очень увлекательное путешествие.

Задача нашего путешествия – побывать в стране, о которой мы говорили на предыдущих уроках. Это страна Лексика. Компасом будут служить ваши знания. Перед вами лежат листы контроля. В них вы будете выполнять некоторые задания.  

  1. Эвристическая беседа.

Учитель: Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой?  

- выслушиваются ответы детей.

Вывод: Лексика ( от греческого «лексикус») – слова, выражения, оборот.  

- Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый» по словарю.  

- дети зачитывают ответы.  

1. Обладающий большим имуществом.

2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

3. Имеющий что-либо в большим количестве, с избытком.

4.перен. Содержащий много качеств.

- Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку  

- Ответы учащихся.  

- Чем еще богат язык? ( Язык богат словами, грамматическими формами для выражения мыслей и их оттенков.)

- Кто может сказать, сколько слов в русском языке? (Количество слов постоянно изменяется, поэтому назвать точное число слов невозможно.)

- Где собраны все слова? ( В словарях.)

- Какие словари вы знаете? ( Дети называют словари, которые они принесли и называют авторов.)  

                      Выставка словарей

 1. Толковый словарь. 2. Орфографический словарь. 3. Словарь антонимов. 4. Словарь синонимов. 5. Фразеологический словарь. 6. Словарь иностранных слов.

Учитель: Мы с вами не раз бывали в библиотеке, где нам рассказывали о словарях. Мы знаем, что в них отражается богатство русского языка, но оно создается не только большим количеством слов, а еще и тем, что в русском языке есть многозначные слова, слова с переносным значением, слова, близкие по значению.

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Чем отличаются слова друг от друга? ( Слова отличаются лексическим значением, о нем мы узнаем в толковом словаре.)

Поскольку мы сегодня с вами путешествуем, попробуем определить значение слова «путешественник»  по толковому словарю. ( Человек, который путешествует.)

- Всем словам русского языка находится свое место в огромной стране, название которой Лексика. Рассмотрим карту. Как и на любой другой карте, здесь есть территориальное деление, сегодня мы исследуем лишь некоторые из этих территорий.  

5. Игра с учащимися.  

Учитель: Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Мы приближаемся к бухте Однозначные и Многозначные Слова.

                             Задание №1.

Учитель: Как называется произведение и кто его автор?

                           Ветер весело шумит,

                           Судно весело бежит

                           Мимо острова Буяна…

                          И знакомая страна

                          Вот уж издали видна.

                          Пушки с пристани палят,

                          Кораблю пристать велят.

( «Сказка о царе Салтане»  А.С.Пушкина)

- Как называются слова «судно – корабль»? (Синонимы.)  

- Дайте определение синонимам.

                                Задание №2.  

Учитель : И вот перед нами земля. Прочитайте предложения, определите, значений у слова «земля» ?

- После второго удара богатырь ушел в землю по пояс. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. Земля совершает вращение вокруг Солнца. За землю родную сложил буйную голову.

(1. Почва. 2. Суша. 3. Планета. 4. Страна.)

- Как называются такие слова?   (Многозначные.)

                                       Задание №3.

Учитель Вот и побывали мы с вами в бухте Многозначной. А теперь новое испытание. Совершим путешествие по одному из островов. Посмотрите на эти фотографии. Каких животных вы видите? ( Тигр, лев, жираф, слон.)

- Какие из этих слов однозначные? Многозначные? ( ответы учащихся)  

- Так какие же слова называются многозначными?

                                                   Задание №4.

Мы приплыли в следующую бухту. Записываем в тетрадь:  

1. Языку учиться – всегда пригодится.

2. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык.

4. Я больно прикусил язык.

- В каком значении употребляется слово «язык» в 4 предложении? А в 1,2, 3-ем? Дети делают вывод: это слово многозначное, в 4 предложении оно  в прямом значении, в остальных – в переносном.

Смотрим на карту, где мы находимся?  ( В бухте Прямое и Переносное Значение. Что такое прямое значение?   А переносное?  

- Что дает нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения?  ( Употребляя слова  в различных значениях,  мы делаем нашу речь выразительной.)

- Какое определение существует для таких слов в литературе? Приведите примеры.  ( Примеры метафор.)  

6. Физкультминутка.

7. Продолжение игры.

Учитель: Вы устали путешествовать? Давайте немного передохнем и отгадаем шуточные загадки.  

  1. Из какого крана нельзя напиться?  ( Из подъемного)
  2. Какое ушко ничего не слышит? (Игольное)
  3. Какой косой нельзя косить? (Песчаной, девичьей)  

- На каком явлении русского языка построены эти вопросы?  ( На явлении омонимии)

- Какие слова называются омонимами?  

- Мы сделали привал у стен какого-то города. Но попадем мы в него, если скажем, о каких ключах говорится в следующих строчкахи как называются эти слова.  

Там, где нужен ключ обычный,

Не поможет ключ скрипичный.

И лесным ключом, поверь,

Не откроешь эту дверь. ( Ответы: 1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. 2. Музыкальный термин. 3. Родник.)  

- Так у какого же города мы находимся?  (Город  Омонимы.)  

                                        Задание № 5.  

- Учитель:  Возьмите листы контроля и выпишите из толкового словаря слова-омонимы , по 2 примера. Что такое омонимы? (Слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.)

Пора двигаться дальше. Впереди нас ждет новая бухта.  Ее название вы назовете после выполнения задания.  

                                              Задание №6.  

Учитель: Закончите предложения.

В театре за актом следует акт,

А между ними нужен   (антракт).

На время дело прекратив,

Вдруг объявили  (перерыв).

В поле пахарь устал слишком,

Нужно сделать  (передышку).

После уроков непременно

Нужна ребятам ( перемена

- Как называются такие слова?   (Синонимы.) Для чего служат синонимы в речи?  ( Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной, яркой и выразительной и чтобы не было повторов.)  

                                              Задание №7.

Учитель ; В листах контроля выполним задание: подберите к данным словам синонимы

Дом, красивый, ребенок, жизнерадостный, путь.

- Так что же называется синонимами?  (Слова, близкие по лексическому значению)

                                        Задание №8.

Учитель: Впереди последняя бухта – Антонимы. Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова. Как называется эта басня?  Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов. Выполните это задание в листах контроля. ( Басня «Слон и Моська». После выполнения этого задания листы контроля сдаются.)

- Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположным значением.)

8. Итоги урока.

Учитель: Наше путешествие закончилось. Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали?  

- Какие понятия повторили?

- Нам карте осталось еще несколько неисследованных территорий. Об этих территориях мы будем говорить на следующих уроках.

9. Рефлексия. Оценивание.

10. Домашнее задание. Повторить теоретический материал. Привести примеры  на 2 выбранных определения:  

- 5 диалектизмов,

- 5 архаизмов,

- 5 неологизмов,

- 5 фразеологизмов,

-5 заимствованных слов.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-путешествие в 6 классе

В данном материале содержится разработка урока- путешествия по теме «Сокращение дробей» в 6 класс...

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок-путешествие в 5 классе по теме "Действия с обыкновенными дроби"

Тип урока:-по дидактическим целям: урок комплексного применения знаний, умений и навыков;- по способу проведения: урок с применением ИКТ.Форма урока: урок-путешествие....

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок-путешествие в 7 классе по теме "Движение и взаимодействие тел"

    В седьмом классе трудно за один урок повторить и обобщить большую тему "Движение и взаимодействие тел".       Нетрадиционная игровая форма дает возможность за ...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"

Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в  прошлом и почему не используютс...