Олимпиадные задания по русскому языку 8 - 9 классы
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему

Олимпиадные задания по русскому языку

8 - 9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку

8 - 9 классы

1.Поставьте, где нужно, знаки препинания.

В краю где по дебрям по рекам

Метелица свищет кругом

Стоял запорошенный снегом

бревенчатый низенький дом.

Я помню как звезды светили

Скрипел за окошком плетень

И стаями волки бродили

Ночами вблизи деревень.

                                  Н.Рубцов.

Ах и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

                            С.Есенин

2. Расставьте ударения в следующих словах:

Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, современный, хаос, чистильщик, красивее, милосердие,  вероисповедание, ветеринария, трапеза, украинский, зубчатый, принудить,  языковая (колбаса).  

3. Заполните левый столбик  соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.

                                   – список литературы по теме.                        

                                   – доходы от акций.

                                   – художественное произведение малого объема.

                                   – общий вид местности.

                                   – художественная литература.

                                   – изменение тела под воздействием внешних сил.

                                   – противостояние.

                                   - изъян, недостаток.

                                   – обжалование.

                                   – короткое сатирическое стихотворение.

                                   – нехватка, недостаток чего-либо.

                                   – вежливый.

М…н…рал, д…в…ден…ы, тру (п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, библ…ография, ж…ргон, д…(ф,фф)ормация, к…(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к…(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м…н…атюра, л…н(?)шафт, о(п,пп)…зиция, а(п,пп)…(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д…ф…цит, б…(л,лл)…тристика.                        

4. Какими частями речи являются выделенные слова?

1) Сколько раз я просила его помочь!

2) В окно тихо стукнули: раз, два, три…

3) Как-то раз я уже приходила в этот парк.

4) Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.

5. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами 

Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя.

6.Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова кур (петух), зга(дорога), зеница(зрачок), око(глаз), рожон(заостренный кол). Составьте с одним из них (по вашему выбору) предложение.

7.Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

Копье, шалунья, кочерга, скамья, устье, гостья.

8.Найти правильных « соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал.

Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону.

9. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание – ий в словах:

Прохожий, беличий, санаторий, синий, иней, вражий, всякий, давний, девичий, долгий, гений, карий, некий, певчий, линий, рабочий, рыбий, станций, соболий.

10.Укажите смысловое различие между словами вперемешку и вперемежку. Составьте с ними предложения.

11.Восстановите полный вид пословиц и поговорок из сборника пословиц и поговорок В.И.Даля.

1.Язык мой – враг мой…

2.Бабушка еще надвое сказала…

3.Чудеса в решете…

4. Собаку съел…

5.Знайка бежит, а…

Ответы

8-9 классы

1.Поставьте, где нужно, знаки препинания.

В краю, где по дебрям, по рекам

Метелица свищет кругом,

Стоял запорошенный снегом

бревенчатый низенький дом.

Я помню, как звезды светили,

Скрипел за окошком плетень

И стаями волки бродили…

Ночами вблизи деревень.

Н.Рубцов.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

                            С.Есенин

За правильный ответ-3 балла.

2. Расставьте ударение в следующих словах:

Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, современный, чистильщик, красивее, милосердие,  вероисповедание, ветеринария, украинский, зубчатый, принудить, языковая (колбаса).  

За правильный ответ - 8 баллов

3. Заполните левый столбик  соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.

         Библиография  – список литературы по теме.                        

          Дивиденды – доходы от акций.

          Миниатюра   – художественное произведение малого объема.

          Ландшафт  – общий вид местности.

           Беллетристика–   художественная литература.

           Деформация – изменение тела под воздействием внешних сил.

            Оппозиция    – противостояние.

            Дефект  - изъян, недостаток.

            Апелляция   – обжалование.

            Эпиграмма  – короткое сатирическое стихотворение.

            Дефицит  – нехватка, недостаток чего-либо.

