Интегрированный урок по предметам «Химия» и «Немецкий язык» представлен по естественно – научному направлению. Тема урока: «Теория электролитической диссоциации. Порядок слов в немецком придаточном определительном предложении».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Букарь Наталья Викторовна

Интегрированный урок по предметам «Химия» и «Немецкий язык» представлен по естественно – научному направлению.

Тема урока:       «Теория электролитической диссоциации. Порядок слов в немецком придаточном определительном предложении». Используемый УМК по химии – авторы И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, по немецкому языку – И.Л. Бим.

Раздел «Растворы. Электролитическая диссоциация». Количество часов в неделю – 2 часа, в год – 68 часов. По немецкому языку «Сложноподчиненные предложения»

Класс – 8.

Количество учащихся – 21 учащийся, в основном, из семей служащих и предпринимателей. 10 юношей, 11 девушек.

Большинство эмоциональны, экстраверты. Проявляли себя активно на всех этапах урока, который представлял  работу двух групп: «химиков» и «иностранной делегации» - учеников подгруппы, изучающей немецкий язык.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_no1.rar226.21 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_no1.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс  «Большие вызовы для учителя»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                средняя  общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина     с. Успенского                                           муниципального образования Успенский район Краснодарского края

Урок по теме:

 « Теория электролитической диссоциации. Порядок слов в немецком придаточном определительном предложении».

E:\Gymnasium\Chemistry VIII\viewers\Photo\L001\L01p2p02.jpg 

  Учитель    Букарь Наталья Викторовна

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Букарь Наталья Викторовна,  высшая категория, МАОУ СОШ №2 им. Ю.А. Гагарина  с. Успенского муниципального образования Успенский район Краснодарского края

Предмет химия: Класс:  8.   Учебник (УМК): Н.С. Новошинской, И.И. Новошинского

              немецкий язык, учебник (УМК): И. Л. Бим

Тема урока: «Теория электролитической диссоциации. Порядок слов в немецком придаточном определительном  предложении». Тип урока: комбинированный -  изучение нового  материала  и применение ранее полученных  знаний, умений, навыков.

Оборудование и реактивы:  компьютер, мультимедийная установка, экран, установка для работы с электрическим током, хлорид натрия, сахар, вода, химические стаканы, стеклянная палочка для растворения, ложечка.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется данный урок: в классе обучается 21 человек, из них 10 юношей и 11 девушек. Обучающиеся   владеют 2 предметным уровнем, могут воспроизвести изученный материал, устанавливать причинно – следственные связи под руководством учителя, могут работать по инструкции, алгоритму.

Цели по химии:

  1. Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатой диссоциации.
  2. Познакомить с механизмом диссоциации электролитов с различным типом связи, с основными положениями теории электролитической диссоциации
  3. Ввести понятия: степень электролитической диссоциации, катод, анод, катион, анион,
  4. Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.

Цели по немецкому языку:

  1. Воспитывать  профессионально важные личностные качества обучающихся: активность в решении  познавательно-поисковых задач, самостоятельность в выполнении заданий.
  2. Развивать учебно-организационные умения и навыки, самостоятельность и взаимоконтроль, повышать интерес к немецкому языку как  к источнику знаний, развивать внимание, непроизвольную память, скорость реакции,  аналитическое  мышление,  умения анализировать и сравнивать знания грамматики русского и немецкого языков, коммуникативную компетенцию в части информативности, речевых умений, языковой догадки, лексических и грамматических  знаний, умений и навыков.
  3. Повторить порядок слов в СПП, изменение артиклей и  учить распознавать признаки определительных  придаточных, содействовать усвоению и применению алгоритма составления СПП с определительным придаточным  и его перевода, соотносить знаки пунктуации с членением предложения, тренировать навыки по применению знания лексики по теме.

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  • Объясняют понятия  электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, сила электролитов, катионы, анионы, обратимый процесс.  
  • Повторят и обобщают сведения об типах химической связи, основных классах неорганических соединений.    
  • Заполняют таблицу по электролитам, выполняют задание на соответствие.

