Из опыта работы по подготовке учащихся к написанию части С ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Чернухина Елена Николаевна

 

Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории

 МОУ «СОШ №4» г.Железногорска Курской области

Чернухина Елена Николаевна

 

   Обращение автора:

  Уважаемые коллеги! Я с удовольствием пользуюсь вашими методическими и практическими материалами, позволяющими вести подготовку к части С ЕГЭ, за что очень благодарна всем, кто бескорыстно публикует такие работы в сетях. Позвольте мне представить и свои   материалы  с приложениями сочинений моей ученицы. Буду очень  рада,  если  ими  могут воспользоваться педагоги и учащиеся при подготовке к экзамену.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по подготовке учащихся  к написанию части С ЕГЭ

Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории

 МОУ «СОШ №4» г.Железногорска Курской области 

Чернухина Елена Николаевна

   Обращение автора:

  Уважаемые коллеги! Я с удовольствием пользуюсь вашими методическими и практическими материалами, позволяющими вести подготовку к части С ЕГЭ, за что очень благодарна всем, кто бескорыстно публикует такие работы в сетях. Позвольте мне представить и свои   материалы  с приложениями сочинений моей ученицы. Буду очень  рада,  если  ими  могут воспользоваться педагоги и учащиеся при подготовке к экзамену.

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Главное –  уметь контролировать себя  и  быть уверенным в своих шагах

    Выступая  в  качестве эксперта части С ЕГЭ уже в течение десяти лет, опираясь на свой личный опыт подготовки учащихся, я вывела для себя определённую систему, дающую возможность  успешной сдачи творческой части  единого государственного экзамена.

     В первую очередь, не нужно забывать, что во время экзамена  выпускники испытывают серьёзный стресс, которому в силу своей ответственности, эмоциональности особенно подвергаются учащиеся, показывающие хорошие результаты в обучении на протяжении всех школьных лет. Боясь выступить плохо на  последнем этапе, они нередко теряются во время написания сочинения. Следовательно, нужно их подготовить так, чтобы они, кроме прочных знаний и сформированных навыков,  имели твёрдую опору и этого страха не испытывали.

     Начиная подготовку по  написанию  сочинения, я говорю учащимся, что работа должна понравиться экспертам и получить от них  высокую оценку, а для этого её нужно подать  так, чтобы  работа отвечала всем требованиям.  В  своей статье я приведу только практические выводы. А чтобы это произошло, необходимо выполнить следующие условия.

1. Вместе с учащимися  скрупулёзно  изучить  критерии оценки и  строго следовать им на  протяжении всего периода создания работы, выполняя задания по абзацам.

2. Следовать предложенному плану и  не выходить за  его рамки (на экзамене это нецелесообразно). К сожалению, этим особенно увлекаются хорошие ученики. За многословием, попытками показать своё умение подробно говорить о предмете рассуждения, увлекаясь, они практически забывают о грамотности, допуская большое количество речевых, грамматических ошибок, нарушают логику – всё это снижает качество работы. Не следует гнаться и за большим объёмом: 170-190 слов вполне достаточно, чтобы раскрыть все критерии. Мы с учащимися во время тренировок распределяем определённое количество предложений на каждый абзац, что помогает не думать о нужном количестве слов и автоматически их даёт.

3. Использовать клише, «переходные мостики», так называемый «скелетик» - это не стыдно, а правильно в предлагаемом формате экзамена.  Здесь я не разделяю мнение тех коллег, которые считают, что это якобы нивелирует работу ученика. Может быть, в какой-то степени,  но зато он  будет чувствовать себя уверенно и создаст грамотную работу, отвечающую всем требованиям. Ведь никто из экспертов  не набавит баллы за то, что выпускник умеет пространно, увлекательно подавать материал, демонстрировать свою эрудицию – все при проверке следуют строго по критериям. Встречаются во время экспертизы работы, которые  показывают и зрелость выпускника, и  его умение пользоваться словом. Но! Половина критериев в них не отражается, приходится снижать баллы, что очень жаль.   В последний год даже убрали так называемый «поощрительный балл по К6, которым мы как-то могли поддержать интересные рассуждения - теперь его максимум тоже зависит от количества речевых ошибок (К10)

4. Перед написанием  каждого абзаца нужно обязательно перечитывать проблему, чтобы не уйти в сторону от неё, и выстраивать все рассуждения по критериям в рамках данной проблемы, опираясь на ключевые слова.

5.По поводу вступления существуют разные мнения. Здесь я солидарна с теми коллегами, которые учат своих выпускников писать вступление к работе. Сильные ученики справляются с этим пунктом неплохо, а те, кто слабее в сочинительстве, смотрят по ситуации. Но вступление – это подводка к проблеме: одно, максимум два коротких предложения.

6. Анализируя итоги работы по окончании экспертизы, вижу, что многие выпускники затрудняются при подготовке комментария к проблеме. Чтобы этот критерий получил высший балл, необходимо опереться на  текст. Дать сжатый, буквально в одном предложении,  пересказ, можно с цитированием, лучше  частичным, сосредоточившись на ключевых моментах, и тут же привести  анализ этих положений.

