Урок русского языка в 6 классе на тему: "Официально-деловой стиль"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Резникова Любовь Александровна

Урок ознакомления с новым материалом. Учащиеся знакомятся с целью официально-делового стиля, стилевыми чертами, языковыми средствами и сферой употребления официально-делового стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ofitsialno-delov.stil_.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Резникова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Большеглушицкая СОШ №2 «Образовательный центр» с.Большая Глушица Большеглушицкого района Самарской области Российской Федерации

Открытый урок по развитию речи в 6 классе.

Тема: Понятие об официально-деловом стиле.  Слайд №1

Цель: Дать понятие официально-делового стиля.

Задачи: Определить особенности официально-делового стиля, жанры и    сферу употребления; учить отличать официально-деловой стиль от других стилей речи, оформлять и составлять деловые бумаги.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные таблицы для заполнения признаков официально-делового стиля.

Ход урока.

  1. Речевая разминка.

     Прочитайте текст про себя:

Мама сказала:                                         Схватил он сестрёнку   Слайд №2

Ты мне услужи:                                       И запер в сарай.

Вымой тарелки,                                       Сказал он сестрёнке:

     Сестру уложи,                                         - Ты здесь поиграй!

     Дрова наколоть                                        Дрова он усердно

     Не забудь, мой сынок,                             Помыл кипятком,

     Поймай петуха                                          Четыре тарелки

     И запри на замок.                                      Разбил молотком.

     Сестрёнка, тарелки,                                  Но долго пришлось

     Петух и дрова.                                           С петухом воевать:

     У Лемеле только                                        Ему не хотелось

     Одна голова !                                              Ложиться в кровать.

                                                                                                 (Л. Квитко)

- О чём идёт речь в этом стихотворении? ( Мама просит сына помочь ей. Она даёт ему наставление, наказ)

- А как называется бумага, где сообщается, что нужно делать, какие операции производить? И обязательно указывается порядок, в котором надо производить действия? (Инструкция).

- Правильно. А если инструкцию перепутать, то получится то,  что описано в этом шутливом стихотворении.

- С какой интонацией вы будете читать первые две строфы? (С интонацией просьбы об услуге и перечисления всех дел, которые должен вспомнить Лемеле)

- Каким тоном говорит мама? (Она просит о помощи)

- На какие слова падает логическое ударение? (Логическое ударение падает на глаголы: услужи, вымой, уложи…)

- Сколько здесь действующих лиц? (Автор, мама, Лемеле)

Резникова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Большеглушицкая СОШ №2 «Образовательный центр» с.Большая Глушица Большеглушицкого района Самарской области Российской Федерации

-  Прочитайте выразительно это стихотворение. (Учитель и ученики рецензируют чтение).

  1. Повторение изученного материала.

- На какие три вопроса нужно ответить, чтобы определить стиль речи?

С кем?

Где?   -------------   говорим?          Слайд №3

Зачем?

-Какие стили речи вам уже известны? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте попробуем расшифровать следующую запись:

… стиль: 1-1  НО, общение;                                         Слайд №4

… стиль: 1-много, ОО, воздействие на воображение, на чувства;

… стиль: 1-много, ОО, сообщение.

(Разговорный стиль: с одним человеком, в неофициальной обстановке, цель – общение; художественный стиль: со многими людьми, в официальной обстановке, цель – воздействие на воображение и чувства; научный стиль: со многими людьми, в официальной обстановке, цель – сообщение).

  1. Работа над новым материалом.   

          1.) Ознакомление.

- Тема сегодняшнего урока – официально-деловой стиль речи. Запишем новую тему в тетрадь.

- Официально-деловой стиль имеет свои черты. Он используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг (заявлений, справок, инструкций). С одним из видов деловых бумаг мы уже познакомились, правда, в шутливой форме, в начале нашего урока. Это была…? (Инструкция).

- Верно. Другой вид деловых бумаг – это справка. Обратите внимание на доску. Здесь дана основа справки, которую вы должны заполнить и записать в тетрадь.

Справка                         Слайд №5

           

   Дана_____________________ в том, что она действительно является

ученицей _________ класса ________ школы ________города _________

        Справка дана для предъявления в ________________

         Дата выдачи

         Директор

- Прочитайте, что у вас получилось.

Резникова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Большеглушицкая СОШ №2 «Образовательный центр» с.Большая Глушица Большеглушицкого района Самарской области Российской Федерации

- В каком падеже вы поставили своё имя, отчество и фамилию? (в Д.п.)

- Определите падеж названия учебного заведения, в котором вы учитесь. (Р.п.)

     2.) Составление таблицы.

- А теперь перейдём к составлению таблицы. Перед вами таблица, которую мы должны будем заполнить в процессе работы.

Официально-деловой стиль

Цель высказывания

Стилевые черты

Языковые средства

Сфера употребления

- Теперь работаем с текстом справки и заносим полученные сведения в таблицу. Какова цель написания справки? (сообщение деловой информации).

