Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка .
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Кубетова Оксана Владимировна

Развитие "орфографической зоркости" у учащихся - первоочередная задача каждого учителя, так как от успешного решения её зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму. Сегодня, когда на выходе из школы, дети должны продемонстрировать умение ориентироваться в орфограммах разного типа - это особенно актуально. Материал статьи акцентирует внимание на типичных ошибках учащихся, приводит примеры упражнений для развития орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка ».

         Развитие « орфографической зоркости» у учащихся - первоочередная задача каждого учителя, т. к. от успешного решения её зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму. С первых уроков необходимо вырабатывать умение видеть при письме орфограммы, используя соответствующее понятие.                                                                    

         Если изначальным умением, обеспечивающим отношение к письму, мотивирующим обращение к правилу, к словарю, является умение замечать при письме орфограммы, выделять из сферы письма те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. То вторым собственно орфографическим является умение квалифицировать, дифференцировать орфограммы, различать их на уровне типа (буквальные написания, слитно-дефисно-раздельные, написание с прописной и строчной буквой), на уровне вида ( орфограммы корня; орфография приставок, суффиксов, окончаний; дефисные написания и т. д.), внутри видов ( орфограммы корня проверяемые – непроверяемые –с чередованием гласных).

        Определения характера орфограмм – важнейшее умение, помогающее воспринимать изучаемый материал в системе и соотносить с нужным правилом. В практике мы часто сталкиваемся со случаями смешения учащимися орфограмм. Так, ученик пишет слово НОЧЁВКА с буквой О после шипящей на том основании, что соответствующий гласный ударный. Между тем словообразовательным суффиксом данного слова является -К- (НОЧЕВАТЬ - НОЧЁВ-К-А) и правило об употреблении О-Ё после шипящих в суффиксах имён существительных и прилагательных к данному случаю отношения не имеет.

        Аналогичные случаи смешения можно наблюдать и при употреблении О-Ё после шипящих в корне и суффиксах, окончаниях (ЖЁЛТЫЙ, но ПАРЧОВЫЙ, ПЛЕЧОМ); употребление конечного Ь после шипящих в определённых классах слов (МЫШЬ (ж. р.), но КРЫШ (ж. р.) и др.)

         Если систематически не проводить необходимых сопоставлений, не обобщать и не дифференцировать написаний, то накапливаемый в ходе обучения материал (количество изученных орфограмм и правил) давит на ученика своим объёмом, представляется учащимся слишком большим неодолимым. Умения, нередко одни и те же для различных  орфограмм, способствуют обобщению, укрупнению правил в немногочисленные группы, соотносимые с этими умениями. Так, умения опираться на однокоренные слова помогают овладеть нормами правописания и безударных гласных в корне, и согласных корня (глухих – звонких, непроизносимых).

        Вместе с тем сами правила опираются на грамматические знания и умения, на понимание семантики отображаемых на письме единиц языка. Вот почему умения применять правила предполагает умение анализировать грамматические явления, их разнообразные значения. Так, при изучении разных частей речи изучаются правила слитно-раздельного употребления НЕ со словами типа (НЕ)ПРАВДА, (НЕ)ЛЁГКИЙ, (НЕ)ИНТЕРЕСНО. Основу этих правил составляет понятие отрицания: если отрицание есть, слова пишутся раздельно, отрицания нет – слитно. Когда говорится: НЕПРАВДА ХОДИТ НА КОРОТКИХ НОЖКАХ. МЫ ПРОШЛИ НЕЛЁГКИЙ ПУТЬ. СЛУШАТЬ ЕГО НЕИНТЕРЕСНО, то ничего не отрицается (потому возможна замена синонимом без не: НЕПРАВДА-ЛОЖЬ, НЕЛЁГКИЙ-ТРУДНЫЙ, НЕИНТЕРЕСНО-СКУЧНО). Когда же содержится отрицание (НЕ ПРАВДА ИМ НУЖНА-НУЖЕН ОБМАН; НЕ ЛЁГКИЙ ПУТЬ, А ТЯЖЁЛЫЙ ПРИШЛОСЬ НАМ ПРЕОДОЛЕТЬ; НЕТ, НЕ ИНТЕРЕСНО ПРОШЁЛ КОНЦЕРТ), то оно выражается частицей не. Опора на смысл высказывания, на наличие – отсутствие значения отрицания помогает постичь правило в его сути, овладеть тем анализом, который адекватен содержанию правила (в данном случае семантическим анализом). Суть правил всегда языковая, и, овладевая правилом, ученик овладевает адекватным письменной норме языковым анализом.