7. Грамотность проверять тоже  удобнее после написания каждого абзаца: учащемуся легче будет найти неоправданные повторы, отсутствие логики, ошибки в орфографии, грамматике, пунктуации в рамках не всего текста, а абзаца. При этом необходимо следить за связью между предложениями и абзацами. Кроме того, я советую учащимся, особо волнующимся за подбор  аргументов и примеров по К4,  написать, тщательно проверить всю работу до этого этапа, переписать её начисто, подобрать на черновике вывод, а уж потом сосредоточиться на подготовке данной части. Это поможет успокоиться, настроиться на нужные поиски:  ведь больше половины работы готово – причины для волнения ушли.

8. Нужно учить находить  в литературных произведениях ,  на первый взгляд и не относящихся к проблеме, отдельные эпизоды, которые станут убедительными доказательствами. Также важно научить присоединять    литературное произведение, факт из жизни нужным аргументом, умозаключением. Аргументы должны быть короткими и точными, не следует ходить вокруг да около, длинные рассуждения только нанесут вред, уведут от сути.

9. Не нужно настаивать на использовании в качестве примеров для аргументов двух  из литературы. Нередко такие поиски заводят ученика в тупик. Учитывая,  что у современных школьников не остаётся достаточно времени на чтение художественной, а тем более, публицистической литературы. Да в использовании двух литературных примеров нет  необходимости: вспомнят – замечательно, а нет – пусть привлекают примеры из жизни. И они не менее убедительны, чем те, что приводятся из литературы, а иногда даже сильнее литературных, искусственно привязанных к проблеме.  А для этого я, например,  предлагаю учащимся такие материалы:

  • Из жизни интересных людей: писателей, учёных, полководцев, художников, композиторов, спортсменов, общественных и исторических  деятелей, героев, благотворителей и т.д.  Это могут быть А.В.Суворов, М.И. Кутузов, Г.К.Жуков, Пётр Первый,  М.В.Ломоносов, П.И. Чайковский, Ф.Шаляпин, В.Васнецов, И. Роднина, С.Жук, Л.Рошаль и многие, многие другие известные люди, в том числе и наши современники.  
  • Хорошо сосредоточить внимание и на важных  исторических, научных  фактах, открытиях хотя бы в пределах школьного курса истории, географии.
  • Подобрать сайты, телепередачи, где подаётся интересный материал, обсуждаются острые проблемы, высказываются глубокие  мысли о современном развитии языка, литературы, искусства.
  • Полезно составить  список интересных мест, которые удалось посетить учащемуся с родителями, педагогами. Музеи, мемориалы, литературно-исторические комплексы, театральные  спектакли, выставки и т. д. тоже могут стать иллюстрацией приведённых аргументов.
  • Кроме того, неоценимы сведения из семейной истории. Здесь помощь могут оказать родители, бабушки, дедушки, рассказывая о представителях рода, прошедших войну, показывающих успехи в труде. Многие хранят семейные реликвии: письма, вещи, предметы быта, за которыми стоят такие истории!

7. Вывод нужно писать короткий и конкретный, строго опираясь на проблему.

Ниже приведу  примеры  образцы сочинений, создаваемых с учётом рекомендаций, изложенных выше.

Образцы сочинений

Исходный текст №1

Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли. Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. Что же случилось?

Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. Было задумано расширить площадь лугов. Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. Но есть и очень большие минусы. Их не всегда замечают. А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. Гибнут насекомые, многие из которых – наши друзья. Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! И это ещё не всё. Тысячи людей большого города едут в лес. Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?

Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? Совсем наоборот. Засыпали соответствующие учреждения письмами. А там своё суждение. «У нас план. И чего шум подняли? Вещество вполне безопасное. Ничего не случится с вашим зверьём».

Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:

 – Мы? Лоси погибли от чего-то другого. У нас есть инструкция. Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» Вот видите, качество молока… Про лосей же ни слова…

 – Но ведь можно было об этом догадаться. Предупреждали же…

 – Мы согласно инструкции…

Вот и весь разговор.

…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. Мы не должны забывать в любом деле о самом главном –о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу…

 (По В. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) – современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.

Сочинение по тексту  №1:  Проблема экологии

      Экология – это взаимоотношения между человеком и окружающим миром. Но всегда ли они складываются правильно? В данном тексте Василий Песков предлагает поразмышлять о проблеме варварского отношения человека к природе.

     Это один из актуальных вопросов, который стал особенно острым в конце двадцатого столетия. Рассказывая историю, связанную с гибелью леса и его обитателей, писатель – очеркист заостряет наше внимание на том, что это страшное бедствие произошло по вине человека. В результате жестоких необдуманных действий ответственных чиновников, химическими веществами был уничтожен  красивый уголок природы.

     Отношение автора к данной проблеме очевидно: «В деле, где сходятся природа и химия, нами должны руководить Осторожность,  Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека».

