Олимпиадные задания по русскому языку 6-7 класс
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме

Эрдынеева Светлана Намсараевна

Олимпиадные задания для 6-7 класса. Содержат вопросы по этимологии, логике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания  по русскому языку 7 класс.

  1. Сделайте  фонетическую запись предложения: Тут же у стола стояла кривая турецкая сабля .

 2. Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята.

3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ:   зазеленели,   подземные,   пароходный,   соединение.

4.Подберите к фразеологическим оборотам синонимы: бить баклуши; задирать нос; работать спустя рукава; кричать во всю ивановскую; кто в лес, кто по дрова; сломя голову.

5.Дайте объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля. Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, бударка, калач, баить, будень, калика

6.Образуйте все формы причастий от глаголов: ожидать, слышать, привозить, таять.

7.Вставьте пропущенные буквы в словах: аб . .ж .. р, г .. рлянда, в.. рм .. шель, м .. к..  роны, гости.. ая, гости.. ица, кв.. танция, к .. нава, искус .. ный, ис.. ку .. тво, вследстви ..,   вымп.. л, комб .. нат.

8. Составьте предложения с данными словами: варенный и варёный, кроенный и кроёный, приближенный и приближённый. Какие из этих слов относятся к прилагательным, а какие — к причастиям?

9. Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие — причастиями?

1) Все помнят его блестящий ответ на экзамене. 2) Подходящие к перрону поезда. 3) Блестящие на солнце стёкла. 4) Отраженный свет луны. 5) Избалованный чрезмерной любовью ребенок. 6) Отраженный рефлектором свет лампы. 7) Уважаемый Николай Сергеевич! 8) Всеми уважаемый товарищ. 9)   Обычные текущие дела.   10)   Текущие в ущельях реки.

10. Объясните значение слов: абонемент, аккумулятор, бюллетень, дублер, интеллигенция, комфорт, лабиринт, монолог.

11. Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

     1) Скоро я обратно вернулся в этот город. 2) Девочка хорошо говорит по-немецкому. 3) Мальчик упал навзничь, го есть вниз лицом. 4) Собака воет по-волчьему.5) Покатавшись на катке, болят ноги. 6) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас. 7) Мальчик присел на пень, читавший книгу.8) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

12. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику:  Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

13.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?

14. Прочитайте текст. Какие типы речи встречаются в нем? Какие типовые фрагменты можно выделить в данном тексте.

    В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

            Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака.        (По Г.А. Скребницкому)

15. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подберите родственные слова, активно используемые в наши дни:

персты, чело, десница, чаять.

16.  Поставьте ударения в словах:

партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя.

17. В трамвае один пассажир спрашивает другого:

-         На следующей остановке выходите?

-         А другому кондуктор напоминает:

-         На следующей остановке выходите!

Объясните, чем отличаются друг от друга выделенные слова?

18. Поставьте вопросы к сказуемым в следующих предложениях: 

а) Старик умер в одиночестве.

б) Жизнь прожить – не поле перейти.

в) Дважды два – четыре.

г) Время сегодня сложное.

д) Что такое счастье?

19. Устраните двусмысленность фразы:

Брат стоял около теленка, который щипал траву и гладил его.

20. Какова роль буквы Ь в словах: ночь, пишешь, бьют, конь?

21. Подберите к словам границы, прочный, идти, потеря синонимы, придающие речи торжественную окраску.

22. Что означает выражение «бить баклуши», что вы знаете о его происхождении?

23. Какими русскими словами можно заменить слова: антракт, контролировать, лозунг?

24. Поставьте ударения в словах:

квартал, средства, револьвер, километр, отдал, камбала, петля.

25. Укажите, сколько раз встречается звук Т в предложении:

Документ подписан директором.

26. Объясните разницу в значении слов:

поступок – проступок, поглотить – проглотить, описка – отписка.

27. Определите состав слов: перчик, переплетчик, огурчик, избирательный, паровозоремонтный.

28. Можно ли к данным словам подобрать антонимы?

Отважный, здоровый, вчерашний, интересный, светлый, прошлогодний, белый, стальной.

29. Подобрать по 2 определения к словам: тюль, рояль, фасоль, мозоль, картофель.

30. Найдите и исправьте ошибки в выборе слов:

1. Миша одел шапку и вышел.

2.     Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой.

30. Что означает выражение «спустя рукава», что вы знаете о его происхождении.

31. В каком слове ударение падает на первый слог?

 а) дефис

б) ремень

в) кухонный

г) жалюзи

32 Строение какого слова не соответствует схеме: (приставка, корень, суффикс, окончание)?

