Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Артседи Майя Васильевна

Вариант 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_4.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 4

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. опОшлить        3) Оптовый
  2. пОвестей        4) нАчался

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Митрофанушка из известной комедии Д.Фонвизина «Недоросль», по признанию некоторых его учителей, — полный НЕВЕЖДА.
  2. Несколько ДЮЖИХ казаков связали офицера верёвками.
  3. В запушённые ИЗМОРОСЬЮ окна проникал розовый студёный свет.
  4. За коренным населением Америки осталось название «ИНДЕЙЦЫ».

A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пара носков
  2. несколько кухонь
  3. о семиста семьдесят девяти рублях
  4. класть на стол

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Быстро проплыв мимо острова,

  1. погода испортилась.
  2. лодке понабился ремонт.
  3. открывается великолепный вид на залив.
  4. рыбак решил возвращаться.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. В советском сериале Т. Лиозновой «Семнадцати мгновениях весны» заняты талантливые актёры кино и театра.
  2. Все, кто слышал радиодиктора Юрия Левитана, поражались его великолепному голосу.
  3. Не только соседи по подъезду, но и все жители этого многоквартирного дома подписали письмо с требованием провести капитальный ремонт кровли.
  4. Было заявлено, что собрание состоится на следующей неделе и что необходимо подготовить выступления.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. За окном в ночных потёмках шумела буря, которой обыкновенно природа разражается перед грозой.
  2. Спокойный вид проводника, который шёл по улице без опаски, успокоил нас окончательно.
  3. И вот с разведки возвратились казаки, которые видели много звериных следов.
  4. Невдалеке стояла женщина, которая утром приходила в наш дом.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)... (2)В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. (З)Литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный мастерами, то есть учёными, выдающимися писателями, авторитетными работниками СМИ, другими образцовыми носителями языка. (4)... в литературном языке произношение слов, выбор места ударения в них, употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормам.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

  1. В современной России русский язык в школе изучается с 1 класса.
  2. Широко известны яркие и проникновенные высказывания М.В. Ломоносова о русском языке.
  3. Русский язык — это национальный язык русского народа, язык межнационального общения народов России.
  4. Школьный курс русского языка рассчитан на 11 лет обучения.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении?

  1. Вероятно,        3) Нет,
  2. Поэтому        4) Несмотря на это,

А9. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой во втором (2) предложении текста или в одной из частей этого предложения?

  1. выделяется часть        3) часть выделяется, называется
  2. часть называется        4) которая выделяется

А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

  1. сложное бессоюзное        3) пройтое осложнённое
  2. сложноподчинённое        4) сложносочинённое

All. Укажите правильную морфологическую        характеристику слова ОБРАБОТАННЫЙ в третьем (3) предложении текста.

  1. полное прилагательное        3) деепричастие
  2. действительное причастие        4) страдательное причастие

А12. Укажите значение слова ЯЗЫК в предложении 3.

  1. важнейшее средство общения людей
  2. орган в полости рта
  3. орган речи
  4. пленный, от которого можно узнать нужные сведения

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Пусты( 1 )ы и печальны эти горы в осе(2)ий ветре(3)ый день

1) 1        2) 3        3) 1,2        4) 1,3

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. к..кетка, к..литка, блестящий
  2. ст..рожка, присоединяла, располагаться
  3. революция, пл..вчиха, распорядиться
  4. достижение, прославление, прис..гать

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. изъясняешься, под..езд, с..язвить
  2. пр..вержен, пр..града, преодоление
  3. раскритиковать, не..держанный, бе..грамотно
  4. о..дана, надстройка, пре..ставление

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. надпил..шь, непередаваемый
  2. докле..шь, сгора..мый
  3. сбре..шь, прострел..нный
  4. запряч..шь, пристро..вший

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

  1. глуб..на Б. кра..шек
  2. коч..вавший Г. затраг..вать

1) А, Г        2) В        3) Б, В, Г        4) Б, В

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Солнце (не)спешно передвигалось по небу, а мы всё шли вдоль реки.
  2. В данном муниципальном округе выборы депутатов признаны (не)состоявшимися.
  3. Все матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу.
  4. Многие (не)долюбливали Беликова за его склочный характер.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. (ЗА)ЧЕМ вспоминать прошлое? А что касается будущего, то о нём ТО(ЖЕ) не стоит голову ломать.
  2. Путники (НА)КОНЕЦ добрались до реки и (В)ТЕЧЕНИЕ часа шли вдоль её правого берега.
  3. Несмотря (НА)КОНЕЦ сентября, в средней полосе было (ПО)ЛЕТНЕМУ тепло.
  4. Хозяйки глас (ПО)ВСЮДУ нужен: он вмиг заметит ЧТО(НИБУДЬ).

