Урок по теме "Буквы ч и щ в суффиксах -чик и -щик-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Низяева Ольга Владимировна

Урок по теме "Буквы ч и щ в суффиксах  -чик и -щик-", проведенный в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ОУ Кочкуровская СОШ

Починковского муниципального района

Нижегородской области

Открытый урок  в 6 классе

«Буквы ч и щ в суффиксе – чик - (-щик-)»

Учитель: Низяева Ольга  Владимировна

С. Кочкурово

Цель урока: изучение правила написания букв ч и щ в суффиксах существительных – чик - и – щик - .

Задачи:

Образовательные: познакомить со способом действия при выборе написания в существительных суффиксов – чик- и – щик- .

Развивающие:

Развивать: - орфографическую зоркость

                   -  умение работать со словарем

                   - умение работать самостоятельно

                   - монологическую речь уч-ся

                   - уметь доказать свою точку зрения, обосновать, сделать вывод

Обогатить словарный запас уч-ся.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу, прививать интерес к изучению русского языка, к миру профессий.

Оборудование: слайдовая презентация, учебник Русский язык 6 класс, Словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки для индивидуальной работы, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент.

   Взаимное приветствие учителя и уч-ся. Выяснить, все ли уч-ся присутствуют, у всех ли на партах нужный материал к уроку. Обратить внимание на внешний вид уч-ся, на посадку, на порядок в классе.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Фронтальный опрос.

- Какую орфограмму мы изучали на прошлом уроке?

- Расскажите о слитном и раздельном написании не с именами существительными.

2. Проверка упражнения 242.  

   Предложения, которые даны в упражнении - это пословицы.

- Что такое пословицы?

- Почему мы должны употреблять пословицы в речи?

Какой темой объединены пословицы 1, 2, 5, 6?  (пословицы о труде)

Слово учителя.

   На уроке мы должны работать активно, в полную силу, не лениться, вот тогда мы  добьемся намеченной цели.

Карточка № 1 (индивидуальная  работа, ученик выполняет на компьютере).

   Выпишите в такой последовательности номера предложений: 1) не является приставкой, 2) не – отрицательная частица.

  1. Сообщение темы и цели урока.

   Сегодня на уроке мы поговорим о профессиях, а поможет нам одна морфема. Какая? Догадайтесь сами, прослушав стихотворение – загадку:

Маленький, но удаленький.

Живет в слове, в его основе.

Слов значенье меняет в мгновенье.

Было море – стал моряк.

Была рыба – стал рыбак.

Превратилась школа в школьника.

Школьный двор – в седого дворника.

(Суффикс)

Слайд № 1.                                  Море-моряк

Рыба – рыбак

Школа – школьник

Двор – дворник

- Откроем тетради и запишем дату и тему сегодняшнего урока «Буквы ч и щ  в суффиксах существительных – чик- и – щик-».

- Нам предстоит узнать, как определить правописание этих суффиксов и научиться применять это правило на письме, а также научимся определять значение суффиксов – чик и – щик-.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку:

                                                  Для своих писательских надобностей

                                                      я давно уже  назвал суффикс словотвором.

                                                                                                                   С. Югов.

- Почему писатель дал такое наименование суффиксу?

 - Что такое суффикс?

- Сам же он объясняет это таким образом: «Так мне явственнее, зримее, что ли, становится его поистине изумительная работа в языке: творить новые слова».

V. Изучение нового материала.

Лексико-орфографическая  работа.

профессия

- Определите лексическое значение слова. (Работа с толковым словарем С. И. Ожегова).

- Придумайте простое предложение с этим словом.

   Сейчас вы должны записать профессии с суффиксами  - чик-, - щик-, определяя их по лексическому значению.

(Записываем слова в столбик с маленькой буквы).

Обратить внимание на посадку уч-ся и запись в тетради.

  1. Рабочий на погрузке и выгрузке. (грузчик)
  2. Лицо, имеющее подписку на какое – нибудь издание. (подписчик)
  3. Специалист по переводам с одного языка на другой. (переводчик)
  4. Солдат, обслуживающий пулемет. (пулеметчик)
  5. Тот, кто перебежал к врагу, изменник. (перебежчик)
  6. Рабочий, работающий посменно с другим. (сменщик)
  7. Работник, который занимается приемом чего – нибудь. (приемщик)
  8. Рабочий по настилу крыш. (кровельщик)

Слайд №2. ( Заранее записано на доске учителем)  

грузчик   (грузить)                                                 сменщик

подписчик  (подписать)                                         приемщик

переводчик (переводить)                                        кровельщик

пулеметчик (пулемет)

перебежчик (перебежать)

- Какая проблема встала перед вами, когда вы стали записывать эти слова?

- Сомневались ли вы в выборе согласных в суффиксе?

- А что общего в этих словах и в этих суффиксах?

(Суффиксы образуют существительные со значением лица, слова обозначают людей какой- либо профессии).

- Значение суффиксов определили, а вот орфографическую проблему так и не решили.  Может вы заметили какую – то закономерность.

(Заслушать варианты ответов).

- Давайте проверим правильность ваших ответов.

(Открывается таблица)

Слайд № 3.

В суффиксе существительных – чик – и – щик –

Ч

После букв: д, т, з, с, ж

объездчик

Щ

В остальных случаях

барабанщик

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

После согласной л – пиши ь.