а) положить

б) раскачиваю

в) продолжала

г) перебросить

33. Найдите ошибку в словоупотреблении.

а) первый снег

б) первый бал

в) первый класс

г) первое боевое крещение

34. Распределите слова на группы, связанные с написанием ь после шипящих.

По какому принципу Вы разделили слова?

Стереч(?), помощ(?), горяч(?), спряч(?), много дач(?), сожмеш(?)ся, дремуч(?), монтаж(?), тиш(?), почитаеш(?), плюш(?), запряч(?), с плеч(?), умоеш(?)ся, меч(?), стрич(?), пахуч(?).

35. Запишите сочетания слов, графически обозначая орфограммы в окончаниях глаголов.

Шипы кол…тся, осы жал…тся, хозяйка хлопоч…т, крош…т хлеб, дети хохуч…т, кузнечики стрекоч…т, туристы задерж…тся, круж…тся медленно, грустно шепч…шь, застел…т ковром, (не) хоч…тся уходить, волки рыщ…т, пищу ищ…т, что увид…т и услыш…т, трава колыш…тся, ненавид…т ложь и фальш.

36 . Запишите предложения, раскрыв скобки и поставив глаголы в форму настоящего времени в нужном числе и лице. Над глаголами указать спряжение.

1 Зрители (смотреть) спектакль.

2 (Дуть) яростные ветры и (гнать) волны.

3 Горячий зной (пыхать) в лицо.

4 На тротуарах и во дворах дворники (колоть) наледь.

5 Море (дышать) бодрящей свежестью.

6 Спасатели (бороться) с разбушевавшейся стихией.

7 (Слышаться) чьи- то осторожные шаги.

8 Мокрые бревна плохо (пилиться).

9 Сосновый бор (дремать) вдали.

10 В сгущающихся сумерках (веять) ветер и (таять) снежинки.

37. Замените фразеологизмы синонимами.

Держать в ежовых рукавицах

Брать себя в руки

С гулькин нос

Поднять на смех

38. Определите, что изучают эти науки.

а) этика

б) экономика

в) эмбриология

г) этимология

е) эстетика

39. Какие из приведенных эпитетов можно считать постоянными?

Белокаменная Москва, солнечная улыбка,  солнечный Узбекистан, светлая печаль, светлое будущее, подлинная правда, святая ложь, бессовестная ложь, подноготная правда, суровая правда, синее море, синие глаза, синее небо, серые шинели, серый волк, горький опыт, горькая правда, горе горькое, бурные продолжительные аплодисменты, святое Евангелие, сердце ретивое, горячее сердце, чистое сердце.

40. В каком варианте указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

а) Вдвоем, двойка, второй, удвоить.

б) У кого – то, своя, тебе, ничей.

в) Вымытый, брызжущий, отправлена, приплывший.

г) Повыше, высота, возвысив, превысил.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку, 7 класс

1.Из предложенных блюд в кафе вы выбрали суп из щавеля, салат из варёной свеклы с майонезом, тефтели, блинчики с творогом и сливовым вареньем. Расставьте в словах  ударение, чтобы правильно их  произнести, слово «майонез» запишите в транскрипции.

2.В словаре В.Даля встречается ныне забытое слово колоземица.  Каким заимствованным словом оно оказалось вытеснено в наши дни?

А) циклон;

Б) космос;

В) атмосфера;

Г) вьюга.

3.Какие из названий головных уборов русские по происхождению :

1. панама. 2. шапокляк. 3.цилиндр. 4. бейсболка. 5. сомбреро. 6. берет.

7. треуголка. 8. шапка. 9. ушанка.

А) 1,4,6,7,8,9.

Б) 1,6,7,8,9.

В) 6,7,8,9.

Г) 7,9.

4. Если в старославянском языке тукъ означает  «удар» , а тукати –«ударять», то как будет называться изваяние , созданное этими «ударами»?

 5. В Древней Греции именем  Гигиея звали богиню здоровья. Богиня изображалась в виде молодой женщины в тунике, с диадемой, а также со змеёй, которую она кормит из чаши. Какое слово дало всему миру это греческое имя?

6.Подберите эквиваленты к образным выражениям, заимствованным из греческой мифологии:

1. Буриданов осёл -

А) мудрец;

Б) человек в ситуации трудного выбора;

В) скряга;

Г) упрямец.

2. Сады Семирамиды -

А) нечто великолепное;

Б) мираж;

В) замок на песке;

Г) несбыточные мечты.

3.Танталовы муки -

А) неразделённой любви;

Б) одиночества;

В) вследствие невозможности достичь близкой цели;

Г) притворные .

