упражнения для подготовки учащихся к написанию части С ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
Упражнения для подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения, самой трудной части единого государственного экзамена. Упражнения расположены по принципу "от простого к сложному".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: упражнения, подготавливающие учащихся к написанию сочинения-рассуждения
Автор: Ерофеева Татьяна Владимировна, зам.директора по УВР, учитель русского языка и литературы КГКОУ КВСОШ № 8
Описание работы: написание сочинения на основе прочитанного текста – самая сложная часть единого государственного экзамена. Представленные упражнения ориентированы на то, чтобы вызвать у читателя отклик, развить у учащегося способность к пониманию текста как процессу творческому. Упражнения расположены по принципу «от простого к сложному». Учителям русского языка.
Упражнение 1.
Прочитайте высказывание С.Я.Маршака "Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет», выполните задания:
- Определите значение слова «сердце».
- Подберите 5-10 эпитетов к данному слову.
- Назовите известные фразеологизмы, в которых есть слово сердце.
- Объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания?
Упражнение 2.
Прочитайте стихотворение и выполните задания.
«Сегодня» - могучее слово,
постичь его не суждено,
и неотвратимо сурово
и неповторимо оно.
В нём всё, чем сильна и слаба я,
Вся сложность мирской простоты,
ошибки походка слепая
и поступь стальной простоты…
В нём тает ещё прошлогодний
и сыплется завтрашний снег,
чего не успею сегодня,
свершить не сумею вовек.
(Л. Васильева).
- Образуйте от наречия сегодня имя прилагательное.
- Найдите в стихотворении синонимы, антонимы.
- Какие слова, имеющие стилистическую окраску, используются в стихотворении? Как использование этих слов связано с содержанием стихотворения.
- Определите основную мысль текста. В каком предложении она выражена?
- Выскажите свое отношение к поднятой в данном стихотворении проблеме.
- Объясните орфорграммы и пунктограммы.
Упражнение 3.
Выразите основную мысль (идейный смысл) каждого стихотворения.
За все, за все тебя благодарю я: Устрой лишь так, чтобы тебя отныне |
(М. Лермонтов. Благодарность. 1840 г.)
За все тебя, Господь, благодарю! Я одинок и ныне — как всегда. |
(И. Бунин. За все тебя, Господь, благодарю!.. 1901 г.)
- Определите тему стихотоврений.
- Что общего в стихотворениях и чем они отличаются?
- Какие языковые средства используют поэты для создания художественных образов и выражения своих чувств?
- Объясните, какое из стихотворений вам ближе и почему?
Упражнение 4
Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его, спишите, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания.
1) Лё..кий сумрак эрмитажных зал тронутый тёмной поз..лотой к..зался мне св..ще(н,нн)ым. 2) Я вх..дил в Эрмитаж как в хр..нилище человеческого гения.
3) Первое время я т..рялся среди пышного ше..ствия художников. 4) У меня кружилась голова от обилия и густ..ты красок и что(бы) отдохнуть я уходил в зал где была выставле(н,нн)а скульптура. 5) Там я с..дел долго. 6) И чем больше я см..трел на статуи безвес..ных эллинских ваятелей тем яснее пон..мал что вся скульптура это зов к пр..красному в самом себе что она пр..двес..ница чистейш..й утренн..й з..ри человечества. 7) Тогда поэзия буд..т властвовать над сер..цами и социальный слой буд..т основан на красоте справ..дливости крас..те ума сер..ца человеческих отн..шений и человеческого тела.8) (Не)даром Гейне пр..ходил в Лувр часами пр..сиживал около статуи Венеры Милосской и плакал.
9) О чём? 10) О поруга(н,нн)ом сов..ршенстве человека. 11) О том что путь к сов..ршенству тяж..л и далёк…
12) В этом сила скульптуры. (К. Паустовский)
Задания:
- Приведите из текста примеры основных выразительных языковых средств.
- Выскажите и аргументируйте своё мнение о содержании текста.
Упражнение 5.
Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану.
Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
- Определите тему текста и его основную мысль. Подберите заголовок, отражающий основную мысль текста.
- Определите тип и стиль речи. Докажите своё мнение, проанализировав языковые особенности текста.
- Объясните трудные, с вашей точки зрения, случаи орфографии и пунктуации. Свой выбор объясните графически.
- Проведите синтаксический и пунктуационный разбор выделенного предложения.
Упражнение 6
Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание - есть ещё куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.
