Урок открытия новых знаний по русскому языку в 5 классе (ФГОС) по теме: "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Жидкова Лариса Ивановна

Предварительный просмотр:

Конспект урока

(ФГОС, русский язык, 5 класс)

Учитель: Жидкова Лариса Ивановна

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема урока: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель как результат деятельности  учащихся:

предметные:

- овладеть основными понятиями темы;

- различать омонимы и многозначные слова;

- опознавать омонимы и их разновидности;

- наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах;

- использовать их в собственной речи;

личностные:

- осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;

метапредметные:

- пользоваться толковым словарём и словарём омонимов;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план);

-  строить продуктивное речевое взаимодействие в группе;

- точно и ясно выражать мысль и оценивать свою и чужую речь.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему)  урока.

3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

4. Искать пути её решения.

5. Соотносить цели и результаты  своей деятельности.

6. Определять степень успешности работы.

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы («инсерт») читательской деятельности.

3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

5. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Образовательная технология: развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо (РКМЧП).

Приёмы технологии «РКМЧП»: групповая дискуссия, «инсерт»,

Методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические, КМД (коллективная мыследеятельность при работе малыми группами), анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, разноуровневое дифференцированное домашнее задание, создание «ситуации успеха».

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемый результат:

Личностные универсальные учебные действия.

ученики научатся:

ученики получат возможность научиться:

- Уважительно относиться к учителю и сверстникам;

- уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать о русском языке.

- понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- стремиться к речевому самосовершенствованию;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия.

- формулировать тему и цели урока;

- планированию пути достижения цели;

- установлению целевых приоритетов;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- определять степень успешности своей работы.

- учитывать условия выполнения учебной задачи;

- выделять альтернативные способы достижения цели;

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия.

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

- аргументировать свою точку зрения;

- слушать и слышать других;

- задавать вопросы;

- осуществлять контроль.

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия.

 - Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы («инсерт») читательской деятельности.

- извлекать информацию из словарей;

- владеть приёмами отбора и систематизации материала;

- сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы;

систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы (кластер).

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения.

- овладеть основными понятиями темы;

- различать омонимы и многозначные слова;

- опознавать омонимы и их разновидности;

- наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах;

- использовать их в собственной речи;

- пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы («инсерт») читательской деятельности;

- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова  в соответствии  с их лексическим значением;

- использовать словари омонимов и омоформ с целью обогащения речи, выбора наиболее точного слова для выражения мысли;

- опознавать в словаре омонимы и определять значение омонимов, используемых в тексте;

- строить сообщение в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

- производить сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Метапредметные результаты обучения

- понимать информацию устного и письменного сообщения;

- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;

- извлекать информацию из различных источников;

- пользоваться словарями различных типов;

- определять цели предстоящей учебной деятельности; последовательность действий;

- формулировать и аргументировать свои мысли;

- привлекать изученный материал;

- совершенствовать устную и письменную речь;

- самостоятельно анализировать учебную деятельность; - взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

- вести самостоятельный поиск информации;

- самостоятельно планировать учебную деятельность;

- самостоятельно сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

- владеть первоначальными навыками научной деятельности и представление её результатов;

- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров;

- находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,

исправлять их; совершенствовать и редактировать свои тексты;

- применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;

- использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

- применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

Основные ресурсы  урока: учебник М.М. Разумовской «Русский язык. 5 класс», электронное интерактивное приложение (CD- диск), толковый словарь С.И. Ожегова, словарь омонимов и омоформ русского языка Ю. Н. Гребнева,  учебный словарь омонимов русского языка Л.А. Введенской, Н.П. Колесникова, раздаточный материал для групповой работы.

Основные понятия: омонимы, омонимия, омоформы, каламбур.

УМК. 1. Русский язык. 5 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

2. Кудинова А.В. Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений» / А.В. Кудинова. – 5-е изд., перер. и доп. – м.: Издательство «Экзамен», 2011.