7. Сходство слов по смыслу и звучанию часто приводит к орфографическим ошибкам. Какое  из этих слов написано правильно?

А) нечайно;

Б) отчайно;

В черезвычайно;

Г) необычайно.

8.Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) А эти молодые, красивые берёзы стоят на берегу, отражая тень в воде.

В) Имелись также слухи о том, что  сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

Г). Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.

9. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

Болезненный, тяжёлый сон называют…

В освоении космоса у России есть неоспоримый…

Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют…

Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжёлой  болезни называют…

Человека, склонного к роскоши и праздности, называют…

Если вам не могут дать требуемое, то,  скорее всего, предложат…

Исключительное право человека или организации - это…

Д…в… львация,  с…б…рит,  д...гр...дация, р...аб...л…тация,  л…т…ргический, пр…оритет, л…в…лас, пр…р…гатива, м ...л...нхолия, п…н…гирик, п…рл…мутр, ф...л…нтроп, экв…в…лент, эм…нс…пация.

 10. Прочитайте названия птиц в этих анаграммах. Какое слово здесь лишнее?

ВОЛИГА, НИЦАСИ, ГАЙПОПУ, РОКАСО, ВЕЙЛОСО, РЕЦСКВО, ЗАНАС, УССТРА, ЛИНФИ, БЕЙРОВО

11. Чем оканчиваются день и ночь?

12. Какое слово всегда звучит неверно?

13. У человека — одно, у коровы — два, у ястреба – ни одного. Что это?

14. В Древней Руси их называли ломаными числами. Как их называют в настоящее время?

15. Как известно, все исконно русские женские (полные) имена заканчиваются либо на А, либо на Я: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно женское имя, которое не оканчивается ни на А, ни на Я. Назовите его.

16. Греки использовали это для защиты определенных частей своего тела. Это изготавливалось из коры сандалового дерева. Назовите это.

17. Где, судя по названию, древние славяне крепили чехол для охотничьего холодного оружия?

18. В старину на Руси замужние женщины носили головной убор кокошник, название которого произошло от слова «кокошь», означающий животное. Какое?

19.Напишите слова с 3 одинаковыми гласными, стоящими друг за другом.

20.   Прочитайте текст:

Между нами был человек основательный — учитель математики. Он посмотрел на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

—        Сейчас я возьму на себя честь объяснить Вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем всё  это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от нее железной средой. Чтобы       сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым маслом.    

Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится через пищевод в организм человека, что  в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом. Итальянцы пошептались и спросили робко:

—        А с какой целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

—        Чтобы весело было!

(Н.. Тэффи «Блины»)

   Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ. На чём   основан комический эффект данного отрывка?



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку 6-7 класс

1. Прочитайте текст и заполните пропуски. На месте пропуска могут находиться буквы,

пробелы, дефис, отсутствие любых знаков или сочетание перечисленных объектов. Также

расставьте знаки препинания в нужных местах. Слитное написание или отсутствие какого-

либо знака обозначайте так: [/] , раздельное написание — так: [I] .

 

Июль в[ ]начале шестой час утра. Окно в дев[ ]чьей поднято и в комнату со двора врывае[ ]я свежая струя воздуха. Рои мух так и к[ ]шат в воздухе и в[ ]собе[ ]ости скуч[ ]ваются под потолком откуда слышится н[ ]ист[ ]вое гудение. Женская пр[ ]слуга уже встала убрала с полу войлоки собралась ок[ ]ло стола и завтракает. На этот раз на столе стоит чашка с т[ ]л[ ]кном и деревя[ ]ые ло[ ]ки усиле[ ]о работают. Через десять минут завтрак конч[ ]н девицы скрываются в рабочую комнату где расставл[ ]ы пяльцы и п[ ]душки для кружев. В дев[ ]чьей остается одна ден[ ]щица, обыкнове[ ]о из подростков которая уб[ ]рает посуду м[ ]тёт комнату и пр[ ]н[ ]мается в[ ]зать ч[ ]лок ч[ ]тко пр[ ]слушиваясь не раздаду[ ]я ли в

барын[ ]ой спальне шаги Анны Павловны Затрапезной. Рабочий день начался но работа п[ ]куда идет вяло. До тех пор пока не заслыш[ ]я грозный барын[ ] голос у некоторых девушек сл[ ]паю[ ]я глаза другие ведут пра[ ]ные разговоры. И иглы и к[ ]клю[ ]ки двигаю[ ]я медле[ ]о. Хотя время еще ран[ ]ее но в рабочей комнате солнечные лучи уже начинают

и[ ]подволь нагр[ ]вать воздух. [ ]переди предвиди[ ]я жаркий и душный день. Беседа

идёт о том какое барыня сделает ра[ ]пор[ ]жение. Хорошо еж[ ]ли пошлют в лес за грибами или за ягодами или нарядят в сад ягоды об[ ]рать но беда еж[ ]ли на целый

день за пяльцы да за к[ ]клю[ ]ки засадят хоть ум[ ]рай от жары и духоты.

