Программа элективного курса "Увлекательная фразеология"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Ратничкина Марина Николаевна

Элективный курс «Увлекательная фразеология» предполагает теоретические и практические задания, раскрывающие особенности фразеологического оборота, затрагивающие вопросы происхождения фразеологизмов, их стилистического употребления, применения в устной и письменной речи.

     Данный курс предлагается для изучения в 9-ом классе и рассчитан на 17 часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Увлекательная фразеология»

Составила Ратничкина М.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Кочетовской СОШ

Мичуринского района

Тамбовской области

Пояснительная записка

Фразеологизмы составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

     Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры. Знакомство с русской фразеологией позволяет глубже понять историю и характер нашего народа.

    Элективный курс «Увлекательная фразеология» предполагает теоретические и практические задания, раскрывающие особенности фразеологического оборота, затрагивающие вопросы происхождения фразеологизмов, их стилистического употребления, применения в устной и письменной речи.

     Данный курс предлагается для изучения в 9-ом классе и рассчитан на 17 часов.

Цели элективного курса:

- развитие  интереса  учащихся к фразеологии;

- обогащение  фразеологического  запаса  учащихся;

- формирование умения находить фразеологизмы в тексте, определять их смысловые значения и отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;

- формирование умения умело пользоваться фразеологическими оборотами, отмечать их эмоционально-выразительные достоинства.

Требования к уровню подготовки обучающихся

    В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- определять значение фразеологизмов;

- пользоваться фразеологическими словарями и справочниками;

- применять фразеологические обороты в устной и письменной речи.

Содержание программы

(17 ч.)

“Не словом единым…»Углубление понятия о фразеологии и фразеологическом обороте.

Предмет фразеологии. Фразеологический оборот. Фразеологические единицы. Признаки фразеологизмов.

Дорога к предкам. Из истории русской фразеологии.

История русской фразеологии - история народа. Связь фразеологизмов с бытом, жизнью и верованиями народа.

Фразеологические словари и справочники.

“Фразеологический словарь русского языка» под ред. А. И. Молоткова  (М. , 1967).

“Школьный фразеологический словарь русского языка» под ред.  В. П. Жукова (М. , 1980).

“Свои и чужие». Исконно - русские и заимствованные фразеологизмы.

Состав фразеологических оборотов по своему происхождению.

Исконно русские фразеологизмы.

Старославянские фразеологизмы.

Иноязычные фразеологизмы.

Служба фразеологизмов.

Функция фразеологизмов в речи.

Стилистическое использование фразеологизмов.

Использование фразеологических оборотов во всех речевых стилях. Образная сила фразеологических средств.

Воспитательные фразеологизмы.

Выражения, связанные с воспитанием и обучением.

«Игра в бирюльки». Фразеологизмы и народные игры.

Игра как элемент культуры русского народа. Фразеологизмы, связанные с народными играми.  

Фразеологизмы в заговорах, наговорах и гаданьях.

Фразеологизмы и русские народные обычаи.

Заговоры, наговоры, гаданья.

Фразеологизмы - синонимы.

Синонимия фразеологизмов.

Синонимические ряды фразеологизмов.

«Дать маху - попасть в точку». Фразеологизмы - антонимы.

Антонимия фразеологизмов. Грамматическая структура фразеологизмов - антонимов.

Фразеология на современном этапе.

Важнейшие процессы в развитии фразеологии.

Изменения фразеологического состава.  

Учебно-тематический план

(17 ч.)

Тема

Кол-во

часов

Формы и методы обучения

Форма контроля

1.

“Не словом единым…»

Углубление понятия о фразеологии и фразеологическом обороте.

1

Беседа,

конкурс  знатоков

Сочинение - миниатюра

2.

Дорога к предкам.

(Из истории русской фразеологии.)

1

Беседа,  

сообщения учащихся

Письменные работы,

сообщения

3.

Фразеологические словари и справочники.

1

Беседа,

работа со словарями и справочниками

Устный ответ

4.

“Свои и чужие».

Исконно русские и заимствованные фразеологизмы.

2

Лекция,  исследователь-

ская  работа

Письменный ответ на вопрос

5.

Служба фразеологизмов.

1

Практическая работа

(составление текста)

Сочинение - миниатюра

(взаимо-

проверка)

6.

Стилистическое использование фразеологизмов.

1

Семинар,  

составление текста

Карточки - задания

7.

“Воспитательные» фразеологизмы.

1

Беседа,  

игра.

Сочинение - рассуждение

8.

“Игра в бирюльки»

(Фразеологизмы и народные игры).

1

Лекция,

практическая работа

Устный ответ

9.

Фразеологизмы в заговорах, наговорах и гаданьях.

1

Лекция с элементами беседы,  

работа с произведениями  фольклора

Сообщения

10.

Фразеологизмы - синонимы.

1

Лекция,  

работа с фразеологическим словарем

Устный ответ

11.

“Дать маху - попасть в точку».

Фразеологизмы - антонимы.

1

Беседа,

конкурс

Письменная работа

12.

Фразеологический КВН.

1

Урок – КВН, исследование.

Игра

13.

Создание альбома «Крылатые выражения из мифов Древней Греции».

2

Беседа,  

защита альбома

Написание статьи;

рисунки

14.

Фразеология на современном этапе.

1

Беседа,

игра «Кто больше?»

Карточки - задания

15.

Зачет по теме «Фразеология».

1

Зачет,

редактирование

Тест

Литература

1. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г.  Крылатые слова. - М. , 1985.

2. Вульфсон Р. Е. Упражнения по лексике и фразеологии.- М. : Просвещение, 1975.

3. Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова.- М.,1979.

4. Григорян А. Т. Язык мой - друг мой. - М.. 1976.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1985.

6. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М.,1998.

7. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М., 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для учащихся 8 класса "Кладовые русской фразеологии"

Задача  современной  школы – подготовить  человека  думающего, чувствующего, умеющего  жить  в  социуме, творчески  мыслить,  правильно  выражат...

Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса

Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Лексика и фразеология. Культура речи» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «Лексика. Фразеология»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕНН...

Рабочая программа "Лексика и фразеология", 8 класс

О значении лексики и фразеологии в жизни человека...

Программа спецкурса "Практическая фразеология"

Программа спецкурса "Практическая фразеология"...