Дополнительная литература:

1. Русский язык. Поурочные разработки под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. 5 кл. – М: Дрофа, 2011г

2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. –

М.:ТЦ Сфера, 2014.

3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – 2-е изд., испр. – М.:ТЦ Сфера, 2014.

4. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А.М. Гращенкова, А.Ю. Госсман [и др.].  – М.: Планета, 2014.

5. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: учебно-метод. пособие / Г.П. Лазаренко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

6. Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 классах / авт.-сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Новые образовательные стандарты. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину-Дьяченко) / Авт.-сост. Г.М. Вялкова. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Планета, 2013.

8. Лунева Л.П. Краеведение как средство формирования культурологической компетенции. Дидактические материалы по русскому языку. Часть I. –  Самара,2002.

Электронные образовательные ресурсы:

1. www.uroki.net/docrus.htm/– Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации. 

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык. 

www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу.

3. http://rus.1september.ru/ -  Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

4. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ – Ресурсы по русскому языку.

5. http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания).

6. http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе.

7. www.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ).

8. http://litera.edu.ru- Российский общеобразовательный портал.

9.http://window.edu.ru/library- Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

10.http://www.megabook.ru/encyclopedia- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.

11.http://prezented.ru/literatura- Готовые презентации для школьников и студентов.

12.http://www.gramota.ru/slovari- ГРАМОТА. РУ. Словари.

13. http://www.planeta-kniga.ru- сайт издательства «ПЛАНЕТА»

14. http://nsportal.ru/node/1458767 - социальная сеть работников образования.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Снова рада встрече с вами. Посмотрите, пожалуйста, всё ли вы приготовили к уроку? У меня замечательное настроение. А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Прекрасно, у всех хорошее настроение. Значит, пора за работу!

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку.

Оценивают своё эмоциональное состояние.

Включаются  в  деловой  ритм.

1 мин.

II. Стадия «Вызов».

1. Мотивация.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока послушайте стихотворение С. Долженко «Говорю своей сестрёнке»:

Говорю своей сестрёнке:

На воскресник мне пора.

Разобьём сегодня клумбу в центре нашего двора».

И быстрей на плечи курту

Да на голову платок.

«Подожди, -

кричит сестрёнка. – Ты забыла … молоток».

2. Формулировка проблемы.

1.Что придаёт стихотворению шуточный диалог?

2. Почему девочку не поняла свою старшую сестру?

3. В каком значении в тексте употреблено слово «разбить»?

4. А что имела в виду младшая сестра?

- Составьте 2 предложения со словом «разобьём».

- Что общего в этих предложениях?

- Какое заметили противоречие? Что удивило?

- Как такое стало возможно?

- Какой возникает вопрос? Что предстоит выяснить?

- Можно ли эти слова назвать многозначными?

- Найдите в учебнике на странице 114 как называются эти слова.

Записываем тему нашего урока: «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы». (Слайд 1).

3. Целеполагание. Приём «Вопросительные слова».

Составьте и запишите на чистых листочках вопросы по этой теме, используя вспомогательные слова:

Что? Где? Когда? Почему? Где? Для чего? Каким образом? Сколько? Откуда? Зачем? Как? и другие. (Слайд 2).

На какие вопросы вы знаете ответ?

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Составляют предложения.

Отвечают на вопрос (слово «разобьём»).

Отвечают на вопросы.

Формулируют проблему: выяснить, как называются такие слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение.

Находят в учебнике название слов.

Формулируют вопросы.

Отвечают на вопросы.

1 мин.

2 мин.

1 мин.

2 мин.

III. Стадия осмысления.

1. Формулирование первоначального определения омонимов. Приём последовательной кооперации.

- Ответим на вопрос «Что такое омонимы»? Учтите значение греческих корней, от которых образовано слово: «омос»  - «одинаковый», «онима» - «имя». (Слайд 3).

(Приём  «Принцип развёрнутой кооперации»: I этап – на чистых листочках каждый учение записывает своё понимание омонимов.

II этап – обсуждение в паре, выработка единого определения.

III этап – обсуждение в группе из 4-х человек.

