Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Бобрицкая Елена Григорьевна

Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Приставка не- и частица не с различными частями речи»

Цель: обобщение и систематизация знаний о написании не с различными частями речи.

Оборудование: словари, таблицы-схемы, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя:

- Ребята, изучая различные разряды частиц, мы с вами прежде всего обращали внимание на то, что правильное и уместное их употребление усиливает эмоционально-экспрессивную окраску речи, выражает различные смысловые оттенки предложений, словосочетаний и слов. Вспомните, на какие разряды по значению делятся частицы?

Ответы учащихся.

А теперь послушайте разговор частиц, который подслушал поэт А.Тетивкин. После прослушивания ответьте на вопрос: «С какими частицами вы встретились в этом стихотворении? К какому разряду они относятся?

- Мы, - промолвили Частицы,-

Можем с каждым подружиться.

Выражаем утверждение,

Отрицание, сомнение.

- Я всегда, - сказала Не,-

Не люблю, что не по мне.

Заявляю, не нужна

Людям новая война.

- Именно, - сказала Пусть,-

К этому и я стремлюсь:

Пусть на свете больше будет

Тех, кто мир приносит людям!

- Да, - поднявшись на дыбы,

Говорит частица Бы.

- Эту мысль, - вмешалась Да, - Подтверждаю я всегда…

Да здравствуют дети

И мир на всей планете!

  1. Работа по теме урока:
  1. Учитель: Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-исследование. Я думаю, что многим из вас хотелось бы попасть в научно-исследовательский институт, в котором учёные открывают новые законы, работают над научными трудами. Представьте, что вы попали в лабораторию, в которой молодые учёные работают над решением важной проблемы: особенности правописание не с разными частями речи. Прежде всего давайте выясним: какова разница между не- приставкой и не частицей.

Работа ученика по таблице «Опознавательные признаки употребления частицы не и приставки не-»

  1. Учитель: В учебниках правила, касающиеся написания не с различными частями речи, даются разобщено – отдельно с каждой частью речи. Единство принципа соответствующих правил никак не фиксируется. Наша задача сегодня – с помощью экспертов определить, как затрагивают нормы слитного или раздельного написания не три различные сферы употребления:

- с глаголами, деепричастиями, причастиями и отглагольными прилагательными;

- с отымёнными прилагательными, существительными и наречиями на -о (-е);

- с отрицательными и неопределёнными местоимениями и местоимёнными наречиями.

      3.  Пока наши эксперты готовят сообщения, мы с вами вспомним пословица и поговорки, в которых употреблена частица не с глаголами (Не зная броду, не суйся в воду. Не помучишься, не научишься. Правдивое слово не умирает. и т.д.).

Теперь послушаем результаты исследования (работа ученика по таблице. Учащиеся записывают примеры глаголов с приставкой недо-, причастий с зависимым словом ещё, графически объясняют слитное или раздельное написание).

Подводя итог сказанному, давайте послушаем небольшое стихотворение:

Не с глаголом пиши раздельно,

Например: не хотел, не знал.

Только помни об исключеньях:

Ненавидел, негодовал.

Не с глаголом раздельно пиши:

Не сердись, не скучай, не дерись, не спеши.

  1. Теперь следующий этап нашей работы: результаты исследования о правописании не с именными частями речи и наречиями на –о (-е).

Выступление ученика по таблице, анализ примеров, их запись учащимися в тетрадь. Ученик-эксперт дополнительно сообщает о том, что огромное количество существительных, прилагательных и наречий не способно соединяться с приставкой не- и образовывать с ней новое слово, поэтому с такими словами не употребляется только в функции отрицательной частицы и слитно писаться не может.

Учащиеся приводят примеры таких слов.

Закрепим, полученные сведения. Послушайте стихотворение Ф.Кривина, выпишите из него существительные с не, объясните их написание:

Частица не – упрямая частица,

Всё повернуть по-своему стремится.

Ты хочешь счастья, а она придёт –

И выйдет всё как раз наоборот.

С такой частицей нет опасней дружбы,

Она убьёт неверием своим.

И то, что нужно, станет вдруг ненужным,

А то, что плохо, - не таким плохим.

Но если ты ослаб и утомился,

Ну, словом, просто примирился,

Как говорят, с годами поостыл,

Частица не – упрямая частица

На этот случай может пригодиться,

На помощь поскорей её зови.

Она тебе придаст неутомимость,

Непримиримость, и неукротимость,

И силу нестареющей любви.

  1. Теперь рассмотрим правописание не с отрицательными и неопределёнными местоимениями и местоимёнными наречиями.

Ученик работает по опорной таблице-схеме, учащиеся записывают примеры в тетрадь.

Делается вывод о том, что отрицательные и неопределённые местоимения и местоимённые наречия обычно с не и ни пишутся слитно. Для местоимённых наречий это правило незыблемо.

Изменяющиеся отрицательные местоимения, употребляемые с предлогом, пишутся в три слова: ни у кого, ни с кем, не у кого и т.д. Дело здесь в особенностях самого сочетания этих местоимений с предлогом: вместо обычного положения предлога перед целым словом здесь он вклинивается между словообразовательной приставкой и последующей частью слова.

Закрепление теоретического материала на примерах из упражнения 349: вначале выписываются предложения, в которых есть отрицательные местоимения с приставкой не-, а затем – предложения, в которых есть наречия с приставкой не-.

  1. Обобщение, выводы, рефлексия.

О чём мы узнали сегодня в ходе урока-исследования?

Заключительное слово учителя: Большое спасибо нашим экспертам за подробные сообщения. Вы все очень хорошо поработали, и в конце нашего урока давайте разгадаем кроссворд. С его помощью ещё раз вспомним все частицы.

  1. Итоги урока, комментирование оценок.
  2. Задание на дом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...

Методическая разработка логопедического занятия для 2 класса школы VII вида по теме" Глагол, как часть речи"

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии во 2 классе школы VIIвида....

Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи

Можно использовать как проверочный тест после изчения темы "Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи"....

Правописание частиц не и ни в разных частях речи.

Данная диагностическая работа содержит три тестовых задания по указанной в названии теме орфографии. Работа рассчитана на 10 -15 минут урока....

Правописание частицы НЕ с разными частями речи

Материал предназначен для работы в 7 классе...

Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме «Причастие как самостоятельная часть речи»

Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме«Причастие как самостоятельная часть речи»...

Урок русского языка. Правописание частицы не с разными частями речи.

Цель: систематизация знаний учащихся по теме: « Правописание частицы не с разными частями речи»Задачи:повторить, обобщить и систематизировать   знания учащихся по теме «Пра...