«Правописание НЕ со словами разных частей речи»
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Урок русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bakulina.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7а классе «Правописание НЕ со словами разных частей речи»

Бакулина Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Тема урока: Правописание НЕ со словами разных частей речи.

Тип урока:  Обобщения и систематизации изученного материала.

Цели урока:

  1. Образовательные: закрепить сведения о правописании НЕ с различными частями речи; сформировать навыки написания НЕ со словами разных частей речи.
  2. Развивающие: развивать связную речь, совершенствовать навыки самоорганизации, самодисциплины, самоконтроля на уроке.
  3. Воспитательные: воспитать культуру общения и культуру ответа на вопросы; развивать культуру умственного труда.

Структура урока:

  1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент)
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Обобщение и закрепление.

А) Работа с текстом.

Б) Разминка.

В) Выполнение теста.

Г) Обобщение знаний.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня, чтобы я смогла догадаться, все ли у вас в порядке. А теперь повернитесь друг  к другу, улыбнитесь  и сядьте поудобнее. Сегодня нам предстоит многое узнать, повторить. Но для того, чтобы это сделать, узнаем о чем же пойдет речь на уроке. Тема нашего урока «Правописание не со словами разных частей речи». Сформулируйте цели вашей работы на уроке.

Учащиеся сами формулируют  цели урока.

2. Актуализация знаний.

А) Взаимопроверка домашнего задания по образцу.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.

Б) Воспроизведение опорного блока по теме на рабочем листе (3мин.) с предварительным повторением (1мин.):

1 вариант – не с существительными, прилагательными, наречиями;

2 вариант – не с глаголами, деепричастиями, причастиями.

В) Взаимопроверка. Работа в парах: учащиеся рассказывают тему друг другу тему по воспроизведенным опорным конспектам.

Учитель опрашивает 1-3 учащихся.

Обмен рабочими листами и выставление оценок за знание теории по теме.

3.Постановка учебной задачи. 

Задание «Проверь себя» выполняется с помощью алгоритма. Учащиеся работают в группах, запись ведется в рабочих листах:

1 группа – распределительный диктант;

2 группа – выборочный диктант (слитное написание слов различных частей речи с не);

3 группа – распределительный диктант (раздельное написание слов различных частей речи с не).

Алгоритм

Правописание не с существительными, прилагательными, наречиями

1.Употребляется ли слово без не?

Да                                                                    Нет

                                                                         Слитно: неряха, нелепый, нечаянно

2.Есть ли рядом слова вовсе не

совсем не, отнюдь не,

далеко не?

Да                                                                     Нет

Раздельно:                                                     3.Есть ли зависимое слово с ни

                                                                           (нисколько, ничуть)

вовсе не красавица,                                 Раздельно                               4.Есть

отнюдь не удачливый                            ничуть не смешно,                      ли

                                                                  нисколько не добрый                                                                                                                                

                                                                                                          противопоставления?

                                                               

                                                             Да                                                         Нет

                                                       Раздельно                                                Слитно

                                         не высоко, а низко;                                        неаккуратно

                                         не правда, а ложь                                           несерьезность

Распределительный диктант (1 группа)

(Не)навистный враг; говорить (не)правду; (не)глубокая речонка; совсем (не)красавица; (не)близко, а далеко; (не)выносимо жарко; нисколько (не)достоверный, (не)решительность друга, рассчитать (не)точно, а приблизительно; (не)ряшливость в одежде; жили вовсе (не)богато; вести себя (не)принужденно; (не)чаяно обидеть, (не)большая, а интересная книга.

Выборочный диктант (2,3 группы)

Ушел (не)далеко; проявить (не)вежество; (не)глубокий, а мелкий пруд; (не)точность в ответе; (не)опрятный на вид; говорить (не)громко, а тихо; (не)приветливость в обращении; вовсе (не)внимательный, писать (не)брежно; второй день (не)настья; нисколько (не)трудный вопрос; совсем (не)решительный; (не)вежливый, а грубый; (не)серьезность характера.

Рабочий лист

Таблица №1

Слитно

Раздельно

1 группа – самопроверка по образцу.

Таблица №2

Слитно

Раздельно

Ненавистный враг

Совсем не красавица

Говорить неправду

Не близко, а далеко

Неглубокая речонка

Нисколько не достоверный

Невыносимо жарко

Рассчитать не точно, а приблизительно

Нерешительность друга

Жили вовсе не богато

Неряшливость в одежде

Вести себя непринужденно

Нечаянно обидеть

Небольшая, а интересная книга

2.3 группа: один ученик из 2 группы зачитывает записанные им слова, группы проверяют написанное, исправляют, дополняют.

Таблица №3

Слитно

Раздельно

Ушел недалеко

Не глубокий, а мелкий пруд

Проявить невежество

Говорить не громко, а тихо

Неточность в ответе

Вовсе не внимательный

Неопрятный на вид

Нисколько не трудный вопрос

Неприветливость в обращении

Совсем не решительный

Писать небрежно

Не вежливый, а грубый

Второй день ненастья

Несерьезность характера

Выставление оценки в рабочие листы.

  1. Обобщение и закрепление.

    1)Работа с текстом.  

А) Задание: Определите главную мысль текста, тему, прочитайте вслух.

Тема: две недели пребывания в горах.

Главная мысль: незабываемые ощущения от пребывания в горах.

