Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ермолаева Елена Васильевна

 

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи».   Аттестационная работа с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka._attestatsiya.docx125.28 КБ
Файл metod._razrabotka.pptm2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела  «Лексика»

программы по русскому языку для 5 класса.

Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Работа  выполнена учителем русского языка и литературы

МОУ Светлогорская СОШ

Ермолаевой Еленой Васильевной.

1.Пояснительная заниска

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно –практическую направленность ,т .е он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения . Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря , словообразовательных и грамматических средств ,располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно –выразительных средств, стилистическим разнообразием . Свободное владение родным русским языком –надёжная основа каждого русского человека в его жизни , труде ,творческой деятельности .Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень , соответствующий условиям и потребностям современного общества , усилить практическую направленность обучения русскому языку , повысить эффективность каждого урока .

 На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности , формирование у детей способности самостоятельно мыслить , добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах , быть открытыми для новых контактов и культурных связей .Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введением в образовательный контекст учебных заведений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Жизнь общества, вся история человечества , история науки , техники и культуры  отражаются в словах ,которые фиксируются в словарях .
    Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике .Трудно сосчитать все слова  русского языка и включить их в словари. Из них самым большим является 17-томный , в котором более 120 тысяч  слов .Это «Словарь современного русского литературного языка» , созданный Институтом русского языка Академии наук СССР .В 1970 году этот словарь был удостоен Ленинской премии .

Почему из тем, предусмотренных стандартом основного общего образования по русскому языку, я остановила свой выбор на теме"Лексика?"(Обоснование выбора раздела программы)

 К сожалению, современные дети очень мало читают, соответственно не понимают значений многих слов, не умеют анализировать, сопоставлять, выражать последовательно свои мысли. Именно поэтому в их речи преобладает ограниченная в употреблении лексика. Умение употреблять слова в свойственном им значении - залог успешности в обществе. Чтение толковых словарей поможет расширить словарный запас.

    Знания по этому разделу проверяются как во время ГИА в 9 классе, так и во время ЕГЭ в 11 классе.

   Таким образом, всё это заставляет с особым вниманием подойти к изучению темы «Лексика» более детально, тщательно продумывать задания по овладению  нормами русского литературного языка, помогать учащимся в овладении универсальными учебными действиями, то есть в развитии способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания в различных предметных областях.

Сущность данной методической разработки заключается в попытке  совершенствования используемого   УМК  «Русский язык. 5-9 классы» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М.Шанский) за счет творческого подхода к выбору приемов и методов обучения и раскрытия накопленного опыта по организации работы с учащимися 5 класса на уроках русского  языка.  

Приступая к работе по составлению данной разработки, мною  была рассмотрена психолого-педагогическая и методическая литература: труды по лингвистике (А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, Л.B. Щерба, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, П.А. Лекант и другие), по педагогике и психологии (Л.C. Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и другие), по методике русского языка (В.А. Добромыслов, А.В. Текучев, А.В. Дудников, М.Т. Баранов, Л.П. Федоренко, Л.А. Тростенцова, В.П. Озерская, М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие) и др.; тщательно изучена  программа, раскрывающая содержание образования в среднем звене.

Методическая разработка рабочей программы составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, она соответствует структуре «Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М.Шанский) - М. Просвещение, 2011 и разделу базового  учебника «Русский язык 7 класс» для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) – М. Просвещение, 2009г.

Программа  по русскому  языку в 5 классе рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю). На раздел "Лексика. Культура речи" отводится 10 часов.

Новизна данной методической разработки заключается в следующем:

- уточнены представления о целях, содержании и методах  изучения раздела"Лексика. Культура речи";

- определены и обоснованы подходы к изучению этого раздела  в современных условиях образования;

- созданы методические разработки, реализующие системный подход к изучению лексики;

- разработана и  апробирована система упражнений, построенных по примеру КИМов  ГИА и ЕГЭ.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

 Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Структура изучения раздела «Лексика. Культура речи».

  В современной школе сложились следующие этапы изучения лексики: начальный (1-4 классы), специальный (5-6 классы), аспектный, или повторительный( 7-9 классы), обобщающий этап ( углублённое изучение) ( 10 класс, программа А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой).

На начальном этапе происходит практическое знакомство со словом, которое противопоставляется реалии; со словами, близкими и противоположными по смыслу. Практическим путём учащиеся знакомятся с многозначными словами.

  На специальном этапе изучаются лексические понятия, характеризующие слово со стороны значения, употребления и происхождения, и формируются учебно-языковые лексикологические и фразеологические умения  находить изучаемые явления, употреблять их в собственной речи, пользоваться разными словарями.

  Действующая программа определяет ступенчатое изучение  лексики: часть сведений о ней изучается в 5 классе, часть – в 6 классе.

  Лексические понятия, связанные со значением слова, включены в программу 5 класса, а лексические понятия, связанные с употреблением и происхождением слов, в программу 6 класса. Изучение лексики в 5 и 6 классах обеспечивает наиболее благоприятные условия  и для  её усвоения, и для формирования различных умений и навыков, а также для реализации межпредметных связей русского языка и литературы.

  Учащиеся 5 класса имеют достаточную общую и языковую подготовку для усвоения  понятий, связанных со значением слова. В результате  изучения лексики пятиклассники усваивают определённые лексические понятия, лексическое значение слова, синонимы, антонимы и др., находят в тексте лексические явления, относящиеся к изученным понятиям, определяют (в несложных случаях)  роль лексических явлений в деловых и художественных текстах. В программу для 5 класса частично включены отдельные  лексикографические понятия: толковый словарь, словарная статья, способы толкования лексического  значения слова, лексикологические пометы. Так, переносное значение слова обозначается сокращённо перен., разные значения одного многозначного слова нумеруются цифрами по порядку, у омонимов справа вверху ставятся цифры  1, 2 и т. д. Перечисленные лексикографические понятия необходимы как для улучшения усвоения лексических понятий, так и для организации словарной работы, для формирования у детей умения находить справки о том или ином слове в толковых словарях.

