-Н- и -НН- занятие
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Данное занятие посвящено отработке навыков выполнения заданий А7 ГИА и А14 ЕГЭ. Использую для работы со слабыми учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подготовка к ЕГЭ, ГИА16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для отработки умений решения А 13 ЕГЭ и А7 ГИА

Внимательно прочитай правило, вдумайся, найди закономерности.

Правописание -НН- и -Н- в суффиксах.

         -Н-

1. В прилагательных, не образованных

 от других частей речи                                         юный, синий, рьяный

2. В суффиксах прилагательных

 -ан-, -ян-, -ин-                                                 кожаный, серебряный, куриный

Исключения:                                                        стеклянный, оловянный, деревянный

3. В прилагательных, образованных от                

бесприставочных глаголов несов. в.                         груженые вагоны, вязаная кофта,

с суффиксами -н-, -ен-                                         жареные караси

и не имеющих зависимых слов

Исключения: _                                                желанный, священный, негаданный,

данный, неслыханный, нечаянный и пр.

        -НН-

1. В прилагательных с основой на -н+н=нн                лимонный, машинный

2. В прилагательных с суффиксами -енн, -онн                клюквенный, революционный

Исключения:                                                        ветреный

3. При наличии приставок                                        безветренный, пораненный

Исключения:                                                        посаженый, смышленый, названый

4. При наличии зависимых слов                        крашенный ими пол, раненный пулей боец

5. В словах с суффиксами -ова-, -ева-                        маринованный, арестованный

Исключения:                                                        жеваный, кованый

6. Образованные от глаголов соверш. вида                купленный, решенный

Выполни тренировочные упражнения.

1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа – кожаный: песок, рожь;

барабан – барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина – глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать – вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять – валяный: веять, паять, сеять, стрелять.

2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.

Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.

3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:

болезнь – болезненный.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.

бесить – бешеный.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.

4. Графически объясните написание н и нн в словах:

кошеный луг – некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;
выкраше
нный забор – крашеный – давно не крашенный – некрашеный;
нетка
ная скатерть – тканная золотом – сотканная – несотканная;
ране
ный воин – раненный в бою – легкораненый – поранены плугом;
жже
ный сахар – полусожженная рукопись – выжженная пустыня.

5.. Выпишите в два столбика слова с н и нн, объясните орфограммы.

1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и ее барышня (А.Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

Алгоритм работы с заданиями А 13 ЕГЭ и А 7 ГИА:

  1. Определи, от чего образовано слово

  1. Глагол                                                        существительное

  1. Определи вид                                                Выдели корень

  1. Сов.в.                несов.в                                        Вспомни исключения

  1. НН                Определи наличие приставки                Выдели суффикс

                или зависимого слова

  1.                 есть                        нет                        ЕНН                АН

  1.                 НН                        Н                        ОНН                ЯН

                                                                                ИН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....