ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Зебзеева Марина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnye_sredstva_yazyka_9_klass_podgotovka_k_gia.rar189.14 КБ

Подписи к слайдам:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает.Д.С.Лихачёв
Работа с текстом.
(1)Слово бе…конечно богато возможностями и становясь фактом поэзии оно разными путями пр…вращается в образ. (2)Это может быть образ музыкальный пластический ассоциативный стилистический. (3)Для нас однако важно подчеркнуть то общее что об…ед…няет всех поэтов - пр…вращение слова как таков… в образ.Е.Эткинд. «Разговор о стихах»
Проверим!
(1)Слово бесконечно богато возможностями, и, становясь фактом поэзии, оно разными путями превращается в образ. (2)Это может быть образ музыкальный, пластический, ассоциативный, стилистический. (3)Для нас, однако, важно подчеркнуть то общее, что объединяет всех поэтов, - превращение слова как такового в образ.Е.Эткинд. «Разговор о стихах»
Выполним задания.
Выпишите обособленное обстоятельство.Укажите номер предложения с ОЧП.Выпишите вводное слово.Сколько сложных предложений в тексте. Укажите цифрой.Составьте схему сложных предложений.
Ответы:
…становясь фактом поэзии…2Однако2
Изобразительно-выразительные средстваязыка.
Фонетические средства
1)Аллитерация 2)Ассонанс3)Звукоподражание4)Интонация5)Ритм6)Пауза7)Рифма
Лексические средства
1)Аллегория 2)Гипербола3) Метонимия4)Метафора5)Сравнение6)Перифраза7)Паронимы8)Олицетворение9)Синекдоха10)Литота11)Оксюморон12) Парадокс
Синтаксические средства
1)Инверсия2)Эллипсис3)Параллелизм4)Градация5)Антитеза6)Анафора7)Эпифора8)Парцелляция9)Риторический вопрос,восклицание,обращение10)Ряды однородных членов
ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки, например:Когда росой обрызганный душистой,Румяным вечером иль утра в час златой,Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой… (Лермонтов)
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству значений, например:Я памятью живу с увядшими мечтами,Виденья прежних лет толпятся предо мной… (Лермонтов)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой, например:К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.А.Блок)
МЕТОНИМИЯ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен, например:Там царь Кащей над златом чахнет… (Пушкин)содержимым и содержащим, например:Выпей рюмку! (Горький)автором и его произведениями, например:…Белинского и Гоголя с базара понесут (Некрасов)
СИНЕКДОХА – разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. Название части вместо целого, например:Не боюся я Востока (вместо стран Востока)! – Отвечал Казбек, – Род людской там спит глубоко Уж девятый век. (Лермонтов)Указание частного (видового) вместо общего (родового) и наоборот, например:Других Маяковских (вместо родственников), по-видимому, не имеется. (Маяковский)Употребление единственного числа вместо множественного и наоборот, например:«Берегись! – сказал Казбеку Седовласый Шат, – Покорился человекуТы недаром, брат!» (Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением, например:Воздух так чист, как молитва ребенка. (Лермонтов)
ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например: Царь зверей (лев), страна восходящего солнца (Япония)
ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:Сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква. (Маяковский)ЛИТОТА – преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления, например:Много ль человеку надо? – Клочок – Небольшие штаны и что-нибудь из хлеба. (Маяковский)
АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы). ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова. (И.А.Крылов)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии. Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт. (Чехов)
АНАФОРА – единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда, например:Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем,Клянусь восторгом преступления И вечной правды торжеством… (Лермонтов)
ЭПИФОРА – повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда, например:В синее небо ширя глаза – как восклицаешь: – Будет гроза! На проходимца вскинувши бровь – как восклицаешь: – Будет любовь!Сквозь равнодушья серые мхи – так восклицаю: – Будут стихи! (Цветаева)
ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по смыслу понятий, напримерСладкая боль, горячий снег, живой труп. ПОВТОР – намеренный повтор слов в целях усиления эмоционального воздействия, например:И стих безумный, стих печальный В альбом твой бросил для тебя. (Лермонтов)