2.Цели раздела:

        1.
 Образовательные: научить учащихся  пользоваться толковым  словарём , словарями  антонимов , синонимов ,различать лексическое и грамматическое значение слова ,однозначные и многозначные слова , прямое и переносное значение слова ; выработать умение употреблять слова в свойственном им значении ;учить создавать тексты на основе увиденного на картине с использованием языковых средств.
       2.
Развивающие : учить правильно выражать
свои мысли и строить высказывания в соответствии с речевой ситуацией , тем самым способствуя развитию связной речи учащихся.
       3.
Воспитательные: привить вкус к настоящему , чистому , меткому     красивому русскому литературному языку , способному передать тончайшие движения человеческой души ,воспитывать любовь к родному языку как важнейшей составляющей понятия «Родина».

Задачи раздела:

Познавательные:

-формирование у школьников научного мировоззрения;

-вооружение основами знаний о лексике и фразеологии русского языка;

-развитие у учащихся языкового эстетического идеала.

Практические

-формирование лексикологических и фразеологических умений:

1) различать лексическое и грамматическое значение слов;

2) определять, в каком значении употребляются слова;

3)уметь анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли.

3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и   освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

Психолого-педагогический статус пятиклассника

1. Познавательная сфера

1.1.Произвольность психических процессов

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче.

1.2.Уровень развития мышления

Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями.

1.3.Сформированность важнейших учебных действий

Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков.

1.4.Уровень развития речи

Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи.

1.5.Уровень развития тонкой моторики

Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда.

1.6.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом.

2. Поведение:

2.1.Взаимодействие со сверстниками

Установление адекватных  отношений со сверстниками во время учебных занятий и вне их. Способность к установлению межличностных отношений со сверстниками.

2.2.Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом.

2.3.Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения.

2.4.Активность и автономность поведения

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы:

3.1.Наличие и характер учебной мотивации

Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

3.2.Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между:

-требованиями школы (педагога) и родителей;

-требованиями взрослых и возможностями ребенка.

4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе:

4.1.Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей.

                                          4.2.Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами.

4.3.Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя».

                      Психолого-педагогическая характеристика класса

Познавательные способности учащихся 5 класса, в котором я работаю, соответствуют их возрастным особенностям.

Всего в классе 13 учеников: 8 мальчиков и 5 девочек. По результатам диагностики классного коллектива учебная мотивация сформирована: на высоком уровне – у 31%; на среднем уровне - 38%; на низком уровне – у 31%.

Качество ЗУН по итогам прошлого года - 52%.Успеваемость снижается в связи с низкой мотивацией к учению. На уроках и переменах ребята не всегда дисциплинированны, часто отвлекаются по причине неустойчивого внимания и быстрой утомляемости.

По своему развитию класс условно можно поделить  на  группы:

4 человека – уравновешенные, быстро включаются в работу, умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Они любознательны, у них развиты познавательные процессы. Это дети с высоким уровнем обучения.

5 человек – со средним уровнем обучения. Это дети, у которых процесс торможения преобладает над процессом возбуждения. Они не сразу усваивают программный материал, требуют внимания со стороны учителя.

4 человека  -  дети, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Речь у этих ребят развита слабо, они плохо читают, затрудняются в пересказе прочитанного. Они нуждаются в индивидуальной помощи,  контроле со стороны учителя. Ребята данной группы не умеют обобщать и делать выводы. Это дети с низким уровнем развития.

60% учащихся класса обладает хорошей работоспособностью,

40% - невысокой, ввиду быстрой утомляемости нервной системы.

Ученики активны, подвижны и эмоциональны, работают эффективно при условии заинтересованности.

В классе организовано и активно функционирует ученическое самоуправление.  Ребята охотно общаются между собой, помогают и выручают друг друга, вносят предложения по внеурочной деятельности, осуществляют дежурство, оказывают помощь классному руководителю в  творческих делах класса.

Творческая активность в классе средняя. Лишь некоторые могут с первого раза включиться в творческие дела класса, остальные – по мере заинтересованности, но в итоге включаются все.

Родители большинства ребят не уделяют достаточного внимания детям, не могут оказать помощь при подготовке домашних заданий. Поэтому необходимо, чтобы программный материал они усвоили на уроке.

Исходя из психологических особенностей данного возраста, учебно-воспитательная программа рассчитана на развитие личности каждого ребёнка.

Общий объем знаний и умений по русскому языку, заложенный в УМК, построен на следующих принципах:

- коммуникативная направленность;

-дифференцированное и интегрированное обучение по всем видам деятельности;

- сознательное и активное овладение материалом.

Необходимо дифференцированно подходить к работе с учениками, постоянно помогая одним и стимулируя более быстрое продвижение других.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, большую роль в получении знаний и их усвоении   играют информационные технологии. Они позволяют:

- организовать групповую и самостоятельную работу на уроке,

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся,

- позволяют индивидуализировать процесс обучения,

- повышают интерес к урокам,

- активизируют познавательную деятельность,

- развивают творческий потенциал учащихся.

4.Ожидаемые результаты .