(По М. Е. Салтыкову-Щедрину)

 

2. Объясните значения следующих редких или устаревших слов, встречающихся в тексте:

т[ ]л[ ]кно

пяльцы 2

ден[ ]щица

к[ ]клю[ ]ки

и[ ]подволь

3. Женская пр[ ]слуга уже встала убрала с полу войлоки…

Что означает в данном предложении выделенное слово? Почему от этого существительного в данном случае возможно образовать форму множественного числа? В каких ещё случаях существительные, обозначающие материал или вещество и обычно употребляющиеся только в единственном числе, могут употребляться во множественном?

   

4. Перед вами отрывок из книги Н. И. Костомарова, написанной во второй половине XIX века:

Манштейн прошел через сад; часовые пропустили его без сопротивления, и он достиг до покоев.

Как бы выглядела эта фраза в современном русском языке? Объясните, что могло повлиять на употребление в этом предложении именно предлога до.

   

5. Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них слова, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание.

 

1) Приходил к нам Курд, воспитанный миссионерами-иезуитами и говоривший по французски.

 

2) Порядочно-ли играют мои коллеги Коля и Саша?

 

3) Но слово «необ-хо-димо» произносилось вовсе не в каком нибудь извинительном или

уменьшительном тоне, а именно в смысле полнейшей необходимости и чуть ли не совпадающей с собственными личными их убеждениями.

 

4) Он уж и так 3 раза присылал спросить о здоровьи Натальи.

 

5) По-моему личному мнению, защитник, заявляя такую странную мысль, был в полнейшем убеждении, что он говорит самую либеральную, самую гуманную и прогрессивную вещь, какую только можно сказать в наше время.

 

6. Формы слов каких частей речи могут заканчиваться на -ую? Приведите примеры

(достаточно одного на каждую часть речи).

7. Сколько раз звук [г] встречается при чтении предложения: На вокзале его встретил друг.

8. Замените подчёркнутые слова синонимичными фразеологическими оборотами: прочитать книгу до конца, уехать далеко, быстро бежать по коридору, уйти ни с чем.

9. Напишите 5 пословиц, в которых употребляется числительное семь.

10. Подберите синонимы к разным значениям слова «испытывать» в следующих фразах:испытывать мотор автомобиля; испытывать затруднения в учёбе.

11.. У каких глаголов суффикс находится после окончания? Приведите 2-3 примера.

12. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.

13.Расставьте ударение в словах: баловаться, заржаветь, кроить, клеить, положить, сердиться, ходатайствовать, ободрить, облегчить, договор, звонишь.

14. Отгадай слова:

1) С буквой «Д» я – время суток,

    Не сочтёшь во мне минуток.

    Коль на «Т» заменишь «Д»,

    Буду я с тобой везде.

    Стану шастать по пятам,

    По дорожкам и кустам.

    Куда ты – туда и я,

    Не прогонишь ты меня.        

2) Часть первая – согреет дом,

     Есть в тепловой машине.

     Вторая – на лице мужском.

     Всё слово – в море синем…

     Хотя простое полотно,

     Но судно двигает оно.        

3) Меня разыскивают все,

     Когда дефект есть в колесе.

     Шофёру каждому в дороге

     Могу я пользу принести.

     Но поменяй местами слоги-

     И буду я в лесу расти.

15.Выполните морфемный разбор всех слов. У подчеркнутых слов выполните словообразовательный разбор: вешалка, бесконечный, денёчек, приморский, шахматистка.

16.. Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример.

17. Вставьте пропущенные буквы: иску..ный, иску..тво, д..ликатный, ко..екц..я, еж..вый, парч..вый, исти..ый.

18. Объясните смысл следующих фразеологизмов: бить баклуши, сесть в калошу, длинный язык, чесать язык, яблоко раздора, шить белыми нитками.

19.Приведите 5 примеров неологизмов.

20. Приведите примеры современных слов, содержащих элементы устаревших слов: «око», «перст», «чело».

 Ответы и критерии оценки

Максимальное количество баллов — 87

1. Прочитайте текст и заполните пропуски. На месте пропуска могут находиться буквы,

пробелы, дефис, отсутствие любых знаков или сочетание перечисленных объектов. Также

расставьте знаки препинания в нужных местах.

