урок-комплекс "45 минут на обращение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Лучникова Ольга Анатольевна

Урок  обобщения знаний по теме "Обращение"  в 8 классе содержит богатый дидактический, раздаточный материал, задания проблемного и исследовательского характера. Сопровождается презентацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 45_minut_na_obrashchenie_-_urok-kompleks.rar728.87 КБ

Предварительный просмотр:

Любите слово!
И оно – природа.
Цветенье
Плодоносящих садов.
Как из окна,
Глядит душа народа
Из коренных,
Видавших виды слов.

                    В.Боков

Несколько лет назад после проведения урока по теме «Обращение» я посетовала на то, что мало времени отводится на такую интересную тему. Одна из коллег была очень удивлена: «Обращение? Да о чем там говорить на нескольких уроках? Все основные моменты изучены в 5-м классе, а в 8-м всего-то и работы на 20 минут». Двадцать минут... Возможно, кому-то хватает и этого времени. На мой взгляд, если была бы такая возможность, можно было провести целую серию уроков по этой теме: урок – знакомство с обращениями, урок-исследование, урок-дискуссию, урок творчества. Но поскольку такой возможности нет, пришла мысль объединить эти направления работы и сделать урок-комплекс (название условное). Комплекс – потому, что он позволяет соединить на одном уроке разные нетрадиционные формы работы, всесторонне изучить понятие обращения как с грамматических, так и коммуникативных позиций, как в функционально-стилистическом аспекте, так и с точки зрения этикета, причем этикета национального и социального.
Конечно, если поставить перед собой задачу повторить изученный материал об обращении, а также отработать знаки препинания при нем (на что и ориентирует учителя программа по русскому языку), то много времени не понадобится, так как понятие обращение знакомо учащимся с 5-го класса. Работая над данной темой, учитель, как правило, рассматривает следующие вопросы:

– вводит понятие обращение;
– учит находить обращение в предложении, рассказывая о местоположении в нем;
– работает над усвоением правил постановки знаков препинания при обращении;
– обучает составлению предложений с включением в их структуру обращений;
– учит отличать обращение от членов предложения в таких, например, предложениях:
Павлик пойдет в кино. – Павлик, пойдем в кино?

На этом работа с обращениями не заканчивается, так как предполагается, что при изучении других разделов грамматики учитель, опираясь на имеющиеся у детей знания, будет продолжать работу с обращениями, используя тексты с данным синтаксическим явлением. К 8-му классу действительно остается лишь уточнить некоторые нюансы и перелистнуть страничку с изученной темой.
Ученики скажут: «Прошли!» – и они будут правы и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Но хочется, чтобы не просто прошли, хочется, чтобы одно из интереснейших языковых явлений осталось, запомнилось, заинтересовало. Мне кажется, что данная тема позволяет проложить в сердцах детей путь к слову, оставить яркий, запоминающийся след в их душах. Мы предлагаем пройти по этому пути вместе с нами.

8 класс 

УРОК-КОМПЛЕКС ПО ТЕМЕ «ОБРАЩЕНИЕ»

Цели: углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе; развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в разговорной речи; показать способы использования обращений в различных стилях речи; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: блиц-опрос по самостоятельно прочитанному дома материалу, касающемуся обращений (на данном этапе урока предполагается проверить осмысленность подготовки учащихся к теме урока). Основные вопросы:

1) Что такое обращение?
2) Чем выражаются обращения?
3) Какова основная интонация обращений?
4) Какова синтаксическая функция обращений?
5) Какие знаки препинания ставятся при обращении?
6) Что нового об обращении вы узнали из прочитанного дома параграфа?

(Необходимо, чтобы учащиеся отметили следующие моменты: нюансы интонирования обращений, особенности падежа, в котором употреблено обращение, способы выражения обращений.)

2. Углубленная работа над новым материалом:

1) Нюансы интонирования обращений (обращается внимание на то, что интонация обращений не только звательная. Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и также выражать отношение к собеседнику.)

Задание. Прослушайте предложения, найдите обращения, определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах (все примеры взяты из произведений А.Пушкина).

  • Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!
  • Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье:
    Писать тебе посланье мне было недосуг.
  • А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?
    Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами...
  • Молю тебя, мой добрый домовой,
    Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
    И скромную семьи моей обитель.
  • Балдушка, погоди ты морщить море,
    Оброк сполна ты получишь вскоре.
  • «Царь ты наш, отец народа! – 
    Возглашает воевода. –
    Государь, проснись, беда!»
  • Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждешь меня.
  • Исполнились мои желания. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.

2) Особенности падежа, в котором употреблено обращение (необходимо сказать о том, что обращение может стоять не только в именительном падеже, иногда — что возможно только в разговорной речи — обращение может употребляться в другой падежной форме, когда обращаются к человеку не по имени или какому-либо социальному названию, а описательно, подмечая в нем яркую, отличительную деталь: Эй, в гимнастерке, подойди сюда! Там, в шляпе, вы оплатили проезд?).

Задание исследовательского характера

Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».

Справка: существительное старче употреблено в звательном падеже, который в современном языке отсутствует.

3) Способы выражения обращений (желательно перечислять способы выражения обращений таким образом, чтобы просматривалась определенная система).

Задание по группам. Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Задание. Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

  1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
  2. Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
  3. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
  4. Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
  5. Пока лета не отогнали невинной радости твоей,
    Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
  6. Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.
  7. Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...
  8. Ах ты, старый конюх, неразумный,
    Разгадаешь ли, старый, загадку?
  9. Татьяна то вздохнет, то охнет;
    Письмо дрожит в ее руке.
  10. Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей.
  11. Свищет ветер, серебряный ветер,
    В шелковом шелесте снежного шума.
  12. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...

Итак, мы выявили следующие признаки обращений:

  • оно называет лицо, к которому обращаются с речью;
  • адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы;
  • обращение произносится чаще всего со звательной интонацией, но может быть восклицательная интонация, интонация вводности, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего;
  • обращение не является членом предложения;
  • чаще всего обращение употребляется в форме именительного падежа, однако могут встречаться и другие формы.

3. Выявление роли обращений в художественном тексте

Обращения важны для нас не только потому, что нам необходимо запомнить вышеперечисленные признаки, но и потому, что они играют большую роль в тексте, помогают создать образ того или иного литературного героя. Я думаю, что вы без труда отгадаете, какому литературному герою принадлежат следующие фразы:

  • – О нет, о юный мой повелитель, – высокопарно ответствовал старичок, – я не из неведомой мне страны Самодеятельность! Я вот из этого трижды проклятого сосуда.
  • – Не веришь, презренный?! – свирепо вскричал старичок, но тут же взял себя в руки... – Прости меня, о юный мой спаситель, но я не привык, чтобы мои слова брались под сомнение... Знай же, благословеннейший из отроков, что я не кто иной, как могучий джинн Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, т.е. сын Хоттаба. (Л.Лагин. Старик Хоттабыч)

В книге Л.Лагина «Старик Хоттабыч» использовались и другие обращения. Одни – со знаком «плюс» (о пытливый отрок, прелестнейший из отроков, о превосходнейший из отроков, звезда моего сердца, о драгоценнейший Волька ибн Алеша, о изумительнейший из изумительных, достойнейший из спасителей джиннов, о прекраснейший из учащихся средней школы, о драгоценнейший зрачок моего глаза), другие – со знаком «минус» (презреннейший из пешеходов, недостойная прислужница, о не в меру многословный брадобрей, о презреннейший из банщиков). Случайна ли эта цветистость речи? (Это одна из этикетных особенностей речи жителей Востока.) Зачем автору понадобилось использование этой речевой особенности? (Во-первых, для того чтобы создать образ самого джинна; во-вторых, с целью создания комического эффекта.)

Задание. Вам необходимо было к сегодняшнему уроку выбрать предложения с обращениями из повести А.С. Пушкина. Зачитайте выписанные вами предложения (– Эх, батюшка Петр Андреевич, – отвечал он с глубоким вздохом. / –Барин, не прикажешь ли воротиться? / – Его благородие жалует мне шубу со своего плеча, его на то барская воля, а ты, холоп, не спорь и слушайся. / – Эй, ямщик! – закричал я. – Что там такое чернеется? / – Это, старинушка, не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. / – Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем. / – Государь Андрей Петрович! Отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил. / – Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? / – Господин прапорщик! – продолжал он, обращаясь ко мне. / – Как же так, господин коллежский советник? – возразил изумленный генерал. / – Господа, подайте голоса ваши по законному порядку. / – Что ты, сударь? Как же я тебя-то покину? / – А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять Бог дал свидеться. / – Слушай, фельдмаршал! Мы с его благородием старые приятели, – сказал он, обращаясь к Белобородову... и т.д.).