Личностные:

- расширение словарного запаса синонимами, фразеологизмами, омонимами, антонимами, использование их для свободного выражения мыслей и чувств в общении;

- осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить его чистоту, приобщение к богатствам культурного наследия через использование пословиц, текстов художественной  литературы, содержащих синонимы, антонимы и фразеологизмы; стремление к речевому самосовершенствованию;

- понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности, его значения в процессе получения школьного образования (знания  о лексике необходимы при сдаче ГИА, ЕГЭ);

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности  и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества в учебном процессе, умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Предметные:

- овладение приёмами работы с разными видами словарей;

-грамотное использование лексических и грамматических средств;

-восприятие информации, содержащейся в устном изложении учителя;

-описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств;

- умение аргументировано доказывать свою точку зрения.

Метапредметные:

-  овладение всеми видами речевой деятельности;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: учебниках и других учебных пособиях, словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

           Именно овладение этими знаниями и навыками доказывает качественное усвоение разработанного раздела учебной программы. Полученные знания помогут ученикам успешно выполнить задания ГИА (А2, А3, В1) и ЕГЭ (А2, А12,А30, В8),связанные с проверкой знаний по теме «Лексика».

ГИА

А2Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово "жмутся"

1) держатся близко друг к другу, теснятся

2) сжимают что-либо

3) скупятся

4) съёживаются

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) - Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа.

3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно беспокоил её, удивил и обидел.

В1Замените разговорное слово "пошушукались" в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

      ЕГЭ

А2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    1) Длительное молчание в зале было прервано робкими аплодисментами зрителей.

    2) Если человек упал за борт, то следует ему бросить спасательный круг.

    3) После повторного совершения дисциплинарного проступка администрация ставит вопрос об увольнении работника.

    4) Чтобы попасть в дом со стороны моря, требуется преодолеть около ста каменистых ступеней из шлифованного гранита.

А12 Укажите значение слова привести (приведёт) (предложение4).

     1) ведя, помочь дойти, довести

     2) довести до какого-нибудь результата

     3) придать чему-нибудь какой-нибудь вид

     4) послужить путём в определённом направлении

А30  Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

     1) поделилась (предложение1)

     2) задумчиво (предложение4)

     3) соврал (предложение26)

     4) смалодушествовал (предложение40)

В8  (изобразительно-выразительные средства)

Система  заданий на уроках продумана так, чтобы ученики периодически возвращались к допущенным ранее ошибкам и исправляли их, анализировали результаты своей работы на уроках и дома. Такая работа будет не только способствовать успешному овладению   знаниями по теме, но и развивать универсальные учебные навыки учащихся, что приведет к  качественной подготовке к итоговой аттестации, развитию личностных качеств.  

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

При отборе учебного материала поставлена цель: совершенствование практических навыков и умений, развитие языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.

Языковая компетенция реализуется в процессе формирования основных знаний о родном языке и научно-лингвистического мировоззрения.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе формирования прочных умений и навыков связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – в развитии знаний о языке, выдающихся лингвистах, сделавших открытия в различных областях лингвистики.

При разработке уроков для решения поставленных задач я считаю целесообразным и уместным применение следующих образовательных технологий, методов и форм организации деятельности учащихся:

Образовательные технологии

  • Технология традиционного обучения -для осуществления традиционного подхода в обучении используются методы:

I. По источнику получения знаний:

1. Словесные:

-  беседа, рассказ, собеседование с классом или группой, работа с книгой и др.

2. Наглядные:

- демонстрация плакатов, схем, таблиц, моделей;

- использование технических средств;

- просмотр презентаций.

3. Практические:

- практические задания

- упражнения (устные и письменные)

- дидактические игры.

II. По степени активности познавательной деятельности учащихся:

- репродуктивный

- объяснительно- иллюстративный

- проблемный

- частично-поисковый

  • коммуникативные технологии - совершенствование способа взаимодействия с людьми, организация парной, групповой, коллективной работы;
  • здоровьесберегающие технологии - использование различных видов релаксации для снятия физической усталости и эмоционального напряжения: игры, физкультминутки, гимнастика для глаз. (Приложение)
  • проектные технологии (ориентированы не только на интеграцию фактических знаний, но и на применение и приобретение новых). Учащиеся, владея знаниями, полученными в ходе изучения материала данного раздела, используют  их для оформления проектной работы по теме «Омонимы и их виды»,  которые могут быть представлены в виде мультимедийной презентации или творческой  работы. ( Приложение)
  • ИКТ технологии - овладение новыми средствами поиска, применения и переработки информации средствами компьютерной техники. Использование компьютера, мультимедийного проектора на уроке способствует повышению эффективности учебного процесса и делает его более насыщенным, продуктивным и интересным, позволяет учащимся преодолеть психологический барьер, а учителю осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. ( Приложение)

 Возможности учителя:

-подбор иллюстративного материала;

-создание сборников упражнений;

-создание индивидуальных карточек;

-создание презентаций;

-размещение информации на сайте школы

Деятельность учеников

-создание таблиц, схем, диаграмм;

-создание иллюстраций;

-выполнение творческих работ (сказки, кроссворды, ребусы, газеты...);

-создание и оформление работы в текстовом редакторе;

-создание презентаций;

-поиск информации в сети интернет;

-публикации в сети Интернет.

технология личностно-ориентированного обучения

  •         Личностно-ориентированное обучение пятиклассников предполагает такую организацию учебного процесса, при которой обучающиеся чувствовали бы себя источником своей учебной деятельности. Обучение должно затрагивать не  только познавательные процессы, но и эмоции, чувства и переживания учеников, т.к. основная стратегия личностно-ориентированного обучения в этом возрасте должна быть направлена на создание условий для обеспечения адекватной направленности учащихся на свой внутренний мир, становления и развития у них субъекта волевого действия.

