Открытый урок. "Принципы русской пунктуации. Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные."
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Сёмина Елена Николаевна

Урок имеет несколько важных целей:

1) показать, что знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи;

2) рассказать о делении знаков препинания по своей функции на группы;

3) описать особенности авторской речи, знаки препинания в предложении;

4) развить устную и письменную речь учащихся;

5) воспитать речевую культуру и бережное отношение к родному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания:

                       отделительные, разделительные и выделительные.

Тип урока:     формирование новых знаний

Форма проведения:   урок – практикум с  применением компьютерной

                                       презентации

Цели урока.        

Образовательная:  подчеркнуть, что знаки препинания являются важным

                                  средством оформления письменной речи, так как с их

                                  помощью происходит смысловое членение речи,  деление

                                  знаков препинания по своей функции на три группы:

                                   отделительные, разделительные и выделительные,

                                  особенности авторской речи, знаки препинания в

                                  предложении

Развивающая:   развитие устной и письменной речи учащихся,

                             активных форм познавательной деятельности

Воспитательная: воспитание речевой культуры, бережного отношения к

                                  родному слову                                

Оборудование урока:  компьютерная презентация

                                       «Знаки препинания - ноты при чтении» (А. П. Чехов)

Опережающие задания: Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»      

                                     

Ход урока

  1.  Знакомство с целями урока и эпиграфом:

                                        «Знаки препинания - ноты при чтении»

                                                                                              А. П. Чехов

                                      «…Знаки препинания имеют двоякое назначение:

                                       способствуют ясности в изложении мыслей,

                                       отделяя одно предложение от другого или одну

                                       часть его от другой, и выражают ощущение лица

                                       говорящего и его отношение к слушающему…»  

                                                                                                    Ф. И. Буслаев

                                План урока.

1. Вступление: «Слово о  пунктуации»

2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации» 

3  Сообщение учащегося: «Три принципа русской пунктуации»                                     

4. Сообщение учащегося: «Знаки препинания: отделительные,

     разделительные и выделительные»                    

5. Составление схемы по теме «Знаки препинания»

6. Авторские знаки

7. Отделительные, разделительные, выделительные и авторские знаки в

    романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 

 8. Практикум по изученной теме (работа с компьютерной програм

                               

 Проблемные вопросы:

  • Для чего нужна пунктуация?                           
  • Каковы  принципы русской пунктуации?
  • На какие группы делятся знаки препинания

     по своей функции?

  • В чем особенность авторских знаков? 

1. Вступление: «Слово о  пунктуации»

   Тема сегодняшнего урока -  «Принципы русской пунктуации. Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные»

  • Что же такое пунктуация? Подберите к этому слову однокоренные слова и попробуйте сформулировать
  • Для чего нужна пунктуация?                           

Вывод:  Пунктуация (от лат. punktum — «точка») — собрание правил о постановке знаков препинания. Знаки препинания (препинание — «остановка, перерыв») — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации» 

«Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твердо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того, чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания». «Знаки препинания — ноты при чтении» — так характеризовал А. П. Чехов пунктуацию в одном из писем, датированных 1888 г.

            Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи.  В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.

В современном  русском языке  10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отнести также кавычки. Кроме того, для чтения текста используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.

3. Сообщение учащегося: «Три принципа русской пунктуации»                                     

      В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: логический (смысловой), структурно - синтаксический   и интонационный:

         1. Логический (смысловой) -  знаки препинания помогают расчленить речь   на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме  (смысловое членение),

         2. Структурно - синтаксический   делает наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение),

создает стабильность системы пунктуации.

          3. Интонационный -  служат для обозначения интонационного оформления, средство выражения семантики (значения) в устной речи.

4. Сообщение учащегося: «Знаки препинания: отделительные,

     разделительные и выделительные»                    

     В зависимости от функции знаки препинания делятся на три группы: отделительные, разделительные, выделительные.

К отделительным знакам препинания относятся точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Эти знаки ставятся в конце предложения и служат средствами отделения одного предложения от другого в составе текста.

К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. Эти знаки ставятся в простом предложении для разделения однородных членов предложения и для разделения простых предложений в составе сложного.

К выделительным знакам препинания относятся двойные (парные) знаки: двойные скобки, двойные кавычки, двойное тире, двойные запятые.

5. Составление схемы по теме: «Знаки препинания»

                                   

        

 

   

6. Авторские знаки (слово учителя)

    Особое положение в традиционной системе знаков препинания занимают так называемые авторские знаки. Их можно рассматривать как особые семантические знаки, так как употребление их обычно не мотивировано строением синтаксических единиц. Авторские знаки — один из пунктуационных способов выделения смысловых фрагментов предложения. Они являются важным компонентом информации, выражаемой предложением. В современной печати встречаются случаи нарушения некоторых правил пунктуации.

  • Чехов сравнивает знаки препинания с нотной грамотой,

а с чем бы сравнили бы вы, исходя из вашей профессии?

  •  В чем сходство и различие одежды и знаков препинания?