     Я поддерживаю точку зрения  В.Пескова, потому что жестокость по отношению к живой природе – это признак бездуховности. Но нередко в результате хозяйственной деятельности человека уничтожаются заповедные места, вековые поселения людей. Ярким примером могут служить события, изображённые в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой». При строительстве гидростанции на дне водохранилища оказываются заливные луга, плодородные поля, большие площади лесов и старинная деревня.

    Халатное отношение человека к своим обязанностям тоже могут нанести непоправимый вред окружающему миру. В качестве примера можно привести трагическую аварию на Чернобыльской АЭС, в результате которой пострадало большое количество людей, животных, стали непригодными и опасными огромные территории.

      Таким образом, человек должен бережно относиться к окружающему миру, потому что он неразрывно связан с ним.

Исходный текст №2

 В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

Но, как выяснилось, одно дело – читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое – жить ею в реальности.

Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

Однажды после обеда послышался гул машины. Дядя так рано никогда не приезжал – мы решили, что это разбойники-грабители. Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. Возле пасеки остановилась «Волга». Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. Я дёрнул его за руку. Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:

– Это мой дед! Раньше он жил здесь. На этом самом месте стояла деревня. А потом все разъехались, ничего не осталось…

Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. Наши тени – моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, – пересекали берег. В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз – и слизнуло целую вселенную прошлого. Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… Никакого знака былой жизни! Ничего! Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. Не может быть! Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

Вечером я варил уху. Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса…

Тогда я подумал: память. Чуткая человеческая память. Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече.

Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

(По Р. Савинову*)

* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) – российский писатель, публицист.

Сочинение по тексту  №2:  Проблема сохранения памяти о прошлом.

      Память – это одна из важнейших функций человеческого мозга, благодаря которой  мы имеем возможность возвращаться к прошлому, связывать его с настоящим и будущим. В данном тексте российский публицист Р.С. Савинов предлагает поразмышлять о проблеме сохранения памяти как способе связи между поколениями.

    Это один из серьёзных вопросов, ставший острым в последние десятилетия. Рассказывая историю из жизни героя, которая  произошла с ним во время летних каникул, писатель заостряет наше внимание на том, что встреча со старичком, приехавшим  на  место, где раньше была его деревня, сильно изменила мировоззрение девятиклассника. Она заставила его задуматься о том,  что время может поглотить память о целых поколениях, если её не хранить.

        Отношение автора к данной проблеме очевидно: по его мнению,  «нужно донести,  как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности  его погасить».

       Я поддерживаю точку зрения Р.Савинова, потому что связь между поколениями не  должна прерываться. В сохранении памяти о прошлом большая роль отводится представителям старшего поколения. Судя по тому, как переживали о своей погибающей деревне жители Матёры из повести В.Распутина «Прощание с Матёрой», можно быть уверенным в том, что они постараются рассказать своим потомкам о красоте родных мест, оставшихся на дне водохранилища.

      Крепкая связь между поколениями помогает выжить в труднейших условиях. Так, в  сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша жили по заветам своих родителей, благодаря чему самостоятельно смогли вести хозяйство, правильно общаться с людьми, помогать другим.

      Таким образом, память – это великая сила, дающая человеческому обществу развиваться, опираясь на опыт предыдущих поколений.

Исходный текст №3

Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов  ХХ века, —первое поколение, выросшее в «обществе потребления».

У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». Всё взять, всё иметь, всё успеть. Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. По велению души. Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. Всё возрастающих. Дети хотят быстрее вырасти. Почему спешат? Чтоб свободно распоряжаться деньгами. Как заработать, пока не знают, не задумываются.

Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. Однако не всё так плохо. В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентаций в стране.

У современной молодёжи немало и положительных ориентиров. Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.

Тенденция к самореализации —знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. Надо быть как все.

Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? На первом месте у них —хорошая работа, карьера и образование. Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.

Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие.

(По И. Маслову*)

* Илья Александрович Маслов (1935–2008 гг.) – поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящённых истории.

Сочинение по тексту №3: Проблема особенностей характеристики современных подростков

        Каждое последующее поколение отличается от предыдущего, имеет своё лицо. И нельзя утверждать, что одно лучше или хуже другого. В данном тексте И. Маслов предлагает поразмышлять о том, что представляют собой современные подростки, рождённые в начале девяностых годов двадцатого века.

      Это один из важных вопросов, который  был и будет актуальным во все времена. Рассуждая о представителях молодого поколения, писатель заостряет наше внимание на том,  что подростки имеют чёткое представление, как должна сложиться их жизнь, знают, как выжить в современном мире. У них много положительных качеств: они активны, целеустремлённы, стремятся получить хорошее образование и сделать карьеру. Но публицист отмечает, что у этой молодёжи рациональность преобладает над  чувствами.

