дидактический материал по русскому языку
тест по русскому языку по теме

Сергеева Наталья Петровна

в помощь учителю русского яыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochka_1.docx11.72 КБ
Файл kartochka_2.docx17.09 КБ
Файл kartochka_3.docx18.12 КБ
Файл kartochka_4.docx13.14 КБ
Файл kartochka_glagol.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 1.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Летом Люда отдыхала у бабушк… в Карели…  Там много деревьев. Особенно Люд… понравилась белая акация, которая росла в самой красивой алле… Люда собрала листья, цветы этого растения , сделала гербарий и подарила его учительниц… биологи…

Карточка 2.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Владимир Даль обошел и объехал всю страну. Он был на территори… Карели…,  в пустынях Средней Ази…, в состав… русской арми… воевал в Турци…. Главную задачу в вечных разъездах от юност… до смерт… он видел в собирани… слов и изложени… их истори…

Карточка 1.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Летом Люда отдыхала у бабушк… в Карели…  Там много деревьев. Особенно Люд… понравилась белая акация, которая росла в самой красивой алле… Люда собрала листья, цветы этого растения , сделала гербарий и подарила его учительниц… биологи…

Карточка 2.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Владимир Даль обошел и объехал всю страну. Он был на территори… Карели…,  в пустынях Средней Ази…, в состав… русской арми… воевал в Турци…. Главную задачу в вечных разъездах от юност… до смерт… он видел в собирани… слов и изложени… их истори…

Карточка 1.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Летом Люда отдыхала у бабушк… в Карели…  Там много деревьев. Особенно Люд… понравилась белая акация, которая росла в самой красивой алле… Люда собрала листья, цветы этого растения , сделала гербарий и подарила его учительниц… биологи…

Карточка 2.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Владимир Даль обошел и объехал всю страну. Он был на территори… Карели…,  в пустынях Средней Ази…, в состав… русской арми… воевал в Турци…. Главную задачу в вечных разъездах от юност… до смерт… он видел в собирани… слов и изложени… их истори…



Предварительный просмотр:

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
  2. Не в деньгах счастье, а в согласи… .
  3. В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
  4. Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
  5. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… .

Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных.

Определить склонение и падеж у существительных в единственном числе.

Выделить грамматическую основу предложений.

К околиц.. деревн.. по тропинк.. бежит хохлатый жаворонок. С первым снег.. появляется он на деревенской улиц.. . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ.. на окраин.. деревн.. . На мороз..  жаворонок не зябнет.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемухи стояли в кувшин_ на окошк_. 3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев. 4) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_. 5) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.

Карточки со словосочетаниями:
Состязания борц..в, дело с конц..м, ц..ганский табор, шуба из ц..гейки, ш..лковый платок, находиться за рубеж..м, писать карандаш..м, чугунная реш..тка, крыж..вниковое варенье, залить сургуч..м, ж..лтая тесьма, неожиданный ш..рох, подошел на ц..почках.

Списать вставить о или е.

1. храбрец..м

8. встреч..й

2. ключ..м

9. чертеж..м

3. каланч..й

10. гребц..в

4. удач..й

11. неудач..й

5. зайц..в

12. мудрец..в

6. сторож..м

13. пейзаж..м

7. ш...пот

14. ш...колад

Карточка (1 вариант)

1. Образовать форму множественного числа родительного падежа

    дела ___________________, места ___________________, грузины ___________________,

    апельсины __________________.

2.  Вставьте, где нужно Ь?

     Секач…, много туч…, грач…, мяч…, товарищ…, много рощ…, молодеж…, мыш…,

      глуш…, печ…, много задач…

Карточка (2 вариант)

1. Образовать форму множественного числа родительного падежа

    валенки ___________________, чулки ___________________, армяне___________________,

    томаты __________________.

2.  Вставьте, где нужно Ь?

     Секач…, много туч…, грач…, мяч…, товарищ…, много рощ…, молодеж…, мыш…,

      глуш…, печ…, много задач…

Карточка (1 вариант)

1. Образовать форму множественного числа родительного падежа

    дела ___________________, места ___________________, грузины ___________________,

    апельсины __________________.

2.  Вставьте, где нужно Ь?