Какова роль обращений в пушкинском тексте? (Обращения, используемые в тексте, сейчас практически не употребляются, на смену им пришли совершенно другие способы называния адресата речи, но роль их велика. Во-первых, они вводят нас в обстановку XIX века, создают исторический фон, во-вторых, помогают увидеть социальное неравенство людей, их место на общественной «лестнице».)

Задание. Сейчас вы прослушаете несколько фраз из другого произведения, в котором обращений не так-то много и все они принадлежат одному герою. Ваша задача – определить произведение и сказать, какова роль обращений в этом тексте (обратите внимание на адресата речи):

В продолжение рассказа Остап несколько раз вскакивал и, обращаясь к железной печке, восторженно вскрикивал:

– Лед тронулся, господа присяжные заседатели!

– Слушайте, господин из Парижа, а знаете ли вы, что ваши бриллианты почти что у меня в кармане! И вы меня интересуете постольку, поскольку я хочу обеспечить вашу старость.

– Ну, по рукам, уездный предводитель команчей!

– Вот что, дорогой патрон. Вам придется побыть часок гигантом мысли и особой, приближенной к императору.

– Вы – стяжатель, – ответил Остап, – ждите меня в гостинице. Никуда не уходите. Я могу прийти каждую минуту. Уплатите в гостинице по счету. Чтоб все было готово. Адье, фельдмаршал! Пожелайте мне спокойной ночи.

– Вот что, дорогуша, я вижу полную бесцельность нашей совместной работы. Во всяком случае работать с таким малокультурным компаньоном, как вы, из сорока процентов представляется мне абсурдным.

– Да, мой старый друг, вы больны организационным бессилием и бледной немочью.

– Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать! Конечно, наш нищий в европейской России говорит по-французски хуже, чем Мильеран. Ну, Кисуля, а в каких пределах вы знаете немецкий язык?

Произведение и автор? (И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»)

Какова роль обращений? (Обращения в данном случае помогают охарактеризовать автора высказываний – Остапа Бендера, а также понять его отношения с «концессионером» Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, которого он никогда не называет по имени-отчеству.)

Задание. В данном произведении есть и еще одна колоритная фигура – «Эллочка людоедка». В ее словаре, как известно, было порядка тридцати слов, которыми она легко и свободно обходилась. В том числе и одно-единственное обращение, которое использовалось «по отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения» и сочеталось, как правило, с глаголом хамите. Какое это обращение? (Парниша.)

Как характеризует Эллочку эта особенность? (Демонстрирует ее откровенную примитивность и отсутствие малейшего проявления духовности, не случайно авторами она названа «людоедкой».)

Итак, подведем итог нашему разговору. Какова роль обращений в художественном тексте? (Обращения помогают создать образ героя, увидеть уровень его развития; используются с целью создания комического эффекта, вводят в обстановку повествования, создают исторический фон, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, их место на общественной «лестнице», а также их отношение друг к другу.)

4. Жизнь обращений сегодня. Проведение мини-дискуссии

Задание. Прослушайте сообщение ученика о традиционных обращениях, используемых в Польше, Италии, Франции, Англии и т.д., проведите параллель с тем, как с традиционными обращениями обстоят дела в нашей стране.(Ученик рассказывает о том, что в большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков, например: в Польше – пан и пани, в Италии – синьор, синьора, во Франции – мадам, месье и т.п.)

Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например:

«Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.

Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство? (Если в ходе дискусии мнения учеников разделятся, лучше разбить их на группы, и пусть каждая группа приводит свои аргументы для доказательства отстаиваемой точки зрения.)
Учитель на этом этапе должен регулировать процесс обсуждения проблемы, при необходимости «подливать масло в огонь», используя следующие материалы.

* * *

В 80-е годы в «Литературной газете» была напечатана юмореска В.Резниченко «Несуществующее существительное», в которой автор рассказывал о том, какие мытарства он перенес, покупая в магазине зубную щетку. Дело в том, что продавщица не откликалась ни на одно обращение. Он называл ее «девушка», «женщина», «мадам», «сударыня», «хозяйка», «гражданка», «товарищ продавец», «мамочка», «мамаша», но она так и не откликнулась.