      Отношение автора к данной проблеме очевидно: «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

     Я поддерживаю точку зрения И.А. Маслова, потому что нельзя  давать категорические оценки и тем более обвинять молодёжь. В каждом времени формируется своё молодое поколение, обладающее характерными признаками. Ярким примером  является стихотворение М.Ю Лермонтова «Дума», где поэт говорит о том, что его поколение пассивно, бездействует, равнодушно к окружающему. Но в такие условия были поставлены молодые люди 30-ых годов      19 столетия.

     Несмотря на различия между старшими и младшими  поколениями , между ними существует неразрывная связь, и часто дети берут пример с отцов. Так, в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, следуя наказу своего отца, остаётся верен присяге и проявляет качества настоящего офицера, каким был и его батюшка.

    Таким образом, каждое последующее поколение приспосабливается к своему времени, которое накладывает на него свой отпечаток, но берёт и лучшее, что было у  предков.

Исходный текст №4

 Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

– Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – Откуда в наших местах антилопы?

– Да я лично видел! Она в лощине паслась!

– Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. Смеясь, мужики стали расходиться. Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

– Ты точно антилопу видел?

– Точно! Видел! Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – А зачем тебе, Колёк, антилопа? Лето ведь – мясо испортится!

– Мне  не  мясо,  мне  рога  нужны, я  из  них  лекарство  сделаю! Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. Он знал, что ничего не найдёт. Так уж, видно, суждено. Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. Боль, похожая на большую чёрную кошку.

Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. Нужно было возвращаться назад. Савушкин спустился с холма и заплакал. По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

Вдруг Савушкин замер. В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. Совсем  близко,  под  самым  носом,  шагах  в  двадцати. Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

– Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. Савушкин вздохнул и попятился назад...

Солнце жгло прокалённую землю. Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.  

– Вкусно, миленькая?

– Вкусно!

Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову*)

* Александр Павлович Владимиров – современный писатель-прозаик.

Сочинение по тексту №4: Проблема милосердия и сострадания

          В современном мире, отличающемся практицизмом, мобильностью, люди поневоле становятся более жёсткими, не успевая, а порой и не желая проявлять внимание к окружающим. Именно о проблеме милосердия и сострадания предлагает поразмышлять А. Владимиров.

       Это один из самых актуальных вопросов современности. Повествуя о тяжёлом положении главного героя, писатель заостряет наше внимание на том, что даже ради спасения с больной дочери Савушкин не смог перешагнуть  через  свои нравственные принципы и убить живое существо. Он сам как никто знал, что такое боль, и проявил человечность по отношению к детёнышу антилопы, чем показал свою силу и доброту.

         Отношение автора к данной проблеме очевидно: он сочувствует Савушкину, его горю и с большим уважением относится к  поступку  мужчины.

         Я согласна с позицией А.Владимирова, потому что даже  в горе нельзя  проявлять жестокость и безрассудство. Иногда, сострадая другим, приходится жертвовать собой. Ярким примером является поступок Сонечки Мармеладовой из романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Её добрая душа не могла смириться с тем, что маленькие дети страдают от голода.

    В основе таких нравственных поступков лежит большая любовь к людям, ко всему живому. Именно это чувство двигало главной героиней Татьяной из книги «Всем смертям назло». Её внимание, забота, доброта по отношению к мужу-инвалиду помогли ему почувствовать себя нужным и счастливым.

     Таким образом, милосердие, доброта, сострадание должны являться неотъемлемой частью  духовного мира человека.

Исходный текст №5

В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. Я укладывал раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

Я побежал за водой.

Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– А что, она ещё летает?

Голубая стрекоза ещё кружилась.

– Летает, ещё как! – ответил я.

Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. Вдруг, слышу, он спрашивает:

– Всё ещё летает?

– Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

Я испугался. Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

Не так ли и тут?.. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись.

И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

И я ему показал это отражение. И он улыбнулся.

Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора.

Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью. Даже если ее не видно.

(По М.М. Пришвину*)

Сочинение по тексту  №5:  Проблема влияния красоты природы на внутренний мир человека

    На протяжении всей жизни человек тесно связан с природой. Но всегда ли мы обращаемся к силе её эстетического воздействия? Именно о проблеме влияния красоты природы на внутренний мир человека предлагает поразмышлять   М.Белят.

      Это один из важных вопросов, который стал особенно острым во время стремительного развития техники, науки, промышленности. Рассуждая о том, что в повседневной жизни человек не замечает красоту окружающего мира, не умеет радоваться, журналист приводит в пример своего приятеля, который «Всегда приветлив, улыбчив, доброжелателен, прост, радостен». Причиной этому является его умение видеть красоту природы, получать от неё «заряд оптимизма».

   Отношение автора к данной проблеме очевидно: он считает, что каждый может ощутить на себе положительное влияние природы, которая делает «жизнь светлей и радостней».

    Я согласна с мнением М.Белята, потому что природа способна дать человеку хорошее настроение, оптимистичное восприятие жизни. Природа может помочь залечить  душевные раны, как это произошло с героем романа Л.Толстого «Война и мир». Вид старого дуба с молодыми распустившимися листочками помог Андрею Болконскому преодолеть духовный кризис и            возродиться к новой жизни.