  • Игровые технологии (игра помогает снять напряжение, «учение с увлечением»).

В ходе работы подбирался разнообразный дидактический материал, таблицы, тесты, компьютерные программы по теме, контрольные работы, словарные статьи, задания творческого характера.(Приложение) Всё это содействует развитию логического мышления и речи учащихся.

  Примеры игровых технологий:

           (филологические игры, задачи, кроссворды, чайнворды…)

Занимательные вопросы, используемые при изучении темы «Омонимы»:

Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке).

Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор - химический элемент).

У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков—приспособлений для затормаживания вагонов).

Упражнения для использования при изучении темы «Синонимы».

 Задание: найдите «третье лишнее».

1)алфавит, чистописание, азбука; 2) ураган, дождь, пурга.

 Задание: отгадайте загадки-шутки.

-- Какое государство сложно носить на голове? ( Панама).

           -- Какое крыло никогда не летает? ( Крыло самолёта).

Результативность работы на уроках игрового типа :

Повышается интерес к предмету.

Активизация  детей на уроке.

Повышение знаний.

Специально подбиралась система заданий, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УД. Результатом такого этапа обучения является самоопределение школьников, основанное на желании  осваивать материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностного значения цели действия - научиться.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе, которая создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Урок  должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным. Таким образом, самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего  социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик  должен научиться в школе.

          Дифференциальная работа на уроке, основанная на глубоком знании психологических особенностей и познавательных возможностей школьников  даёт возможность учителю и ученикам ощутить радость от результатов совместного труда, приучает каждого школьника работать на уроке в полную меру своих возможностей.

     Серьёзных положительных результатов от дифференцированного обучения можно ожидать только после систематической работы в течение нескольких лет. Она требует от учителя большого такта, терпения, внимания к внутреннему миру ребёнка. Дифференциация может осуществляться по объёму и содержанию работы ,приёмам и степени самостоятельности , при повторении, закреплении и (в определённых условиях) при объяснении нового материала .В любом случае перед обучающимися ставится единая познавательная задача, к решению которой они идут путями ,соответствующими их познавательным возможностям на данном этапе. Но все контрольные, срезовые  (в том числе итоговые по развитию речи) проводятся единые для всех вариантов.

     Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различной. Схематически один из видов таких уроков можно представить так:

1.Совместная постановка задачи.

   2.      1в.,2в.,3 в.                                         -   Дифференцированное повторение

                                                                             необходимого материала.

  3.Совместное объяснение нового

     материала с опорой на повторение.

  4.      1 в .,2 в., 3 в.                                         –Дифференцированное закрепление

                                                                            (повторное объяснение для 3 в.в

                                                                             случае необходимости).

  5.  1 в .,2 в., 3 в.                                        –Проверка работы каждого варианта

                                                                        с   участием   остальных.

  6. Общая проверка результатов

     усвоения материала .

  7. 1 в .,2 в., 3 в.                                     –Дифференцированное домашнее  задание.

Организационные формы обучения:

-          групповая;

-          индивидуальная;

-          фронтальная;

-          коллективная

-          урок-беседа;

-          семинары;

-          практикумы;

-          консультации;

-          факультативы.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

Текущий – систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика – фронтальный опрос, объяснительный диктант, самостоятельная работа, беседа в сочетании с практической работой, различные виды тестирования, индивидуальная работа на карточках, взаимопроверка, самоконтроль и др.

Промежуточный - проверка и оценка образовательных результатов ученика в форме теста с целью своевременного выявления пробелов и коррекции ЗУН.

Итоговый – комплексная проверка образовательных результатов ученика по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса – диктант, тест по теме, выполнение заданий ГИА, ЕГЭ, домашняя творческая работа.

По  результатам контрольных исследований проводится анализ работ, выявляются западающие темы, происходит корректировка и планирование дальнейшей работы.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  -  контрольный диктант;

  -        тест;

 -        зачет;

 -        контрольное сочинение;

 -        контрольное изложение;

 -        взаимоконтроль;

 -        самоконтроль.

Результаты применения методик и технологий обучения.

Результативность промежуточного теста

по теме «Лексика» в 5 классе

В  тестировании участвовало 13 человек, справились все.

Оценку «Отлично» - получило 2 человека

Оценку «Хорошо»- получило 5 человек

Оценку «Удовлетворительно» - получило 6 человек

Результативность итоговой контрольной работы

по теме «Лексика» в 5 классе

В завершении изучения раздела программы по теме:

« Лексика» была проведена контрольная работа

В  контрольной  работе участвовало 13 человек, справились все.

Оценку «Отлично» - получило 3 человека

Оценку «Хорошо»- получили 6 человек

Оценку «Удовлетворительно» - получило 4 человека

Сравнительный анализ промежуточного тестирования и контрольной работы по теме «Лексика» показал, что качество усвоения пройденного материала по теме возросло на 15 % (с 54% до 69%)

При изучении темы"Лексика" необходимо каждый урок работать со словарём. В начале изучения первой темы раздела выяснилось, что не все дети не умеют с ним работать. (30% детей умеют пользоваться словарями). Я каждый урок напоминала правила пользования словарём, следила за тем, как дети работают индивидуально и в группах). Это дало определённые результаты. В конце изучения раздела "Лексика" уже 80% детей грамотно пользовались словарями и извлекали из них необходимую информацию.

Умение  учащихся пользоваться словарями.

6. Система знаний, система деятельности

Система знаний включает в себя

 - знания из научной области;

-  фундаментальные знания из  области русского языка;

- знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии.

Система деятельности включает:

1. Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, обобщение, аналогия). Причинно-следственные связи. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

 2. Преобразующая деятельность. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов.  

3. Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).

4. Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения.

7.Тематическое планирование по теме .

          На изучение темы «Лексика» в 5 классе по программе отводится 10 уроков:
1УРОК-  §  64 Слово и его лексическое значение .
          Цель урока : познакомить учащихся с понятиями «лексика» , «лексикон»,  «лексическое и грамматическое значение» ,толковыми словарями и способами   толкования слов ; формировать умение различать лексическое  и  грамматическое значение слов .

Виды работы.

  • Беседа с учащимися. Чтение материала учебника на с. 133, 134, 135.
  • Работа с толковым словарём учебника, с толковым словарём под ред. Ф.П.Филина.
  • Упр. 320, 321. Выяснение значений слов и составление со словами предложений
  •  Работа с текстом (упр. 322):  озаглавить текст, определить его стиль, найти средства связи предложений в тексте, указать лексические и грамматические значения выделенных слов.
  •  Упр. 324. Составить и записать словосочетания, с помощью которых можно описать воздух, небо, снег. Определить лексические и грамматические значения зависимых слов.
  • Выяснение способов толкования лексических значений слов (анализ материала учебника).
  • Лексический диктант (по словесному описанию определить понятие).
  • Отгадывание загадок.
  • Раздаточный материал. Выяснение значений  некоторых слов-паронимов

     ( без знакомства с термином).

    1. Лексический диктант.  По словесному описанию определите  понятие  и запишите его одним словом.

   1) Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника (айсберг).

   2) Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей (пылесос).

   3) Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озёрах,

       в заливах (бакен)…

2. Отгадайте загадки. Что в загадке помогает узнать ответ?

   1) В иголках бугорок мышку поволок. (Ёжик.)

   2) Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко. (Земляника.)

   3) На стеблях белеют чашки, а в них нитки да рубашки. (Хлопок.)

3. Раздаточный материал. Работа со «Школьным толковым словарём».

Ответьте на вопросы.

 1)  Отношение  к языку  бережное  или бережливое ?

 2)  Участок  землистый  или  земельный?

 3)  Ученик понятный  или  понятливый ?

 4)  Местность  песочная  или  песчаная ?

Делается вывод  о важности понимания значения слова и его правильного употребления.


2УРОК-  §  65 Однозначные и многозначные слова .
           Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «однозначные» и
«многозначные» слова ;формировать умение различать лексическое                значение многозначных слов и находить необходимые сведения в толковом словаре .

Виды работы.

  • Анализ материала учебника на с.136, 137.
  • Упр. 329, 330. Работа с толковым словарём.
  • Работа со стихотворением В. Остена «Дорога». Выяснение значений слова дорога.
  • Упр. 332 . Выяснение значения слова полотно, составление и запись предложений с этим словом, синтаксический разбор предложения и фонетический разбор слова.
  • Упр. 334. Выписать из стихотворения слово хвост вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова. Определить, что имеется общего в лексических значениях указанного слова.
  • Упр. 335. Анализ рисунков и предложений к ним. Определить, какие ошибки допустил художник.
  • Упр.336. Работа с текстом: озаглавить текст, определить, какую часть текста можно отнести к разговорному стилю, списать ту часть, где описывается лес.

     Найти многозначные и однозначные слова. Выполнить разные виды разборов.

  • Отгадывание загадок.

1. Стихотворение В.Остена «Дорога». Сколько значений этого слова отмечает автор стихотворения? Какие это значения?

  Подумайте только, как много                       А скоро пополнится новым

  Значений у слова дорога.                             Значеньем привычное слово.

  Дорогой зовут автостраду,                           Представьте: готова ракета

  И тропку, бегущую рядом,                            К прыжку на другую планету.

  И шлях, что лежит на равнине,                     Прощаясь с её экипажем,

  И путь каравана в пустыне.                          Стоящим у звёзд на пороге,

  И шаг альпиниста по круче                           Мы просто и буднично скажем:

  К вершине, упрятанной в тучах,                    - До встречи!  Счастливой дороги!

  И след корабля над волнами,                        Подумайте только, как много

  И синие  выси над нами…                             Значений  у слова дорога.

- Все эти слова (автострада, путь, шлях  и т. д.) объединены значением полоса передвижения, путь.

2. Отгадайте загадки. На каком языковом явлении они основаны?

1) Они обычно для шитья;               2)   В тетради я бываю косая и прямая;

    И у ежа их видел я;                             В другом своём значении

    Бывают на сосне, на ёлке,                 Я планка для черчения.

    А называются –(иголки).            И наконец, порою в шеренгу вас построю.

                    ( Линейка.)

3УРОК-  §  66 Прямое и переносное значение слов .
            Цель урока :познакомить учащихся с понятием «переносное значение слов» ,  причиной переноса значения ;формировать умение употреблять в речи   слова в переносном значении».

                                                 Виды работы.

  • Выборочная проверка домашнего задания у доски.
  • Синтаксическая разминка. Запись предложения, его разбор, объяснение написания слов, выяснение лексического значения слов.
  • Эвристическая беседа (объяснение нового материала).
  • Анализ материала учебника на с.140.
  • Упр.337,338, 339. Определение значений слов по толковому словарю.
  • Составление и запись словосочетаний и предложений  со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.
  • Упр.340. Анализ рисунков и предложений к ним. Ответить, какие ошибки допустил художник.
  • Упр. 339 (устно). Анализ стихотворений С. Есенина. Нахождение олицетворений.
  • Работа со стихотворением С.Есенина «Поёт зима - аукает» (раздаточный материал). Нахождение олицетворений и определение роли олицетворений в поэтическом тексте.
  • Составление сложных предложений, в которых бы о морозе, буре, снежинках, деревьях говорилось как об одушевлённых.
  • Упр. 342. Работа с текстом: озаглавить его, найти слова в переносном значении. Выполнение разборов  разных видов.


