Корни с чередованием гласной .
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Руммо Ирина Викторовна

 

I. Организационный момент.

- Вспомните правила посадки.

- Откройте тетради и запишите дату.

- На уроке будем повторять и закреплять правописание гласных в корнях с чередованием.

II. Чтение письма.

- Сегодня я получила очень интересное письмо. Послушайте его.

Дорогие ребята!

В моём государстве Орфография в небольшом городке Чередующихся Гласных постоянно происходит спор о правописании гласной в корне. Я решила обратиться к вам, пятиклассники, за помощью. Помогите, пожалуйста, разрешить этот спор. Вам поможет карта улицы. С уважением королева государства - госпожа Орфография.

(На доске висит карта).

- Я считаю, надо помочь. Для этого вы должны взять с собой багаж знаний, полученный на уроках русского языка. Каждый свой шаг будете записывать в свою рабочую тетрадь.

Итак, в путь! Мы на улице

-Лаг – Лож-
-Кас - Кос-

- Какие трудности у жителей этой улицы?

- Вспомните, когда в корнях –лаг- лож-, -кас- кос- пишется гласная а, когда о.

III. Орфографическая пятиминутка “Проверь себя”.

Слабоуспевающие уч-ся работают в тетрадях для индивидуальных работ.

Остальные пишут под диктовку словосочетания.

Расположиться у речки, не прикасаться к цветам, изменение слагаемых, лёгкое прикосновение, прилагать усилия.

- Выделите и докажите орфограммы. Проверочные слова записывайте на дополнительных полях.

- Проверяем по цепочке.

- Отчего зависит чередование гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.

- Сформулируйте вывод о правописании гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.

IV. “ Четвёртое лишнее”.

На доске наглядность, запись.

Р…стение, р…сток, прир…сти, р…стительность.

- В шкатулке найдите “четвёртое лишнее”.

- Вставьте пропущенную орфограмму и докажите её.

- Сделайте вывод о правописании гласных а-о в корнях –раст- и –рос-.

V. Работа с текстом.

а) На доске запись.

Вечерняя з…ря начинается, когда солнце зайдёт за край земли. З…ря бывает утренняя и вечерняя. На утренних з…рях трава омыта росой.

- Прочитайте запись.

- Можно эту запись назвать текстом?

- Почему?

-Что нужно сделать, чтобы получился текст?

- Прочитайте текст.

- Вспомните правила посадки.

- Запишите текст в тетрадь. Поработайте с дополнительными полями.

б). Индивидуальная работа у доски (карточка с заданием: распределить слова в два столбика; выделить и доказать орфограммы ). Наглядность.

1)с гласной е в корне; 2) с гласной и в корне.

Зам…рать, бл…стеть, отп…реть, выб..рать, бл..стающий, прот…реть.

в). Проверка текста.

-Прочитайте текст.

- Какой общей темой объединены предложения?

- Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Назовите слова с чередованием гласных.

- Отчего зависит чередование гласных в корнях –зор- -зар-?

- Когда в корнях –зор- -зар- пишем а, когда – о?

г). Проверка индивидуальной работы у доски.

- Какие слова сложила в рюкзак?

- Почему?

- Какие - в сумку? Почему?

- Отчего зависит чередование гласных е- и?

Оценка.

- Когда в корнях с чередованием гласных е – и пишется и, когда – е?

VI. Конкурс “Кто быстрее вставит орфограмму в корне”.

На доске записаны слова в два столбика. Работают два ученика. Оценки.г…релка г…рение
заг..р заг…релый
заг…реться приг…рел
разг…рается уг…р

VII. Итог урока.

- Над какими орфограммами работали сегодня на уроке?

Стук в дверь. Заходит почтальон, приносит телеграмму, зачитывает её.

Спасибо за помощь! Я не сомневалась в том, что вы мне поможете. Приказываю!Считать учеников 5 класса А почётными гостями моего государства. С уважением королева государства – госпожа Орфография.

VIII.Домашнее задание .

Творческая работа .Варианты заданий : 1) Нарисовать дом ,где живут корни с чередованием гласных .

2) Придумать и  написать сказку о непростой жизни корней с чередованием гласных .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon korni_s_cheredovaniem.ppt248 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чередование гласных в корнях слов 5 класс

Слайд 2

Корни с безударными гласными Если безударные гласные в корне проверяются ударением , то следует: - определить значение слова (или корня); - подобрать к нему другую форму слова или однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался под ударением : тр о пинка – тр о пка, л и сточек – л и ст, в о да – в о ды,

Слайд 3

Корни с безударными гласными Если безударные гласные в корне непроверяемые , следует проверить написание по словарю : инт е лл и гент, прив и легия, инц и дент . Если безударные гласные в корне чередующиеся , необходимо вспомнить условия выбора гласной в корне: со бира ть, каса ться, ра ст ет, распо ло ж ить

Слайд 4

Корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса А - бер - - бир - - пер - - пир - - дер - - дир - - тер - - тир - - жег - - жиг - - блест - - блист - - стел - - стил - - мер - - мир - - чет - - чит - А

Слайд 5

Корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса А Примеры у бер у у бир а ю от пер еть от пир а ть за дер у за дир а ю от тер еть от тир а ю вы жег вы жиг а ю блест еть блист а ть за мер еть за мир а ть рас стел ить рас стил а ть вы честь вы чит а ть Исключения: сочет а ть сочет а ние чет а

Слайд 6

Корни, выбор гласной в которых зависит от ударения - гар - - гор – за га ́ р за гор а ́ ть А ́ О Исключения : при ́ г а рь, вы ́ г а рки, и ́ зг а рь

Слайд 7

Корни, выбор гласной в которых зависит от ударения зар - - зор – зар я ́ зо ́ р и за ́ р ево зо ́ р ька А ́ О ́ А Исключения : з о ря ́ нка, з о рево ́ й, играть з о ́ рю, з о рева ́ ть.

Слайд 8

Чередование О// А в корнях слов - ла г - - ло ж – при ла г ательное при ло ж ение Исключения : поло г

Слайд 9

Корни, выбор гласной в которых зависит от последующей согласной - р а ст - - р о с - - р а щ – вы р а ст ить вы р а щ енный вы р о с Исключения : ро ст ок, Ро ст ов, Ро ст ислав, ро ст овщик, отрасль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный тренажёр "Корни с чередованием гласных".ГИА 9

Учебный тренажёр для подготовки к ГИА, задание А4....

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

корни с чередованием гласных

Этот материал можно назвать ПАМЯТКОЙ, ОПОРОЙ при работе ученика по данной теме. У моих учеников всегда велись тетеради со справочными материалами по русскому языку, чтобы была возможность повторить те...

«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...

Правописание корней с чередованием гласных

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...