Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Безличные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Федорова Наталья Алексеевна

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_rus.yazyka.doc855.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 156

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

МБОУ СОШ № 156

г. Новосибирск, ул. Гоголя, 35-а, тел. 224-75-29, E-mail: sсh_156_nsk@nios.ru

Окружной конкурс профессионального мастерства педагогов

«Современный урок»

Материалы

Натальи Алексеевны

 Федоровой,

учителя русского языка и литературы


План-конспект урока по учебнику «Русский язык. 5 класс».

Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева

Технологическая карта изучения темы

Ф.И.О. учителя

Федорова Наталья Алексеевна

Класс

5

Тема

Безличные глаголы

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели как деятельность учеников

  • Распознавать и анализировать безличные глаголы, определять их значение и морфологические формы, выявлять особенность предложений с безличными глаголами.
  • Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, выборочным), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, из текста в план, на основе плана составлять вторичный обобщенный текст).

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Научиться находить в предложениях безличные глаголы, определять их грамматические признаки, разграничивать личные формы глаголов и личные формы глагола в безличном значении; учиться использовать безличные глаголы в речи

 Личностные результаты

  • Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Познавательные УУД

  • Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).
  • Систематизировать и преобразовывать информацию (задавать вопросы)
  • Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения.
  • Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, группировать, делать выводы.
  • Извлекать информацию из таблицы, преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу, текст, план)
  • Владеть приемами отбора и систематизации материала

Коммуникативные УУД

  • Владеть навыками выразительного чтения, монологической и диалогической речи.
  • Свободно излагать свои мысли в устной форме.
  • Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия.
  • Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Регулятивные УУД

  • Высказывать предположения на основе наблюдений.
  • Формулировать проблему урока.
  • Искать пути решения проблемы.
  • Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Соотносить цели и результаты своей деятельности.
  • Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

Основные понятия

Безличные глаголы, личные глаголы в безличном значении, сказуемое

Используемые технологии

Технология проблемно-диалогического обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Технология оценивания  успехов учащихся (ТОУУ)

Ссылка на размещение материала на личном сайте

http://nsportal.ru/fedorova-na 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература

Индивидуальная

Фронтальная

Работа в парах

Учебник

Интерактивная доска «INTERWRITE»

Разработка урока в  программе Interwrite Workspace (для интерактивной доски).

Предметный диск «Русский язык и литература»

Программа виртуальная он-лайн доска

(бесплатный ресурс по адресу https://realtimeboard.com)

Сигнальные карточки

RealtimeBoard - виртуальная он-лайн доска, позволяющая совместно работать нескольким пользователям на одной доске. Можно возвращаться к написанному ранее, редактировать. Подходит для создания интерактивных плакатов, презентаций, схем, удобно использовать для технологии мозгового штурма. Можно добавлять текст, иллюстрации, документы с Диска Google. Можно комментировать. Публичные доски доступны без регистрации. 

Использование ИКТ направлено на решение следующих задач:

Учитель

Ученик

  • Интерактивность обучения.
  • Наглядность в процессе обучения.
  • Эстетичность и эффектность преподнесения материала.
  • Экономия времени.
  • Возможность вернуться к использованным материалам в другом классе.
  • Структурирование материала.
  • Ученик – соавтор урока.
  • Развитие УУД
  • Возможность применить полученные на уроке знания в реальных жизненных ситуациях

Характеристика класса

5 «Б» класс обучается по ФГОС ООО (пилотное введение).

Классный коллектив сформирован в 2013 году.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап.  Организационно-мотивационный

Приветствует присутствующих, мотивирует на работу

Готовятся к уроку, проверяют наличие учебных пособий

Осуществлять самоконтроль, настраиваться на работу

2-й этап.    Актуализация знаний

Предлагает проанализировать предложения на доске, поработать с глаголами,

Читают предложения, определяют, из какого они текста, проводят анализ

Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного); систематизировать и преобразовывать информацию; осуществлять актуализацию полученных ранее знаний

Выразительно читают, задают вопросы

Владеть навыками выразительного чтения, монологической  и диалогической речи

Составляют план действий по отнесению слова к части речи на основе признаков

Составлять план

3-й этап.  Постановка проблемного вопроса урока

Моделирует проблемную ситуацию с затруднением, организует работу учащихся

Пытаются выполнить задание учителя, но испытывают затруднение

Осознавать противоречие, фиксировать затруднение, определять

Задают вопросы

Вести диалог

Наблюдают над языковым материалом, формулируют проблему урока

Высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать проблему урока

4-й этап.   Открытие новых знаний

Организует работу по составлению кластера, фиксирует его на странице урока; организует работу в парах над упражнением №638, 639; предлагает построить устный ответ по плану и оценить свой ответ

Выдвигают гипотезы, составляют кластер на странице урока, знакомятся с информацией в учебнике, преобразуют информацию из сплошного текста в схему с использованием ИКТ

Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологий продуктивного чтения. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

извлекать информацию из таблицы, преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст, план, схему)

Работают в парах, составляют ответ по плану

Свободно излагать свои мысли в устной форме; работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Определяют цель, планируют работу

Искать пути решения проблемы; прогнозировать, корректировать свою деятельность; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5-й  этап.  Развитие учебно-языковых и речевых умений

Организует игру «Превращения»

Моделируют предложения в соответствии с поставленной задачей

Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; владеть приёмами отбора и систематизации материала

Читают полученные варианты предложений

Уметь полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнением других

Осуществляют коррекцию, самоконтроль и взаимоконтроль

Понимать и осуществлять поставленную учебную задачу, итоговый и пошаговый контроль по результату

6-й этап.     Итоги урока

Проводит диктант с сигнальными карточками; предлагает ученикам проанализировать свою работу на уроке, оценить, что получилось, какие вопросы ещё остались, как их можно решить

Анализируют предложения, выбирают нужный вариант сигнальной карточки, поднимают вверх.

