Интегрированный урок-повторение по теме "Причастие" 7 класс (Экскурсия по г. Липецку)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Фаустова Ольга Николаевна

Интегрированный урок повторения и обощения по теме "Причастие" с экскурсией по достопримечательносям г. Липецка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема открытого урока в 7б классе

Повторение и обобщение по теме «Причастие» (интегрированный урок-экскурсия по г. Липецку)
Цели:   повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие», развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся; развивать умение работать индивидуально, в парах, группах.
Планируемые результаты  Предметные: знать: понятие причастия, его отличительные  морфологические и синтаксические признаки.  Метапредметные: уметь: определять причастия,  находить их в тексте.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, его значения в процессе получения школьного образования.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, видео, презентация, раздаточный материал (в конвертах задания и бабочка).

Тип урока:  интегрированный урок повторения и обобщения


                                           Ход урока
1.  Слайд 1  Этап мотивации. 
Учитель приветствует учащихся, решает организационные вопросы. На столах экскурсионные листы, подпишите их. Вся письменная работа будет вестись в них.
 В конце урока вы сдаете их  на проверку.


2. Актуализация знаний.
 Видео: Притча «Все в твоих руках».

- Как вы понимаете эту притчу? Какова ее мораль?

- попробуйте продолжить предложение:

ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ, И ЗНАЧИТ…(ты можешь свернуть горы, ты за все несешь ответственность, ты можешь изменять этот мир для себя;… главное вовремя это осознать и сделать правильный выбор)

Слайд 2 На экране текст притчи: 

        Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

—Всё в твоих руках.
-Определите  часть речи  выделенных слов (Причастие- запишите по рядам: 1р-окруженный, 2р- цветущий, 3р- сомкнутых).

- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали причастия. Какую тему мы определим  для сегодняшнего урока?

3. Слайд 3 Тема: Повторение и обобщение по теме «Причастие» , я вас приглашаю совершить экскурсию  по некоторым замечательным местам  г. Липецка ( домашнее задание: уч-ся готовили справки)  и заодно повторить тему «Причастия».

Целеполагание Сформулируйте цели сегодняшнего урока.

Цель нашего урока: обобщить все полученные знания о причастии как о части речи. А задачи наши следующие: принимая участие в самых разных видах работы, правильно определять в текстах причастия, отличать их от других частей речи. Кроме того, мы будем продолжать развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, закрепляя навыки правописания   причастий и постановки запятой при причастном обороте. Предложенные задания помогут вам не только закрепить полученные знания, но и развивать зрительную, слуховую память, логическое мышление, внимание, а также наблюдать языковые факты, сравнивать и делать выводы. И, конечно же, мы будем на уроке вести работу по развитию речи, знакомясь с достопримечательностями нашего города.

. Я каждому из вас желаю успехов

Слайд 4   1) Начнем нашу экскурсию …..со школы. В этом году нашей школе исполнилось 45 лет, объявлена городская воспитательная акция «Семья и город. Растем вместе!»

- Что такое семья? СЕМЬЯ́- 1Группа живущих вместе родственников.2. ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами. Но мы рассмотрим сейчас семейные отношения у причастия. Вернемся к притче. Докажите, что выделенные слова, которые вы записали - это причастия: каждый ряд работает со словом по алгоритму:

Слайд 5        Автобиография. Что означает слово?

          Я, причастие _________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.

           Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид.

           Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.  

           Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.

           Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – переходить из причастия   в прилагательное  (блестящий предмет-блестящее выступление).

-Какую часть речи мы называем причастием? (Давайте вспомним, что такое причастие. (Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Краткие- каковы?)

- В каком разделе русского языка изучается причастие? (Морфология)

- Какие морфологические признаки глагола заключает в себе причастие?(вид, возвратность)

- А какие морфологические признаки прилагательного? (Морфологические признаки:  Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, изменяются по числам, падежам и в единственном числе по родам).

- Какова синтаксическая роль причастия? ( В предложениях причастия бывают определениями,  краткие причастия - сказуемыми)

Слайд  6    Посмотрите на схему и скажите: что мы еще не повторили, не уточнили?