            Корректный  – вежливый.

Минерал,  дивиденды,   труппа,  эффект,  драма,  дефект,  библиография, жаргон,  деформация,  комментарий,  эпиграмма,  коммерсант,  корректный, миниатюра,  ландшафт,  оппозиция, апелляция,  проблема,  дефицит, беллетристика.

За правильный ответ  - 16              

4.1) существительное, 2)имя числительное, 3) наречие, 4) подчинительный союз.

За правильный ответ- 2 балла

 5. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

.Ланиты - щеки, десница – правая рука, перси - грудь, длань- ладонь, зело - очень, живот- жизнь, ветрило- парус, оратай - пахарь, выя - шея.

За каждый синоним—4.5 б.(по 0.5 б.)

6.Как кур в ощип; не видно ни зги; беречь как зеницу ока; не лезть на рожон.

За правильный ответ - 2 балла

7.Копий, шалуний, кочерег, скамей, устьев, гостий.

За правильный ответ - 3 балла(по 0.5)

8.Укрепить здоровье, повысить зарплату, улучшить качество, улучшить условия, укрепить оборону.

Одно словосочетание – 1 балл

9.Буквосочетание - ий является:

 1)окончанием в словах: прохожий, всякий, давний, долгий, карий, некий, певчий, синий, рабочий ;

2) суффиксом - беличий, вражий, девичий, рыбий, соболий, санаторий;

3)частью корня – гений, линий, станций.

За правильный ответ -9 б.

10. Вперемешку -  попеременно чередуясь, перемежаясь. Книги лежали вперемешку с тетрадями.

Вперемежку – в смешанном виде, в беспорядке.  Юннаты высадили деревья вперемежку с кустами.

За правильный ответ-2б

11. 1.Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет(глаголет).

2.Бабушка еще надвое сказала: либо дождь, либо снег, либо будет,  либо нет.

3.Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

4.Собаку съел, только хвостом подавился.

5.Знайка бежит, а незнайка лежит.

За правильный ответ-5б

Олимпиадные задания по русскому языку

9 класс

1.Поставьте, где нужно, знаки препинания.

В краю где по дебрям по рекам

Метелица свищет кругом

Стоял запорошенный снегом

бревенчатый низенький дом.

Я помню как звезды светили

Скрипел за окошком плетень

И стаями волки бродили

Ночами вблизи деревень.

                                  Н.Рубцов.

Ах и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

                            С.Есенин

2. Расставьте ударения в следующих словах:

Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, современный, хаос, чистильщик, красивее, милосердие,  вероисповедание, ветеринария, трапеза, украинский, зубчатый, принудить,  языковая (колбаса).  

3. Заполните левый столбик  соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.

                                   – список литературы по теме.                        

                                   – доходы от акций.

                                   – художественное произведение малого объема.

                                   – общий вид местности.

                                   – художественная литература.

                                   – изменение тела под воздействием внешних сил.

                                   – противостояние.

                                   - изъян, недостаток.

                                   – обжалование.

                                   – короткое сатирическое стихотворение.

                                   – нехватка, недостаток чего-либо.

                                   – вежливый.

М…н…рал, д…в…ден…ы, тру (п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, библ…ография, ж…ргон, д…(ф,фф)ормация, к…(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к…(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м…н…атюра, л…н(?)шафт, о(п,пп)…зиция, а(п,пп)…(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д…ф…цит, б…(л,лл)…тристика.                        

4. Какими частями речи являются выделенные слова?

1) Сколько раз я просила его помочь!

2) В окно тихо стукнули: раз, два, три…

3) Как-то раз я уже приходила в этот парк.

4) Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.

5. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами 

Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя.

6.Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова кур (петух), зга(дорога), зеница(зрачок), око(глаз), рожон(заостренный кол). Составьте с одним из них (по вашему выбору) предложение.

7.Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

Копье, шалунья, кочерга, скамья, устье, гостья.

