Конспект урока "Сочинение на основе восприятия музыки.Э. Григ «Шествие гномов»"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Агеева Марина Викторовна

Конспект интегрированного урока развития речи и музыки "Сочинение на основе восприятия музыки. Э. Григ  «Шествие гномов»" подготовлен для учащихся 6 класса (УМК В.В.Бабайцевой) на основе рекомендаций Никитиной Е.И., автора учебного пособия "Русская речь. Развитие речи. 6 класс" и методического пособия для учителя. Данный урок рекомендуется проводить после знакомства с повестью Толкиена "Хоббит", так как изученное произведение поможет шестиклассникам в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shestvie_gnomov_grig_2.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     

              МБОУ   УВАРОВСКИЙ   КАДЕТСКИЙ   КОРПУС  

                       ИМ.  СВ.   ГЕОРГИЯ   ПОБЕДОНОСЦА

                                       

                     

              Интегрированный   урок   развития  речи,

                          литературы,   музыки

             Автор:     Агеева М. В., учитель русского языка

                                                                и  литературы

                                 

                         2010 / 2011 учебный год

Сочинение на основе восприятия музыки

                                  Э. Григ  «Шествие гномов»

Оборудование: презентация к уроку;

                            портреты композитора Грига, писателя Г. Ибсена;

                            плакаты к сказке Толкиена «Хоббит», портрет писателя;

                            аудиозапись пьесы Э. Грига «Шествие гномов»;

                            книжная выставка (произведения о гномах), рисунки детей

Цели и задачи урока:

  1. углубление  знаний учащихся о разных типах речи (описание и повествование);
  2. развитие умения строить высказывание в художественном стиле речи;
  3. развитие умения видеть, представлять, слушая классическую музыку;
  4. ознакомление учащихся с новым для них композитором –  

      Э. Григом;

5.   воспитание интереса учащихся к классической музыке (вообще),

     к Э. Григу (в частности), фольклору  и  литературным  сказкам.

                                     Ход урока

  1. Вступительное слово учителя русского языка, лексическая подготовка к сочинению.

     –На уроках литературы мы с вами встретились с мифологическими  

    существами, созданными народной фантазией. Кто из них вам

    запомнился?

             Единороги, грифоны, оборотни, гномы, тролли, гоблины.

    - Встречаются ли эти мифические существа  нашем фольклоре –

    славянских  мифах и народных сказках?  Где же их родина?

            Скандинавия, Германия, Англия, Франция.

    - Да, все они являются представителями западноевропейской

      мифологии.  Кто же такие гномы?

            Это уродливые карлики, охраняющие и добывающие богатства

            земных недр.

     - В каких произведениях вы встретились с гномами? Какими вы

       увидели их?

                 Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

        Добрые и храбрые человечки, благородные существа, дружный и

        дружелюбный народец.

                       Толкиен «Хоббит»

        Бородатые карлики, хранители подземных сокровищ,

        подозрительные и скупые.

Слово учителя литературы

  -  Да, действительно, гномы не так добры, как мы привыкли думать, читая сказки бр. Гримм. В немецких и скандинавских мифах гномы – уродливые карлики, добывающие в недрах гор золото и драгоценные камни, из которых они создают чудесные украшения и волшебные вещи. Зорко, бдительно охраняют они свои сокровища, хорошо владеют мечом и боевым топором-секирой.

           Но гномы не только фольклорные и литературные герои. Эти маленькие человечки, рудокопы и ювелиры, стали героями музыкальных произведений. Одна из пьес норвежского композитора Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт» называется «Шествие гномов».

  1. Краткое слово о композиторе Э.Григе и его произведении.

              Эдвард Григ (1843 – 1907) – великий норвежский композитор. Его мать, Гесина  Хагеруп, была прекрасной пианисткой. Она окончила Консерваторию в Гамбурге, куда обычно принимали только мужчин. Всех своих детей (двух мальчиков и трёх девочек)  она с детства учила музыке. Эдвард сел за пианино в четыре года. А в 12 лет   он уже вовсю сочинял музыку. Однажды его услышал знаменитый норвежский скрипач  Оле Булл. Он и посоветовал родителям Эдварда отправить мальчика в Лепциг, чтобы ребёнок мог стать настоящим композитором.

 Не сразу к Эдварду Григу пришло признание и восхищение  слушателей. Ведь все его творчество было связано с    красотой Норвегии, небольшой северной страны, с картинами народного быта, народными танцами, скандинавскими легендами и преданиями.

     Сюита «Пер Гюнт» - главное сочинение жизни Грига. Она сделала его имя известным не только в скандинавских странах, но и в Западной Евро-пе и России. В 1890г. Французская музыкальная академия признала Грига выдающимся музыкантом. Ещё через 3 года он стал доктором Кембридж-ского университета, а в 1898 г. провёл Фестиваль норвежской музыки, состоящий из шести концертов.

         Оркестровая сюита «Пер Гюнт» написана Григом к одноименной драме  Генриха Ибсена. В драме рассказывается о жизни и приключениях молодого норвежского парня по имени Пер Гюнт, который много постранствовал по белу свету, прежде чем  понял, что ничего нет на свете

лучше, чем Родина.