Исходный текст

Июль в начале; шестой час утра. Окно в девичьей поднято, и в комнату со двора врывается свежая струя воздуха. Рои мух так и кишат в воздухе и в особенности скучиваются под потолком, откуда слышится неистовое гудение. Женская прислуга уже встала, убрала с полу войлоки, собралась около стола и завтракает. На этот раз на столе стоит чашка с толокном, и деревянные ложки усиленно работают. Через десять минут завтрак кончен; девицы скрываются в рабочую комнату, где расставлены пяльцы и подушки для кружев. В девичьей остается одна денщица, обыкновенно из подростков, которая убирает посуду, метёт комнату и принимается вязать чулок, чутко прислушиваясь, не раздадутся ли в барыниной спальне шаги Анны Павловны Затрапезной.

Рабочий день начался, но работа покуда идет вяло. До тех пор, пока не заслышится грозный барынин голос, у некоторых девушек слипаются глаза, другие ведут праздные разговоры. И иглы, и коклюшки двигаются медленно. Хотя время еще раннее, но в рабочей комнате солнечные лучи уже начинают исподволь нагревать воздух. Впереди предвидится жаркий и душный день. Беседа идёт о том, какое барыня сделает распоряжение. Хорошо, ежели пошлют в лес за грибами или за ягодами, или нарядят в сад

ягоды обирать; но беда, ежели на целый день за пяльцы да за коклюшки засадят — хоть умирай от жары и духоты.

(По М. Е. Салтыкову-Щедрину)

 

Максимальная оценка за это задание — 50 баллов. За каждую орфографическую ошибку

вычитается 1 балл, за каждую пунктуационную — 0,5 балла. За «неузнанное» слово, т.е. случай, когда участник не догадался, о каком слове идёт речь, и неправильно заполнил пропуски (или не заполнил их вообще), вычитается 2 балла. За повторные ошибки в одинаковых словах баллы вычитаются лишь однажды.

Варианты пунктуации:

начале; шестой — возможна запятая

кончен; девицы — возможна запятая

обыкновенно из — возможно тире

пор, пока — возможно отсутствие запятой

обирать; но — возможна запятая или тире

 

2. Объясните значения следующих редких или устаревших слов, встречающихся в тексте:

толокно — мука из поджаренного очищенного овса; каша из такой муки 4

пяльцы — приспособление для вышивания в виде рамки, в которой закрепляется натянутая ткань

денщица — здесь: дежурная служанка, следящая за домом

коклюшки — палочки (с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом) для плетения кружев

исподволь — постепенно, понемногу

 

Каждое верно истолкованное слово — 2 балла. Слово, истолкованное в целом верно, однако с недочётами в формулировке — 1 балл. Слово, истолкованное неверно или не истолкованное вообще — 0 баллов. Максимум 10 баллов.

 

3. Женская прислуга уже встала, убрала с полу войлоки…

Что означает в данном предложении выделенное слово? Почему от этого существительного в данном случае возможно образовать форму множественного числа? В каких ещё случаях существительные, обозначающие материал или вещество и обычно употребляющиеся только в единственном числе, могут употребляться во множественном?

 

Слово войлоки означает войлочные коврики, матрацы, предназначенные для сна (1 балл). В данном предложении но может быть употреблено во множественном числе, так как здесь означает не войлок как материал (в таком значении оно не имеет форм множественного числа), а изделия из войлока (2 балла). Вещественные существительные могут приобретать формы множественного числа также в случаях, если они означают виды или сорта веществ (вина, крупы; 2 балла), большие объёмы вещества (пески, снега; 3 балла) либо — в разговорном употреблении — порции вещества (борщи, компоты; 2 балла). Максимум 10 баллов.

 

4. Перед вами отрывок из книги Н. И. Костомарова, написанной во второй половине XIX века:

Манштейн прошел через сад; часовые пропустили его без сопротивления, и он достиг до покоев.

Как бы выглядела эта фраза в современном русском языке? Объясните, что могло повлиять на употребление в этом предложении именно предлога до.

 

В современном русском языке в подавляющем числе случаев глагол достичь управляет

родительным падежом без предлога (в данном случае было бы достиг покоев, 2 балла). Глагол достичь по своему значению вписывается в один смысловой ряд с глаголами направленного движения дойти, добежать, добраться (2 балла), которые, как и он, имеют приставку до (2 балла) и употребляются с предлогом до. Максимум 6 баллов.

 

5. Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них слова, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание.

 

1) Приходил к нам Курд, воспитанный миссионерами-иезуитами и говоривший по французски.