* * *

«Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю своего народа, равнодушным к богатствам языка, кажется, что чем проще, чем однообразнее обращение, тем «демократичнее» общество. Ничего подобного!»

(В.Я. Канторович)

* * *

«Даже назвав себя господами, мы остаемся товарищами по несчастью».

(Е.Тарасов)

* * *

«...при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками как говорящего, так и его собеседника...»

(Н.И. Формановская)

Итак, подводя итоги нашей дискуссии, мы можем согласиться с мнением Н.И. Формановской, которая в книге «Вы сказали: “Здравствуйте!”» пишет: «Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имен, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!».

5. Творческое задание: решение задачи

Предлагаемые варианты задач (задача должна быть решена в форме рассказа, можно с элементами юмора):

1) Мальчика зовут Сергей Иванов. Ему 8 лет. Он учится в школе во 2-м классе. Занимается спортом. Любит играть в шахматы. Как его назовут в вашем рассказе мама, старший брат, друзья, одноклассники, близкие родственники, соседи, ребята из секции и шахматного кружка?
2) Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его назовут в вашем жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч и т.д.?

6. Подведение итогов и организация домашнего задания (письменное выполнение творческих задач по выбору учащихся; возможно выполнение заданий микрогруппами).

7. Результат урока. Решенные творческие задачи.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Николаю Николаевичу сегодня исполнилось 40 лет. Когда он пришел на работу, сослуживцы бросились к нему с радостными возгласами:
– Поздравляем, Николай!
– Николай Николаич, дорогой, живи 100 лет и не болей!
– Николя, – как всегда, томно проворковала секретарь Лизанька, обращавшаяся ко всем панибратски. – Прими мои самые лучшие...
Но ее речь была прервана появившимся директором.
– Уважаемый Николай Николаевич, рад вас видеть, – начал он. В присутствии коллег он поздравил юбиляра и преподнес ему подарок.
После работы, уставший, но довольный, наш герой отправился домой. И тут настроение его чуть было не испортилось. Выходя из троллейбуса, он столкнулся с некоей дамочкой.
– Шалишь, парниша, – сверкнула она глазами.
Обескураженный этой бесцеремонностью, Николай Николаевич пошел через улицу на красный свет, но свисток милиционера вернул его к действительности.
– Что же вы, гражданин, нарушаете правила? Жизнь, что ли, недорога?
– Да мне сегодня 40 стукнуло, – невпопад оправдывался именинник. 
– Ну что ж, честь имею. Примите мои поздравления, – козырнул страж порядка. 
Войдя в подъезд своего дома, наш герой услышал истошные крики странного на вид старика, стоявшего в кабине лифта и не понимающего, почему тот не трогается с места. Николай Николаевич вошел в лифт, нажал необходимую кнопку и довез злополучного старичка до нужного ему этажа, за что был осыпан неожиданными похвалами:
– О повелитель лифта! О прекраснейший из жителей подъезда, да будут благословенны твои дни, – слышал именинник, поднимаясь на лифте на свой этаж.
Усмехаясь, он открыл дверь и услышал радостные возгласы:
– Ну наконец-то, Коля! А к тебе гости, – улыбнулась жена.
– Папочка, папуля, поздравляем тебя! – бросились к нему сыновья.
– Сыночек, Николенька, счастья тебе, – сквозь слезы поздравила его старушка мать.
– Дядь Коль, прими и мои поздравления, – пробасил племянник...
Что ж, оставим нашего героя наедине с близкими. Доброе слово, хорошее, вежливое обращение – уже само по себе подарок. (Коля В., 1996 г.)

Дополнительные материалы:

Возможно включение в урок или домашнее задание вопросов исследовательского характера:

  1. Что представляют собой обращения типа: Галь! Вань! Кать! Шурк! Людк! Оль, а Оль! Мам, а мам!
    2. Как менялась сфера употребления обращения товарищ в течение XX века?
    3. В чем разница между обращениями типа: браток, брат, братишка, братец?
    4. Есть ли возрастные ограничения для использования в качестве обращения слова   старик?
    5. По отношению к кому и когда мы используем обращения мать, отец, мамаша, дочка и т.д.?
    6. Какой интонацией могут быть окрашены обращения типа: дорогой, милый?
    7. Какие возможные варианты ласкательных, ласковых обращений можно образовать от имен близких и дорогих вам людей?
    8. Национальной формой именования взрослого человека и обращения к нему являются русское имя и отчество. А как мы обратимся к англичанину, американцу, жителям кавказских республик?
    9. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии?

