Интегрированный урок повторения по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Светлана Александровна Серебренникова

Урок-повторение по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе построен на комплексном анализе текста. Тема текста приурочена к Дню народного единства (4 ноября). Урок построен по принцепу интеграции предметов: русский язык, литература, история, МХК. Цели,поставленные на уроке, не только систематизировать и применить полученные теоретические знания на практике, при подготовке к ГИА, но воспитывать у обучающихся любовь к героическому прошлому, истории, героям, народу нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок повторения по теме »Сложносочинённое предложение «, построенный на частичном комплексном анализе текста.

Цель:

  • Образовательная - повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы С.С.П., подготовка к ГИА.
  • Развивающая – активировать мыслительную деятельность учащихся, развивать приёмы самостоятельной  работы.
  • Воспитательная - воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства; развивать умение делать выводы, обобщать; расширять кругозор учащихся.

Ход урока.

  1. Оргмомент - Здравствуйте! Я рада встрече с вами и думаю, что сегодняшний урок принесет вам новые открытия, а наше общение будет полным и интересным. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, мы покажем всё то, что знаем и умеем.
  2. Перед вами на столах лежат цветные карандаши: красный, зелёный, синий.
    Посмотрите на них внимательно и выберите тот, который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Нарисуйте смайлик.
    Красный – вы полны энергии, готовы активно работать.
    Зеленый – вы спокойны.
    Синий – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
    - Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа», тему урока «Урок-повторение по теме «Сложносочинённые предложения»
  3. Теоретическая разминка. Закончи мысль (используй конспект-помощник или п.4):
  • П.П. соединяются в С.П. двумя основными способами: … союзным и бессоюзным
  • Части С.С.П. по смыслу какие … равноправные
  • Вседа ли ставится запятая в С.С.П? …..(не ставлю, если есть общий второстепенный член предложения)
  • Какие союзы соединяют части С.С.П.?  сочинительные
  • Сочинительные союзы по значению бывают: … соединительные, разделительные, противительные
  • Соединительные союзы - это…и, да (и), ни-ни, тоже, также. События происходят одновременно или следует одно за другим.
  • Разделительные союзы - это…или (иль), либо, то-то, не то - не то. Чередуются явления, возможность одного из двух или нескольких.
  • Противительные союзы – это …а, но, да (но), однако, зато, же. Одно явление противопоставлено другому.
    А теперь Вы на практике должны доказать, что вы умеете применять теоретические знания.
    3.Ответьте на вопрос: какой праздник был 4 ноября?  День народного единства России. (1 слайд) Этот праздник отмечается с 2005 года.
  • Есть замечательный фильм режиссёра Владимира Хотиненко «1612.Хроники смутного времени»,который повествует о тех событиях, о которых речь пойдёт на сегодняшнем уроке. Фильм шёл по 5 каналу 10 ноября, может,  среди вас ,ребята, есть такие кто просмотрел его? 
  • Итак, 4 ноября – это..(слайд  2) 

 Это интересно: слово докладчику Соломко Максиму

 - Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.)

-  Но откуда мы с вами все это знаем? (Слово учителю)

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее.  Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

   А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний.  Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

       Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

  1. Как это было, давайте обратимся к тексту Кожевникова « Памятники Москвы». (Текст перед Вами), но сначала обратимся к вашему домашнему заданию, поработаем над лексическим значением слов, встречающихся в тексте. Слова записаны на доске.
  • Интервенция - агрессивное вмешательство одного или нескольких государств, преимущественно вооружённое, во внутренние дела какой-нибудь страны.
  • Интервенты – организатор или участник.
  • Постамент – возвышение, служащее основанием памятника, колонны, статуи.
  • Ополчение – военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии, преимущественно на добровольных началах(крестьяне, дворяне, горожане) 1612 второе ополчение.
  • Рельеф – выпуклое изображение на плоскости (обычно скульптурные).
  • Алтарь - место жертвоприношений.

ТЕКСТ

1.Величава и красива Красная площадь в Москве. 2.Каждый, кто приезжает в столицу, спешит пройти по ее каменной мостовой. 3.Здесь прошлое и настоящее, неразрывно связанное, переплелось в ее архитектурном облике.4. Перед многоглавым каменным собором Василия Блаженного стоит скульптурный монумент в память победы русского оружия в 1612 году в борьбе с польскими интервентами.5. На его гранитном постаменте бронзовыми буквами начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

6.Смутное то было время.7. Горела земля.8. Рушились под натиском иноземцев стены древних городов.9. Многие русские земли с помощью изменников-бояр были без боя отданы чужеземным захватчикам, а отряды самозванца Лжедимитрия II, жаждущего царского престола, хозяйничали в Москве. 10. И в этот критический момент с особой силой проявился патриотизм русского народа, его святая любовь к отчизне. 11. Во имя спасения родины был брошен клич «не пожалети животов своих» для освобождения Москвы и всей земли Русской. 12. Этот пламенный призыв был подан с берегов Волги нижегородским старостой Кузьмой Мининым-Сухоруком (15??—1616).

13.Возглавляемое им и Дмитрием Пожарским (1578—1641) войско народного ополчения двинулось с боями на Москву. 14. 27 октября 1612 года столица была освобождена, и началось окончательное изгнание интервентов с русской земли, завершившееся полной победой.

