Алгоритм оформления сочинения части «С» ЕГЭ по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Урок - лабораторная работа по русскому языку в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_v_11_kl.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа по русскому языку в 11 классе
«Алгоритм оформления сочинения части «С» ЕГЭ по русскому языку»
подготовила учитель русского языка
и литературы МБОУ «Авнюгская СОШ»
Редчук Ольга Алексеевна
Цели урока:
образовательные:
познакомить с композиционно-структурной организацией письменной творческой работы части «С» ЕГЭ;
продолжить формирование навыка работы с текстом;
развивающие:
развивать самостоятельность мышления в работе с учебным материалом,
совершенствовать способы умственной деятельности (анализ языковых явлений, сравнение и сопоставление, поиск примера, соответствующего условию);
воспитательные:
содействовать воспитанию самостоятельности в процессе получения знаний, культуры поведения, рационального расходования рабочего времени.
Оборудование:
1) раздаточный материал с текстом, технологическая карта – инструкция ( по количеству учащихся),
2) матрица проверки оформления результатов лабораторной работы,
Этапы работы
- Организационный.
Приветствие. Знакомство с темой урока. Целеполагание. Мотивация к деятельности.
- Вызов
В этом году вам предстоит сдавать Единый государственный экзамен по русскому языку. Подготовку мы начали в 10 классе, учились решать тестовые задания частей «А» и «Б», сейчас у нас более сложная задача: подготовиться к выполнению задания части «С», связанного с умением анализировать текст, выявлять представленную в нём авторскую позицию, аргументированно излагать свой взгляд на проблему. На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со структурой такого развёрнутого высказывания, фразами-помощниками, составите алгоритм оформления своего текста.
- Реализация
Распоряжения учителя, организующие работу класса.
Знакомство с карточкой – инструкцией (алгоритм действий во время самостоятельной лабораторной работы).
Инструкция
- Внимательно прочитайте задание части «С» ЕГЭ (приложение 1п.1). Выделите основные компоненты высказывания и запишите их в первую колонку таблицы. (Приложение 2.)
План сочинения | Что это? | Фразы - помощники |
(вопрос) | Автор размышляет над проблемой… В тексте поднимается проблема… Автор заставляет задуматься над вопросом: … | |
| Проблему … раскрывает на примере … Автор заостряет внимание на … Не случайно подчёркивает … Писатель с восхищением \ негодованием \грустью … | |
| Позиция автора такова: … Автор считает, что … Автор убеждает нас в том, что … В тексте доказывается мысль о том, что … Основная мысль текста заключается в том, что … | |
| Я разделяю мнение … Нельзя не согласиться с мнением… Я не согласен с автором | |
(читательский опыт) ЗА - ПРОТИВ | Подобная проблема волнует героя \ автора (произведение) Доказательством правоты мнения служит (пример, герой, ситуация …) из книги … (автор) говорил: «…» Авторская позиция перекликается с мнением … | |
(жизненный опыт) ЗА - ПРОТИВ | Каждому из нас знакомо … В нашей жизни бывают подобные ситуации Мне известен подобный случай Давно известно, что… | |
| Из сказанного выше можно сделать вывод: … Значит, … |
2) Разберёмся в формулировках
Какие пункты плана вам кажутся непонятными?
Ответы на вопросы, запись пояснений в таблицу.
- Проблема – сложный значимый вопрос, требующий решения, исследования: экологическая проблема, проблема охраны архитектурных памятников, проблема воспитания, нравственная проблема и т.п.
- Комментарий – рассуждение, пояснение по поводу чего-либо. Комментарий – это не пересказ: пересказывая, мы говорим, что делают герои, комментируя, мы говорим о том, что делает автор для того, чтобы передать идею текста.
- Позиция автора – идея текста, главная мысль, тезис.
-Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, объяснения, примеры. (Литературный пример, ссылка на авторитет, пословица, жизненный опыт.)
3) Словарная работа
- Существуют фразы – помощники, или клише, помогающие речевому оформлению высказывания. Найдите их на листе с текстовой информацией (приложение 1. п.2). Ваша задача – распределить их в соответствии с планом, заполнив 3 графу таблицы.