Курд — курд, по французски — по-французски (названия национальностей и образованных от них прилагательных пишутся со строчной буквы)

2) Порядочно-ли играют мои коллеги Коля и Саша?

Порядочно-ли — Порядочно ли

3) Но слово «необ-хо-димо» произносилось вовсе не в каком нибудь извинительном или

уменьшительном тоне, а именно в смысле полнейшей необходимости и чуть ли не совпадающей с собственными личными их убеждениями.

каком нибудь — каком-нибудь 5

4) Он уж и так 3 раза присылал спросить о здоровьи Натальи.

о здоровьи — о здоровье

5) По-моему личному мнению, защитник, заявляя такую странную мысль, был в полнейшем убеждении, что он говорит самую либеральную, самую гуманную и прогрессивную вещь, какую только можно сказать в наше время.

По-моему — По моему

 

По 1 баллу за каждое предложение, в котором верно определены все несоответствия и современные варианты. В предложении 1 требуется определить оба расхождения и привести их к современной норме; за это ставится 1 балл, иначе — 0 баллов. Максимум 5 баллов.

 

6. Формы слов каких частей речи могут заканчиваться на -ую? Приведите примеры

(достаточно одного на каждую часть речи).

 

Глагол (дую), прилагательное (большую), числительное (вторую), местоимение (некоторую),

существительное (горничную), наречие (врассыпную).

По 0,5 балла за глагол, прилагательное, числительное и местоимение, 1 балл за существительное, 3 балла за наречие. Названная, хотя бы и верно, часть речи, не сопровождённая при этом примером — 0 баллов. Максимум 6 баллов.

Задание 1. 1 раз (1 балл).

Задание 2. Прочитать книгу до конца (от корки до корки), уехать далеко (за тридевять земель), быстро(сломя голову) бежать по коридору, уйти ни с чем (с пустыми руками): по 1 баллу за каждую правильную замену (всего 4 балла).

Задание 3. По 1 баллу за каждую пословицу (всего 5 баллов).

Задание 4. Испытывать (проверять на прочность) мотор автомобиля; испытывать затруднения (затрудняться) в учёбе: по 1 баллу за каждый правильный вариант (всего 2 балла).

Задание 5. У возвратных, например: умываешься, улыбаюсь: 1 балл за термин и 1 балл за примеры (всего 2 балла).

Задание 6. Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль: по 1 баллу за каждое значение (всего 5 баллов).

Задание 7. Баловаться, заржаветь, кроить, клеить, положить, сердиться, ходатайствовать, ободрить, облегчить, договор, звонишь: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 5,5 баллов).

Задание 8. 1) День – тень. 2) Парус. 3) Насос – сосна: по 1 баллу за каждое правильное слово (всего 5 баллов).

Задание 9. Веш-а-лк-а, бес-конеч-н-ый (бесконечный от конечный при помощи приставки), ден-ёч-ек-□(от денёк при помощи суфф. –ек- ), при-мор-ск-ий, шахмат-ист-к-а (от шахматист при помощи суфф. –к-): по 1 баллу за правильный морфемный разбор и по 1 баллу за словообразовательный (всего 8 баллов).

Задание 10. Воз ([в] заменить на [в,]), нос ([н] заменить на [н,]), пыл ([п] заменить на [п,]), быт ([т] заменить на[т,]), даль ([л,] заменить на [л]), быль ([л,] заменить на [л]) , пример ([р] заменить на [р,]). В некоторых словах твёрдые согласные заменить на мягкие, в некоторых словах – наоборот: за правильный ответ 1 балл, за написанные пары слов для аргументации по 0,5 балла за каждую пару (всего 4,5 балла).

Задание 11. Искусный, искусство, деликатный, коллекция, ежовый, парчовый, истинный: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 3,5 балла).

Задание 12. Бить баклуши (лентяйничать), сесть в калошу (попасть в досадное положение), длинный язык (болтливый язык), чесать язык (много болтать), яблоко раздора (причина ссоры), шить белыми нитками (обвинять в недоказанном): по 0,5 балла за каждый правильный ответ (всего 3 балла).

Задание 13. По 1 баллу за неологизм (всего 5 баллов).



Предварительный просмотр:

1. В каком слове нет уменьшительного суффикса?

Варианты:

 (А) яблочко

 (Б) сливка

 (В) персик

 (Г) абрикосик

 (Д) бананчик

2. В каком словосочетании слово «дальний» употребляется не в таком смысле, как в остальных?

Варианты:

 (А) дальний лес

 (Б) дальняя дорога

 (В) дальние страны

 (Г) дальняя деревня

 (Д) дальний берег

3. Он сделал это исподтишка. На какой вопрос отвечает выделенное слово?

