Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 7 класса "Высшие растения"
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Кобозова Татьяна Лукояновна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_razdela_vysshie_rasteniya.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ НО ДПО

Нижегородский институт развития образования

Методическая разработка раздела

образовательной программы

по биологии для 7 класса

Раздел «Высшие растения»

Выполнила: учитель биологии МБОУ СОШ №172 

Кобозова Татьяна Лукояновна

г. Нижний Новгород, 2015 г.

Содержание

Введение

Стр.3

Пояснительная записка к методической разработке раздела "Высшие растения"

Стр.5

Принципы отбора содержания материала учебника биологии для 7 класса

Стр.8

Структура материала раздела "Высшие растения", изложенного в учебнике "Биология. Многообразие живых организмов" (авт. - В.Б. Захаров, Н.И. Сонин)

Стр.9

Цель и задачи раздела "Высшие растения"

Стр.12

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися

Стр.13

Информационная карта

Стр.15

Ожидаемые результаты

Стр.17

Обоснование используемых при изучении раздела "Высшие растения" образовательных технологий

Стр.18

Формы организации обучения при изучении раздела "Высшие растения"

Стр.20

Методы, используемые при изучении раздела "Высшие растения"

Стр.21

Особенности применения мультимедийных презентаций как средства обучения на уроках биологии

Стр.23

Формы контроля усвоения знаний учащихся при изучении раздела "Высшие растения"

Стр.24

Поурочное планирование тем 3.3-3.5  раздела "Высшие растения"

Стр.26

План-конспект контрольно-обобщающего урока по теме "Цветковые растения"

Стр.32

Самоанализ и результаты урока по теме "Цветковые растения"

Стр.35

Результативность усвоения знаний учащимися по теме "Цветковые растения"

Стр.36

Заключение

Стр.37

Литература

Стр.37

Введение

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

дай мне сделать самому, и я научусь…»

Древняя восточная мудрость

В настоящее время школа стоит на пути перехода к новым стандартам образования. Уже разработаны и активно обсуждаются и частично вводятся в практику ФГОСы второго поколения для всех ступеней школьного образования.

Необходимость в новом качестве образования возникла по причине превращения современного общества из индустриального в информационное. Результатом подобных преобразований становится стремительный рост темпов внедрения технических разработок, изменения требований рынка труда к потенциальному работнику, модернизация роли образования в обществе. Ученик сегодня готовится жить в стремительно меняющемся мире. Одно из главных качеств, которое он должен приобрести - способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение  обучающимися  определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности ученика, его профессиональной мотивации, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, а также воспитание творческой, активной, самостоятельной личности, готовой к сотрудничеству, умеющей адаптироваться в различных жизненных условиях.

В соответствии с новейшими требованиями времени и были разработаны ФГОСы второго поколения. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики.

Стандарт устанавливает требования к результатам выпускников, освоивших образовательную программу общего образования:

личностным, которые включают: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции;

метапредметным, которые включают: освоенные обучающими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные  понятия;

предметным, которые включают  освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт, специфический для данной  предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира.

Созданная человеком система биологических знаний успешно решает эту задачу, а взгляд на природу с точки зрения биологии (который определяет роль и место естественных процессов в реальном природном разнообразии) является важной составляющей научной картины мира.

Биологическое образование и распространение системы биологических знаний имеют чрезвычайное значение для таких проблем современности, как сокращение неблагополучных очагов пандемии, обеспечение продовольствием и современными медицинскими требованиями населения, сохранение биологического разнообразия в интересах благополучия планеты. Благодаря фундаментальным и прикладным направлениям биологической науки, достижениям генной инженерии, селекционной практике современное общество не испытывает дефицита в новейших медицинских и продовольственных компонентах потребительской сферы социума.

Биология, как и любая фундаментальная наука, - это сокровищница знаний, появившихся в результате деятельности многих поколений людей. Поэтому «перенос научных знаний в головы учащихся» невозможно осуществлять механически, игнорируя познавательную активность учеников, которая подчиняется тем же правилам, что и творческая активность исследователя, добывающего эти знания: это путь, проверенный тысячелетней научной практикой, ведет от простых наблюдений к установлению фактов, от данных опыта к формулировке проблем, от проблем к версиям, объясняющим факты, от гипотез к научным выводам.

Задача современной школы не только показать ученикам картину мира, но и научить их познавать этот мир. Знание биологии – это не только знание законов и теорий, изложенных на уроках и в учебнике, но и умение объяснять природные явления, встречающиеся в повседневной жизни, окружающем нас мире.

Основное общее образование – вторая ступень общего образования. В примерной программе по биологии отмечается, что «одной из важнейших задач этого этапа является подготовка к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса».

Пояснительная записка к методической разработке раздела «Высшие растения»

Содержание и структура раздела основаны на материалах авторской Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005,  утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного стандарта общего образования  и согласно требованиям к уровню подготовки выпускников основной  общеобразовательной школы.

Данная программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Курс рассчитан на формирование знаний и умений учащихся по ключевым общебиологическим дисциплинам, формирование и развитие экспериментальных умений и навыков учащихся основной школы на базовом уровне.

Учебник биологии для 7 класса входит в состав учебно-методического комплекта (УМК) по биологии для учеников 6 – 9 классов общеобразовательной школы. В его концепции заложены научность, историзм (показ роли личности ученого), связь биологии с другими отраслями знания, системно-структурный подход к обучению биологии. Он последовательно формирует у учащихся основополагающие биологические и экологические понятия, закладывает представление о живом и об общих признаках жизни.

В состав УМК для седьмого класса входят:

  • Методическое пособие для учителя. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005;
  • Учебник: Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2009;
  • Рабочая тетрадь: Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов»/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011;
  • Набор электронных приложений на компакт-диске «Электронные материалы к урокам биологии»;
  • Книга для дополнительного чтения по биологии.

Следует отметить, что все основные принципы, составляющие учебный, учебно-практический, учебно-методический сегменты представляемого УМК, полностью согласуются с концепцией образовательного стандарта и Примерной программы.

В пояснительной записке к Примерной программе по биологии для основной школы отмечено: «Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников». Принцип соответствия примерной программе строго выдержан в содержании учебника и всего УМК.

