Урок русского языка в 6 классе "Обобщение изученного о причастии"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Страхова Любовь Леонидовна

Урок русского языка "Обобщение зученного о причастии" является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения темы "Причастие". Тип урока-контрольно-обощающий. На уроке применяются такие образовательные технологии, как технология проблемного обучения и технология критического мышления. На уроке реализуются межпредметные связи с литературой и искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_prichastie_6_klass_4.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Название предмета  русский язык

Класс 6

Тема «Обобщение изученного о причастии» ( 6 класс по программе М. Разумовской)

Учитель: Страхова Л.Л.

Цели:

Обучающие:

  • обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения темы;
  • обращение внимания на различие действительных и страдательных причастий, их глагольных форм и признаков прилагательных;
  • отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.

Развивающие:

  • развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом.
  • развитие творческих способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий;
  • развитие словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к изучению русского языка;
  • воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

Место урока в системе уроков данного раздела: последний

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления.

Межпредметные связи: литература

Наглядность: портрет И. Айвазовского

Оборудование: текст, цифровой диктант,  презентация,  задание для проверки знаний, рабочие тетради учащихся

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

.

Структура урока:

Ход урока

Организационный момент  (1 слайд)

  1. Приветствие.
  2. Сообщение темы урока.

. Сегодня на уроке мы будем обобщать изученное о причастиях.

  • Сформулируйте самостоятельно цели нашего урока.
  • Цели формулируют дети, далее они конкретизируются учителем.

Учитель. Наш урок мы начнем с лингвистической сказки.         (Инсценирование лингвистической сказки)

Давно это было…
Стояла в лесу избушка. И жили в ней Прилагательные. А по соседству с ними бродили по лесу Причастия. И не было у них ни хлеба, ни крова.
Вот собрались как-то Причастия на совет решать,как дальше жить? Посоветовались и решили проситься на постоянное место жительства к Прилагательным. Пошли они к избушке, где жили Прилагательные, постучали. А в ответ услышали:
– Кто там?
– Это мы, Причастия.
– Что вам нужно?
– Пустите нас к себе в избушку, мы хотим вместе с вами жить. Будем помогать, чем сможем.
– Идите лучше к Глаголам, – отвечают Прилагательные, – ведь вы глагольного происхождения.
– Но ведь мы родня вам, – просят Причастия. – И относимся мы, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами даже путают.
– Подождите, мы посоветуемся.
Посоветовались и ответили такими словами:
– Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно -Н- из суффикса.
Причастия согласились, хотя и не без колебания.
Зато с тех пор стали жить Прилагательные и Причастия в большой дружбе, вместе ходят на работу
.

  • О каких свойствах причастия поведала нам сказка?

(ответы обучающихся)

  Учитель:  

(слайд 2)

  • Помогать нам исследовать причастие  будет этот замечательный человек. Кто это? (На экране появляется портрет И.К. Айвазовского). Чем известен И. К. Айвазовский?
  • На уроке нас будут сопровождать морские пейзажи замечательного русского художника.
  • Чтобы нас всем классом взяли в экспедицию, мы должны пройти квалификационные испытания на знание теории и доказать, что готовы участвовать в научной работе.

Цифровой диктант: Сегодня строгим капитаном, принимающим экзамен по теории, будет: (выходит ученик, проводит цифровой диктант, подготовленный дома)

Пример цифрового диктанта.

Я утверждаю, что…

  1. Причастие может быть действительным и страдательным.   1
  2. СПНВ образуются от глаголов  1 спряжения с помощью –им-, а от глаголов 2 спряжения с помощью – ом-, -ем-.  0
  3. Причастия могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени.  0
  4. Причастия в предложении в полной форме являются определением, а в краткой форме – сказуемым.1
  5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. 0
  6. Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам совершает действие называются действительными. 1
  7. НЕ с причастиями пишется слитно только тогда, когда причастие без не не употребляется.0
  8. В кратких причастиях пишется столько –н-, сколько и в полной форме. 0

Взаимопроверка. Обмен тетрадями. Правильные ответы записываются на доске.

Работа с текстом. (Слайд 3)

  • Переходим к практическим испытаниям.
  • Посмотрите внимательно на слайд. Какая картина перед вами? (картина И.Айвазовского «Девятый вал»

Написана она была в 1850 году, после возвращения художника из путешествия по Европе. Переправляясь на корабле из Франции в Португалию, Айвазовский едва не погиб во время бури.

Перед вами фрагмент описания картины. Прочитайте выразительно текст. Найдите причастия.

