Презентация "Проблемный урок или как открывать знания вместе с детьми"
презентация к уроку по русскому языку на тему

Рубцова Анна Даниловна

Презентация помогает освоить методы постановки учебной задачи на проблемном уроке, автор методики Мельникова Е.Л.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

как открывать знания вместе с учениками Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф,физик

Слайд 2

Образовательные цели урока Этапы урока ЗНАНИЯ - понимаемая и воспроизводимая научная информация УМЕНИЯ –применяемые на практике знания НАВЫКИ – автоматизированные действия введение материала, воспроизведение(проговаривание) задачи и упражнения многократное повторение действия

Слайд 3

Название Содержание Результат Постановка проблемы возникновение проблемной ситуации, осознание противоречия, формулировка проблемы проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения Поиск решения выдвижение гипотез проверка гипотез Решение – понимание нового знания Выражение решения выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт – дидактические материалы, рукопись статьи, доклада, … Реализация продукта Предоставление продукта через публикацию, выступление Реализованный продукт- реферат, статья, доклад, книга

Слайд 4

Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся З Н А Н И Е введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания воспроизведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

Слайд 5

Проблемное обучение Традиционное обучение 1. Методы постановки проблемы, определения темы (развитие познавательного интереса) СЛОЖНЫЕ ПРОСТЫЕ Сообщение темы, целей и задач урока Проблемная ситуация (противоречие) → эмоция удивления «учитель» (малопродуктивно) «ученик» (редко, продуктивно), Побуждающий диалог Имитация творческой работы Подводящий диалог (к теме) Мотивирующий прием 2. Методы поиска решения, открытия знания Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий диалог от проблемы или без проблемы Сообщение знания – репродуктивные методы Проверка гипотез (поиск решения): выдвигают ученики учитель решают учитель ученики

Слайд 8

Побуждения к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Прием 2 . Сколько в нашем классе мнений? Прием 3 . Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4 . Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5 . Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее? Прием 6 . Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

Слайд 9

Реакция на неожиданные формулировки: принятие без оценки «так» , побуждение к переформированию «кто думает иначе» После формулирования учебной проблемы в виде вопроса (не совпадающего с формулировкой темы) следует сразу переходить к поиску решения. Открыв новое знание, даем ответ на изначальный вопрос. Тема урока может быть объявлена не в начале урока! При выходе из проблемной ситуации обязательно обеспечить два творческих действия: осознание противоречия и формулирование проблемы. Если проблемная ситуация не возникла (чаще при использ. приема № 5 - учащиеся справились с заданием), разумен выход «Все это сделали? Чуть позже посмотрим, как вы это сделали. Чем это задание отличается от предыдущих. В чем его новизна».

Слайд 10

- система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят ученика к осознанию темы урока (могут входить и репродуктивные задания и мыслительные) МОТИВИРУЮЩИЙ ПРИЕМ Если тема абсолютно новая , нет видимой связи с предыдущими? Используйте «яркое пятно», «актуальность»: сказки и легенды, случаи из истории, науки, культуры, исторические или научные шутки, дидактическую игру типа «черный ящик», ИНОЕ…

Слайд 11

Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение к любым гипотезам «Какие есть гипотезы?» к аргументу / контраргументу: « Согласны с этой гипотезой? Почему?» к плану проверки «Как можно проверить эту гипотезу?» Подсказка к решающей гипотезе к аргументу / контраргументу к плану проверки Сообщение решающей гипотезы аргумента / контраргумента плана проверки

Слайд 12

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОДНОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ последовательное выдвижение гипотез учащимися «какие есть идеи?» сразу следует проверка каждой гипотезы «вы согласны?» ,«как это проверить?» неоднократное повторение до выдвижения и проверки верной гипотезы - (диалогический цикл) выдвижение ( «какие есть идеи?») и сбор всех гипотез учащимися. организация групповой работы по проверке каждой версии. для каждой группы свой побуждающий диалог при обсуждении: сначала ошибочные версии, потом – правильную.

Слайд 13

Заклинило на ошибках Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы Идея невразуми-тельна Побудите автора к переформулированию идеи «попробуй выразить свою мысль иначе» Раз – и в дамки Если гипотеза одна и сразу верная (сильный класс), подбросьте ошибочную идею для проверки Стойко молчат Дать подсказку или сразу сообщить правильную гипотезу (в слабом классе), организовать ее проверку

Слайд 14

Побуждающий Подводящий Структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки Мысль ученика делает скачок к неизвестному, Переживание учеником чувства риска, Возможны неожиданные ответы учеников, Прекращается с появлением нужной мысли ученика. Пошаговое жесткое ведение мысли ученика, Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога, Почти невозможны неожиданные ответы учеников, Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение. Результат Развитие творческих способностей Развитие логического мышления

Слайд 15

Творческое усвоение знаний : каждый ученик должен сам, выразить полученное на уроке знание и представить на суд собственный продукт. Главный критерий оценки – точность (адекватность) выражения нового материала. Типы продуктивных заданий Особенности применения на формулирование темы, вопросов (задавание вопросов, опросите друг друга) - сразу после введения знаний - в конце этого или начале следующего урока на опорный сигнал (схему, символ, таблицу) в классе или дома, если О.С. не составлялся учителем при введении знаний на художественный образ (метафора, загадка, стихотворение, синквейн, сказка). дома по желанию

Слайд 16

Развивающие ориентированы на познавательную сферу ребенка и включают развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, способностей. Воспитательные связаны с формированием личности ребенка: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.

Слайд 17

1. Тема, знание (его тип) - 2. Постановка проблемы -Побуждающий диалог Подводящий диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом 3. Поиск решения ... … если проблема есть -Побуждающий диалог Подводящий диалог … если проблемы нет - Подводящий без проблемы диалог 4. Продуктивные задания 5. Особое внимание – оформление записей на доске Должен получиться краткий конспект, схема, позволяющая в конце урока «увидеть» все новое знание.

Слайд 18

Е.Л. Мельникова « Проблемный урок или как открывать знания с учениками». М. АПК и ПРО 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поём вместе с детьми

Материал для родителей...

Читаем классику вместе с детьми!

 Помните знаменитую фразу А.С. Пушкина: «Чтение – вот  лучшее учение!..»? Более 200 лет прошло с тех пор.  Несмотря на свой возраст, стаж педагогической работы, жизненный опыт, ...

Вместе с детьми

Как сделать жизнь в классе интересной. Эссе....

Методическое пособие "Технология творческих мастерских, или как открывать знания вместе с учениками"

В теоретической части пособия рассматривается технология проведения уроков литературы в форме творческих мастерских, в практической приводятся разработки уроков литературы в форме творческих мастерски...

Мастер-класс. Рисуем вместе с детьми петушка.

В первом классе важно научить ребят пользоваться кистью, красками, водой, тряпкой. Очень важно, чтобы ребёнок знал как организовывать своё рабочее место, все принадлежности должны быть на своих местах...

Интересные техники. Рисуем вместе с детьми! Штампинг

Автор: Ksu   Осень!  Деревья пылают на солнце яркими красками, и если вам тоже хочется вместе с ребёнкомпопробовать запечатлеть эту красоту, то вот некоторые очень простые техники....

«Научить открывать знания»

Статья участника районного конкурса«Учитель года  - 2010»Учителя математики 1 первой категорииМОУ «Тулугановская СОШ»АбитавановойМаргариты Сапиуллаевны...