  • Называют признаки придаточных определительных предложений.
  • Распознают придаточные  определительные и переводят их.  
  • Применяют  правило «рамочной конструкции», употребляют правильно относительное местоимение.
  • Делают вывод о порядке слов в немецком придаточном определительном предложении.
  • Применяют лексические знания и знания из области химии

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

Регулятивные

  • Планируют  собственную  деятельность
  • Осуществляют контроль и оценку своих действий
  • Определять цели учебной деятельности
  • Планируют и организуют работу группы
  • Презентуют совместную работу

2 уровень – совместная работа с другими обучающимися в группе

3 уровень – самоанализ и анализ деятельности других

2 уровень – совместная работа с учителем

3 уровень

Познавательные

  • Извлекают необходимую информацию из текста
  • Структурируют информацию в виде таблицы (групповая работа)
  • Составляют творческий отчет в виде информационного листа

2 уровень – действие по заданному плану

2 уровень работа по образцу

3 уровень – самостоятельное нахождение информации и оформление ее в виде творческой работе

Коммуникативные

  • Умение работать и взаимодействовать  в группе, распределять роли, выступать перед аудиторией
  • Умение аргументировать свою точку зрения

2 уровень – доказывают правильность суждения в группе

Личностные

  • Осознание собственной роли в работе группы
  • Ответственность за качество выполняемой работы

2 уровень – устойчивый познавательный интерес

2 уровень – совместная работа с другими в группе

Этап урока, время этапа.

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия .

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап- мин (5 мин.)

Создать проблему для формирования цели урока

Создание проблемной ситуации через проведение эксперимента

Фронтальная, групповая

Формулирует проблему после проведения эксперимента

Руководство при формулировании цели  урока.

Слушают учителя.

Участвуют в совместной постановке цели

Решение проблемы.

Познавательные.

Регулятивные.

Ориентировочный этап (5 мин.)

Организовать совместное с учителем планирование и выбор методов поиска информации

Беседа

Фронтальная

Делит учеников на группы. Организует работу в группах по плану урока. План урока прописывается на доске.

        

Нахождение информации в тексте параграфа и дополнительных источниках по известному плану.   Представление отчета о проделанной работе в устной форме.

 Распределение обязанностей в группе.

 Составление плана действий с учетом конечного результата.

Поисково – исследовательский этап (12 мин.)

Организовать поиск решения проблемы

Работа с источниками информации

Групповая, фронтальная

Сопровождает работу в группах.

Совместно со учениками  оценивает выступления

Учащиеся представляют результаты работы. Анализируют полученную информацию, дополняют ответ

Умение делать выводы, работать с текстом, эффективно сотрудничать, обобщать полученные данные.

Практический этап (15 мин.)

Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности. Соотнесение старых и новых знаний.

Выполнение упражнений. Составление схем

Групповая

Консультирует учеников

Заполняют таблицу, работают над заданием  по карточкам.

Самостоятельная работа студентов.

Рефлексивно – оценочный этап (8 мин.)

Провести рефлексию занятия.

Прием синквейн

Фронтальный, индивидуаль - ный

Подводит итоги урока

Оценивает работу групп

Комментирует домашнее задание

Участвует в оценке работы каждой группы.

Отражают свое настроение.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

ПЛАН УРОКА

1 группа

2 группа

Мотивационно - целевой этап - 5мин

Организационный момент. Актуализация знаний.   Подготовка учащихся к работе на основном этапе.                                                     (Беседа с учащимися)

1.        Приведите примеры хорошо растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых в воде веществ, пользуясь таблицей растворимости.

2.        Назовите типы химической связи между атомами в молекулах веществ.

3.        Приведите примеры веществ с ионным типом связи.

4.        Приведите примеры веществ с ковалентной полярной связью.

Демонстрационный эксперимент

(Проведение демонстрационного эксперимента и его обсуждение)

Проведение демонстрационного эксперимента «Сравнение электропроводности воды и растворов соли и кислоты». Рекомендуется проводить данный опыт по книге «Демонстрационный эксперимент по физике», часть 2, стр. 204, выбрать лампочку мощностью 36 В, но достаточно большую, чтобы было видно со всех рядов класса.

Можно также рассказать о современных приборах – кондуктометрах, определяющих концентрацию растворов кислот, оснований, солей.

http://college.ru/images_college/modeli_urokov/lessonsfromprodschem/OK_chem_8-9/model_files/image002.jpghttp://college.ru/images_college/modeli_urokov/lessonsfromprodschem/OK_chem_8-9/model_files/image004.jpg

Создание проблемной ситуации по результатам наблюдения: почему растворы соли и кислоты проводят электрический ток, а вода не проводит?

