«Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи» урок в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шаталова Наталья Николаевна

Урок в 6 классе по теме:

«Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_gotovyy_urok.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи»

Цели урока:
 
Обучающая:  закрепить умения и навыки обучающихся по  
    определению местоимений среди других частей речи, усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль; повторить основные сведения о личных местоимениях, изменение по лицам, числам, падежам, родам, правописание местоимений.

   Развивающая:  развитие мыслительной деятельности обучающихся, обогащение словарного запаса.

 
 Воспитательная:  воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к русскому языку; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оборудование:

  1. Выставка книг «Стихотворения русских поэтов о природе» (19-20 вв)
  2. Репродукции картин о природе (Рисуют дети)
  3. Учебник «Русский язык» 6 класс. Часть2, М. «Просвещение», 2012 год
  4. Компьютер
  5. Раздаточный материал

План урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся
  2. Проверка домашнего задания
  3. Объявление темы и целей урока. Работа с личными местоимениями.
  4. Работа с местоимением «Я»
  5. «Найдём и исправим ошибку»
  6. Физкультминутка
  7. Работа в группах. Роль местоимений в поэтической речи
  8. Работа над синтаксической ролью местоимений в речи (Групповая и индивидуальная работа)
  9. Обращение к стихотворению А.А.Фета
  10. Составление и разгадывание загадок
  11. Итоги, Д/з

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся. (учитель читает стихотворение Л.Байкова «Улыбайся»)

Улыбайся

Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.

Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.

Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.

Доброе утро, дорогие мои дети! За окном – весна, цветы, улыбки. Давайте вот с таким весенним настроением и проведём сегодняшний урок.

  1.  Проверка домашнего задания

Итак, на прошлом уроке мы с вами говорили о (местоимениях, разрядах, упр.434).

К доске идет – … Синтаксический анализ предложения №1.

Опрос по теме: урока №1.

  1. Объявление темы и целей урока. Работа с личными местоимениями.

Учитель читает отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья. В слове МЫ – сто тысяч Я.» 

- какие местоимения вы услышали в этом отрывке? К какому разряду они относятся?

- личные

- ребята, сегодня мы с вами будем подробно говорить о личных местоимениях, о том, какую роль они играют в нашей речи, каким законам правописания подчиняются. Мы должны будем доказать правильность мысли, заключенной в эпиграфе:      

…Местоимения, подобно ярким лучам солнца, озаряя, высвечивают все уголки родного языка… К.Чуковский

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Я

Ты

Он (она, оно)

Мы

Вы

они

- как вы думаете, почему эти местоимения называются личными?

- они указывают на лицо, не называя его

- перед вами 3 предложения

  • Скоро она вступит в свои права
  • Такая погода продержалась недолго
  • Через несколько дней засияет солнце

- вам ясно, о чём или о ком идёт речь?

- нет

- а что нужно сделать, чтобы всё стало понятно?

- сделать запись более точной, т.е. заменить личные местоимения на сущ., прил., числит.

- запишите исправленные предложения

- можно ли свою речь начинать с подобных предложений?

- нет, потому что не будет понятно, о ком или о чём идет речь.

- обратите внимание на стихотворение М.Раскатова «Моя грамматика», которое лежит у каждого из вас на столе.

Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

        А) прочтите его выразительно

        Б) запишите местоимение Я и его формы

- Я (И.п.), для меня (Р.п.), мне (Д.п.), у меня (Р.п.), мной (Т.п.), обо мне (П.п.)

- к какому разряду отнесём записанные местоимения?

- к личным.

4. Работа с местоимением «Я»

- теперь перенесёмся в древние времена, когда существовала буква АЗ, об этом нам расскажет Милана.

- буква «Аз» - буква церковнославянского и русского алфавита. Она соответствует личному местоимению 1-го лица, единственного числа –«Яз», которое позже изменилось в «Я». Аз = Яз ---Я.

- ребята, мы с вами поговорили только об одном личном местоимении, но к этому разряду относятся и: Мы, Ты, Вы, Он, Она, Оно, Они.          Все эти местоимения дружные и никогда не дают друг друга в обиду, когда кто-нибудь произносит или пишет их неправильно, поэтому:

5. Найдём и исправим ошибку  в их употреблении

Пользоваться нею        -- ею    (3 лицо, ж.р. Т.п.)

Плывут по нём             -- по нему (3 л., м.р. Д.п.)

Говорить с им               -- с ним     (3 л., м.р. Т.п.)

Без его решили             -- без него (3 л., м.р. Р.п.)

Был у его                    -- у него   (3 л. м.р. Р.п.)

Подойти к ей                -- к ней     (3 л. ж.р. Д.п.)

