Алгоритм оформления сочинения части «С» ЕГЭ по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Редчук Ольга Алексеевна

Урок - лабораторная работа по русскому языку в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornaya_rabota_v_11_kl.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа по русскому языку в 11 классе

«Алгоритм оформления сочинения части «С» ЕГЭ по русскому языку»

подготовила учитель русского языка

и литературы МБОУ «Авнюгская СОШ»

Редчук Ольга Алексеевна

Цели урока:

образовательные:

познакомить с композиционно-структурной организацией письменной творческой работы части «С» ЕГЭ;

продолжить формирование навыка  работы с текстом;

развивающие:

развивать самостоятельность мышления в работе с учебным материалом,

совершенствовать способы умственной деятельности (анализ языковых явлений, сравнение и сопоставление,  поиск примера, соответствующего условию);

воспитательные:

содействовать воспитанию самостоятельности в процессе получения знаний, культуры поведения, рационального расходования рабочего времени.

Оборудование:

        1) раздаточный материал  с текстом, технологическая карта – инструкция ( по количеству учащихся),

        2) матрица  проверки оформления результатов лабораторной работы,

Этапы работы

  1. Организационный.

Приветствие. Знакомство с темой урока. Целеполагание. Мотивация к деятельности.

  1. Вызов

 В этом году вам предстоит сдавать Единый государственный экзамен по русскому языку. Подготовку мы начали в 10 классе, учились решать тестовые задания частей «А» и «Б», сейчас у нас более сложная задача: подготовиться к выполнению задания части «С», связанного с умением анализировать текст, выявлять представленную в нём авторскую позицию,  аргументированно излагать свой взгляд на проблему. На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со структурой такого развёрнутого высказывания, фразами-помощниками, составите алгоритм оформления своего текста.

  1. Реализация

Распоряжения учителя, организующие работу класса.

Знакомство с карточкой – инструкцией (алгоритм действий во время самостоятельной лабораторной работы).

Инструкция

  1. Внимательно прочитайте задание части «С»  ЕГЭ (приложение 1п.1).    Выделите основные компоненты высказывания и запишите их в первую колонку таблицы.       (Приложение 2.)

План сочинения

Что это?

Фразы - помощники

  1. Проблема, поставленная автором.

(вопрос)

Автор размышляет над проблемой…

В тексте поднимается проблема…

Автор заставляет задуматься над вопросом: …

  1. Комментирование проблемы.

Проблему … раскрывает на примере …

Автор заостряет внимание  на …

Не случайно подчёркивает …

Писатель с восхищением \ негодованием \грустью …

  1. Формулировка позиции автора.

Позиция автора такова: …

Автор считает, что …

Автор убеждает нас в том, что …

В тексте доказывается мысль о том, что …

Основная мысль текста заключается в том, что …

  1. Своё согласие \ несогласие с автором.

Я разделяю мнение …

Нельзя не согласиться с мнением…

Я  не согласен с автором

  1. Аргумент 1.

(читательский опыт)

ЗА - ПРОТИВ

Подобная проблема волнует героя \ автора (произведение)

Доказательством  правоты мнения  служит  (пример, герой, ситуация …) из книги …

(автор) говорил: «…»

Авторская позиция перекликается с мнением …

  1. Аргумент 2.

(жизненный опыт)

              ЗА - ПРОТИВ

Каждому из нас знакомо …

В нашей жизни бывают подобные ситуации

Мне известен подобный случай

Давно известно, что…

  1. Вывод.

Из сказанного выше можно сделать вывод: …

Значит, …

2) Разберёмся в формулировках

Какие пункты плана вам кажутся непонятными?  

Ответы на вопросы, запись пояснений в таблицу.

- Проблема – сложный значимый вопрос, требующий решения, исследования: экологическая проблема, проблема охраны архитектурных памятников, проблема воспитания, нравственная проблема и т.п.

- Комментарий – рассуждение, пояснение по поводу чего-либо. Комментарий – это не пересказ: пересказывая, мы говорим, что делают герои, комментируя, мы говорим о том, что делает автор для того, чтобы передать идею текста.

- Позиция автора – идея текста, главная мысль, тезис.

-Аргументы – доказательства, приводимые  в поддержку тезиса: факты, объяснения, примеры. (Литературный пример, ссылка на авторитет, пословица, жизненный опыт.)