В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Достижения биологической науки и изменения в окружающем мире предъявляют к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность, экологическую культуру.

Согласно ФК БУП, в основной школе раздел «Высшие растения» изучается в 7 классе в объеме 14 учебных часов. На это количество часов и рассчитан объем учебника биологии для 7 класса.

В 6 классе учащиеся получили общие представления о строении и жизнедеятельности растительных клеток, возникновении в ходе эволюции разнородности в их строении и выполняемой функции, приведшей к образованию тканей, изучили системы органов и их взаимное функционирование, обеспечивающее рост, развитие и размножение растений.

После знакомства с анатомией, морфологией и особенностями функционирования растительных организмов в 7 классе учащиеся приступают к рассмотрению системы Царства Растения, изучая особенности строения и жизнедеятельности растений начиная с отделов и заканчивая классами и основными семействами, знакомятся с основными этапами развития растительного мира в процессе эволюции.

Изучение раздела «Высшие растения» в 7 классе может быть направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов; об открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;
  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительными организмами, в ходе работы с различными источниками информации;
  • усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;
  • формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
  • использование приобретенных знаний и умений учащимися в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний;
  • развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

В основу раздела «Высшие растения» положены следующие идеи:

  • биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности, разнообразия уровня организации жизни;
  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса биологии;
  • обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
  • развивающее обучение, ориентированное не только на получение новых знаний в области биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Принципы отбора содержания материала учебника биологии

для 7 класса.

Отбор содержания произведен в строгом соответствии с рекомендованной Примерной программой. В основу курса лег принцип эволюционизма. При изложении материала раздела «Высшие растения» выдержан эволюционный принцип изложения: отделы растений, возникшие в истории Земли раньше, рассматриваются в начале курса, а самые молодые группы – в конце. Параллельно проводится идея постепенного эволюционного усложнения строения по мере приспособления к определенным условиям обитания.

В соответствии с Примерной программой в курсе ботаники изучаются три семейства двудольных и два семейства однодольных. При отборе материала авторы остановили выбор на розоцветных (наиболее типичное семейство из класса двудольных), крестоцветных (семейство со сравнительно простым строением цветка, имеющее сельскохозяйственное значение) и сложноцветных (наиболее крупное семейство, к которому принадлежат многие растения местной флоры, знакомые учащимся). Среди однодольных выбраны лилейные (наиболее типичное семейство для класса двудольных) и злаковые (наиболее важное семейство с точки зрения сельского хозяйства). Другие семейства однодольных и двудольных перенесены в «Книгу для чтения». Их изучение возможно по выбору учителя.

Содержание раздела «Высшие растения» (7 класс) (14 часов):

Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений (5 семейства двудольных и 2 семейства однодольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.

Лабораторные и практические работы:

  1. Изучение внешнего строения мхов
  2. Изучение внешнего строения папоротника
  3. Изучение строения и многообразия голосеменных растений
  4. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений
  5. Распознавание растений разных отделов
  6. Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)

Структура материала раздела «Высшие растения», изложенного в учебнике «Биология. Многообразие живых организмов»

Согласно концепции авторов, учебник биологии для 7 класса представляет собой информационно-открытую систему, предназначенную для творческого использования учителем. Текст делится на основной (обязательный для изучения) и дополнительный, который включает краткие комментарии к основному тексту, материал для дополнительного чтения, вопросы по ходу основного текста. Дополнительный текст используется по выбору учителя.

Вопросы по ходу текста и комментарии несут разнообразную методическую нагрузку. Они расширяют кругозор учащихся, показывают межпредметные связи (биологии с другими науками). Ответы на вопросы по ходу основного текста требуют от ученика творческого подхода, выхода за информационные рамки учебника. Для ответа на творческие вопросы учащиеся должны уметь обращаться к справочным (в том числе – электронным) материалам и базам данных, читать дополнительную литературу (например, «Книгу для дополнительного чтения по биологии» для 7 класса), развивать логическое мышление. Именно такой подход соответствует авторской концепции учебника как информационно-открытой среды. Учащиеся должны осознавать, что за пределами учебников содержится большой массив важной биологической информации, уметь привлекать ее для ответов на вопросы и для обсуждения изучаемой темы.

В конце каждого параграфа дано краткое содержание, которое может служить как для первичного закрепления материала, так и для быстрого повторения параграфа в дальнейшем. Краткое содержание является вспомогательным материалом, облегчающим работу учащихся с учебником. На уроках оно используется по выбору учителя.

Вопросы в конце параграфа ориентированы как на первичное закрепление знаний, так и на сравнение аналогичных биологических явлений в разных систематических группах организмов. Вопросы повышенной сложности выделены звездочками. В тех случаях, когда требуется дополнительная информация из уже пройденных параграфов, даны соответствующие ссылки.

Некоторые вопросы являются составными, и требуют последовательного ответа на ряд подвопросов (т.е. порядок подвопросов задает примерный план изложения ответа). Подробные рекомендации по использованию составных вопросов будут даны в «Методическом пособии для учителя».

В конце параграфа даны рекомендуемые лабораторные работы, методика проведения которых также будет отражена в «Методическом пособии для учителя» и в «Рабочей тетради».

Теоретические сведения, содержащиеся в учебнике, сопровождаются развернутой системой вопросов, позволяющих закрепить изучаемый материал, задействовать имеющийся жизненный опыт школьников и знания, получаемые ими при изучении других предметов. Такая структура представления учебного материала позволяет каждому ученику выбрать индивидуальную траекторию обучения, реализовать свои потребности, возможности и желания по широте и глубине освоения данного предмета; она формирует умение выбирать и отвечать за свой выбор; способствует развитию навыков поиска и использования информации.

В учебнике заложено оптимальное сочетание основных структурных компонентов, к которым относятся:

  • основной текст, передающий главное содержание курса биологии и обеспечивающий его обязательный минимум;
  • дополнительный текст, который представлен текстовыми фрагментами;
  • пояснительные тексты в виде схем, рубрик; 
  • элементы аппарата организации усвоения – вопросы в тексте, вопросы в конце параграфа, системы практических заданий; 
  • иллюстративные материалы - схемы, рисунки, фотографии;
  • элементы аппарата ориентировки - выделение в тексте основных понятий, терминов, названий живых организмов, отличительных признаков, условных обозначений. Для этого используется рубрикация, шрифт разного размера и гарнитуры, выделения в тексте. Важным элементом аппарата ориентировки является навигационная полоса, расположенная на полях учебника. На нее вынесены значки определений (обозначено кругом), текста для дополнительного чтения (обозначено знаком книги), комментария к основному тексту (обозначено символом примечания), вопросов по ходу основного текста (знак вопроса), краткого содержания (показано более насыщенным цветом навигационной полосы), вопросов к параграфу (знак вопроса в рамке), лабораторных работ (знак колбы).