 4УРОК-  §   67 Омонимы.
             Цель урока :познакомить учащихся с понятием «омонимы» ,показать, чем отличаются омонимы от многозначных слов .

                                                             Виды работы.

  • Проверка домашнего задания (упр.342).
  • Фронтальный опрос.
  • Карточки с индивидуальными заданиями.
  • Устная синтаксическая пятиминутка.( Учащиеся составляют схемы предложений, находят в них олицетворения).
  • Анализ материала учебника на с.142, объяснение нового материала.
  • Работа с толковым словарём, нахождение омонимов. (упр.343,345, 346-выборочно).
  • Упр.347(устно). Анализ словосочетаний и выяснение, что выделенные слова (косить косойкосой взгляд) не являются омонимами.
  • Анализ предложений с омофонами (сидеть—седеть, плот-плод…). (Раздаточный материал).
  • Выборочный диктант. Запись слов с омонимичными корнями: вода, водить, гора, горе…
  • Работа с текстом (раздаточный материал): озаглавить текст, найти омонимы, выяснить роль омонимов в тексте, определить лексическое значение выделенных слов, проанализировать орфограммы.

1. Карточка с индивидуальным заданием.

           Запишите отрывок из рассказа А.Яшина  «Угощаю рябиной». Определите тему, основную мысль этого текста. Как  вы понимаете значение слов облагораживать, умиротворять? Проверьте себя,  обратившись к толковому словарю. Найдите многозначные слова. Объясните орфограммы. Подчеркните однородные члены.

Мне  думается, что жизнь  заодно  с  природой, любовное участие  в  её  трудах  и преображениях   делают  человека  проще,  мягче  и  д..брее. Я  (не) знаю  другого  рабочего   места, кроме  з..мли, которое  бы так  обл..гораживало  и  умиротворяло  человека.

2. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

    1) В темноте сидеть было неприятно. 2) Мама начала седеть. 3) Апельсин—плод цитрусового дерева. 4) По реке проплывал плот.

Делается вывод о том, что в языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения, смысла слова. (Омофоны)

3.  Выборочный диктант. Выписать слова с корнями вода, водить, гора, горе.

Водолаз, водоросль, половодье, гора, горе, сводка, громоотвод, горка, проводник, гористая

    местность, подводный спорт, предгорье, горевать, пригорок, горец.

Делается вывод, что в языке есть слова с омонимичными корнями. Они не являются однокоренными

5УРОК-   § 68 Синонимы .
          Цель урока :познакомить учащихся с понятием «синонимы»,
их ролью в речи, стилистическими особенностями ;формировать
умение употреблять синонимы в соответствии с их лексическим
оттенком и стилем высказывания .

Виды заданий.

  • Устная синтаксическая пятиминутка. Назвать грамматические основы, составить схему предложения. Найти слова в переносном значении, определить их роль.
  • Анализ материала учебника на с. 144, изучение нового материала.
  • Работа со словарём синонимов.
  • Упр. 349, 350. Докажите, что данные в упражнениях слова—синонимы, составьте с ними предложения.
  • Упр.351. Выбрать из данных слов синонимы и записать каждую группу отдельно.
  • Упр. 352. Составить словосочетания с синонимами-прилагательными, объяснить орфограммы.
  • Упр. 354. Работа с текстом. Списать, объяснить орфограммы. Определить роль синонимов в тексте.
  • Упр.356.Работа с текстом. Озаглавить текст, списать, заменяя неоправданно повторяющиеся слова синонимами.
  • Упр. 357. Работа с текстом. Озаглавить текст, списать, выбирая один из данных в скобках синонимов. Выполнить синтаксический разбор предложения, фонетический и словообразовательный разборы указанных в упражнении слов.
  • Игра «Кто быстрее?». Подобрать синонимы к словам.

                           1. Устная синтаксическая пятиминутка.

    Назвать грамматические основы  и  составить  схему предложения. Использование каких  слов оживляют  картину природы?

                                          Солнце спряталось за ситцевой

                                          Занавескою небес,

                                          Чёрно-бурою лисицею

                                          Под горой улёгся лес.

                                                                         ( Д.Кедрин.)

2. Выразительное стихотворение С.Маршака «Вьюга».

Какие синонимы  к  названию  стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат?

 Вьюга снежная, пурга,                                Вы, проворные ткачи-

           Напряди нам пряжи,                                    Вихри и метели,

           Взбей пушистые снега                                Дайте радужной парчи

           Словно пух лебяжий.                                  Для косматых елей.

3. Игра «Кто быстрее?»

Подобрать синонимы к словам: храбрый (отважный, неустрашимый, смелый), мороз

( холод, стужа), великан (гигант, исполин, колосс), бояться (робеть, опасаться, трепетать, ужасаться, страшиться). Расположить  синонимы в порядке усиления признака.

6УРОК -  § 69 Антонимы .
         Цель урока :познакомить учащихся с понятием    
«антонимы»,формировать умение подбирать антонимы и
использовать их в речи .

                                    Виды работы.

  • Устная синтаксическая пятиминутка. Составить схему предложения. Найти слова с противоположным значением.
  • Работа с презентацией.
  • Анализ материала учебника на с. 148.
  • Упр. 359. Выписать антонимы, обозначающие: 1) время, 2) цвет, 3) размер, 4) температуру,

      5) место. Объясните орфограммы. Укажите три пары наречий.