  1. Работа с музыкальным произведением.

Слово учителя

- Однажды Пер увидел шествие гномов. Давайте и мы попытаемся увидеть этих сказочных существ, слушая музыкальную пьесу Грига.

  1. Первое прослушивание пьесы «Шествие гномов».
  2. Беседа (выяснение восприятия учащихся)

- Какими вы прадставили, мысленно увидели шествие гномов, слушая музыку Грига?

- Каково лексическое значение слова «шествие»?

                   Шествие – движение, прохождение куда-либо в определённом

          порядке по какому-то (обычно торжественному ) случаю или

          традиционному обряду.

               -Где, по какому случаю шествуют эти сказочные существа?

               - Как они выглядят? Какой тип речи вы используете, чтобы

         рассказать о гномах? (описание). При ответе помните, как правильно

         употребляются слова «одеть» и «надеть» (плакат).

         - Прочитайте текст из сочинения вашего ровесника. Чем неудачно

            описание?

                                          Чтение текста №1

         -Да, повтор слова «были» ухудшает работу. Как исправить это?

        (изменить время глаголов с прошедшего на настоящее). Предложите

         свой вариант описания.

- Послушайте ещё один фрагмент сочинения. Подумайте, что удачно в описании? (гномы идут на работу, несут инструменты)

- В данных описаниях есть один общий недостаток. Какой же? (описывается только одежда гномов).

-Каково их настроение? (бородатые лица радостные, весёлые. Гномам нравится их работа. Потому и идут трудиться, как будто идут на праздник)

  1. Составление плана основной части творческой работы.

                       Шествие гномов

  1. Где? Как? Причина шествия?
  2. Как выглядят гномы?

а) лица, фигуры человечков;

б)  одежда;

в) что несут с собой.

  1. Пожелания гномам. ( «Удачи вам, маленькие труженики!»;  «Будьте счастливы, …»;  «Со славной победой вас, гномы!»

  1. Развитие речи. Редактирование сочинений
  1. Прочитаем сочинение «Слушая «Шествие гномов» Э. Грига…»  (учебник «Развитие речи», стр.165).
  2. Беседа:

- Что удалось автору работы?  (удачно описание шествия, оно наглядно, правдоподобна причина  - победа над врагом)

     - Что пожелали бы автору?  Что, на ваш взгляд, надо доработать?  (подробнее описать солдат, короля).

    - Что подсказало вам сочинение о возможной причине шествия? (победа над врагом).

    - С кем могли воевать гномы? Что подсказывает нам повесть-сказка Толкиена «Хоббит»?  (с троллями, варгами, гоблинами, драконом).

    - Какие ещё поводы и причины для шествия вы можете предложить?

  1. День рождения короля или долгожданного наследника;
  2. Завершение большой трудной работы (сооружение тоннеля через гору, моста или дороги через болото);
  3. Обнаружение нового месторождения золота или железной руды;
  4. Открытие памятника.
  5. победа над драконом, варгами или другими врагами.

    - Разнообразие причин приведёт к разнообразию заглавий. Ведь заглавие должно соответствовать содержанию работы.

  1. Работа над черновым вариантом сочинения под повторное прослушивание музыки Грига.

- Как можно начать работу? Один из возможных вариантов начала дан в упр. 127 (2-е задание). Или написать так: «Вместе с Пером я прошёл темным коридором и за поворотом мы увидели удивительную картину».

           

  1. Чтение творческих работ и редактирование сочинений.

Работа с памяткой 4 на стр. 159 – 160 учебника «Русская речь: Развитие речи. 5 класс».

  1. Рефлексия

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание: переписать сочинение набело.

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ

                        ТЕКСТ № 1

            На головах у гномов были странные шапки – колпаки с помпонами. Кофточки и штаны были разного цвета: у одних красные, у других синие. А  на ногах у гномиков были башмаки.

                       ТЕКСТ № 2

           Сказочные человечки отправляются на работу в свои кладовые. На гномах колпаки, рубахи, подпоясанные ремнями, штаны и сапожки с загнутыми вверх носами. На маленьких плечиках лежат лопатки, молоты или ломики, а в руках они держат фонарики

                                                  ЛИТЕРАТУРА

  1. Болотников, С. Муза Эдварда Грига. // Всемирный следопыт. - № 24. - 2005. - с. 44 – 51
  2. Никитина, Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи.». 6 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.
  3. Никитина, Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - – М.: Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи "Слушая пьесу Э.Грига "Шествие гномов"

Презентация к интегрированному уроку (развитие речи + музыка) "Слушая "Шествие гномов" Грига" включает в себя биографический материал о норвежском композиторе, историю создания оперы "Пер Гюнт"...

конспект доминантного занятию по восприятию музыки

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре в детском музыкальной оркестре....

конспект доминантного занятию по восприятию музыки

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра,  развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....

конспект доминантного занятию по восприятию музыки

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра,  развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....

конспект доминантного занятию по восприятию музыки

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра,  развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....

конспект доминантного занятию по восприятию музыки

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра,  развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....

конспект доминантного занятию по восприятию музыки

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра,  развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....