Обратиться к ему        -- к нему   (3 л. М.р. Д.п.)

Обозначим род, число, падеж, правильно употреблённых местоимений.

- какая особенность проявляется у местоимений 3-его лица?

- у местоимений 3-его лица в косвенных падежах появляются предлоги, а сами местоимения пишутся с буквы Н

                        Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И кружимся потом.

  1. Работа в группах. Роль местоимений в поэтической речи.

1 гр.         Зелень нивы, рощи лепет,

        В небе жаворонок трепет… с

        Чем иным тебя прославить

        Жизнь души, весны приход.

                                                Ф.И.Тютчев

2 гр.         Ещё дрожат цветы, полны водою

        О, не топчи их с новою враждою

        Презрительной пятой.

                                                И.Бунин

3 гр.         Светила, как детский взор, река, и ветви

        Ив склонились к ней.

                                                А.Плещеев

4 гр.         Всё красное лето.

        Мы были в красе –

        Играли с лучами,

        Купались в росе.

                                                Ф.И.Тютчев

5 гр.         Шумят ручьи! Блестят ручьи!

        Взревев, река несёт

        На торжествующем хребте

        Поднятый ею лёд.

                                                Никитин

6 гр.         Любо в лесу мне бежать,

        Слышать, как сучья трещат,

        Листья ногой загребать.

                                                Никитин

- каждая группа получает стихотворение. Задача: выразительно прочитать, определить лицо личных местоимений в тексте.

-ученик читает стихотворение, называет лицо местоимения.

- о каких временах года идет речь?

- о весне и об осени. Поэты точно, ярко подмечали неповторимые прелести русской природы, пробуждающейся весной и замирающей осенью.

- однажды С.Есенин сказал: «Меня всегда поражают изумительные краски пробуждающейся весны, земли, и я горжусь тем, что россиянин». Согласны ли вы с поэтом? В чём?

- ответы учеников.

- чтение наизусть стихотворений о весне с использованием личных местоимений.

- ученики читают.

- какую роль играют личные местоимения в поэтической речи?

- в лирических произведениях поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни.

- местоимения конкретизируют данное лицо, усиливают звучание намеченной темы, уточняют смысл.

- но не только поэтому отмечали неповторимую прелесть весны. Художники часто обращались с этой же теме (иллюстрации учащихся)

7. Работа над синтаксической ролью местоимений в тексте.

А) упр.440 учебника, 1-й вариант работает над первым предложением, 2-ой работает над вторым.

Б) индивидуальн я работа. Записать предложение, определить синтаксическую роль личных местоимений. Выполнить фонетический разбор местоимения.

                Что с нею, что с моей душой?

                …С ручьем, она – ручей, и с ним журчит привольно…

Проверка -  упр.440 (3, 4 предл. делают все) (Сверяются со слайдом)

8.Обращение к стихотворению А.А.Фета

- а теперь обратимся к самому важному в жизни человека – любви и бережному отношению к земле, и к всему, что находится на ней.

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!..
…И за сердце хватает холод лютый;
…Они стоят, молчат, молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений;
Опять теплом и жизнею дыша…

                                        
А.А. Фет

- чему нужно учиться у природы?

- стойкости, выживанию. У неё главное св-во – отдавать всё, что у неё есть. Природа никогда не будет жестокой, если человек не будет жесток к ней. В душе человека должна быть весна, как у природы.

- выписать личные местоимения, определить число, падеж, лицо.

                                                                - у них – мн.ч., 3 л., Р.п.

                                                                Они – мн.ч., 3 л., И.п.

                                                                Ты – ед.ч., 2 л, И.п.

                                                                Её – (чей?) – притяж.мест.

9. Составление и разгадывание загадок (В конвертах)

Не спит, она, то полна, то стройна, по ночам.

                                        То полна, то стройна

                                         По ночам не спит она.  (Луна)

Голос, умолкает, на свет, голос человеческий, его рождает, оно умирает.

                                         Голос человеческий на свет его рождает,

                                         Голос умолкает – оно умирает. (Эхо)

10. Итоги, домашнее задание

- вернемся к эпиграфу (мест. Позволяет избежать повторов, заменяет именные части речи, делает речь динамичной)

- теперь я знаю….

- я умею…

- меня удивило…

-было трудно

Д/з – п.76-77. Написать сочинение-миниатюру, посвященное весне и маме , с использованием личных местоимений.

Спасибо за урок!!!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)

Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Роль личных местоимений в речи"

Технологическая карта урока в 6 классе на тему «Роль личных местоимений в речи» по УМК В.В. БабайцевойЦель урока: формирование умения  выявлять и обосновывать роль личных местоимений ...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...