Продолжаем экскурсию.

Слайд 7     Что это за памятник? Кому установлен и где находится?

Справка ученик 1:  Памятник был открыт в 1999 г., к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина в сквере возле Комсомольского пруда, недалеко от того места, где стояла Вознесенская церковь, в которой, по преданию, венчались бабушка и дедушка поэта – М. А. Пушкина и О. А. Ганинибал.

В 2005 г. памятник был перенесен на новое место – в сквер на улицу Пушкина, где состоялось его торжественное открытие, приуроченное ко Дню города. Авторы памятника: липецкий скульптор, народный художник РФ, почетный гражданин Липецка Ю. Д. Гришко и скульптор И. М. Мазур.

Бронзовая фигура поэта, облаченная во фрак, установлена на гранитном постаменте. На лицевой стороне постамента прикреплена бронзовая табличка с надписью: «Александру Сергеевичу Пушкину». В левой руке Пушкин держит книгу, правая рука опущена на спинку стула, на которую накинут плащ. На сиденье стула лежат перчатки и шляпа-цилиндр

-Какие произведения Пушкина вы знаете?

Послушайте отрывок стихотворения «Осень» 2 ученик.

Слайд  8   Выборочный диктант. выпишите причастия с определяемым словом. Определите  род, число, падеж.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса — 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы

Слайд  9   Проверь себя! У А.С. Пушкина осень была любимым временем года.  А какие цветовые гаммы характерны для него? Предлагаю посмотреть релаксацию и немного отдохнуть

Релаксация (Оранжевый цвет)

Мы продолжаем экскурсию по г. Липецку. Что это за место? Где находится?

Слайд  10 Следующий пункт нашей остановки - Липецкий   Зоопарк

Справка ученик 3:  Основателем зоопарка считается Николай Георгиевич Яхонтов. Именно по его инициативе и финансовой поддержке города 6 ноября 1973 года был открыт Липецкий зоопарк. 47 видов животных Липецкого зоопарка занесено в Международную Красную книгу (МСОП), 18 видов животных – в «Красную Книгу России»(например,  сапсан, балобан, дрофа) Имеется аквариум, «Птичий рай». Зоопарк участвует в 10 программах по разведению и сохранению редких видов животных. Это лошадь Пржевальского, зубр, амурский тигр. Это замечательное место для отдыха взрослых и детей.  Ежегодно в зоопарке бывает около 200 тысяч посетителей из Липецка, районных центров и ближайших к нам областей, что говорит о популярности этого места.

Индивидуальное задание на доске (1 уч-ся работает с карточками-суффиксами): Распредели суффиксы в таблице «Страдательные и действительные причастия»

 Слайд 12 Работа в экскурсионных листах. Распределительный диктант по домикам. Выделите суффиксы: дремлющий медведь, пойманная птица, закрытая дверь, брошенный котенок, спящий совенок, забытый павильон, цветущие растения, протекающая река, притягивающий взор, совершивший перелет,  воркующий голубь, разъяренный тигр, вскормленный верблюжонок.

Слайд 13   Проверь себя!

Продолжаем экскурсию.

Слайд 14  Теперь мы возле Драмтеатра им. Л.Толстого

Справка учащийся 4: Театр основан 5 июня 1921 года.
Присвоение имени, великого Толстого Липецкому театру связано с двумя обстоятельствами: железнодорожная станция Астапово (ныне станция Лев Толстой), где умер писатель, находится на Липецкой земле; кроме того, театр много лет плодотворно реализует просветительские идеи Толстого средствами театрального искусства


Слайд 15   Устная работа. Найдите ошибки в употреблении причастий.
1.Изумительно красив был возвышающий холм.

Изумительно красив был возвышающийся холм.

2. Загримировавшийся актер ждал своего выхода на сцену.

Загримированный актер ждал своего выхода на сцену.

3.  Организация, строящая театр, вложила крупные средства.

Организация, строящая театр, вложила крупные средства.

4. Зрители собрались у развевающей  на ветру афиши.

