"Краткие имена прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
конспект урока для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в плане отображены признаки кратких имен прилагательных, их отличие от полных | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Полные и краткие имена прилагательные
Цель урока: дальнейшее формирование понятия о полной и краткой форме прилагательного, сходстве и различии данных форм, о грамматических особенностях кратких прилагательных, синтаксической роли полных и кратких прилагательных.
Задачи:
а) обучающие: учить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах;
б) развивающие: развитие речевых, творческих навыков учащихся, внимания, памяти на материале урока;
в) воспитательные: формировать интерес и внимание к правильной грамотной устной и письменной речи.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Оборудование: презентация
Структура и ход урока
Организационный момент. Психологический настрой на работу.
- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!
- Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться.»
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
- Итак, не будем терять время и перейдем к работе.
Словарный диктант.
Распределить слова по трем столбцам: 1-качественные прилагательные, 2- относительные прилагательные, 3- притяжательные прилагательные.
Радостный человек, деревянный стол, зеленая тетрадь, лисья нора, бабушкина книга, утренний поход, речная гладь, великолепная природа, волчье чутье, мартовские заморозки.
ИТРИГА.
« Мы трудились, но кому-то из нас работа показалась однообразной: действительно, в ней не было новизны. Однако за новым материалом дело не станет».
Запишем пословицу: Корень учения горек, а плод сладок.
Эта пословица строится на примере антонимии. Назовите две пары антонимов. ( Корень – плод, горек – сладок.)
Учитель. Какой частью речи, по-вашему, являются слова горек и сладок? Прилагательные? Но где же у них падежные окончания? И на вопрос какой? (какая? какое?) они не отвечают. У кого есть соображения по поводу того, что это не прилагательное? ( Говорят дети.)
Объявление темы урока.
– Прослушивание стихотворения.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат как ковер.
– Из какого произведения взяты строки? («Железная дорога» Н. А. Некрасов.)
– Выпишите из отрывка прилагательные и выделите окончания.
Прилагательные Славная | Причастия неокрепший |
– Выделите окончания прилагательных.
– Какие прилагательные можно назвать «лишними» в этом столбце? (Желты и свежи т.к. окончание состоит из 1 буквы).
– Почему?
– С какими разрядами прилагательных вы знакомы?
– К какому разряду относятся выделенные краткие прилагательные?
– Найдите предложение с грамматической ошибкой. Почему?
А – Река быстрая и широкая.
О – Река быстра и широка.
И – Река быстра и широкая.
(Нельзя употреблять в одном ряду однородные сказуемые полной и краткой формы.)
Закрепление.
Упражнение № 560. (471) (От полных прилагательных образовать краткие формы) Индивидуально каждый выполняет по одному заданию.
-Какую роль играет ударение? Меняется ли оно в зависимости от рода краткого прилагательного?
– Ребята, что вы узнали о правописании кратких форм прилагательных, оканчивающих на шипящий звук. Повторим это.
Распределить слова по столбцам: 1- с основой на шипящий, 2- все остальные.(один возле доски, остальные самостоятельно)
Скрипуч, горяч, весел, молод, трескуч, могуч, умен, добр, хорош, дорог.
Работа у доски.
–Теперь выясним какими членами предложения они являются?
Для этого выполним упр.561 (472) – у доски под диктовку. Записать, подчеркнуть грамматическую основу.
Мал золотник, да дорог. И волки сыты, и овцы целы.
Вывод: краткие прилагательные являются сказуемыми.
Работа в парах.
Отгадать загадки, списать, определить чем являются в предложении краткие сказуемые.
Кругл, а не мяч, Сижу на дереве,
Вкусен и горяч, Кругла как мяч,
Руки обжигает, Красна, как кровь,
Во рту так и тает. (Калач) Сладка, как мед. (Вишня)
Лежит между грядок, Я проворна и хитра,
Зелен и гладок. (Огурец) Убегала от врага. (Лиса)
Рефлексия.
– Что нового вы узнали об имени прилагательном?
– Закончите предложения.
Качественные и притяжательные прилагательные имеют …
2. Если изменяется род краткого прилагательного, меняется и …
3. В предложении краткие прилагательные являются …
4. После шипящих у кратких прилагательных Ь …
5. Нельзя употреблять в одном ряду однородных сказуемые.
Наш сегодняшний урок мне бы хотелось закончить следующими словами:
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.
- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.
Домашнее задание.
Параграф 70 (67), упр. 566 (477).
Урок по русскому языку в 5 классе
«Полные и краткие имена прилагательные»
Константиновская ош
2012-2013 уч.г.
Добжанская Н.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"
Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...
Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения
цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...
Использование ЭОР при изучении темы «Полные и краткие имена прилагательные»
Итоговая работа по курсам повышения квалификации содержит теоретический материал и технологическую карту урока...
Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».
Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС....
Презентация к уроку "Полные и краткие имена прилагательные"
презентация к уроку...