Варианты:

 (А) Почему?

 (Б) Зачем?

 (В) Как?

 (Г) Когда?

 (Д) Откуда?

4. Описывая внешность человека, вряд ли скажут «у него нос»…

Варианты:

 (А) крючком

 (Б) картошкой

 (В) пуговкой

 (Г) кнопкой

 (Д) скрепкой

5. Какой знак нередко встречается внутри слова?

Варианты:

 (А) равенства

 (Б) вопросительный

 (В) переноса

 (Г) плюс

 (Д) восклицательный

6. Саша писал сочинение. Первые несколько ….. он написал сразу же, а потом глубоко задумался. Как правильно заполнить пропуск?

Варианты:

 (А) абзацей

 (Б) абзацев

 (В) абзацов

 (Г) абзатцов

 (Д) абзатцев

7. В какой паре слова не соотносятся по смыслу так, как в остальных?

Варианты:

 (A) добрый — добряк

 (Б) толстый — толстяк

 (B) простой – простак

 (Г) злой — злак

 (Д ) чужой — чужак

8. Четыре из перечисленных ниже существительных могут записываться одним особым способом, а одно — нет. Какое?

Варианты:

 (А) билет

 (Б) номер

 (В) параграф

 (Г) процент

 (Д) доллар

9. В книге Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль», написанной более полувека назад, читаем: «У нас всякая комната имеет определённое назначение: в кабинете папа работает, в спальной спят, в столовой едят, в детской — мы с Сенечкой». Какая из этих комнат теперь чаще называется иначе?

Варианты:

 (А) первая

 (Б) вторая

 (В) третья

 (Г) четвертая

 (Д) все эти комнаты продолжают называться так же

10. Какая буква русского алфавита не встречается перед согласной?

Варианты:

 (А)ы

 (Б) й

 (В) ё

 (Г) ь

 (Д) ъ

11. В каком из этих предложений выделенный глагол можно написать и с мягким знаком, и без него?

Варианты:

 (A) Павел Иванович, наш новый сотрудник, очень старается всем понрави(т/ть)ся

 (Б) Они и рады бы не боя(т/ть)ся, а все равно немножко страшно

 (B) Женю звали в гости, но она решила, что лучше встрети(т/ть)ся со мной

 (Г) Мы уверены, что с ним ничего не случи(т/ть)ся

 (Д) Давай он сначала согласи(т/ть)ся, а там посмотрим

12. Какое из этих выражений точно стоит в том падеже, который оно называет?

Варианты:

 (A) именительный падеж

 (Б) родительный падеж

 (B) дательного падежа

 (Г) винительного падежа

 (Д) творительным падежом

13. Какое из данных слов женского рода?

Варианты:

 (А) гусли

 (Б) мысли

 (В) мюсли

 (Г) ясли

 (Д) никакое

14. В каком слове буква, обозначающая мягкий шипящий согласный, читается как буква, обозначающая твёрдый шипящий?

Варианты:

 (А) тушь

 (Б) вещь

 (В) ручонка

 (Г) помощник

 (Д) тушёнка

15. Даны слова предатель, запредельный, предок, предостаточно, предыдущий. Сколько из них имеют в своем составе приставку «пред»?

Варианты:

 (А) одно

 (Б) два

 (В) три

 (Г) четыре

 (Д) все пять

16. Учитель выписывал на доске слова в два столбика. Какое слово он записал в оба столбика?

Варианты:

 (А) плановый

 (Б) планерист

 (В) дельтаплан

 (Г) планировать

 (Д) планомерно

17. В какой паре слова не соотносятся по смыслу так, как в остальных?

Варианты:

 (A) просить — выпросить

 (Б) нудить — вынудить

 (B) молить – вымолить

 (Г) клянчить – выклянчить

 (Д) требовать — вытребовать

18. Со словами какой части речи обычно не сочетается слово «очень»?

Варианты:

 (А) с существительными

 (Б) с прилагательными

 (В) с наречиями

 (Г) с глаголами

 (Д) слово «очень» свободно сочетается со всеми перечисленными частями речи

19. Не узнать о некотором событии, значит остаться о нем …

Варианты:

 (А) в безвестности

 (Б) в недоумении

 (В) в неведении

 (Г) в невежестве

 (Д) без ведома

20. Каким словом можно продолжить ряд: стойбище, лежбище, убежище?

Варианты:

 (А) рубище

 (Б) стрельбище

 (В) чудище

 (Г) зрелище

 (Д) волчище

21. Шестая строчка одного шуточного текста выглядит так: ольше нет укы Е.