15. К 200-летию этого события выдающийся русский скульптор И. П. Мартос создал памятник Минину и Пожарскому.16. Открыли его на Красной площади в 1818 году. 17.Это было знаменательным событием не только для Москвы, но и для всей России. 18. Памятник стал первым скульптурным монументом города и первым произведением русского монументального искусства, где прообразом послужил не царь или император и даже не великий полководец, а простой гражданин, человек из народа.

19.В рубашке с русским узором стоит перед князем нижегородский староста Кузьма Минин.20.  Властный жест его вытянутой руки устремлен на площадь, к народу.21. Он призывает воеводу Д. Пожарского возглавить русское войско и спасти отечество.  

22.Опираясь на щит и слегка приподнявшись, Пожарский принимает из рук Минина меч.

23.Постамент под фигурами пламенных патриотов русской земли выполнен из красного финляндского гранита, с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. 24.На одном из них изображены нижегородцы, приносящие на алтарь отечества свои пожертвования. 25.На другом — один из эпизодов доблестного похода народного ополчения.

26.В первом из рельефов примечательна одна деталь.27. Мужчина (крайняя фигура слева) отдает в народное ополчение двоих сыновей. 28. Здесь Мартос изобразил самого себя. 29.Эта вольность автора не случайна. 30. Один из сыновей Мартоса — Алексей был участником войны 1812 года, другой — архитектор Никита Мартос, погиб во Франции, где он, находясь в качестве пенсионера Академии художеств, был задержан наполеоновскими войсками.

31.Первоначально памятник был установлен в центре Красной площади,  перед Торговыми рядами, но в 1930 году в связи с реконструкцией площади памятник был перенесен к храму Василия Блаженного, где и стоит теперь. 

(Р. Ф. Кожевников. Памятники Москвы.) (423 слова.)

Задания по тексту:

  1. Прочитать (поэтапно используя слайды3-10) и озаглавить текст. (Гражданский подвиг Минина и Пожарского).
  2. Физминутка. (слайд 11).
  3. Назвать стиль и тип речи текста. (Публицистический, повествовательный).
  4. В каком предложении выражена основная мысль текста? а)11;  б)18;  в)10+; г)14.
  5. Из предложений 6-14 найти С.С.П.(9,14)

14 предложение синтаксический разбор: 27 октября 1612 года столица была освобождена, и началось окончательное изгнание с русской земли, завершившееся полной победой.(Повест; невоскл; С.С.П. с обособленным определением, выраженным причастным оборотом).+схема

  • Из предложений 6-14 найти предложение, соответствующее схеме, и записать его, графически, объясняя знаки препинания в нём.
  • Составить и записать из предложений 7,8 С.С.П. (Горела земля, и рушились под натиском иноземцев стены древних городов.)
  • Найти в тексте предложения с прямой речью. Начертить схему этого предложения.
  • Работа с орфографией : из предложений 18-22 найти слова на правило 1)непроизносимая согласная в корне слова; (властный) 2)слова с чередующейся гласной в корне слова (опираясь, принимает).
  • Начертить схему предложения 31, 1 и 2 простые предложения, входящие в состав сложного, связаны сочинительной связью, а 2 и 4 предложения подчинительной связью. Это будет тема нашего следующего урока.
  • Смотри время: выписать из текста слова трудные для Вас по написанию, выделяя ту морфему, которая вызвала у Вас затруднение в написании.
  • Рефлексия:     1. Ответьте на вопросы: а) об истории какого памятника шла речь на уроке?

б) где он находится?  в) кто является скульптором монумента?

2.Работа с эпиграфом - как итог урока. Согласны вы с высказыванием Гоголя, аргументируйте свой ответ. Слайд 12

Архитектура – тоже летопись мира , она говорит тогда , когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.

Н.В. Гоголь.

3.  Нарисуйте треугольник того цвета, который соответствует вашему настроению именно сейчас. (Красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – хотелось бы лучше)

6. Итог  урока, комментирование оценок.

       7.  Домашнее задание:  Ответьте на вопрос: «Какой подвиг совершили гражданин Минин и князь Пожарский?» В ответе используй сложносочинённые предложения и подготовьтесь к сжатому изложению по тексту.

  ( Слайд 13. Спасибо за урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-повторение "Однородные члены предложения"

Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста....

урок-повторение "Бессоюзное сложное предложение""

Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста по программе М.М.Разумовской....

Интегрированный урок-повторение по русскому языку в 8 классе по теме «Предложения с однородными членами и пунктуация при них» (с применением приемов технологии РКМЧП)

-закрепить  знания учеников об однородных членах предложения, умения ставить знаки препинания и объяснять их постановку, умение узнавать пунктуационные правила в тексте;-акцентировать внимание на...

Интегрированный урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Чаепитие на Руси. Однородный члены предложения.

Разработка презентации к уроку русского языка в 8 классе. Тема: Однородные члены предложения с использованием краеведческого материала.Цели и задачи урока:Ознакомление с историей и традициями русского...

Интегрированный урок русского языка в 4 классе "Как создавалась книга. Сложное предложение. Закрепление"

Открытый урок можно проводить в 4 классе, когда ученики начальной школы знакомятся с будущим учителем русского языка и литературы....

Интегрированный урок-повторение по теме "Причастие" 7 класс (Экскурсия по г. Липецку)

Интегрированный урок повторения и обощения по теме "Причастие" с экскурсией по достопримечательносям г. Липецка...

Презентация к уроку "Повторение бессоюзного сложного предложения", 9 класс

Презентация к уроку "Повторение бессоюзного сложного предложения", 9 класс. Первый урок по повторению....