Ориентировочный этап - 5 мин

Беседа, в ходе которой учащиеся делают вывод  по эксперименту. 

Из курса физики:  электрический ток в проводниках – металлах представляет направленное движение заряженных частиц – электронов.

Значит, растворы кислот и солей тоже должны содержать заряженные частицы, за счет которых осуществляется электропроводность.

Класс делится на 2 группы: «химиков» и «иностранной делегации», каждая из которых получает задания.

1 группа – «химики»

Закончить высказывания, используя материал параграфа из учебника:

  1. Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называют ….
  2. Вещества, растворы которых не проводят электрический ток, называют ….
  3. При растворении в воде или при расплавлении происходит распад вещества на ионы под действием полярных молекул растворителя. Этот процесс называется ….
  4. Диссоциация веществ с ионным типом связи происходит в три стадии:

А)

Б)

В)

  1.   Диссоциация веществ с ковалентной полярной связью происходит в четыре стадии:

А)

Б)

В)

          Г)

6)     Для каких электролитов электролитическая диссоциация – обратимый процесс?

7) Что называется степенью электролитической диссоциации? Какова ее формула?

8)  Заполните схему. (Дать определение, привести примеры)

                                           

Электролиты

                       ( по степени электролитической диссоциации)

        

        Сильные                                         Слабые

_________________________                 __________________________

_______________________                     __________________________

_________________________                 __________________________

2 группа – «иностранная делегация».

ВВЕДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ проводится на русском языке: через сравнение правил немецкого  языка и  русского:

Карточка1       

СХОДСТВО.

  ПРИМЕР:  Die Musik ist die Sprache, die  jeder Mensch gut versteht.    

 1/ Состоит из 2 простых предложений           [Die Musik ist die Sprache].  и  [ Jeder Mensch versteht die  Musik gut ].      

2/ Относительное местоимение  принимает форму члена предложения, которое комментируется и определяется – падеж, род  и число    Die Musik ist die Sprache,  die ( Akk/ Fem/Sing/ – Akk.  Ж.р., ед.ч.)  jeder Mensch gut versteht.  

  3/  Отвечает на вопрос Welche? или  Was für? В данном случае Was für eine Sprache  versteht jeder Mensch gut ?  

 ОТЛИЧИЕ:                                                                                                 1/  Порядок слов в придаточном в немецком языке  чётко определён  и называется  «рамочная конструкция»,  которая   предопределяет место главных членов предложения: Для  подлежащего - 1-ое место после относительного местоимения.  Для  сказуемого - последнее место.         Причём, если сказуемое сложное, то последнее место занимает изменяемая форма:  обычно это  - вспомогательный глагол или модальный.                                                                                                    2/  В роли относит. мест.  выступают артикли die  der  das и их формы,  изменяющиеся в соответствии с падежом :   

Падеж/род

Ж.р.

М.р.

С.р.

Мн.ч.

Nom.

die

der

das

die

Gen.

der

des

des

der

Dat.

der

dem

dem

den

Akk.

die

den

das

die

Подводим итог: Придаточное  предложение, особенно ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ, уточняет информацию, данную в ГЛАВНОМ предложении, т.е. определяет, характеризует и присоединяется к главному с помощью относительного местоимения  КОТОРЫЙ.

Приведите пример  русского предложения.

На доске предъявлена лексика – терминология по теме: «Die elektrolytische Dissoziation»,  учитель фонетически отрабатывает её с учащимися 2 группы, утоняет перевод. Wir werden die  Grammatik studieren. Unser grammatisches Thema heißt  „ Attributsätze“.

Поисково – исследовательский этап - 12 мин

 Обе группы работают  с источниками информации.

Практический этап - 15 мин

Сначала учитель проверяет работу 1 группы на предыдущем этапе (мягкая коррекция), затем предлагает выполнить задания:

  1. Проверьте  свои знания. Заполните таблицу.

ЭЛЕКТРОЛИТЫ

НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

Растворимые соли

Органические вещества

Щелочи

Простые вещества

Кислоты

Нерастворимые оксиды

Нерастворимые соли, кислоты, основания

2. Установите правильную последовательность процессов, происходящих при диссоциации

А) веществ с ионной связью

* диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы;

* ориентация молекул – диполей воды около ионов кристалла;

* гидратация (взаимодействие) молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла.