Учебник биологии для 7 класса является инвариантной составляющей УМК, а вариативной составляющей авторы предлагают широкий спектр лабораторных и практических работ на выбор учителя и «Книгу для дополнительного чтения по биологии», содержащую разнообразные материалы, дополняющие и расширяющие возможности ученика в обучении биологии.

УМК включает также и рабочую тетрадь, которая поможет учащимся 7 класса усвоить материал учебника:

  • во-первых, рабочая тетрадь расширяет границы учебника за счет большого количества различных заданий, лабораторных работ, опытов, практических заданий, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников, побуждающих их учиться самостоятельно и с увлечением;
  • во-вторых, система заданий содействует выработке общеучебных умений, а также таких специальных практических навыков, как организация лабораторных работ и опытов, ведение наблюдений, выполнение агротехнических работ;
  • в-третьих, без рабочей тетради учитель зачастую сталкивается с проблемой: как оценить работу ученика, совершенно правильную с точки зрения биологии, но пестрящую разного рода грамматическими ошибками;
  • в-четвертых, содержание заданий позволяет учителю реализовать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика.

В методическом пособии для учителя «Уроки биологии в 7 классе» приведена образовательная программа по данному разделу учебного курса, примерное поурочно-тематическое планирование (на 70 часов). В методических рекомендациях к урокам обозначены оборудование, ключевые слова и понятия, основные этапы изучения нового материала, закрепление изученного, алгоритмы проведения лабораторных работ, домашнее задание и контроль знаний. В пособие включены методические рекомендации по использованию набора цифровых образовательных ресурсов, которые учитель может использовать на уроке или в задании для домашней работы. Также в пособии приводится детальный перечень формирующихся у учащихся в ходе обучения компетенций, определяющих усвоение и качество знаний, умений и навыков учащихся.

За последние пять лет значительно изменилось технико-технологическое обеспечение образовательного процесса. В связи с этим можно говорить о цифровых зонах развития школы: цифровая поддержка школьной библиотеки, ЦОР в учебном процессе, информатизация внеурочной деятельности в школе, дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся.

Сделать учебный процесс более интересным для учащихся и комфортным для учителя позволяет электронное приложение на компакт-диске «Электронные материалы к урокам биологии». Оно включает в себя коллекцию изображений, коллекцию видеозаписей, определительные ключи для отдельных групп растений (семейств), интерактивные тесты, мультимедийные презентации, виртуальные лаборатории и логические игры, а также варианты планирования, заготовки контрольных работ и тестов.

В современных условиях еще одним важным компонентом любого УМК становится его сетевая составляющая, где учителя могут систематически получать консультации автора, скачивать обновленные варианты планирования, новые версии цифровых образовательных ресурсов, различные методические материалы и т. п.

Для представляемого учебника такая сетевая поддержка организована на сайте издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.metodist.lbz.ru в форме авторской мастерской.

Учебно-методический комплект – это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы. УМК полностью соответствует государственному стандарту основного общего образования по биологии и примерной программе. Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к освоению раздела «Высшие растения» в 7 классе.

Цель и задачи раздела «Высшие растения»:

Цель:

Посредством формирования у учащихся целостного представления о мире, активно способствовать развитию познавательных, интеллектуальных качеств личности, содействовать в самостоятельном приобретении теоретического и практического опыта и продолжать воспитание отношения к биологии как к элементу общечеловеческой культуры в целях прикладного применения  полученных учащимися знаний.

Задачи:

Обучающие: Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.

Развивающие: Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты. Способствовать развитию логического мышления, формированию исследовательских умений, развивать познавательную активность.

Воспитательные: Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни. Способствовать воспитанию таких личностных качеств как требовательность к себе, настойчивость в достижении цели.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися

Психическое развитие учащихся в подростковом возрасте характеризуется неравномерностью, противоречивостью, сложностью; ведущим на данном этапе являются «уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека». Большинство показателей интеллектуального развития по мере  взросления подростка изменяется очень динамично. Важным новообразованием учащихся 7-х классов является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память, мышление, воображение. Быстро развивается смысловая, логическая память, понятийное мышление. При этом приобретается способность строить логические рассуждения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов явлений: увеличивается объем восприятия, оно становится плановым, последовательным. Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание: усиливается произвольная сторона этих  функций. Увеличивается быстрота запоминания  и объём материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание всё больше уступает место логическому, осмысленному. Таким образом, в 7-м классе происходит серьезная перестройка интеллектуальной сферы подростков. Положительный сдвиг наблюдается в развитии понятийного, теоретического мышления при сохранении роли и совершенствовании практического образно-действенного. Учащиеся начинают использовать более совершенные способы регуляции мыслительных операций. В большинстве случаев обобщение знаний учащимися седьмого класса предполагает опору на весь запас ранее сформированных предметных знаний. Однако в условиях существующей практики обучения в знаниях многих учащихся характерны существенные пробелы. Например, теоретические понятия 6-го класса (такие, как органоиды клетки, устьица, ткани и органы, гемолимфа, эмбриональное и постэмбриональное развитие и т.п.) осознаны ими не достаточно глубоко. Уровень владения базовыми знаниями не обеспечивает возможности свободного их применения при обобщении нового, изучаемого в седьмом классе материала.

Психолого-педагогическая характеристика 7 класса:

В классе обучаются 27 человек: 16 девочек и 9 мальчиков. Школьный тест умственного развития (ШТУР), выявляющий общий объем знаний, имеющийся у учащихся, показывает:

  • общий средний показатель по классу составляет 110 баллов из 130 возможных;
  • отмечается высокий уровень осведомленности, умение классифицировать, обобщать, находить логические связи между понятиями и явлениями;
  • вызывает затруднение умение абстрагироваться, отвлекаться от частных признаков, анализировать предлагаемые факты и явления.