1. Что представляют собой обращения типа: Галь! Вань! Кать! Шурк! Людк! Оль, а Оль! Мам, а мам!

2. Как менялась сфера употребления обращения товарищ в течение XX века?

3. В чем разница между обращениями типа: браток, брат, братишка, братец?

4. Есть ли возрастные ограничения для использования в качестве обращения слова   старик?

5. По отношению к кому и когда мы используем обращения мать, отец, мамаша, дочка и т.д.?

6. Какой интонацией могут быть окрашены обращения типа: дорогой, милый?

7. Какие возможные варианты ласкательных, ласковых обращений можно образовать от имен близких и дорогих вам людей?

8. Национальной формой именования взрослого человека и обращения к нему являются русское имя и отчество. А как мы обратимся к англичанину, американцу, жителям кавказских республик?

9. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии?

  1. Что представляют собой обращения типа: Галь! Вань! Кать! Шурк! Людк! Оль, а Оль! Мам, а мам!
    2. Как менялась сфера употребления обращения товарищ в течение XX века?
    3. В чем разница между обращениями типа: браток, брат, братишка, братец?
    4. Есть ли возрастные ограничения для использования в качестве обращения слова   старик?
    5. По отношению к кому и когда мы используем обращения мать, отец, мамаша, дочка и т.д.?
    6. Какой интонацией могут быть окрашены обращения типа: дорогой, милый?
    7. Какие возможные варианты ласкательных, ласковых обращений можно образовать от имен близких и дорогих вам людей?
    8. Национальной формой именования взрослого человека и обращения к нему являются русское имя и отчество. А как мы обратимся к англичанину, американцу, жителям кавказских республик?
    9. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии?

Николаю Николаевичу сегодня исполнилось 40 лет. Когда он пришел на работу, сослуживцы бросились к нему с радостными возгласами:
– Поздравляем, ………………!
– …………..., дорогой, живи 100 лет и не болей!
– …………., – как всегда, томно проворковала секретарь Лизанька, обращавшаяся ко всем панибратски. – Прими мои самые лучшие...
Но ее речь была прервана появившимся директором.
– ………………., рад вас видеть, – начал он. В присутствии коллег он поздравил юбиляра и преподнес ему подарок.
После работы, уставший, но довольный, наш герой отправился домой. И тут настроение его чуть было не испортилось. Выходя из троллейбуса, он столкнулся с некоей дамочкой. Она очень походила на Эллочку, недавнюю знакомую.
– Шалишь, …………., – сверкнула она глазами.
Обескураженный этой бесцеремонностью, Николай Николаевич пошел через улицу на красный свет, но свисток милиционера вернул его к действительности.
– Что же вы, ………………..., нарушаете правила? Жизнь, что ли, недорога?
– Да мне сегодня 40 стукнуло, – невпопад оправдывался именинник. 
– Ну что ж, честь имею. Примите мои поздравления, – козырнул страж порядка. 
Войдя в подъезд своего дома, наш герой услышал истошные крики странного на вид старика, стоявшего в кабине лифта и не понимающего, почему тот не трогается с места. Николай Николаевич вошел в лифт, нажал необходимую кнопку и довез злополучного старичка до нужного ему этажа, за что был осыпан неожиданными похвалами:
– О ……………………..! О ……………………….., да будут благословенны твои дни, – слышал именинник, поднимаясь на лифте на свой этаж.
Усмехаясь, он открыл дверь и услышал радостные возгласы:
– Ну наконец-то, ………………………! А к тебе гости, – улыбнулась жена.
– ……………………, поздравляем тебя! – бросились к нему сыновья.
– …………………., счастья тебе, – сквозь слезы поздравила его старушка мать, прими и мои поздравления, – пробасил племянник...
Что ж, оставим нашего героя наедине с близкими. Доброе слово, хорошее, вежливое обращение – уже само по себе подарок.