     Секач…, много туч…, грач…, мяч…, товарищ…, много рощ…, молодеж…, мыш…,

      глуш…, печ…, много задач…

Карточка (2 вариант)

1. Образовать форму множественного числа родительного падежа

    валенки ___________________, чулки ___________________, армяне___________________,

    томаты __________________.

2.  Вставьте, где нужно Ь?

     Секач…, много туч…, грач…, мяч…, товарищ…, много рощ…, молодеж…, мыш…,

      глуш…, печ…, много задач…



Предварительный просмотр:

Мгновенная проверка знаний

ученики заполняют слева направо перфокарту – табличку, представляющую собой 15 одинаковых квадратиков В каждую клеточку квадрата вписывается одна из двух (предположим, а или б). По окончании работы ученик соединяет линией одинаковые буквы (выбирая а или б по договоренности с учителем), в результате чего получается определенный рисунок. Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком – ответом, который имеется у учителя, то задание выполнено правильно)

  1. ( не) брать
  2. (не) бросить
  3. (не) расти
  4. (не) собирать
  5. (не) ходить
  6. (не) обижать
  7. (не) домогать
  8. (не) волить
  9. (не) годовать
  10. (не) умыться
  11. (не) сварить
  12. ( не) хвалить
  13. (не) указывать
  14. (не) забегать
  15. (не) раскрыть

КАРТОЧКА № 1
Прочитай:
И п.. ля цв.. тут, И во всех концах
И леса шумят, Света белого
И л..жат в з..мле Про тебя идёт
Груды зол.. та Слава громкая.
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы, определи склонение имен сущ.

КАРТОЧКА № 2
Образуй от данных имён прилагательных глаголы. Напиши.
Светлый, грустный, молчаливый, жёлтый, синий, весёлый, белый, сторожевой.

КАРТОЧКА № 3
Прочитай.
Скр..пят кл..сты. Звенят с..ницы. См..ётся кукушка. Св..стит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под н..гами. Между к..рней л..жит ёж и стер..жёт их. Щёлкает белка. В лапах сосен м..лькает её пушистый хвост.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения. Надпиши какой частью речи они выражены.
КАРТОЧКА № 4
К данным именам существительным запиши как можно больше подходящих по смыслу глаголов.
Образец: Вода капала, бежала, текла, лилась, струилась, замёрзла.
1) Солнце палило,…….
2) Ветер дул,……..
3) Река вилась,……
4) Трава выросла,……..

КАРТОЧКА № 5
Спиши, подчеркни глаголы, обозначь их число.
В конце весны появляется одуванчик. Неприхотливое растение цветёт почти всё лето.
В одних странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и с удовольствием едят. Из молодых листьев делают салат, а из сухих готовят приятный напиток.
КАРТОЧКА № 6
Спиши загадки, напиши отгадки. Вставь пропущенные буквы, обозначь число глаголов.
1) Весной вес..лит, летом холл..дит, осенью п..тает, зимой согр..вает.
2) Ветки носят, глину роют, на реке плотину строят. У плотины там и тут в круглых домиках ж..вут.
3) Не ест и не пьёт, а г..ворит и поёт.

КАРТОЧКА № 7
Спиши, подчеркни подлежащее и сказуемое. Определи время глаголов.
Свистит косая метель. Белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах. Гонятся вихри за санями, за машинами. Тонут в белых холмах заборы.

КАРТОЧКА № 8
Спиши, вставь пропущенные буквы, подчеркни глаголы, укажи время глаголов.
П..ля опустели. Цв..ты исчезли. Ж..лтая тр..ва клонится к земле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..лёным ковром. Корешки хлеба сохранятся невредимыми. Весной они выгл..нут на свет зелёными стебельками.