Я долго стыдился, что я из деревни и что моя деревня далеко. Любил её молчком, не говорил много. Служил действительную, как на грех, во флоте, где в то время, не знаю, как теперь, витал душок некоторого пижонства: ребятки в основном все из городов, из больших городов, я и помалкивал со своей деревней. Но потом - и дальше, в жизни - заметил: чем открытее человек, чем меньше он чего-нибудь стыдится или боится, тем меньше желания вызывает у людей дотронуться в нем до того места, которое он бы хотел, чтоб не трогали. Смотрит какой-нибудь ясными-ясными глазами и просто говорит: "вяцкий". И с него взятки гладки. Я удивился - до чего это хорошо, не стал больше прятаться со своей деревней. Конечно, родина простит мне эту молодую дурь, но впредь я зарекся скрывать что-нибудь, что люблю и о чём думаю. То есть нельзя и надоедать со своей любовью, но как прижмут - говорю прямо.
Родина... И почему же живёт в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь не похоже по жизни-то... Отчего же? Может, потому, что она и живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива - и я буду счастлив. (Из статьи В.М. Шукшина «Слово о малой родине»)
- Кратко передайте главное содержание текста (объём - не менее 70 слов).
- Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста
- Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
- Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Упражнение 7
За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи наша прежняя дорога к городу. И у дороги, в хлебах, при начале уходившего к горизонту моря колосьев, стояла белоствольная и развесистая плакучая береза. Глубокие колеи дороги зарастали травой с желтыми и белыми цветами, береза была искривлена степным ветром, а под ее легкой сквозной сенью уже давным-давно возвышался ветхий серый голубец-крест с треугольной тесовой кровелькой, под которой хранилась от непогод суздальская икона Божией Матери.
Шелковисто-зеленое, белоствольное дерево в золотых хлебах! Когда-то тот, кто первый пришел на это место, поставил на своей десятине крест с кровелькой, призвал попа и освятил «Покров Пресвятыя Богородицы». И с тех пор старая икона дни и ночи охраняла старую степную дорогу, незримо простирая свое благословение на трудовое крестьянское счастье. И в детстве мы чувствовали страх к серому кресту, никогда не решались заглянуть под его кровельку, — одни ласточки смели залетать туда и даже вить там гнезда. Но и благоговение чувствовали мы к нему, потому что слышали, как наши матери шептали в темные осенние ночи:
— Пресвятая Богородица, защити нас покровом твоим!
Осень приходила к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням.
Она делала дали нежно-голубыми, небо чистым и кротким. Тогда можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не оставалась вся раздетая на его золотистом ковре. Очарованная осенью, она была счастливая и покорная и вся сияла, озаренная из-под низу отсветом сухих листьев. А радужные паутинки тихо летали возле нее в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье. <...> И народ называл их красиво и нежно — «пряжей Богородицы». (И. Бунин. Эпитафия. 1900 г.)
1. Найдите в отрывке элементы повествования, описания. Какие языковые средства отражают эти типы речи в данном тексте?
2. Проанализируйте два последних абзаца с точки зрения использованных в них синтаксических средств.
3. В чем, в каких элементах проявляется эстетическая функция языка в данном тексте?
4. Проанализируйте переносные значения слов в последнем абзаце. Выявите создаваемую ими общую картину и общий настрой. Как эта картина и создаваемое ею настроение связаны с первыми двумя абзацами и содержанием отрывка в целом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию
Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
Работа с текстом в 11 классе....
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Система работы учителя по подготовке учащихся к написанию части С на ЕГЭ по русскому языку.
Данный материал поможет организовать поэтапную подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Даны речевые образцы и методические шаги по выстраиванию сочинения - рассуждения, предложе...
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения(часть 3,ЕГЭ)
Данный материал рассчитан на работу с учащимися 11-х классов. Материал содержит 12 упражнений, способствующих научить учащихся верно формулировать проблемы текстов, выявлять авторскую позицию, а...
Из опыта работы по подготовке учащихся к написанию части С ЕГЭ
Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ №4» г.Железногорска Курской областиЧернухина Елена Николаевна Обращение автора: Уважаемые к...
Система упражнений и методических приёмов для подготовки учащихся к написанию эссе на английском языке
Из практики преподавания.Теоретические и практические приемы работы по формированию писменной языковой компетентности. Практическая цель - подготвка учащихся к написанию эссе-рассуждения на английском...