"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку по теме

Кудашова Рудита Оскаровна

Предлагаю теоретический и практический материал по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" в виде доклада по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskaya_zorkost.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию

учителя начальных классов

Кудашовой Рудиты Оскаровны

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

2013-2014 учебный год

       

       До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. Любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
       В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращаю внимание, я расположила в определённой последовательности:
       Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, поговорить индивидуально.
       Списывание. Слово учащиеся слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
       Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
     
 Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
       Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и развития фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

- Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения). Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чем заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю.  
- Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда поизношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
     
Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.
    Начиная работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:
1. Прочитайте правило.

- Какие гласные нужно проверять? Почему?
2. Прочитайте правило.

- Какие согласные нужно проверять?

- Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?
3. Прочитайте пословицу
: Весна красна цветами, а осень снопами.                         - Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать?

- Запишите предложение и подчеркните гласные, которые следует проверить или запомнить.
4. Предлагаю составить предложения по сюжетной картинке на тему «Следы на снегу». Например
: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы.

- Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).
5. Часто повожу зрительно-слуховые диктанты.

На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра.

- Прочитайте текст.

- Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите.

- Проверьте. (Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.)
6. Провожу различные игры.
     Игра «
Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки.

- Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
     Игра «
Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды.
- Объясните, почему вставили такие буквы.
    Игра «
Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу.
- Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
    Игра
«Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.  

       На каждом уроке провожу словарную работу, используя разнообразные виды заданий:
1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю.
2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные
а, о, и, е, я. Я называю слова из словаря, дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
3. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1вариант – с гласной
а, 2вариант – с гласной о).
4. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
5. Выписать слова, в которых два слога (три слога).
6. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» …
7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
8. Ответить на вопросы. Кто живет в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д.
9. Дописать предложение. Весело чирикает … (воробей). Дети катаются на … (коньках).
10. Отгадать загадку:
   Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
   Жидко, а не вода, бело, а не снег (молоко)
      Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.
       Важное место при обучении правописанию отвожу
работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.  
    Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес, развивает орфографическую зоркость учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»

P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...

Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".

Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром  Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему прав...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Тексты тематических диктантов для учащихся 9-11 классов помогут проверить знания по различным темам "Орфографии": "Звонкие и глухие согласные", ""Удвоенные согласные","Разделительные Ъ и Ь", "Приставк...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка .

Развитие "орфографической зоркости" у учащихся - первоочередная задача каждого учителя, так как от успешного решения её зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму. Сегодня, когда на выхо...

Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точност...