Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Горлова Ирина Владимировна

Урок изучения нового материала в 6 классе "Имя числительное как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tekhnolog._karta_gorlovoy_i.v.zip622.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя числительное как часть речи            6 класс

Цели урока: сформировать у учащихся понятие об имени числительном как части речи,

                        общем грамматическом значении, разрядах и синтаксической роли имени      

                       числительного;

     вырабатывать умение находить имена числительные в тексте,

  различать порядковые   и количественные числительные, отграничивать числительные от слов с количественным значением; способствовать развитию познавательного интереса к предмету, совершенствовать навыки монологической речи учащихся;

                                        воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к нему.

Ход урока:

Орг. момент

Слово учителя. Приветствую учащихся.

Учитель: Что изучает раздел «Морфология»? (учащиеся отвечают)

Перед вами карта этой огромной страны под названием «Морфология» Приложение 1 Слайд 2

На карте еще остались белые пятна, которые нам предстоит заполнить. Вы готовы к новым свершениям?

Эпиграфом к нашему уроку станет русская пословица: «Один личный опыт важнее семи поучений» Слайд№

Распределите слова пословицы по группам: 1 группа- имена существительные, 2 группа – имена прилагательные, и  3 группа -?

Учащиеся выполняют задание. Проверка Слайд №

Имена сущ.

Имена прил.

      ?

Опыт

поучение

Личный

важнее

Один

семи

Что такое опыт и поучение? Объясните лексическое значение, используя словарь Ожегова. Учащиеся объясняют

Как вы понимаете смысл пословицы?

Учащиеся: То, что сделал самостоятельно усваивается лучше и надолго.

Учитель: Ну, что же, опытным путем, Т. Е. путем самостоятельных исследований определим, что же за слова у нас в 3 группе

Учащиеся: Один и семь- это числа, значит, часть речи, которую мы будем изучать, это имя числительное

Учитель: Вам что-нибудь уже известно об этой части речи

Учащиеся: Нет

Учитель: Сформулируйте цели урока. Что необходимо узнать о части речи?

Учащиеся:

Учитель: А нужны ли нам числительные в речи?

Мотивация. Инсценировка. Один ученик (заранее подготовленный) у доски

Кому они нужны эти числительные? Ведь если бы их не было, то не придумали бы мате была бы у ученика! Одна физкультура!

  Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать?  Чтобы не дать ребенку лишние полчаса поспать?

  Нет, на свою голову придумали считать все: время, деньги, страницы. И только скажи, что я не прав? Язык не повернется.

Учитель: Как вам такое мнение? Согласны? Кто готов оспорить? Можем ли мы в речи обойтись без числительного?

Учащиеся отвечают.

Слово учителя: Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления занимает восьмое место. Всех слов, из которых состоят числительные всего около 60. В любом толковом словаре числительные приведены полностью.   И новые вряд ли появятся. И хотя числительное так молодо, у него много своих тайн, которые оно раскроет нам в процессе изучения. Например. 1) почему в слове одиннадцать две н. а двенадцать- одна

2)почему слова тысяча, миллион, миллиард одни ученые относят к числительным, а другие нет; 3) почему древнерусское «пяток сорок» лучше современного, 4) сколько это «семи пядей во лбу», почему дикторы нашего современного телевидения опасаются произносить числительные (например, восемьсот восемьдесят пять страниц) во всех других падежах, кроме именительного? Много предстоит узнать, но вначале надо познакомиться.

Задание. Определите, на какие вопросы отвечают числительные и что они обозначают?

А)Один, два, три, четыре, пять…

Начинаем вычислять

Б)Знает как свои пять пальцев

В)Не бойся первой ошибки- избегай второй

Поставьте вопросы, определите значения

Сколько?

Какой?

Число

Количество предметов

Порядок предметов при счете

                                                                               Отсюда

Количественные

Порядковые

Семь

Седьмой

Учитель: Проведем эксперимент. Выходят к доске 7 человек

-Сколько ребят вышли в кружок? (7)

-Станьте в шеренгу. Сколько учеников в шеренге? Изменилось количество?

- Рассчитайтесь по порядку. Скажите, каким в шеренге стоит Макар? А Кристина?,

- Теперь поменяйтесь местами. Изменился порядок?

Вывод: Мы определяли, какой по счету, по порядку

Не случайно именно такое количество учеников я пригласила для эксперимента

Слайд 3 Текст

     Число семь, так же как и у других некоторых народов, на Руси издавна считалось магическим. Оно вошло во многие пословицы и поговорки.

    О непостоянном человеке говорят: «У него семь пятниц на неделе». Провинившийся человек оправдывается: «Семь бед- один ответ». Когда же не хотят допустить ошибку советуют: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Если несколько человек. Ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно говорят: «У семи нянек дитя без глазу»

   Число семь втречается и в пословицах других народов. Например, бельгийская пословица иронизирует: «Семью ударами комара убивает». Вьетнамская замечает: «По одному поступку можно судить о семи других». Турецкая пословица утверждает: «Каков в семь лет, таков и в семьдесят»

Учитель: Что записано на слайде. Докажите

Учащиеся доказывают. Определяют главную мысль текста

Учитель: Назовите глаголы – синонимы к слову говорить (Отвечают)

Постройте схему последнего предложения

Учитель: Какие числительные встречаются в тексте? Их разряд?

Вспомните еще одну поговорку с числительным порядковым со значением «очень дальние родственники»

Учащиеся: Седьмая вода на киселе

Учитель: Теперь на примере числительных семь и седьмая понаблюдаем, как изменяются числительные. Задания по группам:

1 группа: Количественные числительные изменяются по падежам

2 группа: Порядковые изменяются по падежам, числам и родам

Учитель: Найдите в тексте числительное, образованное от числительного семь. Разберите его по составу.

Учащиеся делают вывод, что в числительном семь один корень, а семьдесят – два корня

Учитель: Самостоятельно прочитайте в учебнике, какими членами предложения могут быть имена числительные и выполните задания по группам:

1 группа- синтаксический разбор предложения: Одна зима на родине лучше ста весен на чужбине

2 группа: Синтаксический разбор предложения:

 Первый блин комом

Учащиеся отвечают и делают выводы

Учитель: Молодцы! Пятерка!

А является ли слово пятерка именем числительным? Как вы думаете?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Верно числовое значение могут иметь, кроме числительного, и другие части речи.  Но числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами

Учитель: Итак, сделайте вывод, что же такое имя числительное?

Учащиеся отвечают

Итоговый тест

Выбрать буквы, которыми обозначены числительные

А) тройка

Б)трехместный

В) три

Г)четырежды

Е) тридцать

Р)тридцатый

М) столетний

Н) двадцать два

О) триста

Самопроверка: Верно

Рефлексия. Слайд №

Я исследовал…

Я пришел к выводу…

Я оцениваю свою работу..

Домашнее задание: изучить  параграф, выполнить упр., придумать лингвистическую сказку об имени числительном

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"

Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

урок русского в 6 классе "Числительное как часть речи"

Урок русского языка по ФГОС в 6 классе на тему "Числительное как часть речи"  по технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания....


 

Комментарии

Лесная Дина Сергеевна

Ирина Владимировна, спасибо за разработку. Детям очень понравился урок!