Б) веществ с ковалентной полярной связью

* гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита;

* ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита;

* диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы;     * ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную).

  1. Привести примеры, заполнив схему:

 ЭЛЕКТРОЛИТЫ

(по степени электролитической диссоциации)

                                    ↓                                                         ↓

           сильные  электролиты                               слабые электролиты

Учитель предлагает вниманию учащихся 2 группы текст и задания к нему.

Lesen Sie den Text und finden die Attributsätze .

Die Theorie der  Dissoziation wurde von schwedischen Gelehrten  Svante Arrenius gegründet.

Die wichtigsten Bestimmungen   dieser  Theorie sind folgende:

  1. Beim Auflösen in Wasser dissoziieren (zerfallen) Elektrolyte auf die positiven und negativen Ionen,  die man Kationen und Anionen nennt.
  2. Die Ursache der Dissoziation des Elektrolyten in einer wässrigen Lösung ist es Flüssigkeitszufuhr., die man als die Interaktion des Elektrolyten mit den Wassermolekülen erklärt.
  3. Unter der Wirkung des elektrischen Stroms Ionen erwerben gerichtete Bewegung: die positiv geladenen Ionen zur Kathode bewegen, negativ geladene zur Anode.
  4. Die elektrolytische Dissoziation   ist ein reversibelеr  Prozess für schwache Elektrolyte. Zusammen mit dem Prozess der Dissoziation (Zersetzung des Elektrolyten auf die Ionen) verläuft und der umgekehrte Prozess – Verband (Verbindung Ionen).

Die chemischen Eigenschaften der Lösungen von Elektrolyten bestimmt die Eigenschaften diejenigen Ionen, die Sie bilden.

Задания:

  1. Найти в тексте придаточные определительные предложения.
  2. Определить в них подлежащие и сказуемое согласно «рамочной конструкции».

Рефлексивно – оценочный этап  - 8 мин

  1. Презентация результатов работы учащимися 1 и 2 групп.
  2. Рефлексия занятия (прием синквейн).

1 группа

Электролиты

Сильные, слабые.

Диссоциируют, проводят, растворяются.

Удивительно: они проводят ток.

Свет.

2 группа

  1. Elektrolyte.
  2. Starke, schwache
  3. Zerfallen, lösen, leiten
  4. Es ist erscauntlich: Elektrolyte sind die Stoffe, die den elektrischen Strom leiten!
  5. Das Licht.



Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс  «Большие вызовы для учителя»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                средняя  общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина     с. Успенского                                           муниципального образования Успенский район Краснодарского края

Урок по теме:

 « Теория электролитической диссоциации. Порядок слов в немецком придаточном определительном предложении».

E:\Gymnasium\Chemistry VIII\viewers\Photo\L001\L01p2p02.jpg 

  Учитель    Букарь Наталья Викторовна

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Букарь Наталья Викторовна,  высшая категория, МАОУ СОШ №2 им. Ю.А. Гагарина  с. Успенского муниципального образования Успенский район Краснодарского края

Предмет химия: Класс:  8.   Учебник (УМК): Н.С. Новошинской, И.И. Новошинского

              немецкий язык, учебник (УМК): И. Л. Бим

Тема урока: «Теория электролитической диссоциации. Порядок слов в немецком придаточном определительном  предложении». Тип урока: комбинированный -  изучение нового  материала  и применение ранее полученных  знаний, умений, навыков.

Оборудование и реактивы:  компьютер, мультимедийная установка, экран, установка для работы с электрическим током, хлорид натрия, сахар, вода, химические стаканы, стеклянная палочка для растворения, ложечка.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется данный урок: в классе обучается 21 человек, из них 10 юношей и 11 девушек. Обучающиеся   владеют 2 предметным уровнем, могут воспроизвести изученный материал, устанавливать причинно – следственные связи под руководством учителя, могут работать по инструкции, алгоритму.

Цели по химии:

  1. Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатой диссоциации.
  2. Познакомить с механизмом диссоциации электролитов с различным типом связи, с основными положениями теории электролитической диссоциации
  3. Ввести понятия: степень электролитической диссоциации, катод, анод, катион, анион,
  4. Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.