Психологические исследования показали, что большинство ребят обладает умением сосредоточиться, точно выполнить инструкцию учителя, сконцентрировать внимание на достаточно длительное время. Эти качества являются определяющими при выполнении школьниками индивидуальных самостоятельных заданий.

Исследования ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:

  • мотив общения – 100%;
  • социальный мотив – 95%;
  • познавательный мотив – 65%.

Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по всем изучаемым предметам, организации работы учащихся в парах и группах.

Высокий уровень интереса к занятиям по биологии проявляет 69% учащихся; средний уровень – 21%; низкий уровень – 10%.

По ведущему каналу восприятия: визуалы – 40%, аудиалы – 37%, кинестетики – 23%. Исходя из этих данных, на занятиях целесообразно использовать различные способы визуализации – средства мультимедиа, интерактивную доску, таблицы, плакаты, дидактические материалы в сочетании с вербальными средствами обучения. Для учащихся с кинестетическим типом восприятия в программу курса включены практические работы и предлагаются для выполнения практико-ориентированные учебные проекты.

Большинство учащихся класса отличается умением владеть собственным поведением в различных ситуациях, способностью самостоятельно управлять своими действиями. 74% ребят обладает высоким уровнем волевой саморегуляции, их отличает самостоятельность, уверенность в себе, устойчивость намерений. Низкий уровень волевой саморегуляции проявляют лишь 10% учащихся. Характеристика, составленная при помощи школьного психолога, подтверждается и результатами академической успеваемости: большинство учеников имеют в основном хорошие оценки.

Информационная карта

Тип образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №172

Название темы

Методическая разработка раздела образовательной программы курса биологии 7 класса по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Многообразие живых организмов»

Направление деятельности

Обучение, развитие и воспитание учащихся на уроках биологии

Концептуальная цель

Поддержка каждого ребенка в осознании и развитии собственных социальных качеств, укрепления тех из них, которые отражают его сущностные личностные проявления в ходе изучения биологии

Стратегическая цель

Развитие учебно-познавательной активности, самостоятельности, самокритичности, аналитического, прагматического мышления, умение работать с научной литературой, коммуникабельных и творческих способностей.

Общее количество учащихся в школе

662 человека

Количество учащихся в школе изучающих биологию

(291 чел.)

25

27

25

10А

25

20

27

27

11А

23

24

27

23

11Б

18

Контингент учащихся, изучающих заявленную тему

 – Общеобразовательный

7б – Общеобразовательный

Краткая аннотация заявленной темы

Разработка данной темы основана на применении исследовательского подхода к изучению курса биологии и предусматривает разнообразные формы работы учащихся, что позволяет повысить их мотивационную сферу в изучении данного предмета. Кроме того, раздел «Высшие растения» объединяет химию, биологию, физику, экологию, ОБЖ, географию, медицину, математику, что говорит об интегрированном подходе. Это позволяет учащимся  синтезировать знания, усваивать биологические, гигиенические и экологические понятия.

Материально-техническая база

Ноутбук, проектор,  учебные диски, презентации учителя, презентации учащихся; материалы на печатной основе (учебники, методические пособия, справочники и другая учебно-методическая литература); приборы и инструменты, находящиеся в кабинете биологии; наглядные пособия (схемы, цветные таблицы, модель цветка, гербарные материалы, микропрепараты, комнатные растения).

Оценка деятельности учащихся

Контроль знаний учащихся может проводиться посредством: опросов, биологических диктантов, анализа письменных работ, тестовых и итоговых творческих заданий, зачетных разноуровневых работ. Оценка может проводиться учителем, другими учащимися или самим учеником.

Ожидаемый результат

Достижение определенных результатов в соответствии с запланированными целями и задачами.

Ожидаемые результаты

В результате изучения раздела «Высшие растения» ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений; растений своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль растительных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; 
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,  растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания,
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации и находить: в тексте учебника – отличительные признаки основных систематических групп высших растений; в биологических словарях и справочниках – значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о растениях (в том числе с использованием информационных технологий);
  • публично выступать, высказывать и аргументировать свою точку зрения, анализировать и обобщать информацию, реализовывать межпредметные связи;
  • планировать и координировать совместную деятельность в микрогруппе;
  • грамотно оформлять творческие работы, конструировать мультимедийные презентации;
  • планировать свою работу на уроке, работать с приборами и справочными материалами

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Обоснование используемых при изучении раздела «Высшие растения» образовательных технологий

Учитывая специфику восприятия и усвоения знаний  учащимися данной возрастной группы (7 класс), рекомендуется применять несколько педагогических технологий.

1) Приоритетным является личностно-ориентированное обучение, способствующее выявлению индивидуальности посредством опоры на субъектный опыт, оценки не только результата, но и процесса его достижения (осознанное усвоение), при котором главной является деятельность познания биологии, а не её преподавание. Личностно – ориентированное обучение позволяет работать в классном коллективе с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.  Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.

2) Чаще всего в данном разделе программы используются приёмы исследовательского метода обучения. Внедрение исследовательского подхода в обучение биологии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. У них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как:

  • Умения творческой работы;
  • Самостоятельность при принятии решений;
  • Развивает наблюдательность, воображение, внимание;
  • Умения нестандартно мыслить;
  • Диалектически воспринимать явления и закономерности  окружающего мира;
  • Выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

3) Здоровьесберегающие технологии: В основе здоровьесберегающего образовательного процесса лежат дидактические принципы развивающего обучения, к которым относятся: принцип деятельности, психологической комфортности, вариативности, творчества, дифференциацией заданий по объёму и сложности, а также путём реализации различных форм организации деятельности. Ещё один принцип – перенос большей части учебной нагрузки на урок при сокращении домашних заданий. Здоровьесберегающие технологии помогают формированию экологической культуры школьников через усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов.

4) Проблемно-поисковый подход: На уроках биологии используются беседы с элементами проблемно-поискового подхода, которая часто переходит в дискуссию. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулируются таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, предположения, опровержения. Ответы учащихся принимаются такими, какие есть – пусть даже и не совсем верные. Ведь это результат его собственной мысли. А в результате дальнейшей беседы, обсуждения возможно и будет найден верный ответ.