1) Мальчика зовут Сергей Иванов. Ему 8 лет. Он учится в школе во 2-м классе. Занимается спортом. Любит играть в шахматы. Как его назовут в вашем рассказе мама, старший брат, друзья, одноклассники, близкие родственники, соседи, ребята из секции и шахматного кружка?

1) Мальчика зовут Сергей Иванов. Ему 8 лет. Он учится в школе во 2-м классе. Занимается спортом. Любит играть в шахматы. Как его назовут в вашем рассказе мама, старший брат, друзья, одноклассники, близкие родственники, соседи, ребята из секции и шахматного кружка?

1) Мальчика зовут Сергей Иванов. Ему 8 лет. Он учится в школе во 2-м классе. Занимается спортом. Любит играть в шахматы. Как его назовут в вашем рассказе мама, старший брат, друзья, одноклассники, близкие родственники, соседи, ребята из секции и шахматного кружка?


  1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
  2. Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
  3. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
  4. Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
  5. Пока лета не отогнали невинной радости твоей,
    Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
  6. Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.
  7. Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...
  8. Ах ты, старый конюх, неразумный,
    Разгадаешь ли, старый, загадку?
  9. Татьяна то вздохнет, то охнет;
    Письмо дрожит в ее руке.
  10. Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей.
  11. Свищет ветер, серебряный ветер,
    В шелковом шелесте снежного шума.
  12. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...

  1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
  2. Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
  3. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
  4. Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
  5. Пока лета не отогнали невинной радости твоей,
    Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
  6. Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.
  7. Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...
  8. Ах ты, старый конюх, неразумный,
    Разгадаешь ли, старый, загадку?
  9. Татьяна то вздохнет, то охнет;
    Письмо дрожит в ее руке.
  10. Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей.
  11. Свищет ветер, серебряный ветер,
    В шелковом шелесте снежного шума.
  12. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...

  1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
  2. Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
  3. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
  4. Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
  5. Пока лета не отогнали невинной радости твоей,
    Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
  6. Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.
  7. Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...
  8. Ах ты, старый конюх, неразумный,
    Разгадаешь ли, старый, загадку?
  9. Татьяна то вздохнет, то охнет;
    Письмо дрожит в ее руке.
  10. Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей.
  11. Свищет ветер, серебряный ветер,
    В шелковом шелесте снежного шума.
  12. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...

 Признаки обращений:

  • обращение называет лицо, к которому обращаются с речью;
  • адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы;
  • обращение произносится чаще всего со звательной интонацией, но может быть восклицательная интонация, интонация вводности, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего;
  • обращение не является членом предложения;
  • чаще всего обращение употребляется в форме именительного падежа, однако могут встречаться и другие формы.

 

Признаки обращений:

  • обращение называет лицо, к которому обращаются с речью;
  • адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы;
  • обращение произносится чаще всего со звательной интонацией, но может быть восклицательная интонация, интонация вводности, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего;
  • обращение не является членом предложения;
  • чаще всего обращение употребляется в форме именительного падежа, однако могут встречаться и другие формы.

 Признаки обращений:

  • обращение называет лицо, к которому обращаются с речью;
  • адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы;
  • обращение произносится чаще всего со звательной интонацией, но может быть восклицательная интонация, интонация вводности, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего;
  • обращение не является членом предложения;
  • чаще всего обращение употребляется в форме именительного падежа, однако могут встречаться и другие формы.

 

Признаки обращений:

  • обращение называет лицо, к которому обращаются с речью;
  • адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы;
  • обращение произносится чаще всего со звательной интонацией, но может быть восклицательная интонация, интонация вводности, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего;
  • обращение не является членом предложения;
  • чаще всего обращение употребляется в форме именительного падежа, однако могут встречаться и другие формы.

Роль

обращений

в художественной

литературе

помогают создать образ героя

 

показывают уровень  развития героя

 

использутся с целью создания комического эффекта

создают исторический фон

помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность

 

помогают понять  отношение героев друг к другу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

Обращение. Знаки препинания при обращении

Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71      ОТКРЫТЫЙ...

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....

"Сорок пять минут, посвященных обращению"

"Сорок пять минут,посвященных обращению"...

Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Конспект логопедического занятия на тему "Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении"...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...