Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
    Корни с чередованием гласной .

    Руммо Ирина Викторовна

     

    I. Организационный момент.

    - Вспомните правила посадки.

    - Откройте тетради и запишите дату.

    - На уроке будем повторять и закреплять правописание гласных в корнях с чередованием.

    II. Чтение письма.

    - Сегодня я получила очень интересное письмо. Послушайте его.

    Дорогие ребята!

    В моём государстве Орфография в небольшом городке Чередующихся Гласных постоянно происходит спор о правописании гласной в корне. Я решила обратиться к вам, пятиклассники, за помощью. Помогите, пожалуйста, разрешить этот спор. Вам поможет карта улицы. С уважением королева государства - госпожа Орфография.

    (На доске висит карта).

    - Я считаю, надо помочь. Для этого вы должны взять с собой багаж знаний, полученный на уроках русского языка. Каждый свой шаг будете записывать в свою рабочую тетрадь.

    Итак, в путь! Мы на улице

    -Лаг – Лож-
    -Кас - Кос-

    - Какие трудности у жителей этой улицы?

    - Вспомните, когда в корнях –лаг- лож-, -кас- кос- пишется гласная а, когда о.

    III. Орфографическая пятиминутка “Проверь себя”.

    Слабоуспевающие уч-ся работают в тетрадях для индивидуальных работ.

    Остальные пишут под диктовку словосочетания.

    Расположиться у речки, не прикасаться к цветам, изменение слагаемых, лёгкое прикосновение, прилагать усилия.

    - Выделите и докажите орфограммы. Проверочные слова записывайте на дополнительных полях.

    - Проверяем по цепочке.

    - Отчего зависит чередование гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.

    - Сформулируйте вывод о правописании гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.

    IV. “ Четвёртое лишнее”.

    На доске наглядность, запись.

    Р…стение, р…сток, прир…сти, р…стительность.

    - В шкатулке найдите “четвёртое лишнее”.

    - Вставьте пропущенную орфограмму и докажите её.

    - Сделайте вывод о правописании гласных а-о в корнях –раст- и –рос-.

    V. Работа с текстом.

    а) На доске запись.

    Вечерняя з…ря начинается, когда солнце зайдёт за край земли. З…ря бывает утренняя и вечерняя. На утренних з…рях трава омыта росой.

    - Прочитайте запись.

    - Можно эту запись назвать текстом?

    - Почему?

    -Что нужно сделать, чтобы получился текст?

    - Прочитайте текст.

    - Вспомните правила посадки.

    - Запишите текст в тетрадь. Поработайте с дополнительными полями.

    б). Индивидуальная работа у доски (карточка с заданием: распределить слова в два столбика; выделить и доказать орфограммы ). Наглядность.

    1)с гласной е в корне; 2) с гласной и в корне.

    Зам…рать, бл…стеть, отп…реть, выб..рать, бл..стающий, прот…реть.

    в). Проверка текста.

    -Прочитайте текст.

    - Какой общей темой объединены предложения?

    - Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

    - Как проверить безударную гласную в корне?

    - Назовите слова с чередованием гласных.

    - Отчего зависит чередование гласных в корнях –зор- -зар-?

    - Когда в корнях –зор- -зар- пишем а, когда – о?

    г). Проверка индивидуальной работы у доски.

    - Какие слова сложила в рюкзак?

    - Почему?

    - Какие - в сумку? Почему?

    - Отчего зависит чередование гласных е- и?

    Оценка.

    - Когда в корнях с чередованием гласных е – и пишется и, когда – е?

    VI. Конкурс “Кто быстрее вставит орфограмму в корне”.

    На доске записаны слова в два столбика. Работают два ученика. Оценки.г…релка г…рение
    заг..р заг…релый
    заг…реться приг…рел
    разг…рается уг…р

    VII. Итог урока.

    - Над какими орфограммами работали сегодня на уроке?

    Стук в дверь. Заходит почтальон, приносит телеграмму, зачитывает её.

    Спасибо за помощь! Я не сомневалась в том, что вы мне поможете. Приказываю!Считать учеников 5 класса А почётными гостями моего государства. С уважением королева государства – госпожа Орфография.

    VIII.Домашнее задание .

    Творческая работа .Варианты заданий : 1) Нарисовать дом ,где живут корни с чередованием гласных .

    2) Придумать и  написать сказку о непростой жизни корней с чередованием гласных .

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon korni_s_cheredovaniem.ppt248 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Чередование гласных в корнях слов 5 класс

    Слайд 2

    Корни с безударными гласными Если безударные гласные в корне проверяются ударением , то следует: - определить значение слова (или корня); - подобрать к нему другую форму слова или однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался под ударением : тр о пинка – тр о пка, л и сточек – л и ст, в о да – в о ды,

    Слайд 3

    Корни с безударными гласными Если безударные гласные в корне непроверяемые , следует проверить написание по словарю : инт е лл и гент, прив и легия, инц и дент . Если безударные гласные в корне чередующиеся , необходимо вспомнить условия выбора гласной в корне: со бира ть, каса ться, ра ст ет, распо ло ж ить

    Слайд 4

    Корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса А - бер - - бир - - пер - - пир - - дер - - дир - - тер - - тир - - жег - - жиг - - блест - - блист - - стел - - стил - - мер - - мир - - чет - - чит - А

    Слайд 5

    Корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса А Примеры у бер у у бир а ю от пер еть от пир а ть за дер у за дир а ю от тер еть от тир а ю вы жег вы жиг а ю блест еть блист а ть за мер еть за мир а ть рас стел ить рас стил а ть вы честь вы чит а ть Исключения: сочет а ть сочет а ние чет а

    Слайд 6

    Корни, выбор гласной в которых зависит от ударения - гар - - гор – за га ́ р за гор а ́ ть А ́ О Исключения : при ́ г а рь, вы ́ г а рки, и ́ зг а рь

    Слайд 7

    Корни, выбор гласной в которых зависит от ударения зар - - зор – зар я ́ зо ́ р и за ́ р ево зо ́ р ька А ́ О ́ А Исключения : з о ря ́ нка, з о рево ́ й, играть з о ́ рю, з о рева ́ ть.

    Слайд 8

    Чередование О// А в корнях слов - ла г - - ло ж – при ла г ательное при ло ж ение Исключения : поло г

    Слайд 9

    Корни, выбор гласной в которых зависит от последующей согласной - р а ст - - р о с - - р а щ – вы р а ст ить вы р а щ енный вы р о с Исключения : ро ст ок, Ро ст ов, Ро ст ислав, ро ст овщик, отрасль


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебный тренажёр "Корни с чередованием гласных".ГИА 9

    Учебный тренажёр для подготовки к ГИА, задание А4....

    Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

    Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

    корни с чередованием гласных

    Этот материал можно назвать ПАМЯТКОЙ, ОПОРОЙ при работе ученика по данной теме. У моих учеников всегда велись тетеради со справочными материалами по русскому языку, чтобы была возможность повторить те...

    «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

    Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...

    Правописание корней с чередованием гласных

    Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...

    «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

    Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

    Открытый урок с презентацией "Корни с чередованием гласной."

    I. Организационный момент.- Вспомните правила посадки.- Откройте тетради и запишите дату.- На уроке будем повторять и закреплять правописание гласных в корнях с чередованием.II. Чтение письма.- ...