Комплексный анализ текста
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Тексты и задания к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста.

В давние вр..мена жил на свет., художник. Всю жизнь он р..совал голубых ангелов св.лых в дорожных длинных плащах и з..лотых апостолов. Писал он также иконы Девы Марии и Иисуса Христа. Он был человеком с детскими голубыми глазами и добрым сер..цем. и, может быть, поэтому все, к чему прикасалась его кисть - начинало св..тит..ся радос.ным добрым светом. И когда какой-нибудь пос.титель вх..дил к нему в мастерскую, а скво..ь разноцветный витраж., окна падал луч.. со..нца - все к..ртины и иконы, словно сговорившись, начинали св..тит..ся. К..залось, они живут, двигают..ся и переговаривают..ся. а может быть, они и правда, жили какой-то своей особенной жизнью - что с.йчас об этом можно сказать?

(А. Суздальцев.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста
  3. Основная мысль текста
  4. Стиль текста.
  5. Расставьте  недостающие  знаки  препинания.  Вставьте,  где  нужно, пропущенные буквы.
  6. Выпишите из текста пять слов с безударной проверяемой гласной в корне, подберите к ним проверочные слова.
  7. Подчеркните в тексте определения волнистой чертой.
  8. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Пис..мо одежда ус..ной речи. Оно передает «изображает» ус..ную реч.. . Звук произносят и слышат букву пишут и читают. Прочесть букву - значит пр..изнести звук, который буква обозн..чает. (звук произносит..ся, а буква -читает..ся.)

Букву и звук путать (не) льзя. А часто путают; притом всегда стр..дает звук: его называют буквой, сказывает..ся преклонение перед племенной реч..ю. Г..ворят «Слушая Яхонтова, я насл..ждаюсь каждым словом каждой буквой». Как будто, выступая на сцен.., он писал а (не) произносил ст..хи!

Буква это ф..гурная линия, р..сунок (недаром многие художники прославились как мастера р..сованноно шрифта). Р..сунок произнести (не) льзя.

Путаница между звуком и буквой не безобидна..

Неразл.ление звуков и букв мешает понять строение языка.

(По М. В. Панову.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста
  3. Основная мысль текста
  4. Стиль текста
  5. Расставьте  недостающие  знаки  препинания.   Вставьте,  где  нужно, пропущенные буквы.
  6. Выпишите из текста по три слова, в которых: все согласные звуки -твердые; все согласные - мягкие.
  7. Выпишите из текста однокоренные слова к приведенным ниже словам и разберите их по составу:

пис..мо-

рис..нок-

читают -

  1. Найдите в тексте глаголы, выделите в них окончания.
  2. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Месяцы нужны весне, чтобы пройти поперек российской земли от южного до северно., её края. Ещё необ..ятнее эта земля вдоль, с в..схода на з..кат.

В з..катный час человек вышел к морю. Сосны на ж..лтых склонах бр..сают длинные тени. (3, С)десь, у песчаной к..сы, которая отделяет Вислинский залив от Балтийского моря, крайний запад рос.ийской земли. Человек у песчаных дюн последний простит..ся с солнцем сегодняшнего дня. День тускне..т паруса на рыбацких лодках поч..рнели. и вот уже маяк принимает ночную вахту и указывает дорогу к Калининграду.

А в эти же минуты гасн..т луч., маяка у мыса Дежнева на Чукотском полуострове. Там, у восточно.. края рос..ийской земли, скалистые берега полуострова встр..чают уже утро.

Свыше дести тысяч кил..ометров отделяют маяк на песчаной косе от маяка на ск..листом полуотрове, и на всем этом огромном пространстве - Россия

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста.
  3. Основная мысль текста
  4. Стиль текста.
  5. Тип текста.
  6. Составить план текста.
  7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  1. Найдите в тексте и вставьте всего один недостающий знак препинания. Графически объясните его постановку.
  1. Произведите фонетический разбор слова маяк.
  1. Определите лексическое значение слов. Дюна , Мыс-

11.        Докажите, что слова коса и маяк - многозначные. Составьте с ними такие
словосочетания, чтобы данные слова имели различные лексические
значения.

12.        Разберите по составу следующие слова:

закатный,        бросают,        земли

13.        Произведите морфологический разбор глагола.
(День) тускне..т

14.        Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Прощальными Ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце ещё щедро отдает свое тепло.

В август., в природ.., улавливаеш.. приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.

Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо Ра(с;з)чистилось вот облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..шальные поклики птиц.

Когда в полдень припекает со..нце, замечает, особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.

Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.

(По А. Марину.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста.
  3. Основная мысль текста.
  4. Стиль текста.
  5. Тип текста.
  6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  7. Произведите фонетический разбор слова ещё.

  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
  2. Разберите по составу следующие слова:

прохлада,   душистые,   припекает

  1. Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.-
  2. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.
  3. Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...