Цели по немецкому языку:

  1. Воспитывать  профессионально важные личностные качества обучающихся: активность в решении  познавательно-поисковых задач, самостоятельность в выполнении заданий.
  2. Развивать учебно-организационные умения и навыки, самостоятельность и взаимоконтроль, повышать интерес к немецкому языку как  к источнику знаний, развивать внимание, непроизвольную память, скорость реакции,  аналитическое  мышление,  умения анализировать и сравнивать знания грамматики русского и немецкого языков, коммуникативную компетенцию в части информативности, речевых умений, языковой догадки, лексических и грамматических  знаний, умений и навыков.
  3. Повторить порядок слов в СПП, изменение артиклей и  учить распознавать признаки определительных  придаточных, содействовать усвоению и применению алгоритма составления СПП с определительным придаточным  и его перевода, соотносить знаки пунктуации с членением предложения, тренировать навыки по применению знания лексики по теме.

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  • Объясняют понятия  электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, сила электролитов, катионы, анионы, обратимый процесс.  
  • Повторят и обобщают сведения об типах химической связи, основных классах неорганических соединений.    
  • Заполняют таблицу по электролитам, выполняют задание на соответствие.

  • Называют признаки придаточных определительных предложений.
  • Распознают придаточные  определительные и переводят их.  
  • Применяют  правило «рамочной конструкции», употребляют правильно относительное местоимение.
  • Делают вывод о порядке слов в немецком придаточном определительном предложении.
  • Применяют лексические знания и знания из области химии

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

Регулятивные

  • Планируют  собственную  деятельность
  • Осуществляют контроль и оценку своих действий
  • Определять цели учебной деятельности
  • Планируют и организуют работу группы
  • Презентуют совместную работу

2 уровень – совместная работа с другими обучающимися в группе

3 уровень – самоанализ и анализ деятельности других

2 уровень – совместная работа с учителем

3 уровень

Познавательные

  • Извлекают необходимую информацию из текста
  • Структурируют информацию в виде таблицы (групповая работа)
  • Составляют творческий отчет в виде информационного листа

2 уровень – действие по заданному плану

2 уровень работа по образцу

3 уровень – самостоятельное нахождение информации и оформление ее в виде творческой работе

Коммуникативные

  • Умение работать и взаимодействовать  в группе, распределять роли, выступать перед аудиторией
  • Умение аргументировать свою точку зрения

2 уровень – доказывают правильность суждения в группе

Личностные

  • Осознание собственной роли в работе группы
  • Ответственность за качество выполняемой работы

2 уровень – устойчивый познавательный интерес

2 уровень – совместная работа с другими в группе

Этап урока, время этапа.

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия .

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап- мин (5 мин.)

Создать проблему для формирования цели урока

Создание проблемной ситуации через проведение эксперимента

Фронтальная, групповая

Формулирует проблему после проведения эксперимента

Руководство при формулировании цели  урока.

Слушают учителя.

Участвуют в совместной постановке цели

Решение проблемы.

Познавательные.

Регулятивные.

Ориентировочный этап (5 мин.)

Организовать совместное с учителем планирование и выбор методов поиска информации

Беседа

Фронтальная

Делит учеников на группы. Организует работу в группах по плану урока. План урока прописывается на доске.

        

Нахождение информации в тексте параграфа и дополнительных источниках по известному плану.   Представление отчета о проделанной работе в устной форме.

 Распределение обязанностей в группе.

 Составление плана действий с учетом конечного результата.

Поисково – исследовательский этап (12 мин.)

Организовать поиск решения проблемы

Работа с источниками информации

Групповая, фронтальная

Сопровождает работу в группах.

Совместно со учениками  оценивает выступления

Учащиеся представляют результаты работы. Анализируют полученную информацию, дополняют ответ

Умение делать выводы, работать с текстом, эффективно сотрудничать, обобщать полученные данные.

Практический этап (15 мин.)

Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности. Соотнесение старых и новых знаний.

Выполнение упражнений. Составление схем

Групповая

Консультирует учеников

Заполняют таблицу, работают над заданием  по карточкам.

Самостоятельная работа студентов.

Рефлексивно – оценочный этап (8 мин.)

Провести рефлексию занятия.

