Интегрированный урок - практикум "Безличные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Обобщение изученного материала по теме "Безличные предложения" в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.:  Адильбаева Жанылсын Сергеевна

Место работы: ГБОУ СОШ с. Мосты м.р. Пестравский Самарской области

Должность: учитель русского языка и литературы

Интегрированный урок – практикум

русского языка в 8 классе по теме

«Безличные предложения»

Цели урока: 

  1. Обучающая: отрабатывать умения находить тип сказуемого в безличных предложениях (далее - БП);  совершенствовать навык различения БП от других видов односоставных предложений;
  2. Развивающая: дать более глубокое понятие о БП, их значении и сфере употребления;
  3. Воспитывающая: формировать активное отношение к процессу познания, способствовать представлению о богатстве возможностей выражения мыслей в русском языке; обратить внимание на красоту русского языка.

Оборудование: 

  • опорная таблица «Односоставные предложения»;
  • дифференцированные задания – тесты по теме;
  • перфокарты;
  • портрет писателей Гоголя Н.В. и Лермонтова  М.Ю.;
  • репродукции картин Куинджи А.И. «Украинская ночь», «Вечер на Украине», «Лунная ночь на Днепре»;
  • репродукции картин Шишкина И.И.
  • открытка из комплекта М.Ю. Лермонтов с иллюстрацией к стихотворению «Выхожу один я на дорогу».

План урока.

  1. Организационный момент. 0,5 минуты
  2. Контроль домашнего задания. 4 минуты
  3. Вступление к теме урока. 2 минуты
  4. Беседа, наблюдение, анализ. 2,5 минуты
  5. Эмоциональная зарядка. 3 минуты
  6. Практикум. 5 минут
  7. Работа на развитие творческого воображения. 5 минут
  8. Физминутка. 1,5 минуты
  9. Графический диктант. 6 минут
  10. Электронная работа – тест на распознание типов односоставных предложений, в том числе в составе сложного предложения (работа на компьютере). 8 минут
  11. Подведение итогов. 1,5 минуты
  12. Домашнее задание. 1 минута

Условные обозначения:

ОП – Односоставное предложение

СП – Сложное предложение

б/л – Безличные предложения

н/л – Неопределённо – личные предложения

о/л – Определённо – личные предложения

Л. – Лермонтов М.Ю.

Г. – Гоголь Н.В.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Объявление цели и задач урока.

  1. Контроль домашнего задания.
  1. Карточка 1 (базового уровня) 1 учащийся у доски выполняет схемы предложений из п.  № 7        [          ]. [          ]. [                 ]. Ученик – ассистент проверяет и задаёт вопросы.

Учитель: Все ли предложения (с №8 по № 15)   безличные предложения? (Ответ: № 12 неопределённо - личное)

  1. Карточка 2. (продвинутого уровня). 2учащихся чертят схемы указанных предложений

1) № 10 (Когда         ), [             ].

    № 11 [               ,          ], и  [               ].

2) № 12  [              ], да  [                ].

    № 15 [               ], и  [                 ].

В данном случае элемент опережающего обучения.

Учитель: Ответьте на вопросы: Чем выражено сказуемое в безличных предложениях? Приведите пример сложного предложения, в котором простые предложения обобщённо – личные?

Дополнительные вопросы отвечающим у доски задаёт ученик – ассистент: На какие две группы делятся односоставные предложения (ОП)? Назовите виды ОП с одним главным членом – сказуемым? (о/л, н/л, б/л). К каким из этих групп относятся обобщенно – личные предложения?  (о/л, н/л).

Оценивается работа  учащихся и ассистента.

  1. Вступление к теме урока.

Запись даты, темы урока в тетради.

Учитель: На последних уроках литературы, которые были посвящены творчеству М.Ю. Лермонтова, мы изучали его произведения. Напомните (поэмы «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», стихотворения), а на предстоящих уроках литературы мы прикоснёмся к тайне другого русского классика – прозаика Гоголя Н.В., который выразил удивительную мысль: «Дивиться драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи».

Весь наш урок будет «пронизан» прекрасным художественным словом этих двух гениев русской литературы.

Учащиеся:

  1. Цитата Гоголя о прозе Лермонтова, о его романе «Герой нашего времени»: «Никто ещё не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной  прозой…»
  2. Слова А.П. Чехова: «Если и изучать русский язык, то более благодатного материала, чем художественное слово Лермонтова, не найти. Я бы брал предложения и разбирал бы его, разбирал…»
  3. Оценка А.С. Пушкиным «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя: «… Они изучили меня… Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».

Учитель: Так прикоснёмся и мы к этому богатству и увидим, как удаётся творить чудеса великим, сколько возможностей выражения мыслей и чувств таят в себе односоставные предложения, а на нашем занятии – безличные предложения.

  1. Беседа, наблюдение, анализ.

Учитель: Каково значение БП? О чём они сообщают?  (о состоянии природы и человека, животных).