 А как выглядит его шестнадцатая строчка?

Варианты:

 (A) ольше нет укы О

 (Б) ольше нет укы П

 (B) ольш нт укы П

 (Г) оьш т уы О

 (Д) ьш т уы О

22. В каком примере пропущено название не той цифры, что в остальных?

Варианты:

 (A) Выписывать ….. карандашом по картонке было довольно занятно, как и клеить к этой картонке потом веточки мимозы и бумажные бантики. («Известия»).

 (Б) Шесть истребителей ушли в море, три встали на крыло и выписали ….. . (А. Иличевский).

 (B) Он выскакивал на берег, выписывая ….. , носился по траве. («Наука и жизнь»).

 (Г) В таком виде они выглядят настоящими гонщиками. С нетерпением ожидая старта, они выписывают ….. на перроне. («Вокруг света»).

 (Д) Но в дате «1814» Кручинин почему-то старательно выписал ….. задом наперед. (Н. Шпанов).

23. Стул, огонь, капля, шаг. С названием какого числа каждое из этих слов употребляется в устойчивых выражениях?

Варианты:

 (А) два

 (Б) четыре

 (В) пять

 (Г) семь

 (Д) двенадцать

24. В русском языке десять гласных букв. Сколько из них могут встречаться в окончаниях?

Варианты:

 (А) шесть

 (Б) семь

 (В) восемь

 (Г) девять

 (Д) все десять

25. Какое из следующих утверждений верно? Глаголы посадить и высадить...

Варианты:

 (A) всегда являются синонимами

 (Б) всегда являются антонимами

 (B) могут быть синонимами, но не могут быть антонимами

 (Г) могут быть антонимами, но не могут быть синонимами

 (Д) могут быть и синонимами, и антонимами

26. Даны слова: паводок, пагубный, падчерица, пасынок. Сколько из них содержат (или содержали раньше) приставку па-?

Варианты:

 (А) ни одного

 (Б) одно

 (В) два

 (Г) три

 (Д) четыре

27. Один маленький мальчик произносит звук (й) не только в тех словах, где этот звук действительно есть, но и вместо [р] и [р’]. Сколько всего разных слов он может иметь в виду, когда говорит «кьюк» и «як»?

Варианты:

 (А) два

 (Б) три

 (В) четыре

 (Г) пять

 (Д) шесть

28. Польский и русский языки родственны. По-польски Kopciuszek (Копчушек), а по-русски — ...

Варианты:

 (А) Золушка

 (Б) Белоснежка

 (В) Дюймовочка

 (Г) Царевна-лягушка

 (Д) Курочка Ряба

29. Какие утверждения верны?

 Все нарицательные существительные, оканчивающиеся на -о или -е,

 1) склоняются; 2) неодушевлённые; 3) среднего рода.

Варианты:

 (А) все

 (Б) только 2

 (В) только 3

 (Г) 2 и 3

 (Д) никакие не верны

30. Даны арабские слова, записанные русскими буквами:

 тафтаху – «ты открываешь»,

 йафтахууна - «они открывают»,

 йафтаху - «он открывает».

 Как с арабского языка переводится слово ташрабууна?

Варианты:

 (А) ты пьёшь

 (Б) он пьёт

 (В) она пьёт

 (Г) вы пьёте

 (Д) они пьют

31. Даны слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, поладить, увлечение. Среди них имеются три слова, восходящие к одному и тому же общеславянскому корню. Найдите их.

32. Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, лучина, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше.

33. Произведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точки зрения: упрек, неодолимый, обычный, приятный, намек.

34. Найдите соответствия по происхождению слов:

1. Кольчуга   2. Ветчина   3. Манускрипт   4. Панорама   5. Искусный    6. Внезапный        

А) букв. «написанный рукой» Б) ис + кусати – «отведывать, пробовать» В) от КОЛО – «колесо» Г) от ЗАПА – «ожидание»  Д)  «ветхий, старый»; букв. «старое мясо»Е)  букв. «весь вид»; ПАН «все» + ХОРАМА «вид»

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку 8 - 9 классы

Олимпиадные задания по русскому языку8 - 9 классы...

Олимпиадные задания по русскому языку (5-11 классы)

Школьный этап олимпиады по русскому языку в 5-11 классах, октябрь 2013 года. Материалы содержат ключи к заданиям....

Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 классы

Материал применяется для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку....

Олимпиадные задания по русскому языку для 11 класса.

Материал предназначен для проведения предметной олимпиады в 11 классе, состоит из 10 заданий. Включены интересные задания по разделам " Лексика", "Синтаксис"....