План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА  В  5 «А» КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»

Учитель русского языка Л.Н.Нагаева

2011/2012 уч.год

 

ТЕМА УРОКА: Виды глагола.

ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой грамматической категорией – вид;

              2) Развивать умения распознавать виды глагола;

              3) Воспитывать любовь к русскому языку, обогащать словарный

                 Запас.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: 1) проблемная технология;2) ИКТ;

               3) игровая технология; 4) личностно-ориентированная технология;

               5) интеграция.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1) интерактивная доска с применением  2-х программ;

               2) раздаточный материал на карточках разной степени сложности;

               3) цветные мелки.

 

ХОД УРОКА

I.               Оргмомент, проверка домашнего задания.

II.             Словарно-орфографическая минутка.

1.      Класть – клал, кладу.

2.      Положить – положил, положу.

Кампания, компания, проволока, проволочка (уменьшительно-ласкательное к слову проволока), проволочка (задержка).

 

III.Объяснение нового материала.

1.      Работа с фрагментом текста из рассказа Л.Андреева «Никита», который изучается параллельно на уроках литературы.

 

    Он бежал долго. Он пробежал по пыльной пустой дороге всю деревенскую улицу, потом уморился и сел в тени овина.

     Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаза, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко.

 

Задание:1) Найдите в тексте глаголы – сказуемые. Запишем первый из них, поставим к нему вопрос, а затем следующий и тоже поставим вопрос. .

Бежал (что делал?)                           пробежал (что сделал?)

                                                               уморился (что сделал?)

                                                               сел (что сделал?)

                                                               увидел (что сделал?)

сидела (что делала?)

смотрела (что делала?)

ел (что делал?)

пил (что делал?)

Вопросы: 1) есть ли разница по значению между глаголами или ее нет?

2) в чем вы видите её?

3) в чем разница в морфемах между глаголами – вопросами?

-2-

4) какой же вывод напрашивается? какие предположения вы можете высказать?

 

Ребята, мы подошли с вами к новой теме : Виды глагола – это неизменяемая  грамматическая категория глагола.

Запомните!

Глаголы, отвечающие на вопрос – что делать? – несовершенного вида.

Глаголы, отвечающие на вопрос – что сделать? – совершенного вида.

2.      Работа с таблицей в учебнике стр. 241.

Вопросы: Какого вида бывают глаголы в русском языке?

            На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?

            На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

            (Приведите свои примеры)

            Что выражают виды глагола?

            В каком времени может быть глагол совершенного вида и в

            каком не может быть?

3.      Чтение теоретического материала на стр. 242 учебника, подтверждающего правильные ответы.

 

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – через 20 минут работы)

 

IV.  Закрепление нового материала.

1.      Упр. №        (стр.)

2.      Самостоятельная индивидуально-дифференцированная работа по раздаточному материалу

(Задания средней сложности и задания повышенной сложности по тексту Л.Андреева «Никита»- выписать глаголы совершенного и несовершенного вида в 2 колонки и дополнительные задания по составлению схем предложений).

 

Карточка №

     Бочка молчала. В лесу, далеко за деревней, кто-то ухнул, и в бочке тоже ответил ему страшным голосом маленький житель: я тут!

    Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его.

   «Там житель в бочке живет!», - сказал Никита, смотря на солнце.

Задания:

1)      Выписать в 2 столбика глаголы совершенного и несовершенного вида;

2)      Составить схему последнего предложения;

3)      Составить схему 4 предложения.

 

-3-

Задание для детей, которые успевают на «3», на интерактивной доске в программе «Актив-экспайс».

На интерактивной доске фрагмент текста из рассказа Л.Андреева «Никита».

 

        Мать (не)услышала сына. Никита пош…л за сарай, он хотел погл…деть, (не)выл…зает ли пень – голова из земли; у пня рот большой, он всю капусту на огороде поест, из чего тогда мать будет щи в…рить зимой?

 

Задание:  Вставьте пропущенные буквы,  определите вид глаголов и обозначьте их буквами  с – совершенный, н- несовершенный.

 

3.      Игра «Дядюшка-глагол».

 

V.    Итоги урока.

- Что узнали на уроке о глаголе?

- С чем уходите с урока?

 

  Оценки

 

Домашнее задание.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...