IV этап – выступление каждой группы со своим определением, выработка единого определения, запись его в тетрадь. Обязательное условие – ограничить время: на каждом этапе не более 1-2 мин.).

Сравнить с эталоном (Слайд 4).

2. Применение нового знания. Самостоятельная работа.

Задание «Узнай слово». (Задание предложено на раздаточном материале). Приложение 1.

По лексическим значениям определите, о каких омонимах идёт речь.

Ответы на слайде (Слайд 5).

3. Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

4. Работа с текстом. Отличия омонимов от многозначных слов. Приём «Инсерт».

Чтение текста (раздаточный материал) и его анализ при помощи помет.

Приложение 2.

Работа по вопросам.

1. Какая информация была известна?

2. Что нового узнали?

3. О чём думали иначе?

4. Где появились вопросы?

5. Какие важные мысли отметили?

6. Где в тексте могли бы использовать нумерацию? Почему?

- Рассмотрите рисунки (Слайд 6).

Какие слова в них зашифрованы? (Коса – кисть).

Какой рисунок иллюстрирует омонимию, какой – многозначность? (Коса – омонимы, кисть – многозначное слово). Докажите свою точку зрения.

5. Создание проблемной ситуации.

- Сравните слова (слайд 7): замок – замок, компания – кампания, мой (портфель) – мой (пол).

Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?

6. Открытие нового знания. Омофоны, омографы, омоформы.

- Давайте попробуем представить себя лингвистами, которым нужно назвать данные явления, придумать термины или составить их, исходя из тех знаний, которыми мы обладаем.

- Что общего в паре: замок – замок? (Слайд 8).

Какой раздел лингвистики изучает способы выражения звуков на письме и буквально в переводе с греческого означает «пишу»?

Попробуем назвать термин по аналогии: омонимы (от греч. «омос»  - «одинаковый», «онима» - «имя»), а если взять «омос»  - «одинаковый» + «grapho» - «пишу»), то получаем… .

Рассмотрим следующую пару: компания – кампания (Слайд 9). Слова отличаются написанием, но одинаково произносятся. Какой раздел лингвистики изучает звуки?

Что получится, если сложить «одинаковый» и «звук» «омос»  - «одинаковый» + «phone» - «звук»?

- Чем необычна последняя пара: мой (портфель) – мой (пол)? (Слайд 10).

Попробуйте просклонять местоимение «мой», назовите неопределённую форму данного глагола, поставьте в настоящее, прошедшее и будущее время. Что заметили?

Следовательно, как можно назвать данную пару? («омос»  - «одинаковый» + форма).

Сравним с эталоном (Слайд 11).

7. Применение нового знания.

Омонимия – довольно распространённое явление в русском языке.

Омонимия легла в основу каламбуров – игры слов, одинаково произносимых, но имеющих разное значение, а часто и разное написание.

Выпишите из стихотворений:

1) Омофоны, 2) омографы, 3) омоформы.

Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!

Кумушки

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки –

Сорок сорок. (Я. Козловский)

Петя мечтает

…Если б мыло призодило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было! (Б. Заходер)

***

Снег сказал: «Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечёт, качая стаю

Отражённых голубей».

Сравним с ответами  (Слайд 12).

( 1) омофоны: пруд – прут, сама – сома; 2) омографы : ворона – ворона; 3) омоформы: мыло (сущ.) – мыло (глаг.), стаю (глаг.) – стаю (сущ.), голубей (прил.) – голубей (сущ.), сорок (числ.) – сорок (сущ.).

8. Работа со словарями.

Омонимы зафиксированы в толковых словарях.

Существуют специальные словари омонимов, омоформ (Слайд 13).  

- Давайте посмотрим, как оформлены омонимы в толковых словарях? (учебник, стр. 308)

Работают индивидуально, в парах, в группах.

Формулируют определение омонимов.

Работают в группах.

Выполняют физкультминутку совместно с учителем.

Работают с текстом индивидуально.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Наблюдают, сравнивают, отвечают на вопрос.

Одинаково пишутся

Графика

Омографы

Фонетик)

Омофоны

Разные части речи

Мыть

Эти слова совпадают в написании и произношении только в одной форме.

Омоформы

Работают в группах. Выписывают пары слов

У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается

цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего.

5 мин.

5 мин.

1 мин.

6 мин.

2 мин.

5 мин.

3 мин.

2 мин.

V. Рефлексия.

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Составьте, пожалуйста, кластер.

Что вызвало затруднение?

Сравните с моим кластером (Слайд 14).

Оцените свою работу на уроке.

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке? Покажите свое настроение на нашем букете.

Отвечают.

Работают в группах. Составляют кластер.

Отвечают.

Выставляют себе оценку в листе самооценки.

Оценивают своё эмоциональное состояние: выбирают цветочек соответствующего своему настроению цвета и прикрепляют его к букету.

2 мин.

VI. Домашнее задание. (Слайд 15).

1. Найдите в толковом словаре омонимы, составить предложения или упр. 325 (по выбору) (1 уровень).

2. Упр. 322 или 323 (по выбору) стр. 114, 115 выуч. (2 уровень).

3. Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения или сочинить сказку или загадку, шуточное стихотворение на основе омонимии (3 уровень).

Дети выбирают домашнее задание и записывают в дневник.

2 мин.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Этапы урока

Цель этапа

ФОУД

Формируемые универсальные учебные действия

ЭОР

познавательные

регулятивные

Коммуникатив-ные

I. Организационный момент.

Включение учащихся в деятельность.

Организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Фронтальная

Активизация мышления при ответе на вопрос.

Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку.

1. www.uroki.net/docrus.htm/

13. http://nsportal.ru/node/1458767 -

II. Стадия «Вызов».

1. Мотивация.

2. Формулировка проблемы.

3. Целеполагание. Приём «Вопросительные слова».

Побуждение интереса к теме.

Мотивация ученика к учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации.

Построение плана достижения цели.

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Активизация мышления при прослушивании стихотворения.

Овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное формулирование темы и познавательных целей.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ www.pedved.ucoz.ru/

III. Стадия осмысле-ния.

1. Формулирование первонача-льного определе-ния омонимов. Приём последова-тельной коопера-ции.

2. Применение нового знания. Самостоятельная работа «Узнай слова».

3. Физкультминутка.

4. Работа с текстом. Отличия омонимов от многозначных слов. Приём «Инсерт».

5. Создание проблемной ситуации.

6. Открытие нового знания. Омофоны, омографы, омофоны.

7. Применение нового знания.

6. Работа со словарями.

Готовность к мышлению и осознание потребности к построению нового способа действий.

Получение новой информации.

Осмысление новой информации.

Соотнесение её с уже имеющимися знаниями.

Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение  их с умственной деятельности на умственно-физическую.

Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия.

Мотивация ученика к

учебной деятельности.

Фиксация нового знания в речи.

Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия.

Индивидуальная,

парная,

групповая

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Самостоятельное формулирование определения.

Построение логически обоснованных рассуждений, группирование слов по заданным основаниям, оценивание своей работы.

Анализирование, сравнивание,  нахождение отличий,

устанавливание закономерности.

Построение логически обоснованных рассуждений.

Самостоятельное формулирование определений.

Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям, оценивать свою работу.

Извлечение информации из словарей.

Формулирование  и аргументирование своих мыслей;

привлечение нового и изученного материала;

- совершенствование устной и письменной речью.

- Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Создание устных монологических высказываний разного типа; умение вести диалог.

Устанавливание и вырабатывание разных точек зрения;

аргументирование своей точки зрения;

умение  задавать вопросы.

 Осмысленное чтение и адекватное восприятие.

- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Формирование культуры публичных выступлений.

13. http://www.planeta-kniga.ru- 

. www.a4format.ru/

http://festival.1september.ru/subjects/8

http://www.gramota.ru/slovari-

V. Рефлексия.

Организация оценивания

учащимися собственной деятельности.

Оценивание своего эмоционального состояния.