    Кроме того, природа может вдохновить человека на творчество. Так, морская стихия настолько впечатляла мариниста И.Айвазовского, что он посвятил ей огромное количество картин. Одно из известных полотен – «Девятый вал», с помощью которого художник передал своё восхищение морским пейзажем.

    Таким образом, природа положительно влияет на  внутренний мир человека.

Исходный текст№6

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осаждённом острове Эзеле в Балтийском море, на небольшом клочке, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

     Война застала на Эзеле нескольких советских актёров – мужчин и женщин. Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных фонариков. Лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.

     На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

     Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно произнёс:

 - А Паганини играл и на одной струне…

     Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, великим музыкантом!

     Всё же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спокойно горела на краю залива. Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

     Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной струне.

     В коротком антракте войны, в глухом лесу звенела и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.

     И последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула.

     Егорову не на чём было играть, и он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя советский воин отдал свою жизнь за Родину.

     Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.

      В Ленинграде лётчик отнёс скрипку к известному дирижёру. Тот взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была старая итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

 - Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, - сказал лётчику дирижёр.

      Где теперь эта скрипка – я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами, как каждое слово Пушкина, Шекспира, Генриха Гейне. Она играет мелодии, заставляя сердца слушателей дрожать от гордости за гениев своей страны, за гениев всего мира.

 (По К. Паустовскому)

Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Сочинение по тексту №6:  Роль искусства в жизни человека.

   Искусство – это великая сила, которая способна дать человеку веру, оптимизм, надежду на лучшее, помогает отвлечься от тяжёлых событий. В данном тексте К.Паустовский предлагает поразмышлять о роли искусства в тяжёлых условиях войны.

   Рассказывая историю из военных будней артистов, которые находились вместе с бойцами на передовой, писатель заостряет наше внимание на том, что вопреки усталости, они на концертах перед солдатами отдавали все силы, талант, вкладывали в свои выступления душу. И искусство достигало своей цели: зрители на время как будто забывали о трудностях, вспоминали дом и родных, что давало им силу бороться с врагом.

    Отношение автора к данной проблеме очевидно: музыка, актёрская игра способны размягчить сердце, вдохнуть оптимизм, отвлечь от ужасов войны.

     Я согласна с мнением автора, потому что искусство может оказывать большую моральную поддержку. Особую роль   в поднятии настроения, вселения бодрости играет музыка. Ярким примером может служить эпизод из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин», когда во время затора на зимней дороге игра на гармони подбодрила солдат, отвлекла от неприятностей.

    Большую роль в годы Великой Отечественной войны играло искусство слова. Так, саму поэму «Василий Тёркин»  бойцы очень полюбили и с нетерпением ждали её продолжения. И когда на фронт приходили новые главы произведения, солдаты с интересом их читали, что придавало им бодрость и веру в победу.

   Таким образом, искусство имеет огромное значение для тех, кто попадает в тяжёлые условия войны.

Исходный текст №7

Говорят , красиво жить не запретишь.  И для этого не всегда  хочется отправляться в далекие края -- желательно видеть красоту каждый  день в собственном доме .Ради домашней красоты мы идем на денежные жертвы: покупаем французские обои или турецкий ковер, вешаем чешскую люстру, привозим из турпоездки разные сувениры. Но вот что огорчительно: испытывая пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем из дома то старье, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью, а вещью в стиле ретро.

Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него

дома керосиновую лампу и медный самовар, еще дореволюционный.  Кто-то восхищенно причмокнул:

 -- Ишь  ты! Где достал?

 А друг постеснялся в ответ сказать правду ... Потому что не достал

- нашел вещи на свалке несколько лет назад.

Мы, люди, стареем довольно быстро - не так уж долог человеческий век.  Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из жизни еще быстрее нас.  Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего детства, что ушли в историю, и если вернутся оттуда, то лишь в качестве мудрых и полезных украшений наших квартир.  Я, например, учился писать ручкой с перышком, а чернила носил в замечательной посудине - чернильнице-невыливайке.  Помнится, редкие в ту пору иностранцы спрашивали, где можно купить русский компьютер -- счеты.  Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали даже государственный бюджет.

Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел оранжевый абажур, может, даже шелковый, который вручную смастерила мама.  Абажур был огромным, но невесомым -- материал был тугонатянут на обычную проволоку. Он казался нам маленьким домашним солнышком.  И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет!

 А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка?

 Сколько их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках в морозные российские зимы!

 Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и полезными.  Вот почему.  Нас когда-то в школе учили, что прошлое страны - это войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции.

Отчасти все это верно. Но ведь помимо торжественной государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших семей -- частная жизнь прабабушек и прадедушек.  Их ежедневная борьба за существование. Их бытовая смекалка, реализованная во множестве привычных для людей того времени вещей.

 К сожалению, до нас пока еще не дошла одна важная мысль.  И в наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и более далеких предках. О тех людях, которые вопреки всем властям, и отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку жизни.