      Знания, умения грамотного письма осваиваются через упражнения. Виды упражнений противопоставляются в зависимости от преимущественной активности слуха или зрения при обучении: разные виды диктанта и разные виды списывания. Но текст может создаваться и самим пишущим. Такую запись принято называть творческой работой. Признак самостоятельности, «творчества» лежит и в основе внутренней классификации диктантов и списывания. Если текст записывается без всяких изменений, то ученик имеет дело или со слуховым диктантом, или с обычным списыванием. Запись чужого текста без изменений может сопровождаться его последующим анализом в определённом направлении: требуется опознать (объяснить) какие-либо грамматические явления («Подчеркните имена существительные», «Выпишите глаголы повелительного наклонения») или орфографические («Обозначьте корни с орфограммами», «Подчеркните слова с удвоенными согласными»). Такие диктанты или списывание называются с грамматическим, орфографическим заданием.

      Самыми распространёнными видами диктантов являются диктанты предупредительный, объяснительный, комментированное письмо. Эти диктанты обычно пишутся без изменения текста, но сопровождаются пояснениями, почему следует писать так, а не иначе. Когда пояснения даются до записи текста, диктант считается предупредительным; если после записи текста –объяснительным; если пояснения сопровождают запись -комментированное письмо. Данные виды диктантов чаще используются для закрепления правил правописания и предшествуют проверочной работе.

       Но можно использовать диктанты с записью неполного или изменённого текста: выборочный диктант, свободный и творческий.

Например, выписать из диктуемого текста (или предложения) только слова с шипящими на конце. Такие виды работ требуют подготовки детей.

Списывание, так же как и диктант, может быть разнообразным в зависимости от учебной цели: текст воспроизводится дословно, выборочно, с изменениями, по памяти; запись сопровождается грамматико-орфографическими пояснениями или подчёркиваниями (орфографический разбор), дополняется собственными фрагментами высказываний. Однако во всех случаях внимание ученика привлекается к тем или иным орфограммам, к нормам русской орфографии, к закономерностям письма в русском языке. Достигается это с помощью системы заданий, которые определяют эффективность обучения.

      Не разнообразие упражнений, как таковое, а их целесообразность приносит положительный эффект. При многообразии подходов, которые не противоречат друг другу, вырисовываются общие направления (принципы) обучение орфографии. К ним в первую очередь относятся такие, как опора на  звуко-буквенный анализ, на состав слова, на учёт знаний морфем, слов и общего смысла высказывания; связь обучения правописанию с развитием речи и мышления, с навыками чтения, с умением провести необходимый грамматический анализ, включая установление синтаксических связей между словами.

    Предполагается, что упражнения должны формировать определённые языковые умения, развивать орфографическую зоркость, умения сравнения  и оценки фактов языка, самоконтроля, способствуют общему речевому развитию учащихся. Реализация этих установок не может совершаться мгновенно, она требует времени, диктует этапы в развитии процесса обучения.

      Основным примером обучения является орфографический анализ, сопровождающий различные виды письменных работ. Ориентация внимания на определённую группу написаний расширяет поле орфографической зоркости, планомерно и систематически наращивая умения.

     Например, для разделительных Ъ-Ь указывается морфема с конечным согласным и последующие буквы Е, Ё, Ю, Я: подъехал.

Система упражнений для развития орфографической зоркости:

1. Прочитайте слова и запишите только те из них, в которых есть орфограммы:

Школа, парта, окно, стол, пол, стена, дети, мебель, друг, руки, трава, земля, шапка, книга, лук.

2. Прочитайте текст. В первый столбик выпишите слова с проверяемой безударной в корне, во второй – с  непроверяемой.

Образец:    водяной – воды ;  лимон – лимонный

От цветов на полях                                          

Льётся запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром.

(И.  Суриков)

3. Какие орфограммы представлены в корнях данных  слов? Запишите их названия и сгруппируйте слова.

Гористый, человек, одинокий, голубой, далёкий, могучий, страна, выглянуть, пшеница, великий, железный.

4. Тест ( в формате ЕГЭ )

В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. Ул…вить, обьед…нение, (деревенский) ст…рожил
  2. Осн…щение, вообр…жение, несг…раемые
  3. К…морка, ум…лять ( о помощи ), пор…сль
  4. К…нфорка, погл…щать, ц…рить

5. Записать текст, исправив орфографические ошибки.

В школе прохадила осеняя ярмарка. На ней рибята представляли уражай, выращенный собственными руками. Там была и копуста, и моркофь, и картофель. Харош уражай!

6. «Цепочка». На определённое правило, орфограмму составить «цепочку» из слов (лист бумаги пускается с последней парты на первую – какой ряд быстрее напишет слова).

Например: безударная проверяемая гласная в корне.

Река – реки

Деревья – дерево

7. Работу с орфограммами можно связать с любым разделом русского языка. Например, с синтаксисом:

- выпишите только простые предложения, выделите в них орфограммы в корне.

- найдите распространённые предложения, какие орфограммы есть у второстепенных членов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»

P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...

Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".

Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром  Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему прав...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Тексты тематических диктантов для учащихся 9-11 классов помогут проверить знания по различным темам "Орфографии": "Звонкие и глухие согласные", ""Удвоенные согласные","Разделительные Ъ и Ь", "Приставк...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Предлагаю теоретический и практический материал по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" в виде доклада по самообразованию...

Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точност...