Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Самостоятельные и служебные части речи".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока глубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и «незнания» у шестиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельные и служебные части речи

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и «незнания» у шестиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; три группы частей речи; уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия

Самостоятельные части речи, служебные части речи, морфологические признаки речи, морфология, грамматика, общее грамматическое значение, синтаксические признаки.


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность учащихся

Формы организации взаимо-действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу-точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово (составляется учителем)

«Кто не знает грамматики, тот не знает законов русского языка, тот не знает язык». Л.В. Успенский

Как вы понимаете это высказывание? Обоснуйте свою точку зрения.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера).

Листы обратной связи.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ в сопровождении мультимедийной презентации

- Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется «Лексика»

- Что это за раздел?

- Какие еще разделы лингвистики вам известны? (Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.)

- Что изучает каждый из разделов? (Варианты ответов обучающихся.)

- Давайте посмотрим на экран (презентация):

1. Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость.

2. Думаешь, поешь, дремлешь, читаешь, видишь.

3. Интересный, чудесный, новый, прелестный.

4. Под, на, в, из.

5. Как, и, что, где, но.

- Что вы заметили в строках? (Слова распределены по частям речи.) Обоснуйте ответ.

- Кто увидел спрятанную здесь строчку из известного всем стихотворения? Кто автор этих строк?

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы.

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

Просмотр мультимедийной презентации «Самостоятельные и служебные части речи»

- Итак одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «Части речи». Запишем тему урока.

- Ребята, какие части речи вам еще знакомы?

- Давайте еще раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаем вопрос, выясняем грамматическое значение слова.)

- Какими признаками должны обладать слова, той или иной части речи?

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Устные ответы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа, работа с книгой.

- Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор. Запишем определение этого раздела языкознания (на слайде).

На слайде:

В, на , из-за, и, но, не, через, под, а.

Мальчик, книга, читать;

идти, веселый, подход;

смотреть, синий, небо;

звёзды, сиять

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках? (Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни могут употребляться.)

- Верно. Те слова, которые записаны справа, относятся к... (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельным частям речи.

- А те, которые слева? (Служебные части речи.)

-Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы

- Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительные, прилагательные, глагол, наречие, числительное, местоимение) и служебные (предлог, союз, частица). Самостоятельные части речи в предложении являются членами предложения, а служебные части речи служат для связи слов в словосочетании и предложении.

Части речи изучает раздел языкознания, который называется «Морфология»

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Устные ответы

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Эвристическая беседа, работа с информационным текстом

- Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.

- Какие части речи вам известны? (Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы.)

- Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, поработав со справочным материалом. Обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения.

Упр. 217, С. 113 (выполняем в тематической тетради)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач..

Устные ответы

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Эвристическая беседа, работа со справочным материалом, проверка работ по ключу на слайде мультимедийной презентации.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения.

Схема «Части речи в русском языке» из презентации.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

- Пользуясь материалами своей работы в классе, расскажите, что означает каждая часть речи. Для чего она служит?

- В наших таблицах представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых мы будем заниматься в ближайшее время.

Составляют обобщающую таблицу, отвечают на вопросы

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали о предмете изучения морфологии; о тома, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на справочный материал.

Индивидуальная, групповая

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Устные ответы, Письменная работа.

8. Включение в систему знаний и повторение

Составление связных рассказов об изученных нормах.

Знакомство с работами учащихся.

На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.

(Не) привыкайте (к) ч_десам –

Д_витесь, им, д_витесь!

(Не) привыкайте (к) небесам,

Гл_зами (к) ним т_нитесь

Приглядывайтесь (к) обл_кам,

Прислуш_вайтесь (к) птицам,

Прикладывайтесь (к) родникам –

Ничто (не) повт_рит_ся.

(За) мигом миг, (за) шагом шаг

Вп_дайте (в) изумленье.

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье.

                               В. Шефнер

Задание 1:

- Какова основная мысль этого стихотворения?

- Вставьте пропущенные буквы, над словами надпишите части речи, к которым они относятся.

Задание 2:

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!

Наступили холода. Пруд в соседнем парке покрылся льдом.

Ребята после уроков выскочили из школы весёлые. Хотелось резвиться, бегать, толкать друг друга. Ведь с утра сидели за партами, считали, писали, решали... тут солнце, простор, снег, на пруду и лёд! Бежит Коля от Лёни. Тот вот-вот догонит. А тропинка спускается незаметно к пруду. Не разглядел Коля кромки льда. Выскочил на зеркало озера.

Вдруг раздался треск. Мальчик неожиданно оказался в воде. Ноги не достали дна. Он закричал. Лёня смог вытащить его на берег.

Побежали бегом домой. Хорошо, что дом был близко.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Регулятивные: Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Письменная работа.

9.

Выполнение практического задания закрепляющего полученные знания

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Отвечают на вопросы.

Составляют план изложения.

Индивидуальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Письменные, устные ответы.

10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание деятельности учащихся.

Заключительная беседа по вопросам.

- Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?

- Что понравилось, запомнилось, удивило?

- Что полезного для вас было? Что пригодится в будущем?

- Над чем заставил задуматься материал урока?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе, понравился ли урок.

Оценивают работу, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Групповая, индивидуальная

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают работу; исправляют и объясняют ошибки.

Устные ответы. Листы обратной связи

11. Домашнее задание

1. Дописать сочинение по заданному началу.

2. § 29 С. 112, т/т

3. Повторить § 10 С. 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи"

Материал представляет собой разработку современного урока русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи" в соответствии с требованиями   ФГОС...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".

Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии б...

Урок открытия нового знания по русскому языку в 5 классе. Тема «Разряды имён прилагательных»

Урок построен на реализации принципов технологии  деятельностного  метода на уроках русского языка....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект урока содержит материал, в котором прослеживается технология моделирования (опорная схема по частям речи)....