(По Л. А. Жуховицкому*)

Сочинение по тексту  №7:  Проблема сохранения бытовых вещей как памяти о предках

    В каждой семье имеется много старых вещей, связанных с жизнью разных поколений. Но понимаем ли мы их настоящую ценность? В данном тексте Л.А.Жуховицкий предлагает поразмышлять о проблеме сохранения бытовых вещей как памяти о предках.

    Это один из важных вопросов, который  не потерял свою актуальность и в наши дни. Рассуждая о предметах семейного быта, публицист заостряет наше внимание на том, что эти вещи являются связью между прошлым и настоящим, по ним можно узнать, как жили наши прадеды.

    Отношение автора к данной проблеме очевидно: «И в наших современных жилищах стоит сохранить          вещественную память            о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и более далёких предках».

    Я согласна с точкой зрения  Л.Жуховицкого, потому что        вещи могут стать ниточкой, связывающей разные поколения семей. Предметы, доставшиеся в наследство,  помогают сохранить память о близких людях. Так, в романе  Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, чтобы получить средства на существование, закладывает  старухе-процентщице часы своего отца, испытывая впоследствии сильные переживания, желая вернуть  дорогую вещь назад.

    Кроме того, семейные реликвии помогают представить жизнь людей разных эпох. В качестве примера приведу выставку «Красота по-советски», которую организовала моя крёстная, заведующая музеем  истории МГОКа. Экспонатами этой выставки стали вещи,  принесённые семьями горняков и других жителей нашего города. По эти предметам посетители увидели. Как жили люди советской эпохи.

   Таким образом, бытовые вещи являются не только материальной ценностью, но и духовной, помогая сохранить связь между поколениями.

   Исходный текст №8  

Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

 Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой корень обрублен.

 Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он все свои богатства держит при себе.

 Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней, с зеленым шатром грецкого ореха.

 Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

 Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с её земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьёй, стоящей у очага. На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

 Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

 Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

 Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

 

Сочинение  по тексту №8:  Проблема привязанности к родному дому

     У человека существует неразрывная связь с местом, где он родился и вырос, куда ему постоянно хочется возвращаться. В данном тексте Ф.Искандер предлагает поразмышлять о проблеме привязанности к родным местам.

   Этот важный вопрос остаётся актуальным во все времена. Рассказывая о детских впечатлениях героя, писатель заостряет наше внимание на том, что,     будучи взрослым человеком, он стремится возвратиться в старый дедушкин дом, с которым у него связаны тёплые воспоминания и который давал ему всю жизнь ощущение  неуязвимости.

   Отношение автора к данной проблеме очевидно: он уверен, что родные      места  являются опорой человеку, помогают даже издали, делают «Смелей и уверенней в себе».

      Я поддерживаю точку зрения Ф.Искандера, потому что малая родина навсегда остаётся  в сердце каждого из нас. Любовь к родным местам сохраняется практически у каждого человека. Такая сильная привязанность       была у главной героини романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина, являясь хозяйкой большого московского дома, всей душой стремится в родную деревню, к природе, где всё так мило и привычно.

     С возрастом человек более остро чувствует связь с родной землёй. Так, прошлым летом мой дедушка возил  своих детей и нас, внуков, в деревню, где он родился и вырос. С лица дедушки не сходила  радостная улыбка, когда он встречался с односельчанами, показывал школу,  дом  и яблоневый сад, в тени которого он готовился к поступлению в институт. На протяжении всей поездки чувствовалось, что эти места ему очень дороги, хотя он там давно не живёт.

     Таким образом, родная земля – это духовная опора человека, с которой навсегда остаётся его сердце.

Исходный текст №9

Через несколько лет после войны я решил уволиться из Ленэнерго. Моё заявление долго ходило где-то в инстанциях, пока меня не вызвал главный инженер Усов. Я впервые удостоился визита к такому большому начальству: красная дорожка в коридоре, множество телефонов — белых, чёрных. После долгих расспросов, у кого учился, кто нам читал электри­ческие сети, кто изоляционные материалы, он неожиданно предложил мне отправиться в длительную командировку в Италию представителем Ленэнерго.

Шёл 1952 год. Железный занавес не был поднят. Предложение звучало фантастически — всё равно что полёт в космос. В Италию. Да ещё с семьёй, да ещё зарплата в пять раз больше. Да ещё жильё… «Там нет коммунальных квартир», — со смешком пояснил Усов.

Я попросил сутки на размышление и сразу отправился к однокурснице Юле, которая работала в Публичной библиотеке.

С ходу я выложил ей про командировку. Юля аж подпрыгнула от восторга, потащила в ка­кой-то отдел, принесла альбомы с видами Неаполя, Генуи, Милана, роскошные альбомы, где небо всегда солнечно-голубое, гладко-синее море, празднично чистые улицы.