5) Технология игрового обучения: Игра – это такой вид деятельности, в процессе которого в игровой ситуации решается учебная задача. В процессе игры отражается накопленный учащимися жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности. По характеру педагогического процесса игры делятся на:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные

6) Дифференцированное обучение: необходимое условие каждого урока. Вопросы и задания составляются с учетом индивидуальных способностей учащихся и возможности выбора задания. Каждый учащийся может сам выбрать себе задание по силе. При этом важно не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, а наоборот вызвать желание и интерес. Главное, чтобы труд был результативным.

Формы организации обучения при изучении

раздела «Высшие растения»

1) Фронтальная форма предполагает одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя. Эта традиционная форма организации учебного процесса связана с «усреднением» обучающихся, так как единообразие заданий не учитывает их индивидуальных особенностей. Это  такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлекает школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д.

2) Индивидуальная форма на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.

3) Парная форма связана с коммуникативным взаимодействием  между парой учащихся, выполняющих общее учебное задание. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому.

4) Групповая форма — каждая группа получает определенное задание (одинаковые либо разные) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение группами различных заданий. Во время работы члены группы участвуют в совместном обсуждении хода и результатов работы, обращаются за советом друг к другу. Только работая в составе группы, школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования.

5) Коллективная форма — одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.

Методы, используемые при изучении

раздела «Высшие растения»

В зависимости от задач, поставленных перед уроком, могут быть выбраны различные  методы работы: это может быть работа с текстом учебника, наблюдение,  описание, объяснение, лабораторный и демонстрационный эксперимент, беседы, рассказы, доклады, выполнение заданий логического характера, решение и составление задач, формулирование каких-либо теоретических вопросов.

1) Словесные методы обучения.

        Словесные методы обучения - рассказ,  беседа, объяснение, дискуссия, работа с учебником и книгой и др. применяются на всех уроках. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают, усваивают и сами пользуются при воспроизведении материала не только при опросе, но непосредственно  и в ходе изучения материала. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы формулирования выводов из беседы. Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления, закона. Такие беседы рассчитаны на оперирование ранее усвоенным материалом, на активизацию памяти учеников. Метод беседы используют для различных целей обучения. Он всегда применим при фронтальной проверке знаний, умений и навыков,  в ходе выявления новых знаний и при обобщении представлений.

2) Наглядные методы обучения

        Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.  Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, схем, таблиц, зарисовок на доске, картин, портретов ученых. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ видеофрагментов, DVD фрагментов, мультимедиа презентаций.

3) Практические методы обучения

        Охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учеников. Во время использования практических методов применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, управления процессом выполнения,  регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков.

4) Индуктивные и дедуктивные методы обучения

        Относятся к общелогическим методы. Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.

5) Методы самостоятельной работы.

        Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, как отмечалось ранее, выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны учителя.         
   Все описанные ранее методы (словесные, наглядные, практические и др.) в том случае, когда они применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, выступают в данной классификации как методы учебной работы под руководством учителя. В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Как правило, без предварительного использования первого вида самостоятельной работы невозможен впоследствии ее более сложный второй вариант. Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой -  составление тезисов, конспектов прочитанного.
   Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала нужно просить учеников внимательно читать вместе с учителем определения по учебнику, задавать вопросы при затруднениях, выделять по совету учителя главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами учебника.  Несложные учебные тексты можно  предложить ученикам прочитать в ходе урока самостоятельно Особенно это касается параграфов, в которых рассказывается о применениях тех или иных явлений, даются исторические справки и т. п.

Особенности применения мультимедийных презентаций как средства обучения на уроках биологии

Использование мультимедийных разработок при изучении раздела «Высшие растения» в 7 классе позволяет учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Мультимедийную презентацию можно превратить в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и прочее. Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения; воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.


Формы контроля усвоения знаний учащихся при изучении раздела «Высшие растения».

                Контролю подлежит реализация всех функций процесса обучения раздела «Высшие растения», и в процессе контроля должно быть определено, соответствует ли уровень усвоения целям обучения в целом.

                При изучении основ биологической науки контролю подлежит усвоение понятий, законов, теорий, фактов, связи между ними, а также связи теории с практикой. Это последнее требование подразумевает контроль за выработкой умений пользоваться биологической символикой и терминологией, умений наблюдать, решать биологические задачи, экспериментальных умений и т.п., а также усвоение прикладных знаний.

                При проверке основ мировоззренческих знаний контролируется понимание диалектико-материалистических закономерностей.

                Особое внимание должно быть уделено контролю общих интеллектуальных умений – развитие мыслительных приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации. Должно контролироваться умение читать учебную литературу, навыки устной и письменной речи, умение выделять главное и т.д.

                Во всех случаях контроль результатов обучения должен определяться важным критерием уровня усвоения, которые зависят от целей и требований к обучению:

  1. Уровень узнавания и воспроизведения объекта изучения.
  2. Уровень, характеризующийся умением найти необходимый путь решения познавательной задачи.
  3. Высший уровень – умение ставить перед собой задачу и решить её, используя необходимые мыслительные приемы.

                В процессе контроля учитель должен твердо знать, каким должен быть уровень усвоения, и соответственно давать задания либо на воспроизведение, либо на применение знаний в сходной ситуации, либо на применение знаний в новой ситуации.

                Формы контроля бывают разные в зависимости от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. В дидактике нет единой классификации форм контроля.

                Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным.

                Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого учащегося.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. Проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Текущий контроль проводится в течение всего обучения, на каждом уроке, причем почти на каждом его этапе. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика, поспешно выставленная – задержать, затормозить.

Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится в виде итоговой контрольной работы по изучению темы. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам.

                В современном обучении биологии процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять полученные знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.

                В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознает правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Поурочное планирование тем 3.3-3.5[1] раздела

«Высшие растения»

(7 класс, 14 уроков)

по материалам: Семенцова В.Н., Биология. 7 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2001. – 224 с. (серия «Поурочное планирование»).

Рекомендуемый учебно-методический комплекс для учителя* и учащихся:

  • программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005;*
  • Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2009;
  • Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов»/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011;

№1. Тема урока: Общая характеристика подцарства Высшие растения.