угольщик

- Итак, сформулируйте правило. Вернемся к записанным словам и проверим,  правильно ли мы написали.

(Записаны слова на доске, учитель выделяет орфограмму).

Вывод: чтение правила в учебнике на странице 97.

Работа в парах

(Читают правило все вслух, пересказывают друг другу.)

- Я вам приготовила несколько схем.

(Раздать уч-ся).

Слайд №4.

   1.         Д                    Т

                          Ж                  -чик-  

                         

                   З                      С

2. Я тоже здесь - - чик-

VI. Закрепление нового материала.

  1. Упражнение 245 (у доски) (часть письменно, часть – устно). Определить лексическое значение слов.

Орфоэпическая работа.

копировать

- Определите лексическое значение этого слова. (Работа со словарем

С. И. Ожегова)

- Придумайте с данным словом предложение, правильно ставя ударение в слове копировать.

Карточка 2, 3 (Индивидуальная работа.) ( Работает сильный ученик за компьютером)

Ч или щ? Обозначьте условие выбора изучаемой орфограммы.

Буфетчик- продавец при буфете.

Копировщик-тот, кто снимает копию с чего-либо; тот, кто внешне подражает, дразнит кого-нибудь.

Экскаваторщик – работник на экскаваторе.

Переписчик- тот, кто переписывает что-нибудь.

Сортировщик-  рабочий по сортировке продукции.

Расфасовщик- рабочий, раскладывающий товар на части  определенного веса.

Стекольщик- рабочий, вставляющий оконные стекла в рамы.

Вывод.

Слайд № 6.

3.Обратите внимание на пары слов:

фонтанчик - грузчик

магазинчик - летчик

сарайчик – подписчик

- Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих  парах существительных?

(Это суффикс один и тот же, только с уменьшительным  значение.)

  1. Прослушайте сказку, почему это происходит.

   Давным -  давно жили на свете слова. Но они были не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, колокола, огурцы и многие другие.

   Но появился суффикс чик. Он был ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в такие же, как и он сам. У суффикса чик была одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного колокола получался чудно звенящий колокольчик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик.

   С годами суффикс приобрел большой опыт. Он стал образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лёт  образовал слово лётчик, а из слова груз – грузчик.

   Сейчас суффикс чик уже не молодой, но по – прежнему хорошо работает и служит людям. Он уменьшает предметы, делает их добрыми и образует профессии. Вот какой труженик это суффикс

– чик-!

Слайд №7.

- чик-

Значение лица

грузчик

Уменьшительное значение

фонтанчик

  1. Игра.

    Смазчик, портфельчик, разносчик, вагончик, летчик, стульчик, рассказчик, грузчик, лимончик.

Смазчик- рабочий, занимающийся смазкой чего-либо.

Разносчик – тот, кто занимается разноской, доставкой чего-либо.

Летчик – водитель самолета, авиатор.

Рассказчик- тот, кто рассказывает что – нибудь.

Грузчик- рабочий по погрузке и выгрузке.

Вывод.

VII. Вывод по уроку.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Над каким орфографическим правилом мы работали.

Выставление оценок за урок.

VIII. Домашнее задание.

Параграф 44, упражнение 247. Написать сказку про суффиксы –чик – и

 – щик-.

Приложение к уроку

Карточка №1

Выпишите в такой последовательности номера предложений: 1) не – отрицательная частица, 2)  не является приставкой.

   1. Кругла, а (не) месяц, зелена, а (не) дубрава, с хвостом, а (не) мышь. 2. Друг познается в (не) счастье. 3. (Не) топор тешет, а плотник. 4. Опять гудит, бушует (не) погода. 5. Люди пишут (не) пером, а умом. 6. Заколдован (не) видимкой, дремлет лес под сказку сна. 7. (Не) воин, а со шпорами, (не) караульщик, а кричит.

Карточка № 2

Выбор букв ч или щ в суффиксе – чик- (- щик-). Ч или щ?

   Налад ик, сплав ик, краснодерев ик, объезд ик, перевод ик, водопровод ик, кладов ик, сталелитей ик, геологоразвед ик, бакен ик, приказ ик.

Карточка № 3

Выбор букв ч или щ в суффиксе – чик- (- щик-). Ч или щ?

   Извоз ик, паркет ик, переплет ик, учёт ик, гардероб ик, типограф ик, буриль ик, текстиль ик, свар ик, воз ик, уклад ик, смаз  ик,

копиров ик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Н и НН в суффиксах причастий"

Урок-закрепление по теме правописания Н и НН в суффиксах причастий. Проводится в игровой форме,  с использованием интерактивной доски. Позволяет проводить работу над навыками грамотного письма, в...

конспект урока русского языка "н и нн в суффиксах имен прилагательных"

Универсальная разработка  урока русского языка в 6 классе. Урок - исследование с применением приемов ТРКМ, ИКТ....

Урок русского языка 3 класс "Части слова. Суффикс".

Урок русского языка "Части слова. Суффикс и его значение", 3 класс, разработан по УМК "Школа 2100", авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка в 5 классе. Правописание суффиксов -чик- // -щик- имён существительных

Урок русского языка в 5 классе. Правописание суффиксов -чик- // -щик- имён существительных.Подробный конспект урока в 5 классе в игровой форме с включением физкультминутки, продолжающей закреплять мат...