Правописание букв З-С на конце приставки
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ярославцева Людмила Анатольевна

Конспект урока русского языка в 5 классе в свете требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_z_i_s_na_kontse_pristavki.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВЫ З-С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК

Цели урока: знать, в каких случаях  на конце приставок пишется З (С); овладение способом  выбора букв З-С на конце  приставок.

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о правописании приставок; выявить условия выбора согласных З – С на конце приставок; формировать умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую  (составлять алгоритм действия, схему).

ХОД УРОКА

1.Оргмомент

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

2.Актуализация знаний

Распределительный диктант (распределите слова в 3 столбика в зависимости от приставки) (Работают самостоятельно)

БЕСПОРЯДОК, ПРЕГРАДИТЬ, РАССУЖДЕНИЕ, ВСПОМНИТЬ, ЗАВЕСТИ, ПРИЛАСКАТЬ, ПРЕКРАСНЫЙ, ПРОЧИТАТЬ, ПОДЪЕЗД, РАСТОПИТЬ, СДЕЛАТЬ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.

- На какие группы вы распределили слова с приставками? Чем руководствовались при этом?

(1) всегда пишутся одинаково,

2) приставки ПРЕ-, ПРИ-,

3) приставки на –З, -С.)

3.Постановка учебной задачи

- Ребята, профессор Почемучкин приготовил нам очередную задачку. Вчера на мою электронную почту он прислал вот такой материал:

РА..ПИСАНИЕ                                        РА..ВЯЗКА

БЕ..ШУМНЫЙ                                        БЕ..ЖАЛОСТНЫЙ

ВО..ПЕТЬ                                                ВО..ДЕЛЫВАТЬ

ВО..СТАНИЕ                                        ВО..ЗВАНИЕ.

- Помогите мне, пожалуйста, разобраться, в чём дело. Над чем он предлагает нам подумать сегодня?

- Назовите ключевые слова урока (приставка, буквы-орфограммы З-С)

4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

1. Лингвистический эксперимент

- Поможем профессору? Лингвистический эксперимент начинается (учащиеся работают в парах, сравнивают свои результаты)

- В чём же разгадка?

2.Чтение правила по учебнику и сравнение выводов учеников с правилом в рамке.

3.Беседа на углубление понимания:

– Каков опознавательный признак для орфограмм – букв согласных в приставках?

(стечение (группа) согласных)

– Приведите примеры приставок, в которых встречается орфограмма – буква З или С.

– Подходит ли под это правило приставка С­? Почему?

4.Составление алгоритма

 - Попробуйте составить алгоритм работы с этой орфограммой

(1) выделяю в слове приставку;

2) смотрю,  какой согласный звук стоит после неё:

если звонкий – пишу З                        если глухой – пишу С)

5.Первичное закрепление

1.Упр. 424 (неосложнённое выборочное списывание) – развивается умение находить слова с приставками на -з (-с), отличать их от сходных в звучании слов, графически обозначать условие выбора написаний.

2. Замени одним словом-определением (словом с тем же значением и приставкой БЕЗ- (БЕС-) (развивается умение образовывать однокоренные слова по заданной модели (от существительных с предлогом – прилагательные с приставкой), правильно писать и сравнивать написания слов с одинаково звучащими предлогами и приставками, графически объяснять выбор орфограмм в словах и между словами)

РЕБЁНОК БЕЗ ЗАБОТ, НЕБО БЕЗ ЗВЁЗД, ЖИДКОСТЬ БЕЗ ЦВЕТА, ДОРОГА БЕЗ КОНЦА, ПЛАЧ БЕЗ ЗВУКА, ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ШУМА.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Исправь ошибки (найди в тексте слова с ошибками, выпиши их, объясни правильное написание)        

Когда-то на Руси соль была очень дорогой. За столом солонка разполагалась около хозяина. Он сам расдавал соль гостям, стараясь её не разсыпать. Разщедриться хозяин мог только перед богатыми гостями. Нередко он мог изпортить блюдо, так как его пересаливал. А бедные люди часто совсем не получали соли. Разчётливый хозяин пытался зберечь соль таким образом. Отсюда появилось выражение НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ, которое означает «встретить плохой приём».

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

1.Задание «Готовимся к ГИА»:

из данных предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

(7) Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9) Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое стекло. (10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

2. – Допишите ключевые слова к тем, которые мы записали в начале урока.

(Приставка, буквы-орфограммы З-С) согласный, глухой, звонкий.

3. – Составьте схему правила, изученного на уроке.

8.Рефлексия     деятельности

- Сегодня вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

(Умение выделять приставки, то есть знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, то есть фонетические знания).

- Оцените свою деятельность на уроке по усвоению нового знания с помощью сигнальных карточек: УВЕРЕН - Сомневаюсь – Трудно

9.Домашнее задание

Все:

уметь воспроизвести правило о правописании букв З-С на конце приставок (в том числе с помощью схемы)

На выбор:

- выписать пословицы, поговорки, в которых есть слова с изученной орфограммой (не меньше 10)

- составить для соседа по парте словарную диктовку на изученную орфограмму (не меньше 20 слов)

- упр.427 (составить с данными словосочетаниями предложения на тему «Урок русского языка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы О А на конце наречий с приставками из, до, с

Пояснительная записка к уроку.Данный урок предназначен для учащихся 6 (7) класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я ...

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Буквы А - О на конце наречий с приставками».

Ребята, сегодня на уроке мы с вами приступим к изучению новой темы. А вот какой, скажете мне вы, после выполнения некоторых заданий....

Открытый урок в 6 классе по теме "Буквы А,О на конце наречий с приставками из-, до-.с-."

Данный урок разработан с элементами технологии критического мышления. игровой и здоровьесберегающей технологий. Это второй урок по данной теме - урок закрепления материала....

«Правописание букв з-с на конце приставок» Технологическая карта

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе  "Правописание букв з-с на конце приставок" по учебнику Львовой С.И., Львова В.В....

Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками" (с приложениями) 7 класс

Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками"  7 классПриложения:1. Пояснительная записка2. Алгоритм рассуждения3. Оценочный лист4. Самоанализ...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»

На русского языка на тему:  «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....