Прием синквейн

Фронтальный, индивидуаль - ный

Подводит итоги урока

Оценивает работу групп

Комментирует домашнее задание

Участвует в оценке работы каждой группы.

Отражают свое настроение.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

ПЛАН УРОКА

1 группа

2 группа

Мотивационно - целевой этап - 5мин

Организационный момент. Актуализация знаний.   Подготовка учащихся к работе на основном этапе.                                                     (Беседа с учащимися)

1.        Приведите примеры хорошо растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых в воде веществ, пользуясь таблицей растворимости.

2.        Назовите типы химической связи между атомами в молекулах веществ.

3.        Приведите примеры веществ с ионным типом связи.

4.        Приведите примеры веществ с ковалентной полярной связью.

Демонстрационный эксперимент

(Проведение демонстрационного эксперимента и его обсуждение)

Проведение демонстрационного эксперимента «Сравнение электропроводности воды и растворов соли и кислоты». Рекомендуется проводить данный опыт по книге «Демонстрационный эксперимент по физике», часть 2, стр. 204, выбрать лампочку мощностью 36 В, но достаточно большую, чтобы было видно со всех рядов класса.

Можно также рассказать о современных приборах – кондуктометрах, определяющих концентрацию растворов кислот, оснований, солей.

http://college.ru/images_college/modeli_urokov/lessonsfromprodschem/OK_chem_8-9/model_files/image002.jpghttp://college.ru/images_college/modeli_urokov/lessonsfromprodschem/OK_chem_8-9/model_files/image004.jpg

Создание проблемной ситуации по результатам наблюдения: почему растворы соли и кислоты проводят электрический ток, а вода не проводит?

Ориентировочный этап - 5 мин

Беседа, в ходе которой учащиеся делают вывод  по эксперименту. 

Из курса физики:  электрический ток в проводниках – металлах представляет направленное движение заряженных частиц – электронов.

Значит, растворы кислот и солей тоже должны содержать заряженные частицы, за счет которых осуществляется электропроводность.

Класс делится на 2 группы: «химиков» и «иностранной делегации», каждая из которых получает задания.

1 группа – «химики»

Закончить высказывания, используя материал параграфа из учебника:

  1. Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называют ….
  2. Вещества, растворы которых не проводят электрический ток, называют ….
  3. При растворении в воде или при расплавлении происходит распад вещества на ионы под действием полярных молекул растворителя. Этот процесс называется ….
  4. Диссоциация веществ с ионным типом связи происходит в три стадии:

А)

Б)

В)

  1.   Диссоциация веществ с ковалентной полярной связью происходит в четыре стадии:

А)

Б)

В)

          Г)

6)     Для каких электролитов электролитическая диссоциация – обратимый процесс?

7) Что называется степенью электролитической диссоциации? Какова ее формула?

8)  Заполните схему. (Дать определение, привести примеры)

                                           

Электролиты

                       ( по степени электролитической диссоциации)

        

        Сильные                                         Слабые

_________________________                 __________________________

_______________________                     __________________________

_________________________                 __________________________

2 группа – «иностранная делегация».

ВВЕДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ проводится на русском языке: через сравнение правил немецкого  языка и  русского:

Карточка1       

СХОДСТВО.

  ПРИМЕР:  Die Musik ist die Sprache, die  jeder Mensch gut versteht.    

 1/ Состоит из 2 простых предложений           [Die Musik ist die Sprache].  и  [ Jeder Mensch versteht die  Musik gut ].      

2/ Относительное местоимение  принимает форму члена предложения, которое комментируется и определяется – падеж, род  и число    Die Musik ist die Sprache,  die ( Akk/ Fem/Sing/ – Akk.  Ж.р., ед.ч.)  jeder Mensch gut versteht.  

  3/  Отвечает на вопрос Welche? или  Was für? В данном случае Was für eine Sprache  versteht jeder Mensch gut ?  

 ОТЛИЧИЕ:                                                                                                 1/  Порядок слов в придаточном в немецком языке  чётко определён  и называется  «рамочная конструкция»,  которая   предопределяет место главных членов предложения: Для  подлежащего - 1-ое место после относительного местоимения.  Для  сказуемого - последнее место.         Причём, если сказуемое сложное, то последнее место занимает изменяемая форма:  обычно это  - вспомогательный глагол или модальный.                                                                                                    2/  В роли относит. мест.  выступают артикли die  der  das и их формы,  изменяющиеся в соответствии с падежом :   

Падеж/род

Ж.р.