Индивидуальная

Систематизирование и представление полученной информации в виде схемы (кластера).

Определение степени успешности своей работы.

VI. Домашнее задание.

Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.

При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся.

Индивидуальная

Планирование пути достижения цели;

установление целевых приоритетов;

оценивание уровня владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Проявление внимания, удивления, желания больше узнать.

http://www.planeta-kniga.ru- 



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

«Узнай слова»

Слова -омонимы

Понятие 1

Понятие 2

1

Луна

1/12 часть года

2

Вид ткани

Сборник карт

3

Растение семейства лилейных

Спортивный снаряд

4

Личинка бабочки

Движитель трактора

5

Вид спорта

Изолированное помещение, камера

6

Приспособление для еды

Часть велосипеда

7

Ледяная площадка для катания на коньках

Дорожно-строительная машина

8

Ударная часть колокола

Важнейшее средство человеческого общения

9

Рыба

Приспособление для чистки бутылок

10

Устройство для выправления зрения

Единицы счёта в играх

11

Часть черепа

Деталь шестерни

 Ответы: 1. Месяц. 2. Атлас. 3. Лук. 4. Гусеница. 5. Бокс. 6. Вилка. 7. Каток. 8. Язык. 9. Ёрш. 10. Очки. 11. Зуб.

Приложение 2.

Приём «Инсерт».

От многозначных слов следует отличать слова-омонимы.

Омонимы (от греч. homos – одинаковый,  onyma – имя) – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. От многозначных слов омонимы отличаются тем, что обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего сходного. У омонимов разные синонимы и однокоренные слова, а у многозначных слов синонимы и однокоренные слова в большинстве случаев одинаковые. В толковых словарях омонимы даются не в одной, а в разных статьях. Если слово-омоним многозначно, его значения идут в этой же словарной статье, последовательно, под номерами. Например:

Ключ1         1. Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Запереть на ключ. 

                          2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания, завода чего-нибудь. Ключ для

                     часов. Гаечный ключ.

                 3. перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь. Ключ к шифру.

                 4. перен. Пособие, помогающее изучению учебника, текста. Ключ к задачнику.

                 5. (спец.)  Знак в начале нотной строки, определяющий значение нот. Скрипичный ключ. Басовый ключ.

                 6. (спец.) Верхний камень, замыкающий свод сооружения.

Ключ2          1. Бьющий из земли источник, родник. Вода бьёт ключом (стремительной струёй).

        2.  перен. То, что даёт начало, служит основанием чему-либо, откуда исходит, берётся, черпается что-либо.

Ключ и ключ  являются омонимами, так как обозначают совершенно разные явления действительности. Оба слова многозначны, оба могут употребляться в прямом и переносном значениях.

 

Приложение 3.

Выпишите из стихотворений: 1) омофоны, 2) омографы, 3) омоформы.

Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!

Кумушки

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки –

Сорок сорок. (Я. Козловский)

Петя мечтает

…Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было! (Б. Заходер)

***

Снег сказал: «Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечёт, качая стаю

Отражённых голубей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия нового знания по английскому языку в 4 классе по теме «Уолт Дисней и герои его мультфильмов»

Урок систематизации и обобщения знаний и  умений по теме «Животные» в рамках освоения ФГОС НОО.Задачи: познакомить с биографией Уолта Диснея и некоторыми персонажами его мультфильмов; развив...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Самостоятельные и служебные части речи".

Цель урока глубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и «незнания» у шестиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологически...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".

Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии б...

Урок открытия новых знаний по математике в 5 класс по теме: "Формула площади прямоугольника"

Урок открытия новых знаний по математике в 5 класс по теме: "Формула площади прямоугольника". На уроке используется технология проблемного обучения, работа на интерактивной доске, работа в группа....

Урок открытия нового знания по русскому языку в 5 классе. Тема «Разряды имён прилагательных»

Урок построен на реализации принципов технологии  деятельностного  метода на уроках русского языка....

Информационная карта передового педагогического опыта "Структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС"

Русский язык- это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельнос...

Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...