Жена восприняла новость куда спокойнее, чем я ожидал, как будто нечто подобное мне полагалось. Для Риммы главным оказалось то, что для дочери будет детская, солнце, тепло. Лишь бы выбраться из этой сырой коммуналки, где стены цветут плесенью и мои ботинки то и дело становились зелёными. Я рассказывал ей про вид на Неаполитанский залив, кофейни на солнечных бульварах, я извлекал из библиотечных альбомов всю туристическую красоту. 3ачем я это делал? Наверное, уговаривал сам себя.

Всё было за отъезд, всё. Разве только одно — то, что по ночам я писал свой роман, первый роман. Писал я его по ночам, и совмещать писательство с реконструкцией электрических подстанций у меня уже не хватало сил. Уйти с работы значило лишиться зарплаты. А вдруг роман не получится? И вот однажды жена сказала, что хватит надрываться и что как-нибудь перебьёмся. И тут на нас обрушилась эта Италия.

Италия избавляла от всех проблем, избавляла от очередей и плесени, от возни с дровами и печкой, она позволяла покинуть этот серый, гнетущий, напуганный новыми арестами город и уехать в неведомую новую жизнь. Но я думал о рукописи: есть ли смысл везти её с собой, что с ней там будет. Уже под утро Римма разбудила меня: «Знаешь, я передумала: всё-та­ки тебе надо закончить роман».

- Что на самом деле вас держит? — спросил меня на следующий день Усов.

 - Язык. Другие правила.

- Ерунда, освоитесь, деваться-то некуда. Учтите, есть партийная дисциплина. Пошлём вас в командировку, и конец вашим сомнениям.

Может быть, так и следовало со мной поступить. Главный инженер присмотрелся к моей физиономии.

 —А ещё что?

 Я неохотно признался про роман. Последовал проклятый вопрос насчёт того, уверен ли я, что ради этой синей птицы стоит отказываться от такого предложения.

 —Да, уверен.

 Роман «Искатели» был напечатан в журнале «Звезда» и вскоре вышел отдельной книгой. Первый экземпляр я преподнёс Римме, второй … Усову.

(По Д. Гранину*)

Сочинение по тексту  №9:  Проблема выбора

    Выбор – это всегда серьёзный и ответственный шаг в жизни человека. Именно об этой проблеме предлагает поразмышлять Даниил Гранин.

   Это один из важных вопросов, который не потерял своей актуальности и в наше время. Вспоминая о начале своего литературного пути, писатель заостряет наше внимание на том, что в те годы ему пришлось принимать непростое решение: выбрать благополучную Италию или закончить роман, который был делом всей его жизни. Несмотря на тяжелейшие жизненные условия, он делает выбор в пользу  своего первого произведения.

    Отношение автора к данной проблеме очевидно: по его мнению, человек не должен предавать мечту ради материальной выгоды.

     Я согласна с мнением Д. Гранина, потому что каждое  решение может стать судьбоносным, как и  случилось с ним самим. А иногда  неверное решение может привести к трагическим последствиям, что произошло с главным  героем романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание. Родион Раскольников  своим выбором обрёк на страшные нравственные мучения не только себя, но и причинил горе родным людям.

     Нередко при принятии решения приходится проявлять мужество и отвагу. В качестве примера можно привести геройский поступок капитана Миронова из повести А.Пушкина «Капитанская дочка» и его помощника Ивана Игнатьевича. Они предательству  предпочли страшную смерть.

      Таким образом, при выборе каждый человек должен поступать так, чтобы потом его не мучила совесть и он не жалел о своём решении.

Исходный текст №10

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров, и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне неизбирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.

   В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.

 Прежде всего — это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. Привычный мат — это абсолютное и законченное проявление бескультурья. Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны привычно и уныло матерящиеся студенты, инженеры и врачи. Основная среда формирования привычного сквернословия — семья, основная причина — культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверное вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.

   Мат — это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Вряд ли. Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений.

     Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном (на порядок, на несколько порядков) повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена или проститутку с площади трех вокзалов никто не научит говорить на другом языке. Но многое можно сделать в микроколлективе — в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. Давайте будем нетерпимы к сквернословию — наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

(По С.Виноградову)

Сочинение  по тексту №10:  Проблема культуры речи

    Хорошая  речь – один из главных показателей общей культуры человека. Но все ли согласны с эти утверждением? В данном тексте С. Виноградов предлагает поразмышлять о проблеме засорения речи сквернословием.

    Этот важный вопрос стал особенно актуальным в последние десятилетия. Рассуждая о таком негативном явлении, как мат, публицист заостряет наше внимание на том, что ненормативная лексика является настоящей «культурной катастрофой». Сквернословие стало привычным в школьной, студенческой среде, в семье. «Матерщина свободно и горделиво льётся» из уст образованных людей, со сцены и экрана, со страниц журналов и книг.

   Отношение автора к данной проблеме очевидно: «Давайте будем    нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет».

     Я согласна с мнением С.Виноградова, потому что наличие мата в речи – это показатель бескультурия. Наш русский язык настолько богат, что на нём можно выразить все мысли, эмоции, чувства, не прибегая к употреблению скверных слов. Именно о такой силе языка писал И.Тургенев в стихотворении «Русский язык», называя его «великим, могучим».

