Путешествие в мир фразеологии
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Бондаренко Надежда Константиновна

В данной работе представлены фразеологизмы на тему : дружба, труд, явления природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наша игротека

Фразеология

Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото хвалит, куры не клюют, комар носа не подточит, когда рак свистнет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осёл, носиться как курица с яйцом...

Замени фразеологизмом

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

Метко не в бровь, а в глаз; неожиданно — как снег на голову; тесно яблоку негде упасть; темно хоть глаз выколи; опытный — стреляный воробей; мокрый ни одной сухой нитки; молчать держать язык за зубами; хвалить возносить до небес; обманывать — водить вокруг пальца; бить намять бока; исчезать рассеиваться как дым.

Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологические обороты.

Кот наплакал с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчёлся.

Во всю прыть что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта, в мгновение ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо-невидимо тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.

Географические названия

Учитель засекает время (2—3 мин.). Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы.

Москва не сразу строилась; Москва слезам

не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам, китайская стена, язык до Киева доведёт...

Имена собственные

Учитель засекает время (2 — 3 мин.). За это время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные.

Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерёму; мели, Емеля,— твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как Сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата...

Кто больше

В этой игре побеждает тот, кто назовёт как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена числительные.

Один на один, в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слёзы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырёх стенах, меж двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперёд, семь пятниц на неделе, согнуться в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трёх соснах...

Закончи фразеологизм

Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.

Дрожит... (как осиновый лист), катается... (как сыр в масле), выводить... (на чистую воду), держать... (в ежовых рукавицах), поразить... (как гром среди ясного неба), вариться... (в собственном соку), сидеть... (сложа руки), знать... (как свои пять пальцев).

Угадай профессию

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей, каких профессий они появились.

Стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать

удочку, через нас по чайной ложке, играть первую скрипку, петь с чужого голоса, открывать Америку, ждать у моря погоды, попасть в ловушку, закусить удила, сгущать краски, ход конём.

Кто быстрее

В этой игре выигрывает тот, кто быстрее вспомнит фразеологические обороты, в которых встречаются следующие слова:

голова — человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...

ноги — уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь — другая там, ног под собой не чуять...

глаза — мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...

нос — задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...

Найди пару

Из данных фразеологических оборотов нужно составить противоположные пары, по смыслу.   Например: ни зги не видно - хоть иголки собирай

ни зги не видно         жить своим горбом

заваривать кашу                                                             воспрянуть духом

по чайной ложке                                                            на ночь глядя

коломенская верста        от горшка

чуть свет        два вершка

повесить нос        как кошка с собакой

на чужой шее        сидеть хоть иголки собирай

душа в душу        единым духом

сидеть сложа руки                 расхлёбывать кашу

во всю Ивановскую        не покладая рук

Объясни значение

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно объяснить их значение.

Кожа да кости — худой, дырявая память — забывчивый, на всех парусах — быстро, перемывать косточки — обсуждать, хоть кровь из носу — обязательно, рукой подать — близко, сбить с толку — запутать, как рыба в воде — уверенно, лететь сломя голову — спешить, попасть пальцем в небо — невпопад, из рук валится — не ладится, много воды утекло — давно.

Прямое и переносное

Учитель называет словосочетания. Ученики должны составить предложения, в которых эти словосочетания употребляются в прямом смысле и в форме фразеологических оборотов.

Гладить по головке, кормить завтраками, вырвать с корнем, поставить в тупик, ходить на цыпочках, протянуть руку, прокладывать дорогу, выйти из строя, сесть в лужу, намылить шею, льёт как из ведра, связать руки, много воды утекло, на высоких нотах, найти выход, пальцем не пошевелить, переливать из пустого в порожнее, погладить против шерсти, цены нет.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Путешествие в страну «Числительное»

Какие части речи?

Учитель называет слова. Нужно определить, какими частями речи они являются.

Пара, миллион, четверть, четыре, дюжина, десяток, сто, десять, сотник, пятак, сотня, пятерня, раз, трижды, половина, осьмушка, единица, тройка, трое, троица, полтора, по двое, первый, один, семь, сдвоить, двойник, двойной, семидневный, удвоить.

Цепочка

Учитель называет количественное числительное с именем существительным. Нужно продолжить цепочку, называя следующее числительное с другим существительным.

Одна книга, две тетради, три ручки, четыре парты, пять стульев, шесть учеников, семь учебников, восемь задач, девять упражнений, десять классов...

Подбери загадки

Нужно подобрать загадки, в состав которых входят имена числительные.

У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы). Четыре брата бегут, другу друга не догонят. (Колёса). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста). Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол). Выходили двенадцать молодцев, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. (Год, месяцы, дни).

