Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

СКВОРЦОВА СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon bukvy_o_i_a_na_kontse_narechiy_7_kl.zip121.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:«Буквы о, а на конце наречий»

Класс: 7

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: 

  • создать условия для формирования навыка написания букв А и О на конце наречий;
  •  организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о наречии;
  • содействовать формированию осознания целостности всех разделов лингвистики.

Развивающие: 

  • развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-,
  • развивать навыки исследовательской работы,
  • развивать коммуникативные навыки, толерантность

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;
  • обеспечить воспитание умения слушать и говорить;
  • создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку.

Тип урока: изучения и применения новых знаний

Форма урока: урок изучения нового материала

Структура урока:

Этап урока

Оргмомент

Проверка домашнего задания

Создание проблемной ситуации, побуждающий к гипотезам диалог

Физминутка.

Воспроизведение нового знания

Творческая работа с использованием полученного знания

Рефлексия

Материально-техническое оснащение урока:

  • Компьютер, проектор, слайдовая презентация,
  • Карточки для работы на уроке,
  • Схема «Правописание наречий с суффиксами –о-, -а-.

Методы и приёмы: 

  • Работа с кластером,
  • Создание проблемной ситуации,
  • лингвистическое исследование,
  • свободное письмо

Ход учебного занятия

  1. Оргмомент

(Приветствие, настрой на работу)

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: 

Рассмотрите схемы-кластеры, в которых обобщены ваши знания о наречии. Прошу вас, на основе данных схем составить рассказ о наречии, что нам уже известно.

(Комментарий к составленным кластерам)

  1. Создание проблемной ситуации, побуждающий к гипотезам диалог:
    Учитель:
    Прочитайте предложения на доске.
    Учащиеся читают:
    – Раньше мы редко ездили отдыхать на море.
    – Солнце изредка показывалось из-за туч.
    – Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.
    – Я посмотрел налево, потом направо.
    – Стриж метнулся вправо.
    – Пол был вытерт досуха.
    – На улице было солнечно, сухо и пыльно.
    – Он заново начал писать сочинение.
    – За окном снова начался дождь.
     

Учитель: Найдите в них однокоренные слова.

Учащиеся: Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова. 

Учитель: Какие это части речи?
Учащиеся: Наречия. 

Учитель: Выделите их суффиксы.
Учитель: Что интересного заметили?
Учащиеся: Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные?
Учитель: Какова цель нашего урока?
Учащиеся:  Научиться правильно писать буквы А-О на конце наречий. 
Учитель: Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-о в суффиксах наречий?
Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать?
Учащиеся: По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный. (Группируют слова).
Учитель: От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Учащиеся: Гласные -а, -о.
Учитель: Какую закономерность вы видите?
Учащиеся: Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с  на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова.
(Решающая гипотеза).
Учитель: Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке).
Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, а во второй – с приставками из-, до-, с- и посмотрим на их суффиксы.

Учитель: Делайте.
Учащиеся выписывают слова.
Учитель: Что дала проверка?
Учащиеся: Наречия первого столбика пишутся с –о в суффиксе, а наречия второго столбика пишутся с –а в суффиксе. (Аргумент).
Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?
Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с  на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце. 

Учитель: - Посмотрите на экран. Давайте приведём примеры, комментирующие наше правило. (Демонстрируется слайд с интерактивными примерами)

Учитель: Попробуйте графически объяснить выбор орфограммы. Как вы можете дополнить формулировку темы урока? Сверьте свой вывод с учебником на странице 105– 106.
Учащиеся (графически объясняют выбор орфограммы, дополняют формулировку темы урока: буквы А-О на конце наречий с приставками, сравнивают свои выводы с учебником): Всё верно.

Учитель: Объясните сущность приёма подстановки, с которым вы познакомились в учебнике

  1. Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).
    Учащиеся:Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква .
    Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).
    Учащиеся: Почему у наречий с этими приставками на конце пишется буква ?
    Учитель: Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания.
    Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем к сведению, до появления решающей гипотезы): Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.
    Смотрим, есть ли в наречии приставки ИЗ-, ДО-, С- 


                         

                                        да                                нет

           

                                  рассуждаю дальше       пишу О

  1. Смотрим, как образовано наречие

от бесприставочного прилаг.            от прилагательного с приставкой

                                  пишу А                                 пишу О

  1. Воспроизведение нового знания 
  • Комментированный диктант (работа по цепочке)

Свернуть вправо, пойти налево, приехать издалека, навещать изредка, приходить запросто, сказать сгоряча, учиться заочно, раскалилось докрасна, переписать набело, подойти справа, начать сначала, наскоро поесть.

  1. Выполнение упражнения из учебника
  2. Рефлексия
  3. Подведение итогов урока:
  4. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...

Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (Урок русского языка в 7-м классе)

·         повторить правила правописания не с разными частями речи;·         формирование умения находить наречия с прис...

Обобщающий урок по теме «Наречия» Урок русского языка в 7 классе

Цель данного урока:Обобщить и систематизировать изученное о наречии как о самостоятельной  части речи.Формировать навыки составлять паспорта наречия.Прививать интерес к изучению русского языка....

Обобщающий урок по теме «Наречия» Урок русского языка в 7 классе

Цель данного урока:Обобщить и систематизировать изученное о наречии как о самостоятельной  части речи.Формировать навыки составлять паспорта наречия.Прививать интерес к изучению русского языка....

"Буквы Е-И в корнях с чередованием" - урок русского языка в 6 классе

Урок изучения нового материала в 6 классе. Тема урока: "Буквы Е-И в корнях с чередованием"...

Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)

Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)...