Учитель: Обратим внимание на следующие примеры, взятые из произведений Лермонтова и Гоголя. Назовите эти произведения. Определите тип ОП, его значение.

Заготовка на обороте стороны доски:

  1. Вот смерклось. (Л), (состояние природы)
  2. Было холодно, я три ночи не спал. (состояние природы)
  3. И скучно, и грустно… (Л), (состояние человека)
  4. В сакле душно. (сакла – жилище горца), (Л), (состояние окружающей среды)
  5. Нет уз святее товарищества. Не было ни кого. (Г. «Тарас Бульба»), (отрицание)
  6. Вам не видать таких сражений. Дожить бы до весны.  (Л), (выражение предположения, желания)

Вывод: значение безличных предложений многообразно, как видно из примеров. Что нового вы узнали о значении БП? (примеры 5,6)

  1. Эмоциональная зарядка.

На доске репродукция художника Л.М. Непомнящего к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Учитель: Читает наизусть стихотворение.

Анализ второй строфы (текст записан на обратной стороне доски).

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Учитель: Какие в основном предложения по типу основ? Почему?

  1. Практикум.

1) Программированный контроль дифференцированного характера на определение типа односоставного предложения. Карточки 1 и 2 (на отпечатанных листах): №1 – без знаков препинания (для подготовленных учащихся) и №2 – со знаками препинания (для учащихся со средним уровнем подготовки). Контрольный листок у учителя.

  1. Работа на развитие творческого воображения.

Учитель: Слово учителя о картинах А.И. Кунджи, в частности «Украинской ночи» (демонстрация репродукций): Мотив хутора, замершего в тихом ночном сне, типичен и характерен для Украины. Мир в этой картине воспринимается как благо, доставляющее человеку красоту и богатство  впечатлена. Зрелый мир полон роскоши, тайны. Впоследствии художник Нестеров М.В. вспоминал о произведённом картиной впечатлении: «Совершенно растерялся, был восхищён до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой «Украинской ночью» Куинджи! И что это было за волшебное зрелище!..»

Предлагается детям, сидящим за одной партой (работа в паре), составить несколько предложений по картине.

Учитель: А вот как Гоголь художественным словом передал великолепие украинской ночи. (Выразительное чтение наизусть ученицей отрывка из повести «Майская ночь или Утопленница» со слов «Знаете ли вы украинскую ночь?» и до «Божественная ночь! Очаровательная ночь!». Указать на роль ОП в данном отрывке).

Какие типы ОП чаще употребляются в выражении чувств, состояния, мыслей? (безличные)

Какой тип ОП сообщает о  предметах и явлениях? (наз.)   

  1. Физминутка.
  2. Графический диктант.

Графический диктант на умение чертить схемы предложений, разграничивать типы ОП.

Учащиеся по одному выходят к доске, чертят схему предложения прочитанного учеником – ассистентом, на обратной стороне доски. После выполнения последней схемы дети обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку.

Учитель:  Кто автор? Из какого произведения эти строки?

  1. Наконец рассвело. (Л) [              ].
  2. Умрёмте же под Москвой, как наши братья умирали. (Л. «Бородино»)    [         ], (как                 ).
  3. По смуглым лицам было видно, что все они были закалены в битвах. (Г. «Тарас Бульба»)       [           ], (что                 )
  4. Синие горы Кавказа, приветствую вас! (Л) [        ,              ]
  5. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л. «Мцыри»)  [               ].
  6. * (Повышеной сложности, выполняется по желанию учащихся)  Мороз увеличивался, и вверху так сделалось холодно, что чёрт перепрыгивал с одного колена на другое. (Г. «Ночь перед Рождеством»)    [              ], и [         ], [ что                  ]
  1. Электронная работа – тест на распознание типов односоставных предложений, в том числе в составе сложного предложения (работа на компьютере). Примеры предложений.
  1. Найдите определённо – личное предложение.

1. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом.

2. Начинало светать.

3. Это задание выполнишь после уроков.

4. В нашем районе сеют лён.

5. Широкий пруд дышал на нас прохладой.