  • Упр. 360. Списать пословицы и подчеркнуть в них антонимы.
  • Упр. 361. С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуйте названных ниже животных—героев сказок и басен.
  • Игра «Кто больше?» Записать антонимы, обозначающие время, пространство, характер человека.
  • Игра «Отгадай, что я».
  • Запись к данным словам синонимов и антонимов (карточка с индивидуальным  заданием).

1. Игра «Кто больше?»

   Подобрать антонимичные пары, обозначающие:

время , пространство, характер человека.

    Рано - поздно             далёкий - близкий              весёлый - грустный

    Утро - вечер               длинный - короткий            умный - глупый

День - ночь                узкий - широкий                  добрый - злой

2. Игра «Отгадай, что я».

             Я антоним к слову зной,                   Я антоним шума, стука,

              Я в реке, в тени густой                     Без меня  вам ночью  мука,

              И в бутылке лимонада,                     Я для отдыха, для сна,

              А зовут меня … (прохлада).             Да и в школе я нужна,

                   Называюсь …(тишина).

3. Карточка с индивидуальным заданием.

   Записать к данным словам  синонимы  и антонимы.

   Твёрдый (крепкий, мягкий), большой (громадный, маленький), добрый

   ( сердечный, злой). Составить с ними словосочетания или предложения.

7-8 УРОКИ-    Упр358 Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская
лазурь» .

          Цель урока : продолжить работу над развитием речи обучающихся
при создании  текста – поэтического описания  природы на основе
картины работа над стилем и основной мыслью сочинения ;
формирование умения точно подбирать слова в своей работе .

                                                            Этапы урока.

1. Сообщение темы, цели урока.

2. Рассказ о художнике. Показ презентации.

3. Знакомство с историей создания картины «Февральская лазурь».

4. Беседа по картине.  

5. Словарная работа.

6. Составление плана описания картины.

7. Устное описание картины.

8. Домашнее задание (на выбор): сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», создание своей презентации: творчески оформить сочинение с рисунками берёз и подобрать к нему стихотворение.

9УРОК-  СТР 149.Повторение по теме «Лексика» .
           Цель урока : обобщить изученное о лексических единицах ,
совершенствовать навык их употребления в устной и письменной  речи

                                                            Виды работы.

  • Фронтальный и индивидуальный опросы (контрольные вопросы и задания  учебника на с. 149.)
  • Презентация «Повторение и обобщение материала по лексике». Групповое и индивидуальное выполнение заданий презентации.
  • Выполнение индивидуальных заданий на карточках.
  • Сообщения учеников  о словарях (упр. 366).
  • Упр. 363. Подобрать слова, объясняющие разные значения одного и того же слова. Объяснить орфограммы.
  • Упр. 364. Подобрать антонимы к разным значениям выделенных слов. Объяснить орфограммы. Определить склонение, падеж и число имён существительных.

1. Карточка с индивидуальным заданием.

    Списать, расставить знаки препинания. Объяснить значения выделенных слов,

    подобрать к ним синонимы.

К. Г. Паустовский писал  Мощь  мудрость и красота литературы открывается во всей  своей

   широте только перед человеком  просвещённым.  

2. Карточка с индивидуальным заданием.

   Запишите стихотворение. Выполните задание: 1) Какова главная мысль поэтического текста?

   2) Какой синоним к заглавию используется в тексте? 3) Продолжите ряд синонимов:

   Отчизна… 4) Как вы понимаете значение слова раздолье?

                                                 

                                                 Родная земля.

                Холмы, перелески,                           Где  вышел когда-то

                Луга и поля—                                   К развилке дорог

                Родная, зелёная                                 И понял, что это

                Наша земля.                                       Раздолье полей-

                Земля, где я сделал                           Частица великой

                Свой первый шажок,                        Отчизны моей.

                                                                                  ( Г. Ладонщиков)  

3. Карточка с индивидуальным заданием.

   Спишите, подчеркните антонимы. Какой частью речи  они являются? Сформулируйте значение выделенного слова. Однозначным или многозначным оно является?

Абажур медленно вертелся вокруг лампы, как луна вокруг земли. Получались маленькие

  затмения: темно - светло, темно—светло. Ночь—день, ночь—день, ночь—день…

(Л. Пантелеев)

10УРОК-  Контрольная работа по теме «Лексика» .
            Цель урока : проверить знания и умения ,полученные при изучении
темы «Лексика.»

  Вариант 1.

1. Определите слово по его значению, запишите это слово:

     А) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением;

     Б) словарный состав языка.

2. Спишите словосочетания, вставьте нужные буквы, обозначьте орфограммы;  к выделенным словам подберите антонимы. Подчеркните синонимы одной чертой.

Яркосв..ркнуть, с..яниезвёз.., и..тиц..почкой, зам..тать  порошей, злаяв..юга, угр..жать бедой,

жу..кая метель, прове..тиноч.., ж..лезнаявыдер..ка, старались помоч..,  смутныеоч..ртания.  

3.  Расположите синонимы в порядке усиления признака:

     Отважный, храбрый, смелый.

4. Выберите из материала для справок  к  каждому  из  данных  слов  толкование  и  оформите запись в виде предложения. Сделайте синтаксический разбор одного из получившихся предложений.

           Образец.  Рис—это злаковое растение.

Штора, осока, викторина, глыба.

       Материал для справок.   Многолетняя болотная трава. Игра в вопросы и ответы. Большой обломок твёрдого вещества. Оконная занавеска.

5. Спишите стихотворение, вставив нужные буквы, подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.

                Зябнет осинка,                                  Дайте осинк..