ИНВЕРСИЯ – непрямой порядок в предложении в стилистических целях, например:Хвост он на всякий случай подобрал под себя. (Паустовский) ГРАДАЦИЯ – расположение слов в порядке нарастания или убывания эмоционально-экспрессивного значения:Бросьте! Забудьте.Плюньте и на рифмы,и на арии, и на розовый куст,и на прочие мелехлюндии из арсеналов искусств. (Маяковский)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или отрезков речи, например:Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов)ПАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОРДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, например:Он говорил громко и взволнованно, горячо и убедительно
УМОЛЧАНИЕ – намеренная прерывистость речи, например:Прошел, час, два, три…Пора было ложиться спать… (Паустовский) ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – использование односоставных назывных предложений в начале текста, например:Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например:Сколько еще молчать? Как можно так себя вести? РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение к предмету художественного изображения, например: Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею! (Лермонтов)
ВОПРОС И ОТВЕТ НА НЕГО, например: Что вижу я? Латинские стихи! (Пушкин) КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК – повтор в начале нового предложения слов из предыдущего, обычно заканчивающих первое предложение, например:…елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку (Тэсс)
АНТИТЕЗА – противопоставление предложений по значению, например:Ленька потащил леску. Кот отчаянно упирался… (Паустовский)ОБРАЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА, например:Добрый папаша!К чему в обаянии Умного Ваню держать? (Некрасов)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – отрыв в стилистических целях от предложения его части и оформление ее как самостоятельного предложения, например:И шел ты с женщиной – не отрекись. Я все заметила – не говори. Блондинка. Хрупкая. Ее костюм был черный. Английский. (Северянин)
ЭЛЛИПСИС – контекстуальный пропуск элементов высказывания, например:Слышится крик у соседней полосыньки,Баба туда – растрепалися косыньки. (Некрасов)
МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например:И справа, и слева,И сзади, и прямоИ красный и белый: – Мама! (Цветаева) БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или предложениями, передающий стремительность, насыщенность впечатлениями:Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, Клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(Лермонтов)
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)1) эпитет2) Олицетворение3)Антитеза4) сравнение
Я долго ехал волоком. И долго лес ночной Все слушал медный колокол. Звеневший под дугой. ( Н. Рубцов)1)сравнение 2) эпитет3) Анафора3) Олицетворение
Там, где , словно ожерелья, Многоцветные каменья Поднялись над пеной волн… ( В. Брюсов)1) Олицетворение 2)Эпифора3)Сравнение4) Гипербола
Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю. О всех кораблях, ушедших в море, О всех , забывших радость свою ( А. Блок)СравнениеЛитотаСинекдохаАнафора
Недаром помнит вся Россия Про день Бородина ( М. Лермонтов)ОксюморонМетонимияМетафораИрония
Печальная береза У моего окна И прихотью мороза Разубрана она ( А. Фет)сравнение эпифораэпитетантитеза
Простоволосые ивы Бросили руки в ручьи Чайки кричали «Чьи вы?» Мы отвечали: « Ничьи!» ( Н. Асеев)1)параллелизм2)метонимия3)эпифора4) метафора
«Не станет нас!». А миру хоть бы что. «Исчезнет след!». А миру хоть бы что. Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы,-а миру хоть бы что! (О Хайям) 1)эпитет 2) парцелляция 3) эпифора 4) градация
Я видывал как она косит Что взмах -то готова копна. (Н.Некрасов)1)эпитет2) литота3) олицетворение4)гипербола
И шествуя важно, в спокойствии чинномЛошадку ведет под уздцы мужичокВ больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших руковицах…а сам ноготок! ( Н. Некрасов)1)парцелляция2)литота3) перифраза4) оксюморон
Тогда ночной фиалкой пахнет все: Лета и лица. Мысли. Каждый случай, Который в прошлом может быть спасен. ( Б Пастернак)синекдохаэпитетпарцелляциясравнения
Символ моей родины… Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют. Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все. Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...