  1. Найдите безличное предложение.
  1. В читальном зале просят соблюдать тишину.
  2. Хорошо в лесу в апреле!
  3. Слесаря Петрова наградили грамотой.
  4. Учитель сообщил нам о результатах контрольной работы.
  5. За правое дело стой смело.
  1. Найдите неопределённо – личное предложение.
  1. Перед выступлением всегда волнуешься.
  2. В газете пишут о победе хоккеистов.
  3. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
  4. Пахнет черёмухой в саду.
  5. Нельзя шуметь в школе.
  1. Найдите безличные предложения.
  1. Меня приняли в секцию бокса.
  2. У нас любят спорт.
  3. Вот парадный подъезд.
  4. И вот снегу нет больше.
  5. Не хочется идти в комнату.
  1. Найдите определённо - личное предложение.
  1. Мы провели лето в лагере труда и отдыха.
  2. Ребята, бережно относитесь к хлебу!
  3. Ребятам сообщили о начале спортивного праздника.
  4. Широки просторы нашей Родины!
  5. В саду пахнет черёмухой.
  1. Найдите сложные предложения (устно предварительно расставьте знаки препинания).
  1. Было тепло и мы ходили в пальто.
  2. Мне долго не спится и я включаю свет.
  3. Тишина и только гулко раскатывающиеся раскаты грома раздаются вдали.
  4. Пахнет сиренью и вечерней свежестью.
  5. Было ветрено и холодно.
  1. Найдите сложные предложения (устно предварительно расставьте знаки препинания).
  1. Было тепло и очень тихо.
  2. Было ветрено и лыжный поход не состоялся.
  3. Пахло травой и лесной сыростью.
  4. Море плескалось и билось о берег.
  5. Душно стало в сакле и я вышел на улицу освежиться.
  1. Найдите сложные предложения (устно предварительно расставьте знаки препинания).
  1. Сыплет спелые орехи мне орешник в кузовок.
  2. Свежеет и блеск вечера меркнет.
  3. Окна в сад подняты и оттуда веет осенней прохладой.
  4. Вечер занимается и всё тише становится в просеке.
  5. Душно стало в сакле и я вышел на улицу освежиться.
  6. Внезапно сопки раздвигались и открывали чудесный вид на реку.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

3

2

2

4,5

2

1,2,3

2,5

2,3,4,5

  1. Подведение итогов.

Учитель: Чему был посвящён наш урок? Что нового вы узнали, в частности о БП? Какие этапы урока вам понравились? Чем?

  1. Домашнее задание (одно из заданий по выбору).

Учитель: 1. предлагает детям выбрать любую репродукцию художника Шишкина И.И. (Раздать открытки с репродукциями картин Шишкина И.И.)

Напишите сочинение – миниатюру по картине Шишкина И.И., великого художника, певца русского леса, включив, по возможности, различные односоставные предложения, обратив внимание на погоду, воздух, ветер, настроение, желание, предметы, изображённые на картине.

2. Найдите в текстах произведений М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя примеры с односоставными предложениями. В течение следующих уроков вы можете предложить одноклассникам определить тип односоставного предложения.

Пример такого задания «Угадай тип односоставного предложения»:

  1. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки – баю (Л. «Казачья колыбельная песня»).
  2. Героя увезли от плачущих дружин (Л. «Последнее новоселье»).
  3. Вот арфа золотая (Л. «Еврейская мелодия»).
  4. «И верится, и плачется, и так легко, легко» (Л. «Молитва»).
  5. И скучно, и грустно, и некому руку подать… (Л.).
  6. «Не дрожи, моя красная калиночка. Отварите мне темницу, дайте мне сиянье дня» (Г. «Майская ночь» «Желанье»).
  7. Поехали отыскивать Маниловку (Г. «Мёртвые души»).
  8. «Что мне на родину следа не проложить уж никогда» (Л. «Мцыри»).

Контрольный листок «Угадай»:

1

2

3

4

5

6

7

8

о/л

X

X

н/л

X

X

б/л

X

X

X

наз

X

Программа: Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под ред. В.В. Бабайцевой)\ Сост. Г. М. Вялкова. – М.: Планета, 2011 г.

Учебник: Учебный комплекс по русскому языку, научный редактор-профессор Бабайцева В.В.

- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева – 20-е изд.. М.: Дрофа, 2011 год

- Русский язык. Практика. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. – 16-е изд. – М.: Дрофа, 2010 год

- Русская речь. Развитие речи. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Е.И. Никитина и др. М.: Дрофа, 2012 год

Приложение

Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения

Двусоставные

Полные

Неполные

Папа домой идёт?

Кто написал роман «Евгений Онегин»?

Идёт.

Пушкин.

Односоставные

определённо - личные

За кем побежишь?

За товарищем.

неопределённо- личные

О чем сообщили в вечерней программе?

О событиях в Чечне.

безличные

Надо возвращаться домой.

А мне совсем не хочется

Односоставные

назывные

Густой,

непроходимый лес.

Вот хвойный.

Вот лиственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Интегрированный урок по теме "Односоставные предложения. Их использование в речевой практике".

Разработка бинарного урока по русскому языку и химии.Общая цель интегрированного урока: формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи школьных дисциплин.Результат урока - составление инструкц...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Интегрированный урок повторения по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе.

Урок-повторение по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе построен на комплексном анализе текста. Тема текста приурочена к Дню народного единства (4 ноября). Урок построен по принцепу интеграц...

Интегрированный урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Чаепитие на Руси. Однородный члены предложения.

Разработка презентации к уроку русского языка в 8 классе. Тема: Однородные члены предложения с использованием краеведческого материала.Цели и задачи урока:Ознакомление с историей и традициями русского...

Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...