Отдел моховидные

Методы обучения

Частично-поисковый. Характеристика высших растений

Формы организации учебной деятельности

Вводный урок. Л/р «Строение мха кукушкина льна»

Основные понятия и термины урока

Вегетативные, репродуктивные органы, спорангии, ткани, эмбриональное, постэмбриональное развитие, высшие растения, отдел Моховидные, спорофит, гаметофит

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 50-56, комнатные растения, гербарные экземпляры, микроскоп, микропрепараты, таблицы, видеофрагмент

http://biology.asvu.ru/page.php?id=92&ratings=1 

(Общая характеристика мхов)

http://www.floranimal.ru/classes/5422.html (Мхи. Строение и систематика)

Домашнее задание

Учебник: стр. 50-56; рабочая тетрадь: стр. 26

№2. Тема урока: Отделы плауновидные и хвощевидные. Особенности их строения, жизнедеятельности и роль в природе

Методы обучения

Частично-поисковый, проблемный

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок; Л/р «Строение плауна», л/р «Строение хвоща» (рабочая тетрадь стр. 29-30)

Основные понятия и термины урока

Придаточные корни, спорангии, чередование поколений, рудименты

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 57-60, гербарный материал, таблицы

http://school.bakai.ru/?id=bibof1010202 (Общая характеристика плауновидных)

http://school.bakai.ru/?id=bibof1010202 (Общая характеристика хвощевидных)

Домашнее задание

Учебник: стр. 57-60

№3. Тема урока:

Отдел папоротникообразные.

Особенности их строения, жизнедеятельности и роль в природе

Методы обучения

Частично-поисковый, проблемный

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок. Л/р «Строение папоротника и хвоща» (рабочая тетрадь стр. 32-33)

Основные понятия и термины урока

Папоротникообразные, жизненные формы, среды обитания, заросток, макроспора

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 61-65, комнатные растения, гербарный материал, видеофрагмент

http://www.krugosvet.ru/articles/00/1000088/1000088a1.htm (Папоротниковидные. Строение, размножение, значение)

http://bio.1september.ru/2001/38/7htm (Папоротниковидные. Размножение и систематика)

Домашнее задание

Учебник: стр.61-65. Повторить по учебнику географии материал о каменноугольных месторождениях планеты

№4. Тема урока:

Отдел Голосеменные растения.

Особенности их строения и жизнедеятельности. Происхождение

Методы обучения

Проблемный

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок. Л/р «Строение хвои сосны. Пыльца и шишки сосны» (рабочая тетрадь: стр. 37-39)

Основные понятия и термины урока

Голосеменные, шишка, семенные чешуи, почка, пыльца, хвоя, эндосперм

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 66-68, ветки и шишки сосны, микроскоп, микропрепараты, таблицы, видеофрагмент

http://biology.asvu.ru/page.php?id=94 (Общая характеристика голосеменных)

Домашнее задание

Учебник: стр. 66-68; рабочая тетрадь: стр. 36-37

№5. Тема урока:

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практические значение

Методы обучения

Проблемный

Формы организации учебной деятельности

Обобщающий урок. Л/р «Голосеменные растения: особенности развития, строение и многообразие»

Основные понятия и термины урока

Голосеменные, кедр, ель, секвойя, саговники, гинкго, кипарис

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 69-72, таблицы, шишки с семенами, видеослайды

http://biology.asvu.ru/page.php?id=94 (Общая характеристика голосеменных)

Домашнее задание

Учебник: стр. 69-72

№6. Тема урока:

Отдел Покрытосеменные или Цветковые. Особенности их организации и происхождение

Методы обучения

Проблемный

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Основные понятия и термины урока

Двудольные, однодольные, эволюция

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 73-77, таблицы, видеофильм

http://www.krugosvet.ru/articles/00/1000086/1000086a1.htm

(Покрытосеменные. Строение и размножение. Жизненные формы)

Домашнее задание

Учебник: стр. 73-77; рабочая тетрадь: стр. 41-42

№7. Тема урока: Размножение покрытосеменных растений

Методы обучения

Проблемный

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Основные понятия и термины урока

Размножение: половое, бесполое, вегетативное; зигота, эндосперм, зародышевый мешок, спермий, яйцеклетка

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 77-79, модель цветка, муляжи плодов, таблицы, видеофрагмент

http://www.krugosvet.ru/articles/00/1000086/1000086a1.htm

(Покрытосеменные. Строение и размножение. Жизненные формы)

Домашнее задание

Учебник: стр. 77-79

№8. Тема урока: Класс Двудольные. Характерные особенности семейства Розоцветные

Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок. Л/р «Строение шиповника» (рабочая тетрадь: стр. 43-44)

Основные понятия и термины урока

Розоцветные, формула цветка, соплодие

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 79-84, гербарный материал

http://biology.asvu.ru/page.php?id=96

(Классификация покрытосеменных)

Домашнее задание

Учебник: стр. 79-84

№9. Тема урока: Характерные особенности растений семейств Крестоцветные и Паслёновые

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок. Презентация: «Семейство Паслёновые»

Основные понятия и термины урока

Стручок, ягода, коробочка, видоизмененный побег, ядовитые плоды

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 79-84, гербарный материал, видеофрагмент, презентация

http://biology.asvu.ru/page.php?id=96

(Классификация покрытосеменных)

Домашнее задание

Учебник: стр. 79-84; рабочая тетрадь: стр. 50-51

№10. Тема урока: Характерные особенности растений семейств Бобовые и Сложноцветные

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Основные понятия и термины урока

Боб, корзинка, трубчатые и языковые цветки, семянка

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 79-84, гербарный материал, компьютерная презентация

http://biology.asvu.ru/page.php?id=96

(Классификация покрытосеменных)

Домашнее задание

Учебник: стр. 79-84; рабочая тетрадь: стр. 46-48

№11. Тема урока: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки

Методы обучения

Проблемный

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок. Л/р «Строение злакового растения» (рабочая тетрадь: стр. 44-46)

Основные понятия и термины урока

Однодольные, злаки, мочковатая корневая система, вставочный рост, чешуи

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 79-84, гербарный материал, видеофильм

http://biology.asvu.ru/page.php?id=96

(Классификация покрытосеменных)

