урок русского языка в 5 класс "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Горлова Ирина Владимировна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novaya_papka_4.zip104.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Неопределенная форма глагола

Цель урока: познакомить с инфинитивом, сформировать умение

                        определять инфинитив, формировать умение употреблять ь после ч,

                        развивать речь учащихся и логическое мышление,

                         воспитывать интерес к русскому языку и формировать  активную жизненную       позицию

                             

Ход урока

Орг момент

- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем разведчиками страны «Глаголия»

Слайд №1

Задание. Вычеркни характеристики, которых нет у глагола

1.спряжение

2. склонение

3.время

4. число

5. падеж

6.обозначает признак

7.обозначает действие

8.самостоятельная часть речи

9. вид

10. Что делать? Что сделать?

11. переходность

12. возвратность

13. лицо

14. сказуемое

15. род

- Расположите в соответствии с планом (выполняется в парах)

План

  1. Часть речи. Общее значение
  2. Морфологические признаки

А. постоянные

Б.непостоянные

     3. Синтаксическая роль

Проверка Слайд №

8,7, 10

А)9. 11, 12, 1

Б)3.13, 4, 15

14

-Теперь у нас, разведчиков «Глаголии», есть свой шифр. Готовы к новым открытиям?

Задание Слайд №

2±2

Злой человек и самого себя( не)навидит

Дело лени( не) любит

Лодырю всегда( не)здоровится

Добрые умирают, а дела их (не) пропадают

Что означают цифры 2±2? Что общего во всех этих предложениях?

- Это пословицы, в них есть орфограмма «Не с глаголами». Надо разделить по парам эти пословицы

Самопроверка. Слайд №

-Можно объединить предложения по правописанию глаголов, а можно по смыслу(объясняют)

- Сколько советов, полезных и мудрых, для всей нашей жизни мы получаем  в пословицах! А вот еще один совет, который дает нам герой В.Каверина в романе «Два капитана» и который стал девизом для многих поколений 20 века.

Слайд №

Бороться и искать, найти и не сдаваться.

-Этот девиз и наших сегодняшних исследований

-Что такое девиз? (Толковый словарь Ожегова)

- Девиз-руководящая идея поведения, деятельности

- Найдите все глаголы в предложении. В какой форме они употреблены?

Определите тему урока.

-Тема урока: «Неопределенная форма глагола»

Слайд №

-Перед вами наш «Тайный знак»- «Паучок».

Запишите на его лапках, что вам уже известно о неопределенной форме глагола.

-Много лапок заполнено?

- Сформулируйте цель урока. Слайд №

Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы:

Как еще называется н.ф. глагола?

Почему ее называют неопределенной?

На какие вопросы отвечает?

Как»узнать в лицо» н.ф?

Лингвистическая сказка. Приложение№

Отвечают на вопросы.

Сравните следующие научные тексты из разных учебников? Не обнаружили ли вы какое- либо потиворечие?

Сравнивают текст учебника для 4 класса по программе Занкова и учебник 5 класса Ладыженской

-

В учебнике 4 класса –ть. –ти- суффиксы, в учебнике 5 класса-ть, ти- окончание

-

Действительно, ученые разошлись во мнении, чем является – ть и –ти?

Слайд №. Давайте вспомним, что такое суффикс и окончание? Обсудите в группе, почему так произошло? К какой позиции вы больше склоняетесь и почему?

Слайд № По данным же текстам ответьте и на следующие вопросы:

_Какой постфикс есть у глаголов в н. ф.?

Чем является в предложении инфинитив?

Разобрать предложение:  Жить- Родине служить

Заполнить «Паучка»

Слайд №

На то и печь, чтобы хлеб печь

-Почему в предложении дважды употребляется слово печь

- Печь- имя существительное 3 склонения

Печь- н.ф. глагола

-Какая орфограмма есть в инфинитиве?

-После шипящей ч пишется ь

Слайд №

Работа с текстом

Как удержать в памяти прошлое? Как разжеч(?) костер воспоминаний? Как помоч(?)самому себе в трудной жизненной ситуации? Какого помощника привлеч(?)?

   Дневник. Надо завести дневник. Он будет стереч(?) ускользающее прошлое, не даст тебе отвлеч(?)ся от главного. Благодаря дневнику ты сумеешь в любой момент безбоязненно пересеч(?) океан своих мыслей и чувств, разобраться в себе самом.

  Анализ текста

Слайд № Взаимопроверка

Слайд №  Заполненный «Паучок»

Слайд №  Итоги урока

Приложение 1

Лингвистическая сказка.

В некотором царстве, в государстве Русского языка жили – поживали различные формы глагола: глаголы Настоящего, Прошедшего, Будущего времени и Начальная форма глагола.

  Глаголы Прошедшего времени весь день трудились: изменялись по числам, временам,  а в единственном числе даже по родам.

  Не отставали от них и глаголы Настоящего и Будущего времени: они без устали спрягаются, изменяясь по числам и лицам.

  А Начальная форма глагола ничего не делала, только в зеркало смотрелась, внешность свою берегла.

 Чтобы отличаться от других форм глаголов, она особыми приметами обзавелась, каких нет ни у одной другой формы: ть, ти, а в некоторых случаях оканчивалась на -чь.

  Разозлились глаголы различных времен, кричат Начальной форме, зовут на помощь: «Помоги нам! Не можешь по числам и родам изменяться, по лицам хоть попробуй!»

 - Что делать! Ничем не могу помочь, - отвечает Начальная форма глагола.

Так и живет эта форма в русском языке, не изменяясь, нет у нее ни лица, ни числа, ни рода, ни времени.

  Только и может она, что на вопросы отвечать, да и то не на все, а только на Что делать? и Что сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Виды глагола".

Данный материал  поможет учителю провести урок по теме, опираясь на материал презентации....

План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА  В  5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Урок русского языка "Правописание НЕ с глаголами"

конспект урока по теме "Правописание не с глаголами"...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы"

Урок изучения нового материала...

Урок русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного

Цель: повторить и закрепить изученное о глаголе, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола...

презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол.Повторение изученного.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного....