Конспект урока по русскому языку в 5 класс. "Обращения. Знаки препинания при обращении"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Канева Екатерина Серафимовна

Предварительный просмотр:

Тема: Обращение. Знаки препинания при обращении.

Класс: 5

УМК: Т.А. Ладыженской.

Цели:

  • Личностные: создание условий для формирования учебно-познавательного интереса, нравственно-этической позиции.
  • Метапредметные: 

познавательные: формирование умения постановки и формулирования проблемы, познавательной цели; совершенствование умений использования знаково-символических конструкций, поиска и выделения информации;

регулятивные: формирование умения постановки учебной задачи, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции;

коммуникативные: совершенствование умения планировать учебное сотрудничество, формулировать и аргументировать своего мнения.

  • Предметные: усвоение понятия «обращение», формирование умения узнавать обращения и расставлять знаки препинания при обращении;

Краткое описание этапов урока

открытия нового знания в ТДМ

Конспект урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас вновь. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Мы готовы к работе.

- Ребята, откройте тетради, запишите число.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Из какого произведения эта иллюстрация? (А.С. Пушкин. «Сказка о золотой рыбке»). (Слайд 1)

Вспомните, какой вопрос задаёт рыбка старику? (Что тебе надобно, старче?)

- Перефразируя слова поэта, мне хочется спросить у вас: Что нужно вам, школьники? (мы хотим узнать что-то новое) (Слайд 2)

- Что нужно сделать для того, чтобы узнать что-то новое? (необходимо повторить изученное).

Молодцы! Приступим к работе!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

Чтобы вы сегодня смогли открыть новые знания, вам надо вспомнить именно то, что потребуется для открытия.

Расставьте знаки препинания:

Солнце солнце ты откуда

Я из зорьки золотой

Дождик дождик ты откуда

Я из тучи грозовой

(Проверка Слайд 3)

-Какие знаки препинания вы должны были расставить? (знаки завершения и выделения)

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

-Какое задание мы выполнили? (расставили знаки препинания)

-У кого были трудности? (обсуждение)

-В чём были трудности? (в постановке знаков выделения)

-Почему возникли трудности? (мы ещё не знаем, что это за конструкция, поэтому не поставили запятые)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,
  • согласовывают тему урока,
  • выбирают способ,
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

-Ребята, какова цель вашей деятельности? (узнать, что это за конструкция и правила постановки знаков препинания при ней)

-Чтобы узнать, как называется эта конструкция, я предлагаю вам разгадать кроссворд. (Слайд 4)

  1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
  2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)
  3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)
  4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)
  5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)
  6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)
  7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)
  8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)
  9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)

-Ребята, для чего мы выполняли это задание? (чтобы разгадать ключевое слово)

-Какое слово у нас получилось? (Обращение)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Обращение. Знаки препинания при обращении) (Слайд 5)

-Что надо сделать для того, чтобы реализовать цель (узнать определение обращения, научиться находить обращения в тексте, научиться расставлять знаки препинания)

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

-Ребята, а кто знает, что такое обращение? (обсуждение)

-Сопоставьте наши выводы с правилом в учебнике. (читают, обсуждаем)

-А что мы ещё узнали из правила? (как расставлять знаки препинания при обращении) (Просмотр слайдов 6 – 9)

 - Давайте вернёмся к золотой рыбке. Есть ли в её словах обращение? Назовите его и прокомментируйте.

-Давайте вернёмся к нашему четверостишию и попробуем объяснить, почему стоят запятые. (обсуждение)

Физминутка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 Работа в парах.

-Ребята, используя правило, найдите обращения в данных предложениях, расставьте знаки препинания и объясните свой выбор товарищу. (Слайд 10) (После выполнения задания обсуждение)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Работа по учебнику.

Стр. 99 упр. 215.

-Ребята, что вы должны сделать? (Переставить обращения в середину или в конец предложения. Не ошибиться в постановке знаков препинаний). После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу Слайд 11.

После самопроверки выясняется, где и почему возникли затруднения, проговаривается правило, исправляются ошибки.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

- Ребята, а где мы можем применить новые знания? Для чего нам нужно было изучить эту тему? (Это нам может пригодиться при общении друг с другом, со взрослыми)

- Начиная с первого дня рождения, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются не только в семье, но и на улице, в магазине, на работе, в общественном транспорте и других местах. При этом в разговоре они часто обращаются друг к другу. Скажите, пожалуйста, легко ли вам обратиться к незнакомому человеку? Нравится ли вам, как окружающие люди обращаются друг к другу? Если нет, то почему? (Обсуждение) Слайд 12.

- Какое задание вы можете сейчас выполнить? (Составить предложения с обращениями, используя вежливые слова).

После выполнения задания предложения выслушиваются, обсуждаются.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

-- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли ли мы цели?

- В чём у вас были трудности?

– Хорошо ли мы с вами поработали? Давайте похвалим друг друга словом МОЛОДЦЫ! (хором).

Д/З. Составьте текст приглашения на день рождения, используя обращения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: Канева Е.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» г.Усинска Обращение. З наки препинания при обращении .

Слайд 2

Что тебе надобно, старче ? А.С . Пушкин

Слайд 3

Что нужно вам, школьники?

Слайд 4

Расставьте знаки препинания Солнце солнце ты откуда Я из зорьки золотой Дождик дождик ты откуда Я из тучи грозовой

Слайд 5

Лингвистическая разминка СЛ О ВОСОЧЕТАНИЕ О Б СТОЯТЕЛЬСТВО ВТО Р ОСТЕПЕННЫЕ СК А ЗУЕМОЕ ПОДЛЕЖА Щ ЕЕ ДОПОЛН Е НИЕ ОД Н ОРОДНЫЕ Т И РЕ ОПР Е ДЕЛЕНИЕ

Слайд 6

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Слайд 7

ОБРАЩЕНИЕ Слова или сочетания слов, называющие адресата речи (лицо, реже предмет).

Слайд 8

Обращение может быть выражено сочетанием слов Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя ! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. (А.С. Пушкин «Няне») "Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна… ( Из второго письма от 2 марта 1827года, под диктовку няни писала одна из тригорских барышень - Анна Николаевна Вульф.)

Слайд 9

Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.

Слайд 10

[О, …] . [О! …] . [ …, О , …]. […, О] . Схемы предложений с обращениями .

Слайд 11

Объяснительное списывание Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам господа…» Выпросил дурачина корыто! Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу… Здравствуй грозная царица! Бабушка постой немножко… А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной ».

Слайд 12

ПРОВЕРЬ! 1. Мама, разреши мне сегодня пойти на книжную выставку. - Разреши мне, мама, сегодня пойти на книжную выставку . – Разреши мне сегодня пойти на книжную выставку, мама. 2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте, ребята , подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку, ребята.

Слайд 13

Культура и речь Эй, ты! Эй, вы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе :«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».

Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.Тип урока: открытие нового знания. Урок пос...

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих"

Комбинированный урок по русскому языку. Второй урок по счету, на котором учащиеся вспоминают правило, систематизируют свои знания и учатся применять правило на письме. Урок сопровождается презентацией...

Конспект урока по русскому языку 8 класс "Обращение, знаки препинания при нем"

Урок изучения нового материала, повторяем  раздел "Орфоэпия", затем работаем с предложением, осложняя его новыми конструкциями, отрабатываем правило постановки знаки препинания при обра...

Конспект урока по русскому языку _5 класс_Обращение

Конспект урока по теме "Обращение"...