Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Глушенко Елена Николаевна

 

На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,  умение отличать подлежащее от обращения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok_Obrashchenie_5_klass_zakreplenie.docx25.45 КБ
Файл Obrashchenie_5_klass.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14

села Орловки Буденновского района»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

«ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

Учитель русского языка

и литературы

МОУ СОШ № 14

с. Орловки

Глушенко Е.Н.

2011 год

«ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

Цели: 1) закрепить умение проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями;

2) отрабатывать умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи;

3) отрабатывать умение отличать подлежащее от обращения.

Оборудование: презентация к уроку, сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Постановка задач урока

Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем.

III. Актуализация ранее изученного

- Запишем сегодняшнее число, оставим, как всегда, две строки для записи названия темы. Прочитайте эпиграф к уроку. (Слайд 2)

- Кто автор этих строк?

- Перефразируя слова поэта, спрошу у вас: что нужно вам, школьникам?

(Слайд 3)

-Цель нашего урока: повторить пройденный материал и закрепить его, а значит понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. «Какого?» - спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.

Лингвистическая разминка (кроссворд)

  1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
  2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)
  3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)
  4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)
  5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)
  6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)
  7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)
  8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)
  9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)

(Слайд 4)

- Получилось слово обращение.

-Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение», а именно – «Знаки препинания при обращении». (Слайд 5)

Комплексная работа с текстом

(Слайд 6)

У доски

  1. Первое предложение. Пунктуационный разбор. Схема. Доказать. Синтаксический разбор.
  2. Орфографический разбор (запись на доске).

Доказать написание выделенных букв в словах:

Солнце –

Освещает –

  1. Индивидуальная работа (на местах, 3 человека)

Пунктуационный разбор. Схема. Доказать. Синтаксический разбор:

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна

Задание классу в это время.

- Почему Пушкина можно назвать солнцем нашей поэзии? (Солнце обогревает. Так и Пушкин согревает нас своими добрыми, прекрасными, по своему таланту, произведениями).

- Выпишите предложение, в котором есть однородные члены (добрые, ласковые, нежные), которые соединяются между собой только с помощью интонации. Расставьте знаки, составьте схемы. [знаки назвать с места, схему составить на доске]. [                                      ,         ,       ].

- Найдите еще предложение с однородными членами. Какие однородные члены в этом предложении соединены одиночным союзом и? Какое правило знаете об этой пунктограмме?

Групповой взаимоконтроль (проверка работающих у доски)

- Если у вас возникли вопросы к отвечающим, можете задать вопросы.

IV. Совершенствование умений и навыков

- Прочитайте предпоследнее предложение. Выпишите в тетрадь. Чем оно осложнено? (Обращением). - Расставьте  знаки препинания. Какое предложение по цели высказывания? (Вопросительное). Составьте схему.  [… ,        , …]?

-Что такое обращение? (Слайд 7)

(Слайд 8)

-Прочитайте стихотворение, обратите внимание на последние строки.

- На уроке будем совершенствовать навыки выделения обращений запятыми.

- Кроме запятой, какой еще знак можно поставить? (!)

Восстановите схемы

(Слайд 9)

- Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).

Сравнение с подлежащим

- Как можно отличить обращение от подлежащего? (1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3. Обращение может быть выражено не одним словом, а целым сочетанием). (Слайд 10)

Тренировочные упражнения

Объяснительное списывание

1 ряд – выпишите предложения, где обращение находится в начале предложения.

2 ряд - выпишите предложения, где обращение находится в середине предложения.

3 ряд - выпишите предложения, где обращение находится в конце  предложения.

(Слайд 11) [Знаки препинания не расставлены]

Графический диктант

- Составьте схемы к предложениям. (Слайд 12) [Знаки препинания не расставлены]

Выборочное списывание

Выпишите предложения с обращениями, расставьте знаки, графически выделите обращения. (Слайд 13)

Культура и речь

3 принципа хорошей речи: точность, богатство, выразительность.

Русский речевой этикет требует от говорящего уважения к собеседнику, поэтому не рекомендуется начинать диалог с эй, ты! и даже эй, вы! (Слайд 14)

        Русская грамматика объясняет нам это этикетное правило следующим образом:

  1. Чтобы установить речевой контакт, говорящий должен привлечь к себе внимание.
  2. Адресовать свою речь, т.е. назвать конкретного собеседника.

И если нам для привлечения внимания достаточно просто голоса, крика, то для того, чтобы выделить собеседника, нам нужно имя существительное, точно указывающее на того, к кому мы обращаемся. Наиболее подходящим для такой цели является имя собственное. (Слайд 15)

- Имя нарицательное неодушевленное тоже может использоваться в обращении.

Откройте сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» и найдите такие примеры.

V. Итог урока

(Слайд 16)

VI. Домашнее задание

(Слайд 17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык УРОК В 5 КЛАССЕ

Слайд 2

Что тебе надобно, старче ? А.С. Пушкин

Слайд 3

Что нужно вам, школьникам?

Слайд 4

Лингвистическая разминка СЛ О ВОСОЧЕТАНИЕ О Б СТОЯТЕЛЬСТВО ВТО Р ОСТЕПЕННЫЕ СК А ЗУЕМОЕ ПОДЛЕЖА Щ ЕЕ ДОПОЛН Е НИЕ ОД Н ОРОДНЫЕ Т И РЕ ОПР Е ДЕЛЕНИЕ

Слайд 5

Обращение. Знаки препинания при обращении

Слайд 6

Комплексная работа с текстом Пушкин - солнце нашей поэзии. Он освещает наш путь ярким светом любви к людям. Пушкин сказал о своей няне добрые ласковые нежные слова: Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты моя старушка Приумолкла у окна? Няня была другом и помощником для него.

Слайд 7

ОБРАЩЕНИЕ Слова или сочетания слов, называющие адресата речи (лицо, реже предмет).

Слайд 8

Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.

Слайд 9

[О, …] . [О! …] . [ …, О , …]. […, О] .

Слайд 10

Обращение может быть выражено сочетанием слов Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. (А.С. Пушкин «Няне») "Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна… ( Из в торого письма от 2 марта 1827года, под диктовку няни писала одна из тригорских барышень - Анна Николаевна Вульф.)

Слайд 11

Объяснительное списывание Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам господа…» Выпросил дурачина корыто! Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу… Здравствуй грозная царица! Бабушка постой немножко… А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной».

Слайд 12

Графический диктант Свет мой зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи… Ах ты мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Смилуйся государыня рыбка… Балдушка погоди ты морщить море…

Слайд 13

Выборочное списывание Ты царица всех милее, Всех румяней и белее. И царица хохотать, И плечами пожимать… Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. Здравствуй зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи …

Слайд 14

Культура и речь Эй, ты! Эй, вы!

Слайд 15

Здравствуй, Мила! У тебя красивый шарик! Здравствуй, Том. Твой шарик тоже красивый !

Слайд 16

Что узнали об обращении? Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того, _______________________________________________________________ В устной речи обращение выделяется __________________________, а в письменной - ___________________________________________. Обращение не является _____________________________________. Слова ты и вы ______________________________________________. Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится _____________________________________________.

Слайд 17

Домашнее задание С.162-163 (правила) Упр.444 (1) или творческая работа (мини-сочинение (письмо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.

Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Конспект логопедического занятия на тему "Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении"...

Урок русского языка "Обращение. Знаки препинания при обращении" 7 класс

Материал можно использовать на уроке русского языка в 7 классе при реализации АООП О УО вариант  9.1...