                Дрожит на ветру,                              Пальто и ботинки,

                Стынет на солнышк..,                        Надо согрет..ся

                Мёрзнет в жару.                                Бедной осинке.

6. Запишите 2—3  омонима. Составьте с ними  словосочетания.

7. Запишите антонимы к словам:

       Рано, далёкий, весёлый, добрый, день.

8. Запишите синонимы к слову говорить.

8. Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Конспект урока русского языка

Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: урок- игра.

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока :обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические  умения.

  1. Развивающие:

      - развитие внимания;

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения формулировать проблему;

  1. Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения    

    и сотрудничества.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Закрепление  опорных знаний      
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи Джеймс Ласт «Одинокий пастух».Слайд № 1-3):

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

2.Актуализация

знаний

(4 минуты)

Ребята, отгадайте загадку «Не мёд, а ко всему липнут».

Задание 1

 А теперь, ребята, ответим на вопросы:

1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав?

2. Для чего служат слова?

На этом уроке мы с вами вспомним всё, что изучили в теме «Лексика». (Слайд № 4)

- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

Предполагаемый ответ: «Слова».

Предполагаемый ответ: «Лексика».

Запись учащимися числа. темы урока

3. Постановка учебной задачи.

(1минута)

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы  в тексте,  уметь  использовать  их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

.

- Цель урока – повторить изученное  по теме «Лексика».

3.Следующее задание выполняется письменно:

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

                                (М.Белкина)

Задания к тексту:

1. Объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.

3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.                    

 ( Слайд № 5,6,7)

Дети работают со словарями

– Угадайте, – говорит учитель, – кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к нам? (Слайд №8).

– Ба, да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова? (Слайд №9).

Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

Учащиеся записывают лексические значения новых слов.

5.Физминутка  (3 минуты)

6.Закрепление знаний.

(7 минут)

Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова?    (Слайд № 10).

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый.

Задание 1.

Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный.)

Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».

Предполагаемый ответ: «Синонимы».

Предполагаемый ответ: «Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный».

Задание 2.

Отредактируйте текст, используя синонимы.

«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

(Слайд № 11, 12).

Пишут текст, редактируют его, используя синонимы.

Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

 Они стояли у порога,              

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый.

(Слайд № 13).

Предполагаемый

ответ:"Антонимы"

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.

Задание 3.

Помогите братьям прочитать письмо.

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми...»

 Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.

Мы – слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла

доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в

серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

                        (Я. Козловский) (Слайд № 14). Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».

-Это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней, разные по происхождению, и  значения их тоже различны.

7.Рефлексия деятельности

( 12 минут)

Задание 4.

Пользуясь словарем, определите значения слова мир. (Слайд № 15). Составьте предложения с этими омонимами.

Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

Юмореска

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

– О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный...

(И. Верзилин.)

Предполагаемый ответ: «Омонимы - средство создания юмора».

Задание 5.

Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе?

 А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова.)

(Слайд № 16).

Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я. Козловский).

Что это за слова?

 Для них почтальон Печкин принес бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.

Предполагаемый ответ: «Слова, использованные в переносном значении».

Задание 6.

Найдите слова, использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А.Громова)

                                        

Полз состав. Он устал –

От гудка до хвоста.

Полз состав, полз, и стал,

И уснул у моста.

                                (В. Левин.)

Выписывают  слова, использованные в переносном значении

Задание 7 (на выбор).

1. Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит.

2. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница-зима». (Слайд 17).

3. Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.

Составляют словосочетания.

Пишут мини-сочинения.

8. Домашнее задание

(2 минуты)

Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте выставим оценки и запишем  домашнее задание. (Слайд 18).

1). Упражнение № 363 (базовый уровень).

2).Задание повышенной трудности (по желанию): упражнение № 366

Запись учащимися задания в дневники.

9. Литература

1." Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9      классов".М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,  Н.М.Шанский. - М:Просвещение, 2009г.

2.Раздаточные материалы 5 класс. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

3.Учебник 5 класса для общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др.2011г.

4.Дидактические материалы по русскому языку. Г.М.Шпицына, С.С.Петровская,

И.Н.Черников (5-7 кл.)

5.Львова С.И. За страницами школьного учебника.

6.Г.А.Богданова Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. Москва"Просвещение", 2009г.

7. Ситникова Л.Н., Тропкина Л.А.и др. Дидактический материал по русскому языку 5-9 классы (разрезные карточки для индивидуальной работы с учащимися),

М.: Учитель, 2012г.

8.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: русский язык 5 класс. М:Интеллект-Центр. 2009г.

Интернет-ресурсы

- http://www.zavuch.info

- http://pedsovet.org

-www uroki.net/ muzik/ -mp3-20.htm

-www Proshkolu.ru/user..

-www.zoltec.ord.ua

-http: //nachalka.info

- http:// www.it – n.ru

- http:// www. viki.rdf.ru

- www. nsportal.ru

-http: //standart.edu.ru

-http: //900 igr. net

10.Приложения (см. на диске )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Тезисы к методической разработке раздела образовательной программы по русскому языку

Тезисы к методической разработке раздела образовательной программы по русскому языку 8 класс...

Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы по геометрии «Площадь» 8 класс

Геометрия –один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве, для развития пространственного воображения и интуиции, математическ...

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку "Частица" (7 класс)

Содержание методической разработки 1. Введение. 2. Пояснительная записка:      •   актуальность данного раздела программы;      •...

Методическая разработка раздела образовательной программы по английскому языку в 11классе.

Методическая разработка раздела образовательной программы  по английскому  языку  в 11классе....

Методическая разработка раздела образовательной программы по ОБЖ в 5 классе «Основы здорового образа жизни»

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и ф...