  Образцом правильного владения речью должны в первую очередь быть образованные люди, интеллигенты. Таким примером может служить крупный учёный-филолог Д.С.Лихачёв, который в своей книге «Заветное» несколько глав посвятил культуре общения между людьми. И сам он был безупречным носителем русского языка.

     Таким образом, нужно вести серьёзную борьбу с тем, чтобы наш язык не разрушался сквернословием.

Исходный текст  №11

На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота на «Шереметьево», взгляд вдруг выхватил на рекламном щите сурово-требовательное лицо воина с красной звездочкой на каске: «Ты записался добровольцем?» Такое знакомое лицо, внезапно опрокидывающее тебя в военное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, на смерть, были такой же приметой дня, как сегодня соблазняющая на красивую жизнь реклама.

 Это и была реклама (дома отдыха «Планерное»). Суровый боец звал... «в поход на русские бани и сауны». Ну и ну...

 - Да это просто прикол такой, - не разделил моего недоумения молодой коллега. - Юмор.

 Дохихикались... Вы обратили внимание на это всемирное хихиканье, на этот утробный юмор, ерничанье, глумливую усмешку, становящиеся стилем жизни? Но есть же, должны быть, события, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии.

 Не успела прийти в себя от оскорбительной безвкусицы, как снова на дороге военный плакат. Знаменитая скорбно-суровая женщина в алом: «Родина-мать зовет!» Не на черные штыки, грозно поднимающиеся у нее за спиной, зовет, нет. Зов продолжен ныне так: «Родина-мать зовет отдыхать». Таков слоган дня, оказывается. А вместо военной присяги у нее в руке... «путевка: ночной клуб, ресторан, русские бани». Самое время поерничать над военной присягой? А Родине-матери звать в ночной клуб?

 Было время натужного пафоса, лицемерно-декларативной патриотичности, когда искренность, честность сопротивлялись употреблению святых слов всуе. Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Все кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, - за стогами». Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия. Военные плакаты, превращенные в рекламу, хотели или не хотели того ее создатели, рассчитаны именно на снижение. Но Родина - дом человека. А не дом циника все же.

 Как смотрит на эти плакаты-рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, израненный, больной, дожил до сегодняшнего дня? И, увы, не в хоромах? Впрочем, вряд ли наши ветераны ездят по дороге в аэропорт, ворота страны, которые они исходили своими ногами в войну. И уж никак не могут интересоваться ветераны домом отдыха, где плата за день стоит их полумесячной пенсии. Тогда зачем дорогие понятия - снова всуе?

 Прямо напротив плакатов, через дорогу, - знаменитые «ежи». Последняя линия обороны. Здесь все воины, отвечая на зов Родины-матери, не пропустили врага. И погибли.

 Не хочется впадать в пафос, говорить громкие слова «кощунство», «исторический нигилизм», но превращать эпос, каким была Великая Отечественная, в анекдот - как еще назвать, подскажите?

(По  И. Руденко)

Сочинение по тексту №11:  Проблема уважительного отношения к историческим символам.

     Историческая память способствует связи между поколениями, воспитанию гражданско-патриотических качеств. Но иногда приходится наблюдать неуважительное отношение к символам истории, олицетворяющим те или иные события. Именно об этой проблеме предлагает поразмышлять И.Руденко.

        Рассказывая о своих наблюдениях, публицист  заостряет наше внимание  на том, что плакаты времён Великой Отечественной войны, вдохновлявшие на защиту Отечества, потомки превратили  в рекламу, призывающую людей развлекаться в ночных клубах, ресторанах, саунах. Этими действиями были осквернены святые  призывы времён войны.

      Отношение автора к данной проблеме очевидно: она осуждает неуважительное проявление  по отношению к символам трагического события.

     Я согласна с мнением И.Руденко, потому что допускать кощунство к святыням нельзя. А чтобы не было подобных действий, очень важно потомкам знать историю своей Родины, в чём могут помочь такие произведения, как мемуары Г.Жукова «Воспоминания и размышления», в которой великий полководец правдиво и ярко рассказывает о событиях времён Великой Отечественной войны.

    К сожалению, осквернение исторических памятников оказывает негативное воздействие на отношения между младшим и старшим поколениями. Так происходит сейчас на Украине во время гражданского противостояния, где разрушаются памятники героям Великой Отечественной войны.

   Таким образом, важно бережно относиться к историческому прошлому своей страны.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина

Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;- обучать умению выражать собственное мне...

Пошаговый алгоритм подготовки к написанию части «С»

Обучающий тренинг написания части «С»  ЕГЭ по русскому языку...

Комплексный анализ письма Д.С.Лихачева. Подготовка к написанию части С

Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Стремление быт...

Система упражнений по подготовке к написанию части С

Предлагается система упражнений, которые помогут обучающимся справиться с написанием сочинения-рассуждения на ЕГЭ....

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...