КАРТОЧКА № 9
Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни глаголы, укажи их время.
Уж тает сне.., б..гут руч..и,
В ..кно повеяло в..сною
Засвищут скоро солов..и,
И лес оденется л..ствою!
Чиста н..бесная лазурь,
Т..плей и ярче со..нце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

КАРТОЧКА № 10
Спиши. Поставь данные в скобках глаголы в прошедшем времени.
Свежая струя (пробежать) по моему лицу. Я (открыть) глаза: утро (начинаться). Ещё нигде не (румяниться) заря, но уже забелелось на востоке. Бледно-серое небо (светлеть, холодеть, синеть). Звёзды то (мигать) ярким светом, то (исчезать).
КАРТОЧКА № 11
Прочитай.
Минута час бережёт.
Мы стараемся всё делать вовремя. Мы (не) забываем с вечера уложить портфель. Никогда (не) опаздываем на уроки. Все задания выполняем аккуратно, чтобы (не) переписывать и (не) переделывать. Объяснения учителя слушаем внимательно, (не) отвлекаемся. Поэтому (не) тратим много времени на домашние задания. У нас всегда есть время для спорта и отдыха.
Спиши, раскрывая скобки.
КАРТОЧКА № 12
Ответь на вопросы, используя данные в скобках глаголы с (не).Запиши.
1) Как ученики относятся к книге? (Рисуют на страницах.)
2) Как ты относишься к малышам? (Обижаю, дерусь, ссорюсь.)
3) Как вы ведёте себя на уроках? (Шумим, вертимся, разговариваем громко.)
4) Какие правила уличного движения ты соблюдаешь? (Играю на проезжей части улицы.)
5) Как ты бережёшь природу? ( Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки.)
КАРТОЧКА № 13
Прочитай.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке есть у нас:
Слава, Родина, Верность, Свобода, Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
Выпиши из текста глаголы в неопределённой форме в два столбика:
Что делать? Что сделать?



Предварительный просмотр:

 1.Расставьте недостающие знаки препинания.


Почему вы к нам не приходите Виктор Иванович?

О ком ты думаешь Павел?

Куда же вы теперь поедете Варвара Михайловна?

Что ты поникла зеленая ива?

Не грусти мама не печалься.

1. Русый ветер какой ты счастливый! 2. А ты мальчик завтра приходи с нами колоски собирать. 3. Не трещите морозы в заповедном бору, у сосны и берёзы не грызите кору.
4. Вихри вьюги и бураны разыграйтесь к ночи! 5. Что же ты моя старушка приумолкла у окна.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

 

Бушует полая вода шумит протяжно.

Ветер дул вдоль деревни забирался в палисадники и в окна недостроенных домов.

Тайга дышит утренним светом теплом медовым запахом.
В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

В корзине была дичь: два тетерева и утка.

3. синтаксический разбор предложения.

Тропинки в саду засыпали листья.

1.Расставьте недостающие знаки препинания.


Почему вы к нам не приходите Виктор Иванович?

О ком ты думаешь Павел?

Куда же вы теперь поедете Варвара Михайловна?

Что ты поникла зеленая ива?

Не грусти мама не печалься.

1. Русый ветер какой ты счастливый! 2. А ты мальчик завтра приходи с нами колоски собирать. 3. Не трещите морозы в заповедном бору, у сосны и берёзы не грызите кору.
4. Вихри вьюги и бураны разыграйтесь к ночи! 5. Что же ты моя старушка приумолкла у окна.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

 

Бушует полая вода шумит протяжно.

Ветер дул вдоль деревни забирался в палисадники и в окна недостроенных домов.

Тайга дышит утренним светом теплом медовым запахом.
В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

В корзине была дичь: два тетерева и утка.

3. синтаксический разбор предложения.

Тропинки в саду засыпали листья.



Предварительный просмотр:

Мне нравится ранней весной бродить по узким лесным тропинкам среди деревьев и кустов. Я останавливаюсь на каждой полянке, рассматриваю следы зверьков на снегу, слушаю звонкую трескотню дятлов.

Тропка выводит меня к широкому волжскому заливу. Здесь настоящий праздник красок и света. Я сажусь на пенёк и смотрю на залив.

Снег на солнце искристый, розоватый, а в тени голубой. И лес в утреннем свете порозовел, затеплился, заискрился.

Но вот солнце всплывает выше и гасит тёплый розовый свет на земле. Теперь и снежная даль залива, и берег, и лес становятся белыми, серебристыми.

Впереди длинный мартовский день, который я проведу на льду на рыбалке.
                                                                                                                 (100 слов)

                                                                                                 (По Г. Скребицкому)

 

Мне нравит___ся ранн___й весной бр___дить по у___ким лес___ным тр___пинкам среди дерев___ев и кустов. Я останавл___ваюсь на каждой полянк___  рассматр___ваю следы зверьков на снегу  слушаю звонк___ю треск___тню дятлов.