- Проверим правильность выполнения.
IV. Рефлексия
Творческая работа (устно).
Опираясь на созданную таблицу, попробуйте создать собственное речевое высказывание по теме.
V. Домашнее задание – написать сочинение по данному тексту в формате ЕГЭ.
Приложение 1.
- С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если работа представляет собой пересказанный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
- Фразы – помощники.
Из сказанного выше можно сделать вывод; значит, …; позиция автора такова: …;
автор считает, что …; автор убеждает нас в том, что …; в тексте доказывается мысль о том, что …; основная мысль текста заключается в том, что …; автор размышляет над проблемой…; в тексте поднимается проблема…; автор заставляет задуматься над вопросом: …?; проблему … раскрывает на примере …; автор заостряет внимание на …;
не случайно подчёркивает …; писатель говорит с восхищением \ негодованием \ грустью;
я разделяю мнение …; нельзя не согласиться с мнением…; я не согласен с автором; подобная проблема волнует героя \ автора (произведение); доказательством правоты мнения служит (пример, герой, ситуация ( …) из книги …; (кто-либо) говорил: «…»; авторская позиция перекликается с мнением …; каждому из нас знакомо …; в нашей жизни бывают подобные ситуации; мне известен подобный случай; давно известно, что…;
из сказанного выше можно сделать вывод; значит, …
- В.Г.Распутин. Отрывок из повести «Пожар».
1)Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором в тексте, прокомментируйте её с опорой на текст.2) Сформулируйте позицию автора. 3)Объясните, почему вы с ней согласны (не согласны). 4)Аргументируйте свой ответ, опираясь на жизненный и читательский опыт.
Одно слово: леспромхоз – промышленные заготовки леса. Лес вырубать – не хлеб сеять, когда одни и те же работы и заботы из сезона в сезон повторяются, и сколько ни живи, все будет для хлеборобного дела мало. А лес выбрали – до нового десятки и десятки лет. Выбирают же его при нынешней технике в годы. А потом что? А потом собирайся и кочуй. Оставив домишки, стайки и баньки, оставив могилы с отцами и матерями и собственные прожитые лета, на лесовозах и тракторах туда, где он еще остался. А там начинай все сызнова. Проплывая летом по воде и проезжая зимой по льду мимо Березовки, Иван Петрович всякий раз с невольной тоской и растерянностью смотрел в ее сторону, на заколоченные и оставленные избы: стоял вот так же леспромхоз, отработал и ушел – и ни одной живой души в покинутом поселке, лишь осатаневшие туристы, пуская дым в двери, разжигают в домах костры. Та же судьба рано или поздно ждала и их.
Приложение 2.
Лабораторная работа № _ учени__ 11 класса _______________________________________
Оформление собственного речевого высказывания
План сочинения | Что это? | Фразы - помощники |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. |
Использованная литература
- Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция 8. Написание сочинения // «Первое сентября». Русский язык. -2007.- №24. - С.4-11
- Распутин В.Г. Пожар / Собр. соч. в 3-х т. Т.2. – М.: «Молодая гвардия», 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм написания сочинения (часть С) ЕГЭ
При подготовке к ЕГЭ (часть С) алгоритм поможет учащимся верно выполнить все требования....
Алгоритм написания сочинения часть С
Ключевые слова, клише, советы и рекомендации для написания части С....
Подготовка к сочинению (часть С ЕГЭ по русскому языку)
Материал открытого занятия элективного курса, проведённого в рамках семинара городского методического объединения учителей русского языка города Новомосковска, позволяет подготовиться к написанию сочи...
Как писать сочинение по части 3 ЕГЭ по русскому языку
Материал представляет из себя рекомендации по написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку. В начале с опорой на задание выявляется план данной данной работы. Затем приводятся шаблонные фразы...
Как написать сочинение части С ЕГЭ по русскому языку
Методические рекомендации для учащихся 10-11 классов...
Критерии оценки сочинения части С ЕГЭ по русскому языку
Критерии оценивания сочинения части С ЕГЭ по русскому языку...
Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее сочинение русской культуры на родном языке.
Донская земля – колыбель казачества...