Анализируют работу на уроке, работают с планом, составленным в начале урока

Учиться делать выбор.

Анализировать, делать выводы

Выслушивают мнения одноклассников

Уметь слушать, сравнивать собственное  мнение с мнением окружающих

Подводят итоги своего участия в работе и определяют свой вклад в общее дело. Проводят самооценку

Соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

7-й этап.    Домашнее задание

Объясняет домашнее задание, публикует его в информационной системе «Дневник. ру». Предлагает разноуровневые задания для учащихся

Самостоятельно определяют уровень для выполнения домашнего задания

Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

Слушают и уточняют задание, задают вопросы

Формулировать вопросы на заданную тему, выражать своё отношение к проблеме

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой

Продуктивно осуществлять саморегуляцию



ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Доска, оборудование

1-й этап.  Организационно-мотивационный

1 мин

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мотивация на работу

2-й этап.    Актуализация знаний

Прочитайте предложения

  1. Светает.
  2. Настя и Митраша собираются за клюквой.
  3. Девочка берёт с собой корзинку.
  4. Митраша вспоминает про компас отца.
  5. В пути ребят ждёт много приключений.

- Вспомните, из какого текста подобраны предложения?

-Какую большую грамматическую тему мы изучаем?

-Давайте найдем в этих предложениях глаголы и определим их синтаксическую роль. Как будем действовать?

- Определите, в какой форме стоит глагол в 1 предложении?

Сказка-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»

- Глагол

- Найдем в предложении слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать? что сделать?

1 ученик работает у доски, остальные – по карточкам

- В форме 3 лица единственного числа

Предложения на доске и на карточках у учеников

На странице урока приведены предложения

3-й этап.  Постановка проблемного вопроса урока (ситуация с затруднением)

- Поставьте этот глагол в форму 1 лица единственного числа и в форму 2 лица множественного числа

- Почему вы не смогли справиться с заданием? Что вызвало затруднение?

- Действительно, эти глаголы особенные. Предположите, основываясь на своих наблюдениях, как они могут называться?

-Молодцы, вы правильно сформулировали тему, давайте запишем её в тетрадь

Испытывают затруднение, так как не могут выполнить задание

-Невозможно определить, кто совершает это действие, форму личных местоимений подставить нельзя

Выдвигают версии

Записывают в тетрадь тему «Безличные глаголы»

Тема записана на странице урока

4-й этап.   Открытие новых знаний

- Определите, что нам нужно будет сделать, чтобы познакомиться с этой группой глаголов? Какие ваши предложения?

- Выполним упражнение 638. Работаем в парах. Прочитайте текст из «Справочника по русскому языку». Ваша цель – получить новую информацию о безличных глаголах. Представьте новую информацию в виде схемы. Кто попробует у доски?

- Проверим работу. Ребята, задайте вопросы по схеме вашим одноклассникам?

- Познакомьтесь с содержанием таблицы из упр. 639. Какую новую информацию вы получили? Почему отсутствуют безличные глаголы в столбике «совершенный вид»?

- Поставьте данные в таблице глаголы в начальную форму.

-Как изменяются безличные глаголы? Составьте два предложения с безличными глаголами из таблицы и запишите их в тетрадь.

- Используя материал на диске, подготовьте ответ по теме «Безличные глаголы»

-Вернёмся к нашему кластеру. На какие вопросы мы уже ответили? Что необходимо еще сделать?

Версии учеников записываются в форме кластера

- Какие значения они имеют?

- Как изменяются?

- В каких предложениях используются?

- Какова их роль в предложении и тексте?

Два ученика составляют схему у доски

Задают вопросы, например:

- Почему получилось две схемы? (В тексте две части, в которых говорится о формах безличных глаголов и об их значении) и др.

Работают с таблицей в учебнике

Используя план, готовят ответ по теме. Работа в парах.

Один ученик отвечает после подготовки у доски, сам оценивает свою работу по алгоритму

-Научиться находить безличные глаголы в предложениях и правильно их употреблять

Кластер на странице интерактивной

 он-лайн доски

Схема

Таблица представлена на слайде

План на странице урока

5-й  этап.  Развитие учебно-языковых и речевых умений

- Поиграем в игру «Превращения». Превратите личные глаголы в безличные. Подчеркните безличные глаголы как члены предложения,

определите время.

Ветер дует в окно. – В окно дует.

Гроза зажгла дерево. – Грозой зажгло дерево.

Ветер сломал осину. – Ветром сломало осину.

Липы сладко пахнут. – Сладко пахнет липами.

Записывают полученные предложения, выполняют языковой анализ

6-й этап.     Итоги урока

-Обобщим наши знания, выполнив диктант с сигнальными карточками ( на одной карточке – смайлик, на другой – пустой овал) 1.Приближался рассвет. 2.Вечерело. 3.Весь день идёт дождь.4.Как быстро рассвело! 5.Мне долго не спалось. 6.Сегодня все хорошо работали! 7. В ушах зазвенело.

- Возвращаемся к нашему плану. Чему вы на уроке научились?

- Что оказалось трудным?

- Какие ошибки вы можете допустить?

Если звучит предложение с безличным глаголом, поднимают карточку с овалом, если с личной формой глагола – карточку со смайликом.

Осуществляют контроль деятельности.

Страница с кластером

7-й этап.    Домашнее задание

- Поработать с он-лайн доской, подготовить устный ответ по плану (упр.640)

Задание на выбор

Составить три предложения с безличными глаголами, определить их форму или подобрать предложения с безличными глаголами из изученных в 5 классе художественных произведений

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....