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Пробежало это облако ( ) и за ним медленно поплыли другие облака.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Гонимы вешними лучами (1) с окрестных гор уже снега (2) сбежали мутными ручьями (3) на потопленные луга.

1) 1,3        2) 2,3        3) 1,2,3        4) 1

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в прёдложении должны стоять запятые?

Лесам (1) казалось (2) не будет конца.

Ты (3) я вижу (4) только комедию разыгрываешь.

1) 1,3        2) 3,4        3) 1,2,3,4        4) 1,2

            А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не поставлены.)

  1. Лёгкий дымок над избой да стук топора.
  2. На клумбах и на газонах растут как настурции так и георгины.
  3. И лес и поле и река купались в лучах ласкового солнца.
  4. Купите в магазине шоколадные конфеты или большой торт.

            А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

                      Об одном прошу вас: стреляйте быстрее.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Учёных в последнее время всё больше привлекают просторы Мирового океана (1) акватория (2) и глубины (3) которого (4) пока плохо изучены.

1) 1        2) 2        3) 1,4        4) 1,3

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю (3) и оба думали о том (4) как велика (5) и как прекрасна эта страна.

1) 1,2,4        2) 1,2,3        3) 1,2,3,4        4) 1,2,3,4,5

А27. Прочитайте текст.

Альтруистическое поведение отнюдь не является привилегией человека, оно присуще по крайней мере одному из его ближайших родственников — карликовым шимпанзе бонобо. Такой вывод сделали американские учёные, проведя серию экспериментов. В комнату с едой пустили голодную обезьяну, а её сородич в это время находился в соседнем помещении, отделённом от «столовой» дверью с задвижкой. Бонобо предоставили выбор: пообедать в одиночку либо, открыв дверь, впустить соседа и поделиться едой. Хотя в испытании участвовали несколько приматов, результат эксперимента неизменно был одинаков. Ни одно подопытное животное не пыталось съесть лакомство тайком, не поделившись с «ближним», как это порой себе позволяют некоторые представители человечества.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

  1. Американские учёные провели эксперименты с карликовыми шимпанзе, чтобы сравнить их поведение с поведением людей.
  2. По наблюдениям американских учёных, шимпанзе бонобо, как и люди, заботятся друг о друге.
  3. После серии экспериментов учёные США установили, что не только люди, но и их ближайшие родственники шимпанзе бонобо способны поделиться едой с сородичами и всегда делают это.
  4. Ещё одним доказательством родства человека и животного стали эксперименты американских учёных с обезьянами.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки! (4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное. (22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры. (24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом? (25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу,сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Суеверные приметы пришли к нам из уже далёкого язычества и средневековья.
  2. В современном обществе отношение к приметам и суевериям разное: для одних это игра, для других — фольклор, для третьих — своеобразная религия.
  3. Лишь в прошлом веке суеверия и приметы стали отождествлять (^предрассудками.
  4. Опираясь на свой жизненный опыт, верил в возможность заглянуть в будущее, в возможность предсказаний Ф.М. Достоевский.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1. Предложения 34-39 представляют собой рассуждение.
  2. Предложение 17 содержит перечисление событий.
  3. В предложениях 1-4 представлено повествование.
  4. В предложениях 8-10 есть как рассуждение, так и описание.

А30. В каком предложении есть синонимы?

1) 10        2) 11        3) 26        4) 36

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное БЕССУФФИКСНЫМ способом (с помощью нулевого суффикса).

В2. Из предложений 23-25 выпишите краткое причастие.

ВЗ. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ (предложение 37).

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 11-18 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

В5. Среди предложений 1-10 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 31-39 найдите сложное предложение, одна из частей которого является придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 34-39 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используйте.

В8. «Журналист Николай Михайлов, рассматривая отношение наших современников к приметам, суевериям и предсказаниям, прибегает в тексте к сочетанию иронии и самоиронии с серьёзностью проблемы, что достигается использованием такого лексического средства, как        (например, мобильник в предложении 2, нынче, штуки в предложении 3, и такого приёма, как        (в предложении 9). А желание убедить читателя в своей правоте, заставить его поразмышлять по теме диктует необходимость использования такого приёма, как          (предложения 14, 31-32), и такого синтаксического

средства, как        (предложения 8,13, 24)».

Список терминов:

  1. ряды однородных членов
  2. противопоставление
  3. сравнительный оборот
  4. книжная лексика
  5. разговорная лексика
  6. вопросительные предложения
  7. эпитеты
  8. диалектизмы
  9. цитирование

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...