Попробуй запомнить

Учитель называет количественное числительное с именем существительным. Нужно повторить это словосочетание и добавить своё. Следующий называет два первых и добавляет третье и т. д.

Одна буква.

Одна буква, два звука.

Одна буква, два звука, три слога.

Одна буква, два звука, три слога, четыре слова...

Вспомни названия

Нужно вспомнить названия литературных произведений, в состав которых входят имена числительные.

«Три толстяка» (Ю. Олеша), «Три мушкетёра» (А. Дюма), «Три медведя» (Л. Толстой), «Три поросёнка» (С. Михалков), «Четыре танкиста и собака» (Я. Пшимановский), «Семнадцать мгновений весны» (Ю. Семёнов), «Двенадцать стульев» (И. Ильф, Е. Петров), «150000000» (В. Маяковский), «Двенадцать месяцев» (С. Маршак), «20 тысяч лье под водой» (Ж. Верн), «Палата № 6» (А. Чехов), «Пётр I» (А. Толстой), «93-й год» (В. Гюго), «Тысяча и одна ночь».

Составь словосочетания

Учитель называет глаголы. Нужно составить словосочетания, подбирая к ним имена числительные.

Увеличилось на..., достигло..., возросло до..., поднялось до..., равнялось..., умножить в..., прибавить к...

Кто больше?

Учитель называет имя числительное. Нужно вспомнить как можно больше фразеологических оборотов, в состав которых входит это числительное.

Один: один на один, играть первую скрипку, семеро одного не ждут, первый блин комом, одного поля ягоды...

Два: ум хорошо, а два лучше, меж двух огней, ни два ни полтора, два сапога пара, от горшка два вершка...

Три: заблудился в трёх соснах, лить слёзы в три ручья, наговорить с три короба, согнуться в три погибели...

Четыре: на все четыре стороны, сидеть в четырёх стенах...

Аукцион

Эта игра похожа на предыдущую. Учитель называет имя числительное (например, семь). Нужно подобрать фразеологизмы, в состав которых оно входит. Побеждает тот, кто назовёт фразеологический оборот последним.

Семь раз отмерь, один отрежь.

У семи нянек, дитя без глазу.

Семи пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

Седьмая вода на киселе.

Семеро одного не ждут.

За семь вёрст киселя хлебать.

Семь бед — один ответ.

За семью печатями.

Один с плошкой, семеро с ложкой...

Числительное — в середине

Назвать слова, в составе которых встречаются имена числительные.

Стоянка, подвал, трибуна, одиночество, сестрица, ухитриться, стричь, устрица, осетрина, тритон, простой, сторож, сторожка, просторный, столица, вместо, просто, столько, постоять, Севастополь, Стокгольм, вспять.

Реши ребусы

Нужно    отгадать,    что    заключено    в    этих ребусах.

7я, 40а, 100л, е2, о5, сЗж

(Семья, сорока, стол, едва, опять, стриж).

Знаешь ли ты математику?

Подсчитай результат и запиши примеры словами.

47 + 15=        89 - 33=        11 х 5 =

72 - 12=        44 + 79=        99 : 3 =

18 х10=        51-19=        80 : 5 =

Сказочные задачи

Используя имена числительные, составить задачи на сказочные темы, которые начинались бы следующими предложениями:

Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки...

Лиса Алиса и Кот Базилио решили отобрать у Буратино золотые монеты...

На опушке леса жила Коза со своими козлятами...

Однажды три медведя отправились в лес на прогулку...

Замени

Заменить количественные имена числительные порядковыми. Например: двенадцать - двенадцатый.

Девятнадцать, пятьдесят, семьдесят, семьдесят три, восемьдесят, девяносто пять, сто, триста, четыреста двадцать восемь, шестьсот пятьдесят, девятьсот, тысяча, пятьдесят тысяч, три миллиона, двенадцать миллионов шестьсот двадцать тысяч семьсот тридцать четыре.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»

С незапамятных времён, когда люди начали плавать по морям и путешествовать по  пустыням , они сверяли  свой путь по  Солнцу  и звёздам. Они выбирали в качестве ориентира звезду, ко...

Путешествие в страну Фразеология.

Материал 6 класса. Для использования учителем на уроке русского языка при изучении темы "Фразеология".    Презентация....

Лингвистическая игра "Путешествие в страну Фразеологию"

Игру-путешествие в страну Фразеологию можно провести при изучении темы "Фразеологизмы" или во внеклассной работе. Игра поможет проверить знание известных фразеологизмов и познакомит ребят с новыми, уг...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»

Цели: 1.     Формирование интереса к фразеологии, обогащение фразеологического запаса учащихся.2.     Развитие речевых навыков;3.     Закреп...