М.р.

С.р.

Мн.ч.

Nom.

die

der

das

die

Gen.

der

des

des

der

Dat.

der

dem

dem

den

Akk.

die

den

das

die

Подводим итог: Придаточное  предложение, особенно ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ, уточняет информацию, данную в ГЛАВНОМ предложении, т.е. определяет, характеризует и присоединяется к главному с помощью относительного местоимения  КОТОРЫЙ.

Приведите пример  русского предложения.

На доске предъявлена лексика – терминология по теме: «Die elektrolytische Dissoziation»,  учитель фонетически отрабатывает её с учащимися 2 группы, утоняет перевод. Wir werden die  Grammatik studieren. Unser grammatisches Thema heißt  „ Attributsätze“.

Поисково – исследовательский этап - 12 мин

 Обе группы работают  с источниками информации.

Практический этап - 15 мин

Сначала учитель проверяет работу 1 группы на предыдущем этапе (мягкая коррекция), затем предлагает выполнить задания:

  1. Проверьте  свои знания. Заполните таблицу.

ЭЛЕКТРОЛИТЫ

НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

Растворимые соли

Органические вещества

Щелочи

Простые вещества

Кислоты

Нерастворимые оксиды

Нерастворимые соли, кислоты, основания

2. Установите правильную последовательность процессов, происходящих при диссоциации

А) веществ с ионной связью

* диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы;

* ориентация молекул – диполей воды около ионов кристалла;

* гидратация (взаимодействие) молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла.

Б) веществ с ковалентной полярной связью

* гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита;

* ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита;

* диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы;     * ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную).

  1. Привести примеры, заполнив схему:

 ЭЛЕКТРОЛИТЫ

(по степени электролитической диссоциации)

                                    ↓                                                         ↓

           сильные  электролиты                               слабые электролиты

Учитель предлагает вниманию учащихся 2 группы текст и задания к нему.

Lesen Sie den Text und finden die Attributsätze .

Die Theorie der  Dissoziation wurde von schwedischen Gelehrten  Svante Arrenius gegründet.

Die wichtigsten Bestimmungen   dieser  Theorie sind folgende:

  1. Beim Auflösen in Wasser dissoziieren (zerfallen) Elektrolyte auf die positiven und negativen Ionen,  die man Kationen und Anionen nennt.
  2. Die Ursache der Dissoziation des Elektrolyten in einer wässrigen Lösung ist es Flüssigkeitszufuhr., die man als die Interaktion des Elektrolyten mit den Wassermolekülen erklärt.
  3. Unter der Wirkung des elektrischen Stroms Ionen erwerben gerichtete Bewegung: die positiv geladenen Ionen zur Kathode bewegen, negativ geladene zur Anode.
  4. Die elektrolytische Dissoziation   ist ein reversibelеr  Prozess für schwache Elektrolyte. Zusammen mit dem Prozess der Dissoziation (Zersetzung des Elektrolyten auf die Ionen) verläuft und der umgekehrte Prozess – Verband (Verbindung Ionen).

Die chemischen Eigenschaften der Lösungen von Elektrolyten bestimmt die Eigenschaften diejenigen Ionen, die Sie bilden.

Задания:

  1. Найти в тексте придаточные определительные предложения.
  2. Определить в них подлежащие и сказуемое согласно «рамочной конструкции».

Рефлексивно – оценочный этап  - 8 мин

  1. Презентация результатов работы учащимися 1 и 2 групп.
  2. Рефлексия занятия (прием синквейн).

1 группа

Электролиты

Сильные, слабые.

Диссоциируют, проводят, растворяются.

Удивительно: они проводят ток.

Свет.

2 группа

  1. Elektrolyte.
  2. Starke, schwache
  3. Zerfallen, lösen, leiten
  4. Es ist erscauntlich: Elektrolyte sind die Stoffe, die den elektrischen Strom leiten!
  5. Das Licht.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...

Порядок слов в немецком языке

Порядок слов в немецком языке...

Формирование естественно научной грамотности на уроках биологии и химии.

В статье рассмотрена естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности....