Учебник нового типа
занимательные факты по русскому языку по теме
Эти учебники уже интересны тем, что они как бы разговаривают с вами, дают задания, «сами» отвечает на вопросы. Учебный материал разделён на главы с очень интересными привлекательными названиями: «Сказка о синтаксисе», «Сказка о пунктуации», «В стране воспоминаний». Образные необычные заголовки привлекают учащихся и заставляют их совершить удивительный путь в страну знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНИКИ НОВОГО ТИПА
«Заговори, чтобы я тебя услышал»
( Сократ)
Под научным руководством академика РАО Г.Г. Граник создан
УМК нового типа, обеспечивающий непрерывный и целостный курс русского языка с 1-го по 9-й классы, соответствующий идеям и требованиям ФГОС второго поколения.
Что такое новые учебники? Какие могут быть учебники?
На этот вопрос ответила кандидат филологических наук, научный сотрудник Психологического института РАО, Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2008г), эксперт русской ассоциации чтения, член журналистов Борисенко Наталья Анатольевна.
На базе школы «Личность» 5 и 6 ноября прошёл семинар «ГРАМОТНАЯ ШКОЛА», где была представлена презентация учебника «Русский язык» (5-9е классы). Авторы учебника: Н.А.Борисенко, Г.Г.Граник, Н.Бондаренко.
Являясь автором учебника, Н.А. Борисенко рассказала о принципе построения данного лингвистического стандарта. Ч то такое хороший учебник?
Хороший учебник – это учебник:
- академический
- понятный
- красочно - оформленный
- строгий
- учебник общения;
Скорее всего, учебник нового типа - это «учебник общения».
Это учебник, который разговаривает с вами, спрашивает, даёт задания, «сам» отвечает на вопросы. Цель – воспитать читателя через общение с учебником. Учебный материал разделён на главы с очень интересными привлекательными названиями: «Сказка о синтаксисе», «Сказка о пунктуации», «В стране воспоминаний». Образные необычные заголовки привлекают учащихся и заставляют их совершить удивительный путь в страну знаний. Необычный стиль учебника заинтересовывает ребёнка. Вся работа построена на текстах, в которых используются знаковые имена авторов мировой литературы. Текст – герой учебника. Этот учебник называют учебником культуры. Он раздвигает горизонты. Глава, посвящённая «культуре речи» в 9 классе, построена на пьесе Бернанда Шоу «Пигмалион». Это текст, на котором выполняются все грамматические задания. С какой целью введены тексты? Данные стандарты решают следующие задачи:
- отработка конкретной темы;
- проблемы грамотности;
- проблемы чтения и понимания текста;
- развитие устной и письменной речи уч-ся (беседа, диспут, дискуссия);
- развитие творческих способностей (предлагаются различные виды работ: рисование, инсценировка…)
- приобщение к досуговому чтению через познавательную деятельность;
- развитие воссоздающего воображения;
- решение нравственных проблем.
В учебнике есть всё:
1) проблемный диалог;
2)групповая и парная работа;
3)тренировочные упражнения в разных вариантах;
4) метопредметные связи;
5) индивидуальная траектория;
Учебник построен на психолого - дидактическом материале. Каждый учащийся работает в своём темпе. Используется пошаговое задание, от простого к сложному. Если ученик справился с первым заданием, учебник разрешает пропустить два и сделать следующее. Если ученик допустил хотя бы одну ошибку, учебник «говорит»: «Сделай следующее упражнение и переходи к другому». (Вот это и есть индивидуализация)
Все задания компетентностны. Например: «Поговорим о плане» ( Зачем он нужен? Как его писать?)
В процессе работы выстраивается общение с учебником - «диалог» с учебником. Учебник является ещё и самоучителем. Он учит Вас: «Вы правы, если ответили приблизительно также». Для чего нужны правильные ответы? Психологически: волнение и тревога становятся меньше.
Работа направлена на развитие познавательного интереса: образный заголовок, образное понятие. Например: «ошибочное место», «звуки – волшебники», «сигнальный фонарь», «предложения - гуси», «предложения - матрёшки» и.т.д.
Как привить любовь к русскому языку? Через предмет «Русский язык» развить мотивацию к учению.
Учебник прививает любовь к чтению ( через межпредметные связи). Чтение художественных текстов на уроках русского языка способствует сохранению культурного наследия ( чтение через учебник !)
Наконец, учебник предполагает работу с интернет – ресурсами (электронные ссылки: ссылки на «грамоту», на электронный ресурс «синонимы»), отдельное самостоятельное исследование и.т.д
Итак, каковы же основные цели и задачи учебника нового типа?
- Пробуждение у учащихся осознанной любви и интереса к школьному предмету;
- формирование положительной учебной мотивации;
- воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью;
- усвоение основ научных знаний;
- понимание учащимися лингвистических понятий, принципов, законов, всего изучаемого материала.
Когда книга учит? Когда тебе интересно, легко и свободно.
Учебник нового типа – помощник учителя
- Есть у вас время искать дополнительный интересный материал к уроку? Придумывать творческие задания?
- Проверять каждый(!) день тетради? Каждое задание?
- Заниматься обучением пониманию текста?
- Развитием воображения? памяти? самоконтроля?..
- Придумывать проекты? Организовывать работу в группах?
- Блуждать по Интернету в поисках интернет-ресурсов по предмету?
- Стимулировать досуговое (свободное) чтение детей?..
Все эти проблемы решаются с помощью учебника нового типа. Современные технологии обучения тоже реализуются через учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужен учитель нового типа?
Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учител...

Зачем нужен учитель нового типа?
Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного измен...

Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА....
Вариативное моделирование образовательной деятельности музея « нового типа» (на примере ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»)
В условиях модернизации системы образования, когда на первый план выходят принципы непрерывности, гуманизации образования современный музей, в частности музей «нового типа» стоит перед нео...

Учебники нового поколения – составляющая перехода на новый стиль образования
Из опыта апробации учебника-хрестоматии «Литература» (5 – 8 классы)» Г. С. Меркинаи «Литература» (9 класс) С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева (издательство «Русское слово»)...

презентация Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности.
Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности....

Электронная форма учебников: новая форма - новые возможности
Использование электронных учебных пособий...