На знаменитой картине И.К. Айвазовского  изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно ревущие волны. Самая высокая из них устремилась к людям, спасающимся на обломках мачты. Кажется, что бушующее море стремится поглотить их. Это девятый вал.

Задания к тексту:

  • Тема 

– море на картине Айвазовского.

  • Основная мысль

-  море на картине – это грозная стихия.

  • К какому типу речи относится данный текст?
  • К какому стилю речи относится текст?
  • Какие средства выразительности использованы в художественном описании моря?

Эпитеты: гневная пучина, яростно ревущие волны.
Метафора: алые ворота в грядущий день.

  • Почему в тексте используется так много глаголов и причастий? (Море не бывает абсолютно спокойным, с ним всегда что-то происходит, эти изменения и помогают передать причастия).

Мы успешно справились с заданием и можем смело отправляться в путь. И вот первые приключения. Встреча с китами! Как зовут этих китов, на которых держится каждая часть речи? (слайд №4)

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки.

Морфологический разбор причастия

(один  ученик работает у доски)

На доске: Спасающихся (людей)

1.Спасающихся (людей) –особая форма глагола-причастие, т.к. обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос что делающих? Н.ф. спасающийся

2. П.П.: действительное,  настоящее время, несов.вид, возвратное

Н.П.: в полной форме, р.п.,  мн.ч

3. В предложении является согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

Проверка.

Следующий этап экспедиции – повторение орфографии. И называться он будет “Шторм”, потому что на правописании причастий нас, честно говоря, штормит. Но карту, которая могла бы нам помочь, размыло соленой водой. Кто возьмется ее восстановить?

(Восстановление слепой схемы)

(слайд№ 5)

Далее работа у доски: Объяснительный диктант. (слайд №6)

  • Необитаемый остров,
  • ещё не исследованные районы,
  • не озаряемые лучами солнца,
  • неполадка  не устранена,
  • нечаянное открытие
  • не бушующее, а спокойное море.
  • заворожен красотой

Объяснение орфограмм, самопроверка с использованием ключа на слайде.

  • Какие еще орфограммы встретились в причастии?
  • Мы с вами выдержали шторм, и пора немного активно отдохнуть, прежде чем мы встретимся с новыми препятствиями.

Орфографическая разминка с мячиком (учитель называет причастие с орфограммой «Н и НН в причастиях», ученики ловят мяч , называют правильный ответ)

Внимание! Прямо по курсу пираты! (слайд №7)

Они совершили разбойное нападение на корабль причастий и причастных оборотов. Причастия просят о помощи. Нам нужно исправить все ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов.

  • На картине изображено освещённое море лучами утреннего солнца.
  • Спасающим на обломках мачты людям предстоит ещё одно испытание.
  • Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами.
  • В тихом зеркале водного пространства отражаются жемчужные облака, ползущих по светлому небу

Предложения исправляются устно. Комментируется правописание и расстановка знаков препинания.

Из каждого путешествия хочется привезти домой сувениры.

Что это? А что можно найти в раковине? (ЖЕМЧУЖИНУ).(слайд №8)

В языке тоже есть жемчужины, их называют жемчужинами народной мудрости. Наши ловцы жемчуга расскажут о своих находках.

Сообщение учащихся (проверка индивидуального домашнего задания)  :

--  Мы работали со сборниками пословиц и поговорок. Мы искали пословицы, в которых есть причастия или отглагольные прилагательные. Нам удалось найти несколько жемчужин:

(дети читают пословицы). Объясняют правописание причастий, встретившихся в пословице)

-- Когда мы искали пословицы, мы заметили, что причастия и отглагольные прилагательные употребляются редко, гораздо реже, чем прилагательные, потому что пословицы – это произведения устного народного творчества, а причастия употребляются в речи письменной.

Рефлексия: работа

Подведение итогов. Работа в парах.

. Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему.

ПРИЧАСТИЕ

Причастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .

Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................

При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.

Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............................................. запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и ..........................................................

Действительные причастия имеют полную и .......................................формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.............................. и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется .......... буква Н.

Проверка.

Домашнее задание: написать синквейн о причастии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"

Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я...

Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"

Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме: "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"...

Использование ЭОР на уроке русского языка по теме: "Не с причастием"

Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3" Аверьяновой Ириной Вадимовной в соответствии с ФГОС. Цели урока: на основе эмпирической области в языковых явлениях данной группы соз...

Проект урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"

Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уро...

Самоанализ урока русского языка в 6 классе «Употребление причастий в языке»

Данный урок  изучается в разделе «Текст» после изучения разделов «Система языка. Морфология. Причастие» и «Правописание». Его цель – актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интере...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....