 7. Отделительные, разделительные, выделительные и авторские знаки в

      романе  М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»             

     А теперь обратимся к истории человека, который одежду сделал символом протеста. Михаил Афанасьевич Булгаков – автор знаменитых произведений

«Собачье сердце», «Бег», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»  - всю жизнь отстаивал право оставаться самим собой. «Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все  равно не  похож на пуделя», - писал М.А.Булгаков

     В феврале 1929 года  встретились двое: он был женат, она замужем; между ними возник роман, вначале тайный, как водится; затем все, по извечной схеме, выплыло, наружу; и слезы были, и револьвер ревнивого мужа замелькал, но все кончилось благополучно...

     А можно и так начать этот строгий рассказ о любви: в начале тридцатых годов жена крупного командира, начальника штаба московского военного округа Шиловского ушла к знаменитому писателю и стала его женой.

        В феврале 29-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман «Мастер и Маргарита». Он о многом, этот роман, он о боге и черте, он о трусости как главном пороке человечества, он о несмываемом, неизбывном грехе предательства, он фантастически смешон и невыразимо печален, он  космичен, но прежде всего он о верной и вечной любви, о которой мы и думать-то забыли и которая приходит, может быть, только в счастливых снах о детстве, когда обливаешься слезами о невозвратном,  и не веришь уже, и жить без веры сил нет.

   «Мастер и Маргарита»— так он назвал роман, великий Мастер, не как-нибудь иначе. Роман, жизнь — как все переплелось, вросло друг в друга, когда одни кровеносные сосуды соединили жизнь и мечту, Елену Сергеевну и Маргариту Николаевну, но не будем забывать: Елена Сергеевна— Тайный Друг, Муза — это жизнь, прекрасная и скоротечная, а Маргарита Николаевна  - она же, но уже облитая светом бессмертия, дитя любви Мастера к женщине и к жизни

Из дневника Елены Сергеевны:

 «Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились, и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь».

     Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе, ни даже надежды не мог дать ей Мастер: он был беден и - хуже того - проклят, слава его закатилась, оставив пену хулы и устойчивую, жуткую по тем временам и абсолютно несправедливую кличку «белогвардейца». А она? Красива, блестяща,

с необходимой изюминкой легкомысленности, что не дает мужчине привыкать подруге как к собственности, которая никуда уж денется...

Из дневника Елены Сергеевны:

«Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что, я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на...» Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась...»

Уже не в романе, а в жизни Михаил Афанасьевич говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир— и я один. Теперь мы вдвоем  и мне ничего не страшно»

          Исследование отрывков из  романа  М.А.Булгакова

         «Мастер и Маргарита» по схеме  пунктационного анализа

Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

—        Я — мастер,— он  сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер. Она своими руками сшила ее мне,— таинственно добавил он.

 — А как ваша фамилия?

— У меня нет больше фамилии,— с мрачным презрением ответил  странный  гость,— я  отказался от неё, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней.

                                      М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.1 гл.13

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет!
     Она повернула с Тверской в переулок и тут повернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

                                    М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.1 гл.13        

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

                                           М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

...А я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?..

   .. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!

 Она - то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга  давным - давно, не зная друг друга,  никогда не видя...

и что она жила с другим человеком…  и я там, тогда… с этой… как её…

                                           М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

      «Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и  попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду».

                                            М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Порядок пунктуационного разбора

1.  Объяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки знаков препинания.

2. Дать характеристику знакам препинания по их употреблению (одиночные, повторяющиеся, парные).

3.  Охарактеризовать знаки препинания по их функции (разделительные, выделительные).

4.  Сформулировать правило постановки знаков препинания.

Примечание:

1. При полном анализе объясняются все знаки в тексте, при частичном —  знаки препинания объясняются выборочно.

2. При анализе желательно учитывать факультативные знаки, возможную вариативность знаков, индивидуально-авторские знаки, определяя их функционально-стилистическую роль.

Образец разбора:

        [1]

Ах! Погляди ко мне в окошко

                                             [2]

И дай мне весть о вышине,

            [3]                                                        [3]

Чтоб я, утешенный немножко,

                                                                            [4]

Увидел счастье хоть в окне.

                                                (Ф. Глинка.)

[1]! — восклицательный знак отделяет междометие от основного предложения и указывает на эмоциональную окрашенность предложения.

[2], — запятая отделяет придаточное предложение от главного.

[3] ... [3],..., — запятыми выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом (знак парный, выделительный).

[4]. — точка в конце предложения.

8. Практикум по изученной теме (работа с компьютерной программой)

 

Домашнее задание:
    1. Проанализировать 10 – 15 предложений по схеме пунктационного

         анализа из художественного произведения (по выбору)

     2. Повторить правило о знаках препинания в конце простого предложения

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока «Пунктуация» (знаки препинания рассказывают о себе).

Методическая разработка урока по пунктуации....

Конспект УЗ по русскому языку "Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"

Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятию по теме"Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"...

конспект открытого урока "Вводные слова и знаки препинания при них"

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и знаки препинания при них"...

Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)

В данном материале рассматривается теоретическая  и практическая часть 18 задания ЕГЭ по русскому языку, в котором проверяется знание выпускниками пунктуации (наки препинания в предложениях со сл...