8.Найти правильных « соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал.

Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону.

9. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание – ий в словах:

Прохожий, беличий, санаторий, синий, иней, вражий, всякий, давний, девичий, долгий, гений, карий, некий, певчий, линий, рабочий, рыбий, станций, соболий.

10.Укажите смысловое различие между словами вперемешку и вперемежку. Составьте с ними предложения.

11.Восстановите полный вид пословиц и поговорок из сборника пословиц и поговорок В.И.Даля.

1.Язык мой – враг мой…

2.Бабушка еще надвое сказала…

3.Чудеса в решете…

4. Собаку съел…

5.Знайка бежит, а…

Ответы

9 класс

1.Поставьте, где нужно, знаки препинания.

В краю, где по дебрям, по рекам

Метелица свищет кругом,

Стоял запорошенный снегом

бревенчатый низенький дом.

Я помню, как звезды светили,

Скрипел за окошком плетень

И стаями волки бродили…

Ночами вблизи деревень.

Н.Рубцов.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

                            С.Есенин

За правильный ответ-3 балла.

2. Расставьте ударение в следующих словах:

Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, современный, чистильщик, красивее, милосердие,  вероисповедание, ветеринария, украинский, зубчатый, принудить, языковая (колбаса).  

За правильный ответ - 8 баллов

3. Заполните левый столбик  соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.

         Библиография  – список литературы по теме.                        

          Дивиденды – доходы от акций.

          Миниатюра   – художественное произведение малого объема.

          Ландшафт  – общий вид местности.

           Беллетристика–   художественная литература.

           Деформация – изменение тела под воздействием внешних сил.

            Оппозиция    – противостояние.

            Дефект  - изъян, недостаток.

            Апелляция   – обжалование.

            Эпиграмма  – короткое сатирическое стихотворение.

            Дефицит  – нехватка, недостаток чего-либо.

            Корректный  – вежливый.

Минерал,  дивиденды,   труппа,  эффект,  драма,  дефект,  библиография, жаргон,  деформация,  комментарий,  эпиграмма,  коммерсант,  корректный, миниатюра,  ландшафт,  оппозиция, апелляция,  проблема,  дефицит, беллетристика.

За правильный ответ  - 16              

4.1) существительное, 2)имя числительное, 3) наречие, 4) подчинительный союз.

За правильный ответ- 2 балла

 5. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

.Ланиты - щеки, десница – правая рука, перси - грудь, длань- ладонь, зело - очень, живот- жизнь, ветрило- парус, оратай - пахарь, выя - шея.

За каждый синоним—4.5 б.(по 0.5 б.)

6.Как кур в ощип; не видно ни зги; беречь как зеницу ока; не лезть на рожон.

За правильный ответ - 2 балла

7.Копий, шалуний, кочерег, скамей, устьев, гостий.

За правильный ответ - 3 балла(по 0.5)

8.Укрепить здоровье, повысить зарплату, улучшить качество, улучшить условия, укрепить оборону.

Одно словосочетание – 1 балл

9.Буквосочетание - ий является:

 1)окончанием в словах: прохожий, всякий, давний, долгий, карий, некий, певчий, синий, рабочий ;

2) суффиксом - беличий, вражий, девичий, рыбий, соболий, санаторий;

3)частью корня – гений, линий, станций.

За правильный ответ -9 б.

10. Вперемешку -  попеременно чередуясь, перемежаясь. Книги лежали вперемешку с тетрадями.

Вперемежку – в смешанном виде, в беспорядке.  Юннаты высадили деревья вперемежку с кустами.

За правильный ответ-2б

11. 1.Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет(глаголет).

2.Бабушка еще надвое сказала: либо дождь, либо снег, либо будет,  либо нет.

3.Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

4.Собаку съел, только хвостом подавился.

5.Знайка бежит, а незнайка лежит.

За правильный ответ-5б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...