"Краткие имена прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

конспект урока для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полные и краткие имена прилагательные

Цель  урока: дальнейшее формирование  понятия о полной и краткой форме прилагательного, сходстве и различии данных форм, о грамматических особенностях кратких прилагательных, синтаксической роли полных и кратких прилагательных.

Задачи:

а) обучающие: учить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах;

б) развивающие: развитие речевых,  творческих навыков учащихся, внимания, памяти на материале урока;

в) воспитательные: формировать интерес и внимание к правильной грамотной устной и письменной речи.

 Тип урока:  комбинированный урок.

 Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.

 Оборудование:  презентация

Структура и ход  урока

Организационный момент. Психологический настрой на работу.

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

- Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться.»

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

- Итак, не будем терять время и перейдем к работе.

Словарный диктант.  

Распределить слова по трем столбцам: 1-качественные прилагательные, 2- относительные прилагательные, 3- притяжательные прилагательные.

Радостный человек, деревянный стол, зеленая тетрадь, лисья нора, бабушкина книга, утренний поход, речная гладь, великолепная природа, волчье чутье, мартовские заморозки.

ИТРИГА.

 « Мы трудились, но кому-то из нас работа показалась однообразной:  действительно, в ней не было новизны. Однако за новым материалом дело не станет».

     Запишем пословицу: Корень учения горек, а плод сладок.

     Эта пословица строится на примере антонимии. Назовите две пары антонимов.     ( Корень – плод, горек – сладок.)

Учитель. Какой частью речи, по-вашему, являются слова горек  и сладок? Прилагательные? Но где же у них падежные окончания?  И на вопрос какой?  (какая? какое?) они не отвечают. У кого есть соображения по поводу того, что это не прилагательное? ( Говорят дети.)

      Объявление темы урока.

– Прослушивание стихотворения.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат как ковер.

– Из какого произведения взяты строки? («Железная дорога» Н. А. Некрасов.)
– Выпишите из отрывка прилагательные и выделите окончания.

Прилагательные

Славная
Ядреный
Мягкой
Свежи
Здоровый
Студеный
Желты
Усталые

Причастия

неокрепший

тающий


– Выделите окончания прилагательных.
– Какие прилагательные можно назвать «лишними» в этом столбце?
(Желты и свежи т.к. окончание состоит из 1 буквы).
– Почему?
– С какими разрядами прилагательных вы знакомы?
– К какому разряду относятся выделенные краткие прилагательные?

– Найдите предложение с грамматической ошибкой. Почему?

А – Река быстрая и широкая.
О – Река быстра и широка.
И – Река быстра и широкая.

(Нельзя употреблять в  одном ряду однородные  сказуемые  полной и краткой  формы.)

 Закрепление.

Упражнение № 560. (471) (От полных прилагательных образовать краткие формы) Индивидуально каждый выполняет по одному заданию.

-Какую роль играет ударение? Меняется ли оно в зависимости от рода краткого прилагательного?

– Ребята, что вы узнали о правописании кратких форм прилагательных, оканчивающих на шипящий звук. Повторим это.

Распределить слова по столбцам: 1- с основой на шипящий, 2- все остальные.(один возле доски, остальные самостоятельно)

Скрипуч, горяч, весел, молод, трескуч, могуч, умен, добр, хорош, дорог.

Работа у доски.
–Теперь выясним какими членами предложения они являются?

Для этого выполним упр.561 (472) – у доски под диктовку. Записать, подчеркнуть грамматическую основу.

Мал золотник, да дорог. И волки сыты, и овцы целы.

Вывод: краткие прилагательные являются сказуемыми.

Работа в парах.

Отгадать загадки, списать, определить чем являются в предложении краткие сказуемые.

Кругл, а не мяч,                                            Сижу на дереве,

Вкусен и горяч,                                             Кругла как мяч,

 Руки обжигает,                                            Красна, как кровь,

Во рту так и тает. (Калач)                            Сладка, как мед. (Вишня)

Лежит между грядок,                                        Я проворна и хитра,

Зелен и гладок. (Огурец)                                   Убегала от врага. (Лиса)

 Рефлексия.

– Что нового вы узнали об имени прилагательном?
– Закончите предложения.

Качественные и притяжательные прилагательные имеют …
2. Если изменяется род краткого прилагательного, меняется и …
3. В предложении краткие прилагательные являются …
4. После шипящих у кратких прилагательных Ь …
5. Нельзя употреблять в одном ряду однородных сказуемые.

 Наш  сегодняшний  урок  мне  бы  хотелось  закончить  следующими  словами:

В жизни  по-разному  можно  жить,

В  горе  можно  и  в  радости.

Вовремя  есть.  Вовремя  пить.

Вовремя  делать гадости.

А  можно  и  так: на  рассвете  встать

И, помышляя  о  чуде,

Рукой  обожжённою  солнце  достать

И  подарить  его  людям.

- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.

 Домашнее задание.

Параграф 70 (67), упр. 566 (477).

Урок по русскому языку в 5 классе

 «Полные и краткие имена прилагательные»

Константиновская ош

2012-2013 уч.г.

Добжанская Н.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...

Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...

Использование ЭОР при изучении темы «Полные и краткие имена прилагательные»

Итоговая работа по курсам повышения квалификации содержит теоретический материал и технологическую карту урока...

Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....