3) Словарная работа

- Существуют фразы – помощники, или клише, помогающие речевому оформлению высказывания. Найдите их на листе с текстовой информацией (приложение 1. п.2). Ваша задача – распределить их в соответствии с планом, заполнив 3 графу таблицы.

- Проверим правильность выполнения.

IV. Рефлексия

Творческая работа (устно).

Опираясь на созданную таблицу, попробуйте создать собственное речевое высказывание по теме.

V. Домашнее задание – написать сочинение по данному тексту в формате ЕГЭ.

Приложение 1.

  1. С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

     Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

     Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если работа представляет собой пересказанный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  1. Фразы – помощники.

Из сказанного выше можно сделать вывод;  значит, …; позиция автора такова: …;

автор считает, что …;  автор убеждает нас в том, что …; в тексте доказывается мысль о том, что …; основная мысль текста заключается в том, что …; автор размышляет над проблемой…; в тексте поднимается проблема…; автор заставляет задуматься над вопросом: …?; проблему … раскрывает на примере …; автор заостряет внимание  на …;

не случайно подчёркивает …; писатель говорит с восхищением \ негодованием \ грустью;

я разделяю мнение …; нельзя не согласиться с мнением…; я  не согласен с автором; подобная проблема волнует героя \ автора (произведение);  доказательством правоты мнения служит  (пример, герой, ситуация  ( …) из книги …;  (кто-либо) говорил: «…»; авторская позиция перекликается с мнением …; каждому  из нас знакомо …;  в нашей жизни бывают подобные ситуации;  мне известен подобный случай;  давно известно, что…;

из сказанного выше можно сделать вывод;  значит, …

  1. В.Г.Распутин. Отрывок из повести «Пожар».

1)Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором в тексте, прокомментируйте её с опорой на текст.2) Сформулируйте позицию автора. 3)Объясните, почему вы с ней согласны (не согласны). 4)Аргументируйте свой ответ, опираясь на жизненный и читательский опыт.

         Одно слово: леспромхоз – промышленные заготовки леса. Лес вырубать – не хлеб сеять, когда одни и те же работы и заботы из сезона в сезон повторяются, и сколько ни живи, все будет для хлеборобного дела мало. А лес выбрали – до нового десятки и десятки лет. Выбирают же его при нынешней технике в годы. А потом что? А потом собирайся и кочуй. Оставив домишки, стайки и баньки, оставив могилы с отцами и матерями и собственные прожитые лета, на лесовозах и тракторах туда, где он еще остался. А там начинай все сызнова. Проплывая  летом по воде и проезжая зимой по льду мимо Березовки, Иван Петрович всякий раз с невольной тоской и растерянностью смотрел в ее сторону, на заколоченные и оставленные избы: стоял вот так же леспромхоз, отработал и ушел – и ни одной живой души в покинутом поселке, лишь осатаневшие туристы, пуская дым в двери, разжигают в домах костры.   Та же судьба рано или поздно ждала и их.

                                                                                                                        Приложение 2.

Лабораторная работа № _ учени__ 11 класса _______________________________________

Оформление собственного речевого высказывания

План сочинения

Что это?

Фразы - помощники

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Использованная литература

  1. Нарушевич  А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция 8. Написание сочинения  // «Первое сентября». Русский язык. -2007.- №24. - С.4-11
  2. Распутин В.Г. Пожар / Собр. соч. в 3-х т. Т.2. – М.: «Молодая гвардия», 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм написания сочинения (часть С) ЕГЭ

При подготовке к ЕГЭ (часть С) алгоритм поможет учащимся верно выполнить все требования....

Алгоритм написания сочинения часть С

Ключевые слова, клише, советы и рекомендации  для написания части С....

Подготовка к сочинению (часть С ЕГЭ по русскому языку)

Материал открытого занятия элективного курса, проведённого в рамках семинара городского методического объединения учителей русского языка города Новомосковска, позволяет подготовиться к написанию сочи...

Как писать сочинение по части 3 ЕГЭ по русскому языку

Материал представляет из себя рекомендации по написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку. В начале с опорой на задание выявляется план данной  данной работы. Затем  приводятся шаблонные фразы...

Как написать сочинение части С ЕГЭ по русскому языку

Методические рекомендации для учащихся 10-11 классов...

Критерии оценки сочинения части С ЕГЭ по русскому языку

Критерии оценивания сочинения части С ЕГЭ по русскому языку...