Домашнее задание

Учебник: стр. 80-84

№12. Тема урока: Характерные признаки семейства Лилейные

Методы обучения

Частично-поисковый, проблемный

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок. Л/р «Строение тюльпана» (презентация)

Основные понятия и термины урока

Лилейные, луковица, корневище, раннецветущие растения

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 79-84, гербарный материал, видеофильм

http://biology.asvu.ru/page.php?id=96

(Классификация покрытосеменных)

Домашнее задание

Учебник: стр. 80-84; рабочая тетрадь: стр. 49

№13. Тема урока: Контрольно-обобщающий урок по теме «Цветковые растения»

Методы обучения

Частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, проектно-исследовательский

Формы организации учебной деятельности

Контрольно-обобщающий урок. Выполнение заданий по инструктивным карточкам и индивидуальные тестовые задания

Основные понятия и термины урока

Формула цветка, классификация цветковых, таксон, многообразие растений

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Электронная методическая разработка учителя по теме «Цветковые растения», инструктивные карточки учащихся

Домашнее задание

Учебник: стр. 79-84 (повторение); на выбор подготовить презентацию (не менее 5 слайдов) либо доклад-сообщение по темам:

  • мхи, хвощи, плауны (многообразие и значение);
  • папоротники (многообразие и значение);
  • голосеменные (многообразие и значение)

№14. Тема урока:

Повторительно-обобщающий урок по темам: Царства Прокариоты, Грибы, Растения

Методы обучения

Проблемный, репродуктивный

Формы организации учебной деятельности

Обобщающий урок, регламентированная дискуссия.

Анализ предыдущего урока. Работа над ошибками проведенного теста по теме «Высшие растения». Просмотр и оценка домашних заготовок презентаций учащихся.

Основные понятия и термины урока

Растения, грибы, лишайники, автотрофы, спорофит, гаметофит, споровые растения, семенные растения

Источники информации (включая электронные образовательные ресурсы)

Учебник: стр. 85-86, гербарный материал, презентации и доклады учащихся, комнатные растения, дополнительная литература и интернет-ресурсы по выбору учащихся

Домашнее задание

Учащимся предлагается принять участие в разработке проектов по темам:

  • «Комнатные растения у Вас дома»;
  • «Комнатные растения вышей классной комнаты»;
  • «Комнатные растения школьного кабинета биологии»;
  • «Озеленение рекреационной зоны и помещения столовой школы №172»;
  • «Ландшафтный дизайн пришкольного участка»

План-конспект контрольно-обобщающего урока по теме «Цветковые растения»

Тема и номер урока в теме

Тема 3.5 («Высшие растения»); Урок №13 (программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005)

Базовый учебник

Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2009

Цель урока

Систематизация, коррекция и повышение уровня знаний по теме «Цветковые растения»

Задачи урока

Образовательные

  • закрепить и систематизировать знания о цветковых растениях;
  • определить уровень овладения знаниями по данной теме

Развивающие

  • развивать у учащихся умение работать с текстовой информацией и осуществлять логические операции при выполнении ситуационных задач и заданий тестового характера;
  • развивать у учащихся информационную, коммуникативную, мыслительную компетентность при выполнении творческого задания

Воспитательные

  • на примере демонстрации многообразия цветковых растений развивать поведенческий компонент экологической культуры и экологический тип мышления;
  • формировать навыки здоровьесберегающего поведения

Тип урока

Контрольно-обобщающий

Формы работы учащихся

индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Необходимое техническое оборудование

on-line задание (мультимедийная презентация), инструктивные карточки, учебник, рабочая тетрадь, ТСО (компьютер, проектор, экран)

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Хронометраж

Организация начала урока

- создание психологической атмосферы урока;

- подготовка необходимого оборудования;

- включение учеников в деловой ритм урока

Готовность класса к работе

5 минут

Мотивация учебной деятельности

Подготовка к осознанному контролю и определению уровня овладения учащимися знаний по теме «Цветковые растения»; Стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно-значимое.

Фронтально готовятся к деятельности на уроке, формулируют тему и цель урока.

5 минут

Инструктаж по выполнению предложенного on-line задания

Постановка проблемной ситуации, демонстрация образца заполнения инструктивной карты, ознакомление учащихся с критериями оценок за каждое задание

Учащимся предлагается выполнить 7 заданий:

1) на знание строения цветка;

2) ответы на общие вопросы по теме;

3) на знание систематических категорий;

4) и 5) на знание морфологических особенностей цветковых;

6) на знание систематики цветковых;

7) комплексная характеристика одного из видов растений (по плану)

5 минут

Работа учащихся с заданиями инструктивной карточки

Демонстрация слайдов учебной презентации; Внешний контроль выполнения заданий; Корректировка деятельности учеников и регуляция отдельно возникающих вопросов;

Каждый учащийся принимает участие в заполнении инструктивной карты, при этом не исключается объяснение учителя и репродуктивная деятельность; по окончании заполнения работы сдаются учителю

20 минут

Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

Постановка дифференцированного д/з; фронтальная проверка записи д/з в дневник.

Учитель проявляет умение организовать учащихся для поиска дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи.

К следующему уроку предлагается (по желанию):

- выполнение проектов;

- повторить ранее изученный материал по всем отделам Цветковых;

- подготовиться к обобщающему уроку по теме «Царство Растения».

Отдельно предлагается подготовить компьютерную презентацию (не менее 5 слайдов) либо доклад-сообщение по темам:

- мхи, хвощи, плауны;

  • папоротники;
  • голосеменные

При подготовке д/з приветствуется использование Internet-образовательных ресурсов и дополнительной ботанической литературы

Рефлексия собственных знаний. Оценка предложенных вариантов задания. Обмен впечатлениями о проведенном уроке. Запись д/з в дневник.

5 минут

Самоанализ и результаты урока по теме «Цветковые растения».

Особенностью проведенного контрольно-обобщающего урока является выполнение учащимися заданий  в режиме on-line и записывание ответов в оценочный лист (инструктивную карточку).

При отборе материала для заданий учитывался уровень подготовки и возрастные особенности учащихся 7 класса. Если в 6-ом классе в курсе биологии учащиеся изучили строение цветковых растений, типы соцветий, типы плодов, то в 7-ом основой содержания обучения являются вопросы систематики и многообразия отдела Цветковых, а также вопросы, рассматривающие практическое применение и природно-хозяйственное значение растений.