Зрители  собрались у развевающейся на ветру афиши

Найдите предложение с причастным оборотом(3) При каком условии обособляется ПО?. Составьте схему предложения.

Продолжим экскурсию.

Слайд 16    В этом году мы отмечаем 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. В Липецке в районе Тракторного завода находится улица Тургенева. Какие произведения автора вы читали? В этом году будете знакомиться с еще одним произведением « Бирюк».

Слайд 17  Спишите отрывок из этого произведения в экскурсионные листки, вставьте буквы и раскройте скобки.


       Изба лесника сост__яла из одной комн__ты, закоптелой, ни(с,з)кой и пустой, без  полатей и перегородок. Изорва (н,нн) ый тулуп в__сел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу в__лялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печ_ки. Лучина г__рела на столе, п_чально вспыхивая и погасая. На самой середине избы в_села люлька, привяза(н,нн)ая к концу дли__ого шеста. Девочка пог_сила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном попр_влять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло…


-какие архаизмы вы увидели, объясните их (полати- , тулуп-верхняя одежда, лучина-тонкая длинная щепка, место для сиденья, сна;  люлька-колыбель, лоно- специальное приспособление(диалект) Эти слова использовались и в наших краях в 18-19 в.
Взаимопроверка.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Цель работы: выяснить степень овладения учащимися умением различать действительные и страдательные причастия.
1. Найдите словосочетание со страдательным причастием.
1) На пестреющей поляне;
2) О движущемся поезде;
3) Опавшие с дерева;
4) Отнятая поделка;
5) Разлившаяся по полю.
2. Найдите словосочетание с действительным причастием.
1) Написанная девочкой;
2) Распиленная доска;
3) Ведущая в парк;
4) Посаженные в землю;
5) Опрокинутый котел.
3. Найдите словосочетания с действительными причастиями.
1) Проверенная учителем;
2) Плескавшиеся дети;
3) Построенный  город;
4) Покрашенные краской;
5) Летящим орлом.
4. Найдите словосочетания со страдательными причастиями.
1) Сидящая девочка;
2) Засыпанные дорожки;
3) У потревоженных голубей;
4) Рассказывающие об экскурсии;
5) Борющийся за мнение.
Раздается каждому ученику листок с работой. На работу отводится 5минут.
Слайд 18  Проверь себя!  Самооценка своей работе. Проработка ошибок
1 – 4
2 – 3
3 – 2,5
4 – 2,3

Слайд  19  Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, наше путешествие завершилось.

- Понравился ли вам урок?

- А что особенно понравилось?

- А кто был самым активным?

-В каких местах г. Липецка мы сегодня побывали?

Вашу работу я оценю отметками после проверки экскурсионных листов

Слайд 20   Домашнее задание (по выбору)

  1. Сочинение-рассуждение «Всё в твоих руках» 2.  Тест

Учитель: В ваших конвертиках - бабочки. Возьмите их в руки и помните: бабочки – напоминание об ответственности, о том, что в любую минуту можно сжать ладони или раскрыть. Все в твоих руках! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Интегрированный урок повторения по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе.

Урок-повторение по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе построен на комплексном анализе текста. Тема текста приурочена к Дню народного единства (4 ноября). Урок построен по принцепу интеграц...

Интегрированный урок-повторение по русскому языку в 8 классе по теме «Предложения с однородными членами и пунктуация при них» (с применением приемов технологии РКМЧП)

-закрепить  знания учеников об однородных членах предложения, умения ставить знаки препинания и объяснять их постановку, умение узнавать пунктуационные правила в тексте;-акцентировать внимание на...

Имя прилагательное. (6 класс.). (Урок-повторение изученного в 5 классе.)

Учебник: Русский язык. 6 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.           Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилага...

Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Уроки русского языка с использованием ИКТ . Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Подготовка к контрольной работе по теме: Общая характеристика и особенности строения классов: Птицы и млекопитающие.Материал для урока повторения по зоологии 7 класс.

Материал для подготовки учащихся 7 класса к контрольной работе по теме:Птицы и млекпоитающие. Материал  представлен в виде презентации, содержит информацию для повторения и задания разных уровней...