Тропка вывод___т меня к широк___му волжск___му заливу. ___десь наст___ящий праз___ник красок и света. Я сажусь на п___нёк и см___трю на залив.

Снег на со___нце искристый  роз___ватый  а в тени голубой. И лес в утренн___м свете пороз___вел  зат___плился  заискрился.

Но вот со___нце всплыва___т выше и гасит тёплый роз___вый свет на земле. Теперь и снежная даль залива  и берег  и лес  станов___тся бел___ми, серебрист___ми.

Впереди длинный мартовский день  который я пр___веду на льду на рыбалк___.

1. Спишите пословицы, вставляя на месте пропусков глаголы из скобок в форме 2-го лица ед. ч. настоящего времени; ь подчеркните.

Воду, что рядом течет, (не) _______ (ценить).

Когда _______ (спешить), всегда на пути холмов много.

Если _______ (любить) меня, люби и мою собаку.

В каком народе_______ (жить), того и обычаев держись.

2. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

От судьбы в бочке (не)спрячеш_ся.

Пока в воду (не)войдеш_ – плавать (не)научиш_ся.

(Не)шути с огнем – обожжеш_ся.

Сойдеш_ с пути – заблудиш_ся.

Над старым (не)смейся – сам сгорбиш_ся.

3. К каждой пословице из 1-й части подберите и запишите пословицу из 2-й части. Орфограммы глаголов выделите.

1) Как аукнет_ся, так и откликнет_ся.

Слово – не воробей, вылетит (не)поймаеш_.

Друзья познают_ся в беде.

Ложь на тараканьих ножках: того и гляди подломят_ся.

Куда ветер подует, туда и он клонит_ся.

2) Как вода на блюде: куда наклониш_, туда и льет_ся.

С обманом позавтракаеш_, но ужинать уже (не)придет_ся.

На вопрос: кто друг, кто нет, в трудный час найдеш_ ответ.

Слово – стрела: выпустиш_ – (не)вернеш_.

Что посееш_, то и пожнеш_; что скажеш_, то и услышиш_.

4. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Воду толоч_ – вода и будет.

Люблю грет_ся, да боюсь обжеч_ся.

Из одной хворостины трудно разжеч_ огонь.

Одежду (не)береч_ – порвет_ся, дружбу (не)хранить – оборвет_ся.

С малого начинай, чтоб высокого достич_.

Все доброхоты, а в беде помоч_ нет охоты.

Не хитрить

      В нору Ларссонов пришло ужасное горе. Родители (не) доумевали и (не) годовали.
      - Хорош сын! Я этого (не) переживу,- сказал папа.
      - Никогда (не) могла предположить, что вместо помощника у нас вырастет такой сын, - грустно вздохнула мама.
      Что же случилось в лисьей семье? Сын Людвиг (не) захотел учиться лисьей хитрости.
      - Только (не) наказывай его, - сказала мама.
      - Хорошо, (не) буду. Но (не) поговорить с ним я (не) могу.
      Папа Ларссон вошел в комнату сына.

Карточка по русскому языку. Глагол. 5 класс.

А блеска все больше, больше. Золотой искрой (что делает?) _______________ отдушник. Угол нянина сундука, обитого новой жестью с пупырчатыми разводами, снежным огнем (что делает?) _______________. А графин на лежанке (что делает?) _______________ разноцветными огнями. А милые обои… Прыгают журавли и лисы, уже веселые, потому что весны дождались, - это какие подружились, даже покумились у кого-то на родинах, - самые веселые обои. И пушечка моя, как (какая?) _______________ … и сыплются (какие?) _______________ капли с крыши, сыплются часто-часто, вьются, как (какие?) _______________ нитки. Весна, весна!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

дидактический материал по русскому языку для углублённого изучения предмета

задания для 5-7 классов разного уровня сложности, построены по принципу "от простого- к сложному"...

дидактический материал п русскому языку

Представлен дидактический материал на основе текстов УНТ и художественной литературы...

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку в 7 классе

Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...