Работа учителя русского языка и литературы на уроке по формированию УУД
статья по русскому языку на тему

Артюхина Надежда Викторовна

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. То есть научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Поэтому в основе Стандартов лежит системно – деятельностный поход. Когда человек делает, он осваивает что-то новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артюхина Надежда Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Ширинская СОШ»

Работа учителя  русского языка и литературы на уроке по формированию УУД

                                               Великая цель образования не знания, а действия.

                                                                                                          Герберт Спенсер

Важнейшей  задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. То есть научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Поэтому в основе Стандартов лежит системно – деятельностный поход. Когда человек делает, он осваивает что-то новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности.

    Учебные предметы гуманитарного цикла, на мой взгляд,  и особенно литература, наиболее  благоприятны для формирования универсальных учебных действий. В своём выступлении я хотела бы остановиться на личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствования человека волнуют общество особенно сейчас, когда всё чаще мы встречаем жестокость и насилие.

Составляющими УУД  являются:

- основы гражданской идентичности путём знакомства в контексте художественных произведений с героическим прошлым  России, переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям граждан; (М.А. Шолохов. «Судьба человека», «Они  сражались за Родину»);

- действия нравственно – этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

- прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащегося  в системе личностных смыслов (Андрей Соколов, «Судьба человека», Григорий Мелехов, «Тихий Дон»);

-  самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально – действенной индентификации;

-   эмоционально – личностное  отождествление себя с героями произведения,  соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов, мнений.

    Через обучение происходит последовательное приобщение моих учеников к нравственным общечеловеческим ценностям. Художественные произведения, изучаемые на уроках литературы, представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, форму познания действительности, расширяют жизненный опыт ученика, создают для него духовно – эмоциональную среду, в которой органическая слитность  эстетических и нравственных переживаний обогащает  и духовно развивает личность ребёнка. Знакомясь с художественными  произведениями, учащиеся усваивают такие понятия как добро, справедливость, совесть, честь, ответственность, смелость, гордость и другие. Анализируя и оценивания поступки  героев, учатся преодолевать свои собственные слабости.  Исследуя поступки героев, оценивая их нравственные качества, ученики отвечают на вопросы: «Чем руководствуются  участники ситуации, делая свой выбор поведения?»,   при обобщении знаний -  « В чём идейное содержание произведения?» «Какую нравственную проблему решает автор?».Исследовательская деятельность учащихся позволяет осознать  аспекты нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию и взаимопониманию, то есть социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста.

      В последнее время для оценки качества знаний на экзаменах всё шире применяются тесты как объективные, достоверные и теоретически обоснованные методы измерения, снимающие к тому же влияние фактора субъективности.  Тесты как форма контроля оперативны, компактны, способны дать более или менее точную картину владения информацией, поддающейся  оперативной компьютерной обработке. На своих уроках  я часто использую тестовую методику при обучении русскому языку и литературе, что обеспечивает формирование коммуникативной компетенции. Использование тестовой методики позволяет, с моей точки зрения, формировать коммуникативные навыки (умение вести диалог, участвовать в дискуссии,(если тест устный), выступать по теме и др.). Именно чувство слова, языковая интуиция становятся основой самосовершенствования уровня речевого развития, помогают стать грамотными в широком смысле этого слова.

    Использую часто тесты на разных этапах  уроков  литературы: при проверке домашнего задания, при закреплении, на итоговых уроках.

  При работе с  текстом на уроках литературы использую чтение с остановками (если читаем вслух), комментирование, чтение с пометами (если читают самостоятельно), составление плана к тексту или таблицы (если идёт знакомство с биографией писателя, поэта).

Годы

Общественно – политическая жизнь

Факты биографии писателя

   Также  на уроках литературы  составляем с ребятами кластеры. Им нравится такая работа. Она   активизирует работу ребят на уроке, заставляет более внимательно читать текст, участвовать в беседе, в обсуждении. Так, например,  изучая рассказа И.С. Тургенева  «Муму», проанализировав образ Герасима, составили  такой синквейн:

 и  кластер.

Герасим

Добрый, трудолюбивый

Заботится, любит, работает

Не должен страдать из  - за жестокости людей

Человек

Выполнение тестовой работы по русскому языку требует от обучающихся следующих умений:

- анализировать, классифицировать факты с  целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

- оценивать языковые  факты с точки зрения нормативности;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой контроль.

Деятельностный подход обеспечивает системное включение ребят в процесс самостоятельного построения им нового знания.

 Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем – то в след,

Дорога не запомнится.

Зато куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога, что ты сам искал,

Вовек не позабудется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время

Статья из опыта работы по формированию УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время....

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

«Пути формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время»

«Пути  формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и лит...

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся

В этой статье раскрывается  небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции»....