Предложенный учащимся объем контрольных заданий охватил вопросы, как морфологии, так и систематики и многообразия растений. Наглядность использованных на уроке изображений позволила учащимся оценить внешнюю привлекательность представителей мира флоры, что подтвердилось той искренней заинтересованностью, с которой учащиеся приступили к выполнению заданий. Таким образом, психологический комфорт, созданный при подготовке урока и во время урока, позволил учащимся верно сориентироваться на конечный результат и выполнение предложенных заданий не вызвало каких-либо дополнительных сложностей.

При проектировании урока учитывался состав класса по ведущим каналам восприятия информации (визуалы, аудиалы, кинестетики). Учителем были использованы дифференцированные виды слайдовых заданий и тесты на контрольно-оценочном листе. Это способствовало снижению утомляемости, развитию умения переключать внимание с текста на изображение и на вопросы учителя.

На уроке были использованы разнообразные педагогические технологии:

  • традиционные формы обучения;
  • контроль в режиме on-line;
  • компетентностный подход при выполнении творческого задания (прикладная направленность знаний);
  • краеведческий элемент познания.

В целях развития информационной компетентности учащимся было предложено для качественной подготовки к этому уроку выполнить домашнее задание с использованием ЭОРов.

Основная дидактическая цель по выполнению контрольно-оценочных заданий была выполнена, учащиеся сдали свои листы на проверку, и на следующем уроке учитель представил полный анализ работ учащихся с предполагаемой обязательной работой над допущенными ошибками. По итогам урока качество выполненных учащимися контрольно-оценочных заданий составило 81%. Из 27 учащихся класса 22 человека справились с заданием на «4» и «5», пять учащихся получили оценку «3».

В качестве дополнения к заданиям контрольно-обобщающего урока учащимся было предложено домашнее задания творческого характера: выполнение презентаций по предложенным темам (см. тем. планирование), выдвижение собственных идей по разработке плана проектов эколого-природоохранной направленности.

  • В течение нескольких лет учащиеся показывают стабильные результаты при изучении темы.
  • Повышается интерес  к предмету, к изучению конкретной темы, учащиеся охотно берут тему «Цветковые растения» для дальнейшего исследования в школьных секциях НОУ.
  • Ежегодно растет % учащихся, отдающих предпочтение профессиональному обучению на естественно-географическом и биологическом факультетах НГПУ и ННГУ им. Лобачевского.

Заключение

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников. Меняется смысл и значение образования. Его главной целью становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Меняется образовательная парадигма, усиливается внимание к видам деятельности ребенка. Школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и самовоспитания, местом, где учат учиться.

Из работы следует, что использование методов обучения практической направленности дает свои результаты и формирует творческое мышление, повышается интерес к биологии, развиваются информационные, коммуникативные, презентационные умения, проявляется профессиональная ориентация учащихся, вырабатываются умения логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли, развивается кругозор учащихся.

Хочется отметить, что обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития.

Литература:

Методическая:

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: М. - «Просвещение», 2011г.
  2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: СПб - «Каро», 2006г.
  3. Федеральный государственный  стандарт среднего (полного) общего образования. Проект. (Сайт ФГОС, диск НИРО – курсы)
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования, статья в журнале «Народное образование», 2003г., №2
  5. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: М. - «Просвещение», 2012г.

Учебники:

  1. Ботаника с основами фитоценологии. Анатомия и морфология растений. Серебрякова Т.И. — М: Академкнига, 2006.
  2. Ботаника: в 4 т. Т. 1. Клеточная биология. Анатомия. Морфология. Зитте П., Вайлер Э.В., Кадерайт Й.В. и др. / под ред. А.К. Тимонина, В.В. Чуб — М: Академия, 2008.
  3. Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. — М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  4. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. — СПб: СпецЛит, Изд-во СПХФА, 2001.

Руководства к лабораторным занятиям:

  1. Королькова Е.О. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений: Учебное пособие к лабораторно-практическим занятиям по ботанике. — М.: МАКС Пресс, 2008. — 22 с.
  2. Практикум по анатомии и морфологии растений Викторов В.П., Гуленкова М.А., Дорохина Л.Н. и др. Под ред. Л.Н. Дорохиной — М: Академия, 2004.

Пособия к летней практике:

  1. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. В.Э. Скворцов. — М: Т-во науч. изд. КМК, 2004.
  2. Королькова Е.О., Костина М.В. Список сосудистых растений окрестностей учебной базы Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова «Лазинки». Учебное пособие к летней практике по ботанике. — М.: МАКС Пресс, 2008.
  3. Учебно-полевая практика по ботанике. Часть 1. — М: Просвещение, 1975.

Определители:

  1. Иллюстрированный определитель растений средней России. И.А. Губонов, К.В. Киселева, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров. — Т. 1-3. — М.: Т-во науч. изд. КМК, 2002-2004.
  2. Маевский П.Ф. Флора Средней полосы Европейской части России. 10-е изд. - М: Т -во науч. изд. КМК, 2006.
  3. Определитель сосудистых растений центра европейской России. И.А. Губанов, К.В. Киселева, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров. 2-е изд., дополн. и перераб. — М.: Аргус, 1995.
  4. Шанцер И. А. — Растения средней полосы Европейской России: Полевой атлас. — Изд. 2-е. — М.: Т-во науч. изд. КМК, 2007.

Дополнительная:

  1. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. - М.: Мир, 1990. Т. 1; Т. 2.
  2. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. - М: ИКЦ «Академкнига», 2004.


[1] Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005 (стр. 28-29)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии

Раздел 3 «Царство Растения» включает 16 часов и объединяет 5 тем: Общая характеристика растений (2 часа); Подцарство Низшие растения (2 часа); Подцарство Высшие растения (4 часа); Отдел Голосеменные р...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии « Клетка», 10 класс

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии« Клетка», 10 класс...

Презентация " Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка» 10 класс"

Презентация "  Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка»  10 класс"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

   “Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строен...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ «ДЫХАНИЕ»

«Пока дышу, надеюсь (Dum spiro, spero)» – сказал римский поэт Овидий. Дыхание - самая драгоценная, оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. «Дыхание -  жизнь». Эта фра...