Рабочий лист "Правописание НЕ с деепричастиями"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Охрименко Елизавета Аполлинарьевна

Данный рабочий лист используется при изложении нового материала с использованием элементов технологии проблемного обучения - дается задание с "затруднением".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист «Правописание НЕ с деепричастиями».

Ф.И. _______________________________ класс_________ дата____________

Тема:   ____________________________________________________________            

(Не)льзя, чтоб тот себя письмом прославил, Кто грамматических (не)знает правил.

А.П. Сумароков

_____________

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, –
Так падают бурные воды в сверкающем,
Быстром Лодоре!

(Р.Саути)

1.Задание с затруднением. Раскройте скобки, выбрав вариант слитного или раздельного написания

А. (Не)годовать, (не)доумевающий, (не)ряха, (не)взначай, (не)настный.

Б. (Не)торопливо, (не)написано, (не)открытый, давно (не)встречавшийся товарищ.

В. (Не)годуя, (не)доумевая, (не)встретив, (не)думая

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е

Причастия

Глаголы и деепричастия

слитно

раздельно

слитно

раздельно

слитно

раздельно

Без не не употребляются

Противопоставление с союзом а

Без не не употребляются

Краткое причастие

Можно подобрать синоним

Наличие слов далеко, отнюдь, вовсе

Полное одиночное (нет зависимых слов)

Противопоставление с союзом а

 

 

Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти

Сравнительная степень: не лучше, не умнее

 

Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)

 

 

Наличие отрицательных наречий: негде,
некуда

С прил., которые не имеют полной формы: не рад

 

 

 

 

2. Озаглавь таблицу_____________________________________________________________

3.Задание:  соедини  пословицы, раскрой скобки, объясни написание.

1. (Не)сиди сложа руки,

2. (Не)поворчав,

3. Кто чужой радости (не)рад,

4. (Не)бравшись за топор,

5. (Не)годуя на руки,

6. Лодырю всегда

подумай о голове.

избы (не)срубишь.

 так (не)будет и скуки.

(не)здоровится.

кошка куска (не)съест.

тот сам себе враг.

4. Взаимопроверка

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Выполните контрольный тест.

1. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.

а) Говорил (не)раз, давно (не)хоженная тропинка.

б) (Не)пролитые слезы, (не)достойное человека поведение.

в) Поведение, (не)достойное солдата; (не)выполненное мною задание.

г) (Не)нужные нам сведения, (не)открытые страны.

д) Ничем (не)огороженное место, далеко (не)случайно

2. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда.

а) Ничуть (не)интересен, весьма (не)глупый мальчик.

б) (Не)известное науке животное, совершенно (не)известная дорога.

в) Травы (не)кошены, дом (не)кирпичный.

г) Ветер (не)холодный, но сильный; задание совсем (не)выполнено.

д) Вовсе (не)нужные вещи, вещь никому (не)нужна.

Ответы:  1 – _________,  2 – _________.

Сообразительным и грамотным:

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда

Д/з пар.28, упр. 173  

АНКЕТА

1. На уроке я работал (активно/пассивно).

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен).

3. Урок для меня показался (коротким/длинным).

4. За урок я (не устал/устал).

5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже).

6. Материал урока мне был (понятен/не понятен), (полезен/бесполезен), (интересен/скучен).

7. Домашнее задание мне кажется (легким/трудным).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...

Методическая разработка раздела рабочей программы по теме "Деепричастие"

Методическая  разработка  программы составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, она соответствует структуре «Программы общеобр...

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...