Б) Индивидуальное домашнее задание: сообщение о лексическом значении слов  ориентация, ориентир, ориентироваться и об особенностях их написания, употребления.

В) Задание: Работая в группах, запишите слова с не в таблицу № 4.

Таблица №4

Части речи

Слитно

Раздельно

Существительное

Прилагательное

Наречие

Глагол

Причастие

Текст

Две недели пребывания в горах пролетели (не)заметно.

(Не)вольно вспоминаешь, каким впечатляющим остался в нашей памяти первый подъем на ледник. (Не)большой группой поднялись мы по его склону. На вершине трудно было ориентироваться. Куда ни глянь – всюду (не)тронутый снег. А какая тишина! То была (не)обыкновенная, никем из нас до сих пор (не)испытанная тишина, (не)нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас (не)прерывал её. Каждый (не)мог (не)чувствовать всей (не)повторимости красоты гор.

Взаимопроверка групп  по образцу, выставление оценок.

Таблица №5

Части речи

Слитно

Раздельно

Существительное

Неповторимости

Прилагательное

Небольшой, необыкновенная

Наречие

Незаметно, невольно

Глагол

Не прерывал, не мог, не чувствовать

Причастие

Нетронутый

Не испытанная никем, не нарушаемая ни одним звуком

Выставление оценки за работу с текстом в рабочие листы.

Алгоритм

Правописание не с причастиями

1.Употребляется ли слово без не?

Нет                                                                             Да

Слитно                                                                     2.Краткое или полное?

Недоумевающий взгляд                              Краткое                           Полное

Недоумевающий                                       Раздельно               3.Есть ли зависимое

                                                            Не написано                    слово?

                                                            Не отправлено              

                                                                                                  Да                       Нет

                                                                                           

                                                                            Раздельно              Слитно

                                         Не выученный мною урок               Непогасший костер                                      

                                         Не пройденный туристами путь      Нераспустившийся

                                                                                                      Цветок

2) Разминка перед выполнением теста. 

Ребята, вы должны поднять левую руку, если слово пишется раздельно, и правую, если слитно.

Учащиеся объясняют по просьбе учителя, почему слово пишется слитно или раздельно. Самоконтроль, самооценка.

Словосочетания для разминки

Находиться недалеко, отнюдь не весело, неплохой товарищ, непрочитанная книга, говорить не правду, а ложь; далеко не легкое дело, поступить неосторожно, не хороший, а дурной поступок; не решенная мною задача; отнюдь не легкое дело.

3) Выполнение теста. Два варианта

                                       1 вариант

1.Не пишется слитно

А (не)нарушая тишины

Б (не)перечислены

В (не)законченная работа

Г (не)замерзшая река

2. Не пишется раздельно

А (не) дорогой, а красивый ситец

Б (не)проснувшийся город

В (не)был в школе

Г прыгнул (не)высоко, а низко

         3.Не пишется слитно

         А еще (не)засеянное поле

          Б вовсе (не)интересный фильм

          В уроки (не)сокращены

          Г (не)взирая на лица

  1. вариант

1.Не пишется слитно

А (не)здоровится

Б ничего (не)соображая

В поступил (не)по-товарищески

Г (не)ряшливо одеты

2.Не пишется раздельно

А говорить(не)громко, а тихо

Б дорога (не)освещена

В (не)трудная задача

Г (не)просмотрев до конца

3.Не пишется слитно

А (не)глубокий, а рыбный пруд

Б (не)проснувшись вовремя

В долго (не)заживающая рана

Г поступать далеко (не)смело

Самопроверка и выставление оценки в рабочий лист.

Таблица № 6

1 вариант

1.ВГ 2.ВГ 3.Г

2 вариант

1.АГ 2.АБГ 3.А

4) Обобщение знаний, полученных на уроке.

 Рассказать о правописание не с различными частями речи.

1 учащийся о правописании существительных, прилагательных, наречиях с НЕ;

2 учащийся о правописании глаголов и деепричастий и числительных с НЕ;

       3 учащийся о  правописании причастий с НЕ.

5.Подведение итогов урока.

Оцените  свой труд на уроке, выведите среднюю оценку за выполнение практических заданий.  

Оценка

Т –

П – (выборочный или распределительный диктант, работа с текстом,

 разминка, тест)

Рефлексия деятельности.

Раскройте скобки и запишите в рабочие листы предложения, соответствующие вашим достижениям на уроке:

На уроке было (не)легко. Надо поработать над …

На уроке было(не)трудно. У меня хорошо получились задания…

6.Домашнее задание:

Повторить написание не с местоимениями, упр. 398

 

  Литература

  1. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2011;
  2. Жердева Л. А. Русскийязык в средней школе: карточки-задания для 7 класса. В помощь учителю.- Новосибирск, 2007.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

Презентация используется при подготовке к ЕГЭ в 11 классе , ГИА в 9 классе, повторении пройденного материала в 7 классе общеобразовательной школы....

Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи

Можно использовать как проверочный тест после изчения темы "Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи"....

Филворд " Правописание О-Ё после шипящих и Ц в словах разных частей речи"

1.       Филворд . «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в словах разных частей речи»...

Филворд " Правописание О-Ё после шипящих и Ц в словах разных частей речи"

1.       Филворд . Дидактический материал к уроку по теме «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в словах разных частей речи»...

Карточка "Правописание не со словами разных частей речи"

Карточка для учащихся по теме "Правописание не  со словами разных частей  речи"...

Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.

Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....