- Справка является одной из форм официально-делового стиля, а значит, целью этого стиля является сообщение точной деловой информации. Это  основная стилевая черта официально-делового стиля.

- Поясним понятие «точность изложения».

- Вспомните, когда и для чего вам приходилось получать справку?

(Справка нужна для того, чтобы предъявить её в библиотеку, подростковый клуб, удостоверить личность того, кто её предъявляет).

- Таким образом, справка является официальным документом и предъявляется в официальных (государственных) учреждениях. Поэтому в ней даётся полное наименование учреждений и организаций.

- Обратите внимание, какие конкретные величины могут указываться в  деловых документах. (В справке – это указание класса, номера школы и даты выдачи).

- Следовательно, точность изложения предполагает и конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров.

- Вспомните, каким образом вы писали справку. (По образцу, заготовке, шаблону, вписывая в неё только конкретные сведения).

- Следовательно, вторая стилевая черта официально-делового стиля – шаблон в оформлении деловых бумаг – стандарт.

- Теперь обратим внимание на языковые средства официально-делового стиля.

- Найдите в тексте справки слова с переносным значением. Почему их не может быть в текстах официально-делового стиля? (Это нарушило бы точность сообщения).

- Найдите стандартные обороты речи. ( Действительно, является, дана для предъявления).

- Занесём  в таблицу эти и некоторые другие сведения об особенностях языковых средств официально-делового стиля. Где употребляются тексты данного стиля?

- В результате проведённой работы будет составлена следующая таблица:

Резникова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Большеглушицкая СОШ №2 «Образовательный центр» с.Большая Глушица Большеглушицкого района Самарской области Российской Федерации

Официально-деловой стиль       Слайд №6

Цель высказывания

Стилевые черты

Языковые средства

Сфера употребления

Сообщение, передача информации.

  1. Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций, предприятий; конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров.
  2. Стандарт в оформлении деловых бумаг

Лексика:

- слова только в прямом значении;

- специальные термины (дипломатические, юридические и другие).

В официальной обстановке: законодательные документы (закон, устав, указ) и деловые бумаги (справка, заявление, доверенность, характеристика, биография, инструкция ).

   3.) Работа с учебником.  

- Откройте учебник на с. 22, упр.51.

- Перед вами образец заявления. Выясним шаблон, по которому оно составляется.

а.)  в правом верхнем углу пишем:

- должность, фамилию, имя и отчество того, кому адресовано заявление     – должность, фамилию, имя того, кто подаёт заявление (пишется в Р.п. без предлога); 

б.) слово «заявление» пишется посередине строки со строчной буквы, после него ставится точка;

в.) просьба излагается с красной строки;

г.) справа под текстом ставится подпись автора заявления;

д.) слева под текстом ставится дата.

4. Упражнение для закрепления.

- Прочитайте текст, взятый из книги К.Чуковского. Что это за «документ»? Как вы это определили?

                                               Слайд №7

                                                       Архангельскому комбинату,  расположенному

                                                на берегах полноводной красавицы Двины

Просим отгрузить 1000 кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором.

- Что в данном «заявлении» не соответствует обязательной форме его написания?

5. Итог урока.

Резникова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Большеглушицкая СОШ №2 «Образовательный центр» с.Большая Глушица Большеглушицкого района Самарской области Российской Федерации

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке? С каким стилем познакомились?

- Какова цель официально-делового стиля?

- Какие черты официально-делового стиля вы запомнили?

- Какие языковые средства характерны для этого стиля?

- Где употребляется официально-деловой стиль?

6. Задание на дом.

  1. Напишите заявление с просьбой принять вас в какой-либо кружок.
  2. Найдите в газетах, журналах примеры использования делового стиля в жанрах, не анализируемых на уроке.

Использованная литература:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 6 класс. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Уроки русского  языка в 6 классе. Книга для учителя. Г.А.Богданова. М.: «Просвещение» 2008г.
  3. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. Для учителя/  Богуславская Н.Е., Капинос В.И., Купалова А.Ю. и др.; Под ред. Ладыженской Т.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Канакина Г.И., Пранцова Г.В., Петрунина В.М.,Сазонова Г.М., Гурьянова Л.Б. Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 6 класс. – Пенза, 1997.
  5. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. А.Б.Малюшкин. Творческий центр «Сфера» 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему" Официально-деловой стиль"

Конспект урока включает технологическую карту  с этапами урока, деятельностью учащихся и учителя, приложения....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Официально-деловой стиль"

Данный урок знакомит учащихся с официально-деловым стилем, его особенностями. ...

Презентация к уроку родного языка в 5 классе по теме "Официально-деловой стиль речи. Объявление."

Данная презентация будет интересна для проведения